Скачать 125,17 Kb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Урок по окружающему миру на тему: «Дети имеют право на особую заботу и помощь.» Урок составила: Федченкова Татьяна Дмитриевна учитель начальных классов 1 категории. 2011-2012 уч.год. Тема: «Дети имеют право на особую заботу и помощь.» Планируемые результаты: Предметные: 1.Формирование уважительного отношения к России , ее современной жизни и историческому прошлому. 2.Довести до сознания ребенка мысли о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами. Метапредметные: Познавательные универсальные действия: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах ^ сохранять цели и задачи в сотрудничестве с учителем; преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. ^ сотрудничать в совместном решении проблем (при работе в группах); формулировать и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения оценку событий. Личностные: 1.Формирование гражданственной идентичности личности в форме осознания «Я как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.» 2.Развитие навыков сотрудничества, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (при работе в группах) Оборудование: учебник «Окружающий мир» А. А. Плешаков, Конституция, Конвенция, Декларация, призентация, выставка кукол, оценочная карта ученика, распечатка по Конвенции, задания в конвертах,круги ( красный, зеленый,голубой),клей, магниты ^ 1.Организационный момент. Ребята, у нас на уроке гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться. ^ -На прошлом уроке в наш словарик мы занесли следующие слова: федерация, конституция, декларация -Назовите из них те в которых говорится о правах человека? (Конституция РФ( 12декабря 1993г.) - означает устройство, постановление. Основной закон нашей страны.) Декларация- завление, принята на общем собрании ООН 10 декабря 1948г.документ защищающий права человека.) -Что яляется высшей ценностью в Конституции России? -Что общего и чем различаются эти документы? (В Конституции России сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».) -Кем была принята Конституция? (Многонациональным народом Российской Федерации . Об этом говорится в преамбуле ( вступление) Конституции)) - Народ - это каждый из нас вместе со всеми, ныне живущими и жившими раньше. Это наши отцы и матери со своими друзьями, соседями, знакомыми и незнакомыми.Это наши бабушки и дедушки на родной земле.Это их предки лежащие в родной земле, на которой и они в свое время растили хлеб, строили дома и храмы, пели песни и веселились, плакали и молились, раститли детей и кормили своих стариков. Словом, народ – это вся бесконечная цепь множества детей и родителей, множества семей. Она тянется из далеких веков до нашего времени . И каждая семья – частица народа. Именно в семье передается из поколения в поколение все самое лучшее, что выработано за многие века исторической жизни каждого народа. О традициях русской семьи мы говорили на уроках технологии. - А какие традиции знаете вы?(Жить по справедливости, заботится о стариках, любить и беречь детей и т. д.) Об этом говорит выставка русской куклы. (обращаю внимание на выставку). Они следовали за нашими предками с самого рождения. Кукол берегли: вырастет девочка,станет мамой и куклу своей дочке передаст. Оказывается, раньше куклам приписывались различные волшебные свойства . - Вы знаете о них? Расскажите. Они могли защищать человека от злых сил, принять на себя болезнь,помочь хорошему урожаю. Так появились первые куклы- обереги.Кукла была бережней, хранительницей доброго духа. - А кого в семье берегли, заботились? (Детей) - Почему особая защитная роль отводилась оберегам в самом начале жизни человека - «оберегам детства»? Маленький, только что народившийся человек особенно уязвим, и его старались уберечь и обезопасить. Куклы – пеленашки подкладывали в колыбельку. Она отвлекала на себя злые силы. Крещение, имянарекание и другие обычаи оберегали ребенка. - Но время шло. Научно - технический прогресс очень изменил нашу жизнь. На смену тряпичным игрушкам пришли современные. Которые сильно отличаются от первых игрушек. И то как раньше люди куклой защищали своих детей, теперь этим не защитишь. Детство –пора, которая бывает в жизни каждого из нас. Не все благополучно в нашем мире. И совсем не просто маленькому человеку пройти по дороге, которая ведет в мир взрослых. К сожалению, бывает и так ,что ребенок по разным причинам остается без семьи. Взрослого человека защищает Конституция, Декларация – в которых написаны их права. ^ - А что же в нашем современном мире может защитить ребенка? (Конституция ст.38 «Забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность родителей».) - Но есть такие семьи , где родители ведут себя недостойно. И от них нужно защищать их же детей. - Может ли ребенок в своем столь юном возрасте иметь какие - то права? - Попробуем организовать работу по решению данной проблемы. ^ Работа в группах. Члены каждой группы имеют права: 1.Выбрать консультанта. 2.Советоваться. 3.Пользоваться нужной литературой. 4.Оценивать свою работу на уроке и работу каждого члена группы Помните! Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта. - Какие источники литературы помогут вам найти ответ на поставленный вопрос? Посмотрите , что у вас лежит на столе? С чего вы начнете? Посоветуйтесь . - Определите алгоритм выполнения самостоятельной работы. Конституция Учебник Вопросы №1, №2, №3, №4, №5 - Каков будет порядок работы?(расставляют цифры) Приступайте к работе. (После чтения текста в учебнике, работают на листах с вопросами.) - Какая группа готова отвечать на вопросы? - У вас возникли трудности ? Вы не смогли ответить на 4 и 5вопросы. Что же делать? А где мы можем найти ответ?(Нужен документ) - Кажется у меня есть этот документ один для каждой группы. Воспользуйтесь им. Какая группа может дать пояснения и ответы на вопросы?(Каждая группа отвечает на 1 вопрос) (Конвенция о правах ребенка - международное соглашение, принятое 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций. Декларация- заявление, принятое 20 ноября 1959г. ООН) ( Слайд 3.) - Ребята, оцените свою работу.(Каждый оценивает сам себя, затем каждого оценивает группа) - Для того, чтобы вы все могли узнать свои права я приготовила и решила вам ее подарить выписку из Конвенции. Прочитайте , обсудите и подчеркните самое главное право. Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 14. Право исповедовать любую религию. Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний. Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Статья 27. Право на достойный уровень жизни. Статья 28. Право на образование. Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы. Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения. Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях. Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона. Право на жизнь. Право на имя при рождении. Право на медицинскую помощь. Право на образование. Право на отдых и досуг. Право на индивидуальность. Право свободно выражать свои взгляды. Право на специальную охрану и защиту. Право на заботу и воспитание родителями. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки. Конвенция о правах ребенка - международное соглашение, принятое 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций. Этот документ должны знать всё дети мира: Конвенция потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают - из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый. Знает ли свои права ребенок? Об этом и подумало Мировое сообщество, принимая Конвенцию о правах ребенка. Она начинает действовать, когда человек делает первый вздох - вступает в жизнь. Вспомним историю, как раньше обстояли дела с правами ребенка? В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы. Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали «добрым людям». В Конвенции о правах ребенка записано «… Ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе». Эта охрана и забота возлагается на родителей ребенка. Семья – маленькое государство, где действуют свои порядки и обычаи. К сожалению, нередко случается так, что ребенок остается без родителей по той или иной причине, следовательно, нарушается одно из правил Конвенции – право на семью. Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и при-стальное внимание международного сообщества. Для этого была создана Конвенции о правах ребенка. - Обсудите в группах такой вопрос: ^ - Зачем нужно было создавать два похожих документа? (Конвенция – принята мировым обществом, а Контитуция только народом России. защищает ребенка до 18 лет) - Какая группа готова дать ответ? - Вы сегодня сами знакомились с новой темой. -Физкультминутка. - Я не буду нарушать ваше право на отдых, так как разумный отдых способствует сохранению здоровья. Если нравится тебе то делай так (2щелчка), (2хлопка), (2хлопка за спиной) (2притопа) ^ - Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. Часто в жизни человека возникают ситуации, когда мы теряемся и не знаем, как поступить. На наших глазах обижают слабого, а мы не знаем, как ему помочь, и как наказать обидчика, или, не разобравшись, наказываем невиновного. Но есть закон, с помощью которого мы можем разобраться в спорных ситуациях. - Вскройте конверт. Прочитайте и выполните задание. Какая группа выполнит , поднимет руки.(Обсуждение выполненного задания.) Слайд 4,5,6,7
- Ребята, дайте оценку своей работе. - Ты должен знать, какие права у тебя есть. Но не забывай, что права есть у твоих мамы и папы, учителей, одноклассников, знакомых и незнакомых людей. Учитель - А сейчас послушайте легенду. Давным–давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять - оскорбляй. Можно все. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось! В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно привело в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи и государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны. Учитель - Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы стали ее жители, почему они чувствуют себя в безопасности. (^ ) - Только ли права играют роль в нашей жизни ?(права и обязанности) - А какие обязанности вы знаете?(Хорошо учиться, помогать дома, ухоживать за пожилыми людьми) ^ - Рассмотрите ситуацию, обсудите в группах. - Выясните, нарушены ли права ребенка? 1гр. Ребенка заставили делать уроки. (Наша обязанность учиться. Родители заботятся о ребенке, поэтому его права не нарушены.) ^ (Мама попросила сына,жестокости по отношению к нему не проявила.Нужно помнить о своих обязанностяхНикакие права не нарушены.) ^ (Ребенок должен знать свои обязанности. В данной ситуации его попросили убрать в своей комнате, за собой.) ^ (Права ребенка не нарушены. Родители заботятся о здоровье ребенка. Нужно соблюдать правила гигиены.) - Ребята, дайте оценку своей работе. ^ - Над какой проблемой мы сегодня работали? - Назовите документы защищающие права людей? - А что такое право?(То, что разрешено законом и соответствует природе человека) - Кто защищает наши права ? - Какое право самое главное? - Порядок в мире будет только в том случае, если будем знать не только права, но и выполнять обязанности и законы. - Эти три важных документа я поставлю к нашей выставке кукол. Что то их все же объединяет? Что бы вы выбрали для того чтобы себя защитить? (Человек всегда мечтал жить честно и справедливо. Охранял свой дом, свою семью, заботился о стариках, любил и берег детей как мог. Но нам с вами повезло больше, чем им. Мы можем гордиться , что родились и живем в таком государстве, которое так серьезно заботиться о жизни каждого появившегося на свет человека! Возможно, в дальнейшем, появятся другие документы еще более совершенные.Жизнь покажет.) 7.Рефлексия. - Попробуем оценить значение сегодняшнего урока. Если полученные знания вам нужны ,то приклейте на свою карту красный кружок, если вы считаете , что можно прожить и без них – то зеленый, а если вы не поняли о чем мы сегодня говорили, то голубой. (Слайд 9) -А сейчас я предлагаю вам закончить наш урок замечательной песней. Мы на свет родились, чтобы радостно жить, Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить, Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы, Чтоб исполнились в жизни все наши мечты. 8. Дом. задание. Оценочная карта(Ф. И.)
Условный цвет: - я все сделал(а) сам(а) - воспользовался помощью друга -ничего не понял |
![]() | Урок по окружающему миру в 3 классе б по теме: «кто что ест?» Дети определяют, к какому классу относится животное и показывают карточку 1 – беспозвоночные, 2 – позвоночные | ![]() | Урок по окружающему миру на тему: «Как живут животные? Как ухаживать за кошкой и собакой?» Образовательные: расширить представление детей о разнообразии и жизни животных; выявить отличительные особенности жизни домашних... |
![]() | Урок по окружающему миру во 2 классе по программе Е. В. Саплиной,... Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы находимся в научно-исследовательском институте, сотрудники которого работают по теме «Поверхность... | ![]() | Внеклассное мероприятие на тему : «Земля наш общий дом» Развивать наблюдательность, внимание, память, интерес к окружающему миру, творческие способности |
![]() | Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Полезные ископаемые Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения | ![]() | Рабочая программа по окружающему миру начального (полного) общего образования Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с примерной программой на основе федерального государственного образовательного... |
![]() | Методическая разработка по окружающему миру 2 класс по теме: Урок... ... | ![]() | Открытый урок по окружающему миру «В мире звука» Им на 2 группы: фарфор, гранит, яшма, керамика, пемза, стекло, бетон, уголь, мел, кирпич |
![]() | Урок окружающего мира в 4 классе Тема Формировать убеждение у учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, чувство уважения к окружающему... | ![]() | Урок по окружающему миру 1-2 класс Тема: «Что я знаю о России» Цель: закрепление знаний по пройденной теме, развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к Родине |