Урок по окружающему миру на тему: «Дети имеют право на особую заботу и помощь.»




Скачать 125,17 Kb.
НазваниеУрок по окружающему миру на тему: «Дети имеют право на особую заботу и помощь.»
Дата публикации07.12.2013
Размер125,17 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Право > Урок
МОУ Дергаевская сош № 23

Урок по окружающему миру

на тему: «Дети имеют право на особую

заботу и помощь

Урок составила: Федченкова Татьяна Дмитриевна

учитель начальных классов 1 категории.

2011-2012 уч.год.

Тема: «Дети имеют право на особую заботу и помощь.»

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Формирование уважительного отношения к России , ее современной жизни и историческому прошлому.

2.Довести до сознания ребенка мысли о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами.

Метапредметные:

Познавательные универсальные действия: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах

^ Регулятивные универсальные действия: сохранять цели и задачи в сотрудничестве с учителем; преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

^ Коммуникативные универсальные действия: сотрудничать в совместном решении проблем (при работе в группах); формулировать и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения оценку событий.

Личностные:

1.Формирование гражданственной идентичности личности в форме осознания «Я как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.»

2.Развитие навыков сотрудничества, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (при работе в группах)

Оборудование: учебник «Окружающий мир» А. А. Плешаков, Конституция, Конвенция, Декларация, призентация, выставка кукол, оценочная карта ученика, распечатка по Конвенции, задания в конвертах,круги ( красный, зеленый,голубой),клей, магниты

^ Этапы урока.

1.Организационный момент.

Ребята, у нас на уроке гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

^ 2.Актуализация знаний. (1 слайд)

-На прошлом уроке в наш словарик мы занесли следующие слова:

федерация, конституция, декларация

-Назовите из них те в которых говорится о правах человека?

(Конституция РФ( 12декабря 1993г.) - означает устройство, постановление. Основной закон нашей страны.)

Декларация- завление, принята на общем собрании ООН 10 декабря 1948г.документ защищающий права человека.)

-Что яляется высшей ценностью в Конституции России?

-Что общего и чем различаются эти документы?

(В Конституции России сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».)

-Кем была принята Конституция?

(Многонациональным народом Российской Федерации . Об этом говорится в преамбуле ( вступление) Конституции))

- Народ - это каждый из нас вместе со всеми, ныне живущими и жившими раньше. Это наши отцы и матери со своими друзьями, соседями, знакомыми и незнакомыми.Это наши бабушки и дедушки на родной земле.Это их предки лежащие в родной земле, на которой и они в свое время растили хлеб, строили дома и храмы, пели песни и веселились, плакали и молились, раститли детей и кормили своих стариков. Словом, народ – это вся бесконечная цепь множества детей и родителей, множества семей. Она тянется из далеких веков до нашего времени . И каждая семья – частица народа. Именно в семье передается из поколения в поколение все самое лучшее, что выработано за многие века исторической жизни каждого народа.

О традициях русской семьи мы говорили на уроках технологии.

- А какие традиции знаете вы?(Жить по справедливости, заботится о стариках, любить и беречь детей и т. д.)

Об этом говорит выставка русской куклы. (обращаю внимание на выставку). Они следовали за нашими предками с самого рождения. Кукол берегли: вырастет девочка,станет мамой и куклу своей дочке передаст. Оказывается, раньше куклам приписывались различные волшебные свойства .

- Вы знаете о них? Расскажите.

Они могли защищать человека от злых сил, принять на себя болезнь,помочь хорошему урожаю. Так появились первые куклы- обереги.Кукла была бережней, хранительницей доброго духа.

- А кого в семье берегли, заботились? (Детей)

- Почему особая защитная роль отводилась оберегам в самом начале жизни человека - «оберегам детства»?

Маленький, только что народившийся человек особенно уязвим, и его старались уберечь и обезопасить. Куклы – пеленашки подкладывали в колыбельку. Она отвлекала на себя злые силы. Крещение, имянарекание и другие обычаи оберегали ребенка.

- Но время шло. Научно - технический прогресс очень изменил нашу жизнь. На смену тряпичным игрушкам пришли современные. Которые сильно отличаются от первых игрушек. И то как раньше люди куклой защищали своих детей, теперь этим не защитишь. Детство –пора, которая бывает в жизни каждого из нас. Не все благополучно в нашем мире. И совсем не просто маленькому человеку пройти по дороге, которая ведет в мир взрослых. К сожалению, бывает и так ,что ребенок по разным причинам остается без семьи. Взрослого человека защищает Конституция, Декларация – в которых написаны их права.

^ 3.Постановка проблемы.

- А что же в нашем современном мире может защитить ребенка?

(Конституция ст.38 «Забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность родителей».)

- Но есть такие семьи , где родители ведут себя недостойно. И от них нужно защищать их же детей.

- Может ли ребенок в своем столь юном возрасте иметь какие - то права?

- Попробуем организовать работу по решению данной проблемы.

^ 4.Поиск решения проблемы.( 2 слайд)

Работа в группах. Члены каждой группы имеют права:

1.Выбрать консультанта.

2.Советоваться.

3.Пользоваться нужной литературой.

4.Оценивать свою работу на уроке и работу каждого члена группы

Помните! Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта.

- Какие источники литературы помогут вам найти ответ на поставленный вопрос? Посмотрите , что у вас лежит на столе? С чего вы начнете? Посоветуйтесь .

- Определите алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Конституция

Учебник

Вопросы №1, №2, №3, №4, №5

- Каков будет порядок работы?(расставляют цифры)

Приступайте к работе. (После чтения текста в учебнике, работают на листах с вопросами.)

- Какая группа готова отвечать на вопросы?

- У вас возникли трудности ? Вы не смогли ответить на 4 и 5вопросы. Что же делать? А где мы можем найти ответ?(Нужен документ)

- Кажется у меня есть этот документ один для каждой группы. Воспользуйтесь им.

Какая группа может дать пояснения и ответы на вопросы?(Каждая группа отвечает на 1 вопрос)

(Конвенция о правах ребенка - международное соглашение, принятое 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций.

Декларация- заявление, принятое 20 ноября 1959г. ООН) ( Слайд 3.)

- Ребята, оцените свою работу.(Каждый оценивает сам себя, затем каждого оценивает группа)

 - Для того, чтобы вы все могли узнать свои права я приготовила и решила вам ее подарить выписку из Конвенции. Прочитайте , обсудите и подчеркните самое главное право.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. 
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений. 
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. 
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. 
Статья 9. Право на общение с обоими родителями. 
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. 
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. 
Статья 14. Право исповедовать любую религию. 
Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний. 
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. 
Статья 17. Право на доступ к информации. 
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. 
Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. 
Статья 27. Право на достойный уровень жизни. 
Статья 28. Право на образование. 
Статья 31. Право на отдых и досуг. 
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы. 
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения. 
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях. 
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Право на жизнь. 
Право на имя при рождении. 
Право на медицинскую помощь. 
Право на образование. 
Право на отдых и досуг. 
Право на индивидуальность. 
Право свободно выражать свои взгляды. 
Право на специальную охрану и защиту. 
Право на заботу и воспитание родителями. 
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. 
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. 
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Конвенция о правах ребенка - международное соглашение, принятое 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций. 
Этот документ должны знать всё дети мира: Конвенция потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают - из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый. Знает ли свои права ребенок? Об этом и подумало Мировое сообщество, принимая Конвенцию о правах ребенка. Она начинает действовать, когда человек делает первый вздох - вступает в жизнь. 
            Вспомним историю, как раньше обстояли дела с правами ребенка? В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы. Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали «добрым людям». 
            В Конвенции о правах ребенка записано «… Ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе». Эта охрана и забота возлагается на родителей ребенка. Семья – маленькое государство, где действуют свои порядки и обычаи. 
            К сожалению, нередко случается так, что ребенок остается без родителей по той или иной причине, следовательно, нарушается одно из правил Конвенции – право на семью. 
Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и при-стальное внимание международного сообщества. Для этого была создана Конвенции о правах ребенка. 

- Обсудите в группах такой вопрос:

^ Сравните права граждан из Конституции и права детей из Конвенции. Чем они похожи ?

- Зачем нужно было создавать два похожих документа? (Конвенция – принята мировым обществом, а Контитуция только народом России. защищает ребенка до 18 лет)

- Какая группа готова дать ответ?

- Вы сегодня сами знакомились с новой темой.

-Физкультминутка.
- Я не буду нарушать ваше право на отдых, так как разумный отдых способствует сохранению здоровья.

Если нравится тебе то делай так (2щелчка),

(2хлопка),

(2хлопка за спиной)

(2притопа)


^ 5.Выражение решения проблемы. Применение нового знания.

- Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. Часто в жизни человека возникают ситуации, когда мы теряемся и не знаем, как поступить. На наших глазах обижают слабого, а мы не знаем, как ему помочь, и как наказать обидчика, или, не разобравшись, наказываем невиновного. Но есть закон, с помощью которого мы можем разобраться в спорных ситуациях.

- Вскройте конверт. Прочитайте и выполните задание. Какая группа выполнит , поднимет руки.(Обсуждение выполненного задания.)

Слайд 4,5,6,7

  1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

    2. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 1.)


    3. Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животными? (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый неполноценный ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Статья 23.)


    4. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Статью 16 Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)


    5. Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и ст. 16, выдержка из которой цитировалась ранее.)

- Ребята, дайте оценку своей работе.

- Ты должен знать, какие права у тебя есть. Но не забывай, что права есть у твоих мамы и папы, учителей, одноклассников, знакомых и незнакомых людей.

Учитель - А сейчас послушайте легенду. Давным–давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно  все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять - оскорбляй. Можно все.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось!
В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно привело в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи и государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию.
В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны.
Учитель - Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы стали ее жители, почему они чувствуют себя в безопасности.

(^ Жители стали жить по законам)

- Только ли права играют роль в нашей жизни ?(права и обязанности)

- А какие обязанности вы знаете?(Хорошо учиться, помогать дома, ухоживать за пожилыми людьми)
^ Работа в группах. Задание на карточке.

- Рассмотрите ситуацию, обсудите в группах.

- Выясните, нарушены ли права ребенка?
1гр. Ребенка заставили делать уроки.

(Наша обязанность учиться. Родители заботятся о ребенке, поэтому его права не нарушены.)
^ 2гр. Мама просит сына сходить в магазин. Тот пришел из школы и говорит, что устал, имеет право на отдых и отказывается идти.

(Мама попросила сына,жестокости по отношению к нему не проявила.Нужно помнить о своих обязанностяхНикакие права не нарушены.)
^ 3гр. Ребенка заставили убрать в своей комнате.

(Ребенок должен знать свои обязанности. В данной ситуации его попросили убрать в своей комнате, за собой.)
^ 4гр. Ребенка заставили мыть руки перед едой.

(Права ребенка не нарушены. Родители заботятся о здоровье ребенка. Нужно соблюдать правила гигиены.)
- Ребята, дайте оценку своей работе.

^ 6.Итог урока: (Слайд 8)

- Над какой проблемой мы сегодня работали?

- Назовите документы защищающие права людей?

- А что такое право?(То, что разрешено законом и соответствует природе человека)

- Кто защищает наши права ?

- Какое право самое главное?

- Порядок в мире будет только в том случае, если будем знать не только права, но и выполнять обязанности и законы.

- Эти три важных документа я поставлю к нашей выставке кукол. Что то их все же объединяет? Что бы вы выбрали для того чтобы себя защитить?

(Человек всегда мечтал жить честно и справедливо. Охранял свой дом, свою семью, заботился о стариках, любил и берег детей как мог. Но нам с вами повезло больше, чем им. Мы можем гордиться , что родились и живем в таком государстве, которое так серьезно заботиться о жизни каждого появившегося на свет человека! Возможно, в дальнейшем, появятся другие документы еще более совершенные.Жизнь покажет.)

7.Рефлексия.

- Попробуем оценить значение сегодняшнего урока. Если полученные знания вам нужны ,то приклейте на свою карту красный кружок, если вы считаете , что можно прожить и без них – то зеленый, а если вы не поняли о чем мы сегодня говорили, то голубой.

(Слайд 9)

-А сейчас я предлагаю вам закончить наш урок замечательной песней.
Мы на свет родились, чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить, 
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы, 
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.
8. Дом. задание.

Оценочная карта(Ф. И.)

Задание №

Моя оценка

Оценка группы

1







2







3







Условный цвет: - я все сделал(а) сам(а)

- воспользовался помощью друга

-ничего не понял

Похожие:

Урок по окружающему миру на тему: «Дети имеют право на особую заботу и помощь.» iconУрок по окружающему миру в 3 классе б по теме: «кто что ест?»
Дети определяют, к какому классу относится животное и показывают карточку 1 – беспозвоночные, 2 – позвоночные
Урок по окружающему миру на тему: «Дети имеют право на особую заботу и помощь.» iconУрок по окружающему миру на тему: «Как живут животные? Как ухаживать за кошкой и собакой?»
Образовательные: расширить представление детей о разнообразии и жизни животных; выявить отличительные особенности жизни домашних...
Урок по окружающему миру на тему: «Дети имеют право на особую заботу и помощь.» iconУрок по окружающему миру во 2 классе по программе Е. В. Саплиной,...
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы находимся в научно-исследовательском институте, сотрудники которого работают по теме «Поверхность...
Урок по окружающему миру на тему: «Дети имеют право на особую заботу и помощь.» iconВнеклассное мероприятие на тему : «Земля наш общий дом»
Развивать наблюдательность, внимание, память, интерес к окружающему миру, творческие способности
Урок по окружающему миру на тему: «Дети имеют право на особую заботу и помощь.» iconУрок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Полезные ископаемые
Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения
Урок по окружающему миру на тему: «Дети имеют право на особую заботу и помощь.» iconРабочая программа по окружающему миру начального (полного) общего образования
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с примерной программой на основе федерального государственного образовательного...
Урок по окружающему миру на тему: «Дети имеют право на особую заботу и помощь.» iconМетодическая разработка по окружающему миру 2 класс по теме: Урок...
...
Урок по окружающему миру на тему: «Дети имеют право на особую заботу и помощь.» iconОткрытый урок по окружающему миру «В мире звука»
Им на 2 группы: фарфор, гранит, яшма, керамика, пемза, стекло, бетон, уголь, мел, кирпич
Урок по окружающему миру на тему: «Дети имеют право на особую заботу и помощь.» iconУрок окружающего мира в 4 классе Тема
Формировать убеждение у учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, чувство уважения к окружающему...
Урок по окружающему миру на тему: «Дети имеют право на особую заботу и помощь.» iconУрок по окружающему миру 1-2 класс Тема: «Что я знаю о России»
Цель: закрепление знаний по пройденной теме, развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к Родине
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница