Методические рекомендации Документационное сопровождение индивидуальных программ




НазваниеМетодические рекомендации Документационное сопровождение индивидуальных программ
страница1/5
Дата публикации08.12.2013
Размер0,59 Mb.
ТипМетодические рекомендации
pochit.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав МО Идринский район


Методические рекомендации


Документационное сопровождение

индивидуальных программ

реабилитации семей,

находящихся в социально-опасном положении


Утверждены решение комиссии №___ от «__» 2012 г.

Председатель комиссии _________ Л.М. Соболевская

С. Идринское.
2012г.


Данные методические рекомендации предназначены для специалистов, работающих в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и реабилитации семей, находящихся в социально-опасном положении.

Рекомендации направлены на совершенствование работы по реализации индивидуальных программ реабилитации, в частности - по разработке данных программ, их оформлению в документационном виде, по анализу эффективности реализации программ. Рекомендации предлагают одни из возможных вариантов форм и методов работы по реализации ИПР семей СОП.

Тезаурус

^ Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, кото­рое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. (ст. 1, Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних»)

К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, можно отнести три группы лиц в возрасте до восемнадцати лет:

    1. которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья;

    2. которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию;

    3. лица, которые совершают правонарушения или антиобщественные действия.

(ст. 1, «Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах сис­темы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (постатей­ный) (Козлов С. С.)

Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа;

      1. безнадзорные или беспризорные;

      2. занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

      3. содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, соци­альных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в соци­альной помощи и (или) реабилитации;

      4. употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую про­дукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

(в ред. Федерального закона от 22.04.2005 N 39-ФЗ)

      1. совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взы­скания;

      2. совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает админист­ративная ответственность;

      3. освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетне­го может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

      4. совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственно­сти в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

      5. обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых из­браны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

      6. условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказа­ния вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

      7. получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

      8. освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребыва­ния в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуж­даются в социальной помощи и (или) реабилитации;

      9. осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобож­денные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

      10. осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязан­ностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их по­ведение либо жестоко обращаются с ними.

(ст. 5, Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних»)

^ Семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, нахо­дящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные предста­вители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. (ст. 1, Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних»)

Критерии при определении семьи, находящейся в социально опасном положении:

  • неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических ус­ловий);

  • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и т. д.);

  • отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, упот­ребление наркотических средств, аморальный образ жизни);

  • вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т. д.);

  • жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психиче­ского и морального ущерба ребенку);

  • отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка).

(ст. 1, «Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах сис­темы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (постатей­ный) (Козлов С. С.)

Из определений «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» и «семья, находящаяся в социально опасном положении» следует, что даже если несовершенно­летний проживает во внешне благополучной семье, но совершил преступление или системати­чески совершает правонарушения, то данная семья относится к категории находящихся в соци­ально опасном положении.

Лица и семьи, соответствующие указанным определениям, ставятся на учет органами, от­ветственными за работу с несовершеннолетними, которые проводят с ними профилактическую работу, направленную на коррекцию поведения таких детей и семей.

(ст. 1, «Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах сис­темы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (постатей­ный) (Козлов С. С.).

^ Индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выяв­лению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правона­рушений и антиобщественных действий.

(ст. 1, Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних»)

^ Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, — дети, оставшиеся без попече­ния родителей; дети инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имею­щие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети-жертвы вооруженных и меж­национальных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитатель­ных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятель­ность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не мо­гут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

(ст.1, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»)

^ Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрас­том, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие опре­деленного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

(ст.3, Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания на­селения в Российской Федерации»)


Приложение № 1

к протоколу комиссии

КДН и ЗП МО Идринский район

от 14.09.2012 № 13
РЕГЛАМЕНТ

проведения социального расследования (диагностики) нарушений прав детей, организации учета несовершеннолетних и семей группы риска на территории Идринского района



  1. ^ Общие положения

  1. Настоящий Регламент проведения социального расследования (диагностики) нарушений прав детей, организации учета несовершеннолетних и семей группы риска (далее – Регламент учета и диагностики) разработан в целях систематизации учета несовершеннолетних и семей, организации межведомственного взаимодействия при обнаружении факторов риска детского неблагополучия и проведения индивидуальных профилактических мероприятий на основе комплексного анализа всех обстоятельств, способствующих формированию признаков социального риска.

  2. В деятельности по раннему выявлению нарушений прав детей и оказанию адресной помощи семьям и детям, оказавшимся в группе риска, участвуют в пределах своей компетенции все органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1999 № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – ФЗ № 120) и Закона Красноярского края от 31.10.2002 № 4-608 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Координация межведомственной деятельности возлагается на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в МО Идринский район (далее - КДНиЗП).

  3. Раннее выявление и постановка на учет неблагополучных семей и несовершеннолетних группы риска проводятся с целью оказания помощи на ранних этапах семейного неблагополучия, определения форм работы с конкретной семей и установления контроля за проведением индивидуально-профилактической работы.



  1. ^ Основные понятия



  1. Под группой риска понимают социальные группы, а также категории детей и семей, которые более других склонны совершать криминальные или делинквентные поступки.

  2. ^ Несовершеннолетние «группы риска» - это дети, которые подвергаются риску из-за отсутствия нормальных условий для их полноценного развития, а также особенности развития которых создают повышенную опасность отклоняющегося поведения (дети из неблагополучных семей; неуспевающие учащиеся; учащиеся с проблемами в обучении и развитии; подростки, замеченные в употреблении ПАВ; допускающие систематические пропуски занятий без уважительной причины; бросившие школу; занимающиеся бродяжничеством; подростки с отклоняющимся от правовых и нравственных норм поведением; социальные сироты; дети, подверженные жестокому обращению и насилию, и т.д.).

  3. ^ Семьи «группы риска» характеризуются:

  • низкой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов;

  • слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия;

  • засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью;

  • высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков;

  • отсутствием мотивации к переменам в лучшую сторону.

  1. Факторы риска – это средовые, биологические, психологические силы, а также силы, связанные с взаимодействием с окружающей средой и ведущие к повышенной вероятности поведенческого нарушения.

Выделяют три основные группы факторов риска, которые создают вероятную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические:

  • Медико-биологические (группа здоровья, наследственные факторы, врожденные черты характера, нарушения в психическом и физическом развитии, условия беременности, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития, ведения родов и т.д.).

  • ^ Социально- экономические (многодетные и неполные семьи, безработные семьи, семьи находящиеся в трудной жизненной ситуации, неприспособленность к жизни в обществе: бродяжничество, нежелание учиться и работать, попытки суицида, агрессивное поведение, алкоголизация, употребление наркотиков).

  • Психологические (отчуждение от социальной среды обитания, неприятие собственного « Я », невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, трудности в социальной адаптации, нереальные жизненные цели, выраженные акцентуации характера, несформированность коммуникативной стороны личности и т.д.)

  • Педагогические (несоответствие содержания программ обучения с их психофизиологическими особенностями и интеллектуальными возможностями, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, несформированная мотивация обучения).

  1. ^ Социальное расследование – это процесс, в ходе которого специалистами защиты детства осуществляется официальный сбор информации для оценки безопасности ребёнка, оценки рисков повторения жестокого обращения и/или неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка, оценка положения его семьи и определяются пути решения выявленных проблем.

9.^ Профилактический уче ведется с целью осуществления:

- мер ранней профилактики (направленных на предотвращение, заблаговременное предупреждение действия негативных факторов, отрицательно влияющих на формирование личности ребенка);

- мер собственно предупредительного характера (мероприятия по целенаправленному воспитательному воздействию на несовершеннолетних, поведение которых свидетельствует об опасности совершения преступлений в будущем);

- мер, направленных на профилактику рецидива (контроль и социальная помощь несовершеннолетним, уже совершившим преступления, нейтрализация факторов социальной среды, способствующих совершению преступления).

10. ^ План индивидуальных профилактических мероприятий (далее – план ИПР)- это заранее намеченный на определенный период комплекс последовательных мер общей и индивидуальной профилактики, профилактического контроля (осуществляется в течение действия профилактического учета), предусматривающих порядок, последовательность, конкретные сроки исполнения и исполнителей.

11. ^ Программа индивидуальной профилактической работы (далее - программа ИПР) - способ пошаговой (поэтапной) организации деятельности для решения конкретных задач в соответствии с целями, поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей, формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации Документационное сопровождение индивидуальных программ iconМетодические рекомендации по разработке индивидуальных программ реабилитации

Методические рекомендации Документационное сопровождение индивидуальных программ iconМетодические рекомендации Контрольные задания по дисциплине «Документационное...
«Обязательного минимума содержания образования по информатике», рекомендованного Минобразованием РФ. В своей методической работе...
Методические рекомендации Документационное сопровождение индивидуальных программ iconМетодические рекомендации Контрольные задания по дисциплине «Документационное...
«Обязательного минимума содержания образования по информатике», рекомендованного Минобразованием РФ. В своей методической работе...
Методические рекомендации Документационное сопровождение индивидуальных программ iconМетодические рекомендации по разработке индивидуальных учебных планов...
...
Методические рекомендации Документационное сопровождение индивидуальных программ iconМетодические рекомендации с. Александровка, 2011 г
Собраны рекомендации по оценке и рецензированию программ. Сборник адресован методистам, заместителям директоров по воспитательной...
Методические рекомендации Документационное сопровождение индивидуальных программ iconОрганизационно-методическое сопровождение анонимного социально-психологического...
Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений и их заместителей по воспитательной работе,...
Методические рекомендации Документационное сопровождение индивидуальных программ iconМетодические рекомендации / д м. н. В. Н. Сгибов, к м. н. И. Л. Лан...
Психотерапевтические аспекты реабилитации в сексологии: методические рекомендации
Методические рекомендации Документационное сопровождение индивидуальных программ iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации Документационное сопровождение индивидуальных программ iconМетодические рекомендации для студентов очного отделения по учебной...
Программа предназначена для базового уровня про­фессионального образования и едина для всех форм обучения
Методические рекомендации Документационное сопровождение индивидуальных программ iconВопросы по дисциплине «Документационное обеспечение управления»
Дать определение понятия «Документационное обеспечение управления»,отметить цели и задачи документационного обеспечения управления,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница