Ярослав I владимирович Мудрый (978 1054)




Скачать 131,1 Kb.
НазваниеЯрослав I владимирович Мудрый (978 1054)
Дата публикации06.12.2013
Размер131,1 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
№3

Ярослав Мудрый

Ярослав I Владимирович Мудрый (978 - 1054).

Основные вехи биографии: Из рода Рюриковичей. В святом крещении Георгий. 987-1010 - князь Ростовский. 1010-1036 - князь Новгородский. 1016-1018, 1019-1054 - Великий князь Киевский.

Внешняя политика отчасти строилась на укреплении родственных связей с семьями монархов европейских стран. В 1025 г. Ярослав повелел построить город, получивший название от его языческого имени Ярославль (Ростово-Суздальское княжество). В 1030 г., после покорения финского племени чудь, жившего в Эстляндии (Эстония), был основан город Юрьев (Дерпт). В 1037 г. был освящен заложенный еще в 1017 г. храм св. Софии. Для росписи храма были вызваны художники из Греции.

Главные дела, заслуги, достижения: На протяжении всех лет правления князь Ярослав продолжал дело своего отца и способствовал распространению и укреплению Христианства. Считается, что им были составлены правила суда, наказания за убийство, кражу и оскорбление, ставшие первым писаным законом на Руси и известные под названием "Русской правды". [Комментарий Ботана: А по-моему, «Правда Ярослава».] Ярослав не отменил древний обычай кровной мести за убитого родственника, но ограничил право мести ближайшими родственниками. За убийство отца мог мстить сын, за брата - брат. В случае отсутствия ближайших родственников назначалась денежная пеня (вира): убийца платил 40 гривен или 40 фунтов серебра. [Комментарий Ботана: пеня, в скобках вира – это, конечно, сильно… Можно было просто объяснить, что такое вира? Майна!] Денежные пени за убийства были введены еще отцом Ярослава князем Владимиром, который после крещения хотел отменить смертную казнь, но этого не произошло по просьбе духовенства ввиду участившихся разбоев. Ярослав же отменил смертную казнь.

Огромные деньги тратились на приобретение, перевод и переписку книг. Основу библиотеки, созданной в храме Софии Киевской, составляли книги, переведенные с греческого. В 1028 (30) г. в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны 300 детей священников и старост. В ней, по велению Ярослава, начали "учити их книгам".

В преклонные годы оставил боевую жизнь и занялся делами церкви. По его предложению в 1051 г., на собранном им Соборе христианских епископов, в сан Киевского митрополита был посвящен священник Илларион. До этого митрополиты в Киев назначались только патриархом Константинопольским и являлись греками.

Значение в Русской истории: Время Ярослава - время внутренней стабилизации, способствовавшей возрастанию международного авторитета Руси. Трудами князя, несмотря на множество внешних врагов и тяжелые времена, Русь выросла, приумножилась и превратилась в могущественное государство Европы, покровительства которого искали многие монархи. В правление Ярослава возникли первые русские монастыри, в их числе знаменитый Киево-Печерский, сыгравший большую роль в становлении русской книжности и летописания. В 1054 г. Ярослав поставил первого митрополита из русских Иллариона. Его личность воспринимается как идеал русского князя. Перед смертью Ярослав разделил свое государство между сыновьями, положив тем самым начало феодальной раздробленности.

№6

Андрей Юрьевич Боголюбский, князь Владимирский (1157-1174)

Основные вехи биографии: Великий князь суздальский, сын Юрия Долгорукого. [Комментарий Ботана: по-моему, он только что был Владимирским?] Первые упоминания о нем в летописях относятся ко времени знаменитой борьбы его отца Юрия с племянником Изяславом Мстиславичем, не по праву занявшим киевский стол.

В 1155 г. Юрию Долгорукому удалось окончательно утвердиться в Киеве; тогда он посадил Андрея близ себя в Вышгороде. Здесь Андрей не усидел и уехал в Суздальскую землю; с собой он увез из Вышгорода икону Божией Матери, писанную, по преданию, евангелистом Лукой. Эта икона, впоследствии названная Владимирской, стала величайшей святыней северо-восточной Руси. Предание говорит, что, не доезжая одиннадцати верст до Владимира, конь, на котором везли икону, остановился, что было принято за предзнаменование, и здесь Андрей поставил город Боголюбов, свое любимое местопребывание. При князе Андрее на Руси были установлены новые церковные праздники, Спаса и Покрова.

Главные дела, заслуги, достижения: В первые десять лет своего правления Андрей почти не вмешивался в дела других русских областей, хотя в это время уже выявилось его преобладание над князьями рязанскими, смоленскими и полоцкими, впоследствии участвовавшими в его походах. Тогда же заявил он притязание на Новгород. В 1164 г. вступил в борьбу с волжскими булгарами, которые хотя и не были ближайшими соседями Суздальской земли, но находились с нею в торговых сношениях. Андрей выступил сам в поход, взяв с собой Владимирскую икону Божией Матери в знак религиозного значения войны с мусульманами. При переходе через Волгу совершили торжественное молебствие; булгары были наголову разбиты, взято несколько их городов, в том числе знаменитый Брахимов.

Перемещая центр русского православия на новые земли, князь Андрей открыл новую главу в истории русского искусства, создав условия для формирования особой владимиро-суздальской художественной школы. Из памятников его времени лучше всего сохранились Золотые ворота (1158–1164) и величественный Успенский собор, заложенный в 1158 (оба – во Владимире), а также знаменитая церковь Покрова на Нерли неподалеку от Боголюбова (1165). Традиционная ориентация на Византию зримо обогатилась здесь влияниями западной архитектуры.

В марте 1169 г. был взят "на щит" и разграблен Киев; здесь Андрей посадил брата своего Глеба, а после его смерти - Романа Ростиславича; но скоро он рассердился на Ростиславичей, поверив клеветникам, уверявшим, что они дали убежище убийцам брата его Глеба. Ростиславичи отказались выдать обвиняемых и заняли Киев. Андрей требовал, чтоб они вышли из Киевской волости. Мстислав Ростиславич, обрив голову и бороду послу, огправил его сказать Андрею: "До сих пор мы любили тебя как отца, но если ты прислал с такими речами не как к князю, а как к подручному и простому человеку, то делай, что задумал, и Бог нас рассудит". Впрочем, скоро Ростиславичи вновь перессорились между собой и опять обратились к Андрею.

Итог: Значение сильной власти, в одних твердых руках, было видно Андрею на каждом шагу дел его родины. Книжное учение могло лишь развивать в нем идею византийского самодержавия. И вот мы видим во всей его жизни несомненную и упорную работу для осуществления этой идеи, но неожиданная смерть прервала все его расчеты. Во время правления Андрея Боголюбского, был сделан ещё один шаг к установлению самодержавия на Руси.

№7. Иван Калита

Иван Данилович родился где-то в 1282-1284 году. В 1325 году после смерти брата, Юрия Даниловича, Великого князя Владимирского, унаследовал Московское княжество.

Основные вехи биографии: В 1328 году, улучив удобный момент, когда хан Узбек был разгневан на тогдашнего Великого князя Александра Михайловича, Иван Данилович сумел войти в доверие к хану: войска московского князя вместе с татарами приняли участие в разгроме Твери. Оставшийся очень довольным таким поворотом дел хан Узбек даровал Ивану Даниловичу ярлык на Великое княжение Московское и Владимирское.

Первым, единственным и главным делом Ивана Даниловича Калиты в роли Великого князя было усиление и возвышение Москвы.

Еще не будучи Великим князем, Иван Данилович уговорил митрополита Петра не только переехать в Москву, но и перенести туда кафедру Митрополии. Отчасти ради этого он заложил и построил первую в Москве каменную церковь. Незадолго перед смертью Петр высказал что-то вроде пророчества, которое гласило, что если он, Петр, умрет и будет похоронен в Москве, то она возвеличится над всеми русскими городами. В 1326 году Петр умер, как и предсказывал в Москве, и был похоронен во вновь отстроенной церкви Успения Богоматери. Его преемник, митрополит Феогност, также предпочел поселиться в Москве, чем вызвал глухое недовольство удельных князей, боявшихся усиления Московского княжества. Так или иначе, но с этого времени Москва стала религиозной столицей Руси.

Приняв титул Великого князя Владимирского, Иван Данилович не пожелал жить во Владимире, а остался в Москве, фактически сделав ее столицей.

Главные дела, заслуги, достижения: Иван Данилович всегда подчеркнуто повиновался воле татарского хана. Настолько, что сумел снискать его полное доверие. Одним из проявлений этого доверия было специальное разрешение Ивану Даниловичу собирать для татар дань со всей Руси. Отправляя большую часть дани в Орду, Иван Данилович не забывал кое-что оставить и на собственные нужды.

На сэкономленные деньги Великий князь покупал у обедневших князей их деревни, селения и даже города. Впрочем, Иван Данилович не только покупал земли и уделы, но и выменивал, старался получить по наследству и в приданое, одним словом, он делал все, чтобы только расширить границы собственно Московского княжества. При этом он предпочитал делать это мирно, без кровопролития, но при необходимости не останавливался и перед войной. Так же миром он предпочитал править своими землями. Иван Данилович прославился справедливостью и щедростью. По слова Н. М. Карамзина, "сей князь не любил проливать крови: в войнах, освободил Великое княжение от грабителей внешних и внутренних".

Итоги: Возвышение Московского княжества, подготовка Руси к борьбе с Игом.

№10 Иван Третий Великий

Основные вехи биографии: Годы жизни: 1440г.-1505г. Иван Великий, великий князь Московский и государь Всея Руси, при котором Русское государство окончательно избавилось от зависимости (от Золотой Орды) и существенно раздвинуло свои границы. Иван родился в 1440г. в Москве. В 16-летнем возрасте его отец, великий князь Московский Василий II, прозванный из-за слепоты Темным, назначил Ивана своим соправителем; в 22-летнем возрасте он занял престол после смерти отца. Отроком он участвовал в походах против татар в 1448г., 1448г., 1454г. и 1459г. По завещанию отца Иван получил самый большой по территории и значимости удел, в который помимо части Москвы входили Коломна, Владимир, Переяславль, Кострома, Устюг, Суздаль, Нижний Новгород и другие города. Его братья Андрей Большой, Андрей Меньшой и Борис получили в уделы Углич, Вологду и Волоколамск. Иван продолжил политику отца по усилению Русского государства.

Главные дела, заслуги, достижения: Иван стал "собирателем" русских земель и увеличил территорию Московского государства с 24 тыс. до примерно 64 тыс. кв. км. Он присоединял земли с помощью искусной дипломатии, покупал их и захватывал силой. В 1463г. было присоединено княжество Ярославское, в 1474г. - княжество Ростовское, в 1471г.-1478г. - обширные Новгородские земли. В 1485г. власть Ивана признала осажденная Тверь, а в 1489г. Вятка, большая часть Рязанских земель; было упрочено влияние на Псков. В результате двух войн с Литвой (1487г.-1494г. и 1501г.-1503г.) во владение Ивана перешли значительные части Смоленского, Новгород-Северского и Черниговского княжеств.

Ливонский орден платил ему дань (за г. Юрьев). Он стал первым князем Московским, притязавшим на всю территорию Киевской Руси, включая западные и юго-западные земли, которые входили в то время в состав Польско-Литовского государства, что стало причиной многовековой распри между Русским государством и Польшей. Иван отказался платить дань Золотой Орде и в 1480г. освободил Русское государство от длившегося 250 лет монголо-татарского ига после того, как два войска (Ивана III и хана Ахмата) простояли в течение лета друг против друга на реке Угре, не вступая в битву ("стояние на Угре").

Первая жена Ивана - тверская княжна Мария - умерла в 1467г. Через два года папа Павел II предложил великому князю Московскому руку своей крестницы Зои Палеолог, племянницы последнего византийского императора. После длительных переговоров он принял это предложение, и в 1472г. Зоя - после этого именовавшаяся Софьей Фоминичной - прибыла в Москву и вышла замуж за Ивана. Софья, оставившая о себе память в Европе своей чрезвычайной дородностью, обладала незаурядным умом и вскоре достигла заметного влияния. Иван по ее настоянию предпринял перестройку Москвы, возвел новый дворец, зал для приемов, собор Успения Богоматери в Кремле и многое другое.

Строительство велось и в других городах - Коломне, Туле, Иван-городе. При Иване были введены сложные и строгие дворцовые церемониалы византийских императоров. Он начал именовать себя великим князем "Всея Руси", и этот титул в 1494г. был признан Литвой. Первым из Московских князей он именовался "царем", "самодержцем". В 1497г. он ввел новый гербовый щит Московской Руси v черного двуглавого византийского орла. Москва, таким образом, заявляла притязания на статус преемницы Византии (позднее псковский инок Филофей назвал ее "третьим Римом"; "вторым" был павший Константинополь).

Во внутренней политике Иван укрепил структуру центральной власти, требуя беспрекословного повиновения бояр. В 1497г. был выпущен свод законов Судебник, составленный при его участии. Централизованное управление привело к установлению поместной системы, а это, в свою очередь, способствовало формированию нового класса дворянства, которое стало опорой власти самодержца. Иван обладал жестким и упрямым нравом, ему были присущи проницательность и способность предвидения, особенно в вопросах внешней политики. Умер Иван в 1505г., высоко подняв престиж Московской Руси в Европе. Его наследником стал сын - Василий III.

Итоги: "Иван III был одним из выдающихся государственных деятелей феодальной России. Обладая незаурядным умом и широтою политических представлений, он сумел понять насущную необходимость объединения русских земель в единую державу... На смену Великому княжеству Московскому пришло государство всея Руси", - Зимин А.А.

№11 Иван Четвёртый Грозный

25 января 1530 года родился Иван IV Грозный (умер в 1584 г.), царь и великий князь всея Руси, старший сын великого князя Василия III Иоанновича от второго брака с княгиней Еленой Васильевной Глинской.

Основные вехи биографии: Когда Ивану исполнилось три года, умер его отец, великий князь Василий III, а в восемь лет он потерял и мать, оставшись круглым сиротой на попечении бояр. Иван обладал на удивление быстрым и гибким умом, который, однако, вследствие обстоятельств его детства получил болезненное и искаженное развитие. В детстве Иван был марионеткой в руках княжеских и боярских клик Шуйских Бельских и Глинских, которые делили в это время государственную власть. Бесконечная лента дворцовых интриг и заговоров, опутывавшая царя, невольно заставляла его держаться настороже, обостряла и без того развитый у него инстинкт самосохранения. Именно в детские годы в его душе зародилась ненависть к боярам, превратившаяся с возрастом в маниакальную одержимость. Свойственная его характеру наблюдательность превратилась в подозрительность и недоверие к людям, задумчивость в скрытность, справедливость и милосердие в жестокость.

В пору своей юности Иван вошел уже ментально зрелым человеком. Это раннее развитие умственных способностей в будущем царе отмечали все его современники. Речи Ивана, страстные, возбужденные, производившие впечатление искренности, и всегда очень убедительно действовавшие на слушателей, представляют собой вышину русского ораторского искусства XVI века. Как отмечает историк Костомаров, "в сочинениях, написанных под диктовку страсти и раздражения, Иван больше заражает, чем убеждает, поражает жаром речи, гибкостью ума, изворотливостью диалектики, блеском мысли, но это фосфорический блеск, лишенный теплоты, это не вдохновение, а горячка головы, нервическая прыть, следствие искусственного возбуждения".

Все перечисленные черты характера Ивана IV оказывали непосредственное влияние на государственную деятельность. Наряду с хорошими, умными, великими планами и действиями, многие поступки царя, совершенные в состоянии аффекта, или, напротив, тщательно продуманные, являются верхом жестокости, распущенности и самого настоящего зверства.

С 1547 года условия жизни Ивана изменились. Он постепенно стал выходить из-под политической опеки бояр, а роль фактического руководителя государства перешла к митрополиту Макарию, стороннику идеи национального величия Москвы. 16 января 1547 года по старому стилю Иван торжественно венчался на царство. В 1561 г. царский титул был утвержден грамотой константинопольского патриарха. В этом же году Иоанн женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой из старого боярского рода. В июне 1547 года потерпела поражение могущественная придворная группировка бояр Глинских. Страшный пожар Москвы вызвал народный бунт против Глинских, обвиненных в поджоге. Бунт был скоро подавлен, но серьезно умалил придворное значение Глинских.

Главные дела, заслуги, достижения: В это время влияние над царем приобрел протопоп Благовещенского собора Сильвестр, умный и прогрессивно мыслящий человек, стремившийся направить действия юного царя на благо государства. По его совету, Иван для оптимизации управления и выработки новых реформ учредил т.н. "Избранную раду", оттеснившую на задний план боярскую думу. В 50-е гг. был пересмотрен старый и принят новый судебник, к этому же времени относится введение земского самоуправления, отмена кормлений, установление точного срока службы, в зависимости от размеров земельной собственности и т.д. Ряд успехов был достигнут в 50-е - начале 60-х гг. и во внешней политике России. Завоеваны Казанское и Астраханское ханства, успешно начата Ливонская война.

В 60-е гг. ситуация изменилась. После тяжелой болезни и смерти супруги, Иван IV охладел к "избранной раде", а начатые прогрессивные государственные преобразования были приостановлены. Окончательно озлобило царя бегство в Литву князя Курбского, одного из ближайших его соратников. Поворотным событием стал отъезд Ивана 3 декабря 1564 г. в Александровскую слободу вместе с царицей, царевичами, придворным штатом, военной охраной, дворцовой казной и святынями. Эта акция была хитрым политическим шагом Ивана IV. Просьбы народа о возвращении в Москву царь использовал в свою пользу, обвинив бояр в разрушении страны и выговорив себе право действовать против врагов государства по своему собственному усмотрению. Вернувшись в Москву, он учредил опричнину, ставшую главным орудием царского террора. За время существования опричинины были казнены десятки видных бояр, в их земли разорены, кощунственно убит митрополит Московский Филипп, разорены Новгород и Псков, запущена внешняя политика.

Итог: К концу правления Ивана Грозного страна находилась в удручающем положении. Разоренная внутренними неурядицами, Россия терпела поражения и во внешней политике. По словам Карамзина, царствование Ивана было одним из прекраснейших по началу, но по своим конечным его результатам его можно сравнить разве что с монгольским игом и бедствиями удельного времени. [Комментарий Ботана: чиивоо?]

№20

Ермак Тимофеевич

Основные вехи биографии, главные дела, заслуги, достижения: завоеватель Сибири. Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных казацких шаек, разбойничавших на Волге и грабивших не только русских купцов и персидских послов, но и царские суда. Спасаясь от московских воевод, дружина казаков (больше 500 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана и Матвея Мещеряка, пошла вверх по Каме и в июне 1579 г. прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых. Здесь казаки жили два года и помогали Строгановым защищать их городки от нападения соседних инородцев. 1 сентября 1581 г. дружина казаков, под главным начальством Ермака, выступила в поход за Каменный Пояс (Урал). Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по ее притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и по волоку перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Здесь казаки должны были зазимовать и только весной, по реке Жеравле, Баранче и Тагилу, выплыли в Туру. Два раза разбили они сибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков Маметкула, с большим войском, но и это войско было разбито Ермаком на берегу Тобола, при урочище Бабасан. Наконец на Иртыше, под Чувашевом, казаки нанесли окончательное поражение татарам. Кучум оставил засеку, защищавшую главный город его ханства, Сибирь, и бежал на юг, в Ишимские степи. 26 октября 1582 г. Ермак вступил в покинутую татарами Сибирь. Лето 1583 г. Ермак употребил на покорение татарских городков и улусов по реке Иртышу и Оби, встречая везде упорное сопротивление, и взял остяцкий город Назым. После взятия г. Сибири, Ермак отправил гонцов к Строгановым и посла к царю - атамана Кольцо. Иоанн IV принял его очень ласково, богато одарил казаков и в подкрепление им отправил князя Семена Болховского и Ивана Глухова, с 300 ратников. Царские воеводы прибыли к Ермаку осенью 1583 г., но их отряд не мог доставить существенной помощи убавившейся в битвах казацкой дружине. Атаманы гибли один за другим: при взятии Назыма убит был Никита Пан; весной 1584 г. татары изменнически убили Ивана Кольцо и Якова Михайлова. Атаман Мещеряк был осажден в своем стане татарами и только с большими потерями заставил отступить их хана, Карачу. 6 августа 1584 г. погиб и Ермак Тимофеевич. Он шел с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу; Кучум ночью напал на спавших казаков и истребил весь отряд. Ермак, по преданию, бросился в реку и утонул, не доплыв до своего струга. Казаков оставалось так мало, что атаман Мещеряк должен был выступить обратно в Русь. После двухлетнего владения казаки уступили Сибирь Кучуму, чтобы через год вернуться туда с новым отрядом царских войск. Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, "его мужество, предводительский талант, железную силу воли"; но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния.

Итог: Разгром татарского Сибирского ханства (ликвидация военной угрозы с востока), Ермак прорубил “окно” в Азию и положил начало присоединению Сибири к Русским землям, покорение Сибирских народов, открытие беспрепятственного продвижения за Урал.

Похожие:

Ярослав I владимирович Мудрый (978 1054) iconЯрослав владимирович мудрый  
Георгий или Юрий) (в Новгороде во время наместничества – Правосуд, в скандинавских сагах – Ярислейф Скупой) – великий князь киевский...
Ярослав I владимирович Мудрый (978 1054) iconУрок истории по теме: «Киевский князь Владимир Мономах»
Много добрых и славных дел совершил Ярослав Мудрый. После его смерти Русью управляли сыновья. Не всегда они жили в мире и любви,...
Ярослав I владимирович Мудрый (978 1054) iconРр сочинение сравнительная характеристика Насти и Митраши
М. М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч
Ярослав I владимирович Мудрый (978 1054) iconБилеты для промежуточной аттестации в 10 классе
Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый
Ярослав I владимирович Мудрый (978 1054) iconУрок истории в 7 классе. Тема урока «Ярослав Мудрый»
Цели урока: закрепить знания учащихся о первых русских князьях, их деятельности
Ярослав I владимирович Мудрый (978 1054) iconСписок фильмов, которые могут сделать изучение истории увлекательным...

Ярослав I владимирович Мудрый (978 1054) iconУроки истории Урок 41
Руси на примере судьбы князей Бориса и Глеба; выяснить, почему Ярослав получил прозвище Мудрый; познакомить учащихся с особенностями...
Ярослав I владимирович Мудрый (978 1054) iconУроки музыки+ Номинация: образовательная деятельность
Охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные...
Ярослав I владимирович Мудрый (978 1054) iconИсследовательская работа по теме «Была ли самостоятельна русская...
Я заинтересовалась проблемой развития русского национального права, читая книгу М. Веллера «Великий последний шанс». В этой книге...
Ярослав I владимирович Мудрый (978 1054) iconАгеев Александр Владимирович Блинов Евгений Михайлович (вост пр....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница