Учебно-методическое пособие по изучению элективного курса для учителя личная безопасность школьника




НазваниеУчебно-методическое пособие по изучению элективного курса для учителя личная безопасность школьника
страница1/6
Дата публикации06.12.2013
Размер1.15 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
pochit.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6


Управление образования Клинского муниципального района Московской области


В. С. Новиков


Учебно-методическое пособие по изучению элективного курса для учителя

ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКА

(ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ)
Под общ. ред.

А. Д. Сокольской

И И. В. Ведяшкина

Клин - 2007

Новиков В. С.,

Личная безопасность школьника (обстоятельства, исключающие преступность деяния): Пособие для учителя. – Клин, 2007

Учебно-методическое пособие подготовлено кандидатом юридических наук, доцентом Новиковым В. С. в соответствии с примерной программой курса «ОБЖ».

Пособие предназначено для учителей и учащихся общеобразовательных школ.

Издаётся в авторской редакции при содействии управления образования Клинского муниципального района Московской области.

СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Правила безопасного поведения школьников в чрезвычайных ситуациях пресечения нападения правонарушителей (далее – ЧС ПНП)

Урок-лекция 1………………………………………………….6

    1. Юридические основания применения силы в ЧС ПНП……………………………………………………………10

    2. Порядок применения силы в ЧС ПНП………………...16

    3. Цель применения силы в ЧС ПНП…………………….19

Урок-лекция 2…………………………………………………..20

2.1 Юридические условия правомерности применения силы в ЧС ПНП………………………………………………………………30

2.2 Пределы (реально возможно допустимые ст. 37 УК РФ) своевременного и правомерного применения силы в ЧС ПНП…………………………………………………………………..34

Тема 2. Правила безопасного поведения школьников в чрезвычайных ситуациях уголовно-правового задержания правонарушителей (далее – ЧС УПЗП)

Урок-лекция 3……………………………………………………35

3.1 Юридические основания применения силы в ЧС УПЗП………………………………………………………………….37

3.2 Порядок применения силы в ЧС УПЗП……………………40

3.3 Цель применения силы в ЧС УПЗП………………………..43

Урок-лекция 4……………………………………………………43

4.1 Юридические условия правомерности применения силы в ЧС УПЗП………………………………………………………………44

4.2 Пределы (реально возможно допустимые ст. 38 УК РФ) своевременного и правомерного применения силы в ЧС УПЗП…………………………………………………………………..50

Тема 3. Правила безопасного поведения школьников в чрезвычайных ситуациях устранения источников опасности (далее – ЧС УИО)

Урок-лекция 5……………………………………………………53

5.1 Юридические основания применения силы в ЧС УИО……………………………………………………………………54

5.2 Порядок применения силы в ЧС УИО…………………….55

5.3 Цель применения силы в ЧС УИО…………………………57

5.4 Юридические условия правомерности применения силы в ЧС УИО……………………………………………………………….58

5.5 Пределы (реально возможно допустимые ст. 39 УК РФ) применения силы в ЧС УИО………………………………………...65

Программа элективного курса «Личная безопасность школьника»……………………………………………………………67

Литература ко всем темам……………………………………....73

ТЕМА 2

Уроки рекомендуется проводить в 10 классе

^ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Урок-лекция I

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРЕСЕЧЕНИЯ НАПАДЕНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

^ Время: 90 минут

Методы обучения: рассказ, объяснение

План урока-лекции:

  1. Юридические основания применения физической силы и гражданского оружия гражданами в ситуациях криминального характера.

  2. Порядок применения физической силы и гражданского оружия гражданами.

  3. Цель применения физической силы и гражданского оружия гражданами.

Основная и дополнительная литература:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-й кл. 'Под общ. ред. Ю.Л. Воробьёва. - М., 2006.С.8-10.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 кл. /Под общ. ред. В.Я. Сюнькова. - М., 1998. с.223-225.

  3. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-кл. /Под общ. ред. А.Т. Смирнова, М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова. - М., 2006. с.236-252.

  4. Смирнов А.Т., Мишин Б.П., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-й кл. - М..2006.С.14-15.

  1. Конституция РФ. - М., 1993.

  1. Федеральный конституционный закон РФ «О чрезвычайном положении» //Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст.2277

  1. Федеральный закон РФ «Об оружии» //Собрание законодательства РФ. 1996. №51. Ст.5681

  1. Соглашение между РФ и Республикой Армения о порядке применения оружия военнослужащими российской военной базы вне территории российской военной базы в Республике Армения //Собрание законодательства РФ. 2003. №32. Ст.3168.

Основные цели урока-лекции:

• расширить теоретические представления о правилах безопасного поведения в ситуациях криминального характера;

  • познать ситуации криминального характера, указанные в части I статьи 24 Федерального закона РФ «Об оружии»;

  • познать юридические основания применения физической силы и гражданского оружия в чрезвычайных ситуациях пресечения нападения правонарушителей;

  • познать три алгоритма применения физической силы и гражданского оружия гражданами;

  • познать цель применения физической силы и гражданского оружия гражданами.




  1. Введение. Во введении преподаватель обозначает место урока-лекции в курсе "Основы безопасности жизнедеятельности", показывает связь с другими учебными дисциплинами, вызывает у обучаемых интерес к теме, настраивает их непроизвольное внимание и устанавливает рабочую атмосферу в аудитории.

  2. ^ Основная часть урока-лекции. 1-й учебный вопрос.

Чтобы граждане действовали уверенно в ситуациях криминального характера, связанных с применением физической силы и гражданского оружия, им нужна убежденность в правомерности своих решений и действий в чрезвычайных ситуациях пресечения нападения правонарушителей. Эта цель должна быть достигнута в процессе изучения гражданами курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Это одно из основных направлений повысить эффективность участия граждан в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

^ Юридическим основанием возникновения субъективного права своевременно и правомерно применять физическую силу и гражданское оружие /далее - применять оружие/ в целях нейтрализации или поражения посягающих является реальная угроза объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии». С наличием этих юридических фактов действующее законодательство России связывает право граждан применять оружие в целях упреждения активных противоправных насильственных действий посягающих.

Проиллюстрируем это на следующих примерах.

  1. Школьник К., находясь в нетрезвом состоянии, в фойе кинотеатра «Мир» выражался нецензурной бранью. Сотрудник милиции С. сделал ему замечание, в ответ на которое школьник К. произвёл угрожающий жест рукой, желая попугать сотрудника С. Сотрудник ОВД С., руководствуясь ст. З Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции РФ, ст.37. УК РФ и ст. 13 Федерального закона РФ «О милиции», перехватил руку школьника К. в целях пресечения правонарушения и доставления неизвестного посягающего в ОВД и при этом причинил К. лёгкий вред здоровью.

  2. Школьники В. и С. в ночное время, угрожая макетом пистолета, пытались завладеть курткой и шапкой оперработника К. Оперработник К., руководствуясь ст. З Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ, п.2 ч.1 ст. 15 Федерального закона РФ "О милиции", применил огнестрельное оружие без предупреждения и при этом причинил С. тяжкий вред здоровью, а В. средней тяжести вред здоровью.

Как в первом примере, так и во втором примере сотрудники ОВД С. и К. правомерно применили физическую силу и огнестрельное оружие. Однако в первом криминальном конфликте нет юридических оснований к применению огнестрельного оружия, поэтому С. применил физическую силу. Критерием отграничения преступлений от административных правонарушений является характер и степень их общественной опасности.

Следовательно, можно сделать вывод, что юридическим основанием возникновения права применять физическую силу для школьников, когда они находятся в состоянии необходимой обороны, является реальная угроза объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства на объекты административно-правовой охраны или уголовно-правовой охраны. Однако юридическим основанием возникновения права применять огнестрельное оружие для школьников, когда они находятся в состоянии необходимой обороны, является реальная угроза посягательства только на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, закреплённых в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

По мнению учёных и практиков, юридическим основанием возникновения права применять физическую силу и огнестрельное оружие для граждан, когда они находятся в состоянии необходимой обороны, являются только активные противоправные насильственные действия посягающих.

Ознакомьтесь с примером.

Продавец магазина №37 «Продукты» К. произвела обман потребителя Г. путём обвешивания. Заметив это, школьник Г. нанёс К. несколько ударов кулаков по лицу. В этом криминальном конфликте нет юридических оснований для возникновения у потребителя, т.е. школьника Г. права на необходимую оборону, так как в деянии К. отсутствуют активные противоправные насильственные действия.

Граждане должны знать, что школьники, вследствие отсутствия у них стойкой антиобщественной ориентации и значительного влияния на их поведение эмоций /очень внушаемы/, могут быть остановлены в момент возникновения юридических оснований к применению оружия путём:

а) психического принуждения, т.е. предупреждения об этом школьника, против которого применяется оружие /ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии»/;

б) не только убеждения, но и угрозой - демонстративное обнажение огнестрельного оружия гражданином;

в) реальной угрозы - это использование огнестрельного оружия гражданином, т.е. выстрел вверх из оружия.

При наличии юридических оснований к применению оружия граждане должны придерживаться нижеуказанных психологических установок:

• приоритетность психического принуждения посягающих над физическим, за исключением тех криминальных конфликтов, когда школьники вправе применять оружие:

а) без предупреждения;

б) не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности;

  • если школьник принял решение пресечь административное правонарушение или криминальный конфликт, то он, как правило, является потенциальным объектом посягательства, поэтому он должен быть психологически готов применять оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих уже на ранней стадии возникновения юридических оснований к реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», чтобы не стать жертвой криминального конфликта;

  • криминальный конфликт, как правило, выиграет тот, кто первый осознает, что наступило психологическое и физическое противоборство;

  • школьники должны вступать только в психологическое противоборство в криминальных конфликтах;

  • школьник должен быть психологически готов причинить любой вред посягающему, если это целесообразно в конкретной ситуации криминального характера, чтобы не стать жертвой криминального конфликта;

  • при наличии юридических оснований к реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» применять оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих;

  • если посягающий пытается обнажить огнестрельное оружие, то школьник вправе причинить ему любой вред без предупреждения, в том числе и лишение его жизни;

  • угроза убийством или насилием считается оконченным составом преступления уже в момент её доведения до сведения того школьника, который решил реализовать своё субъективное право, общественный долг и моральную обязанность по охране общественного порядка и борьбе с преступностью;

  • угроза убийством или насилием может выражаться как словесно, так и в действии, например, попытка посягающего применить приёмы боевых единоборств;

  • применение огнестрельного оружия школьниками на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих уже на ранней стадии возникновения юридических оснований к реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» - это самая эффективная профилактика посягательств на права и свободы граждан, а также одно из основных направлений повысить раскрываемость преступлений в условиях неочевидности.

Если мы проанализируем вышеуказанные психологические установки, то можем сделать следующие выводы:

  • запрещено действующим законодательством РФ школьникам обнажать оружие при отсутствии юридических оснований к реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», так как граждане вправе, а сотрудники правоохранительных органов обязаны без предупреждения применять огнестрельное оружие на поражение этих школьников;

  • запрещено школьникам угрожать оружием /обнажать и приводить его в боевую готовность, производить выстрелы вверх и т.п./ при отсутствии юридических оснований к реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», так граждане вправе, а сотрудники правоохранительных органов обязаны применять огнестрельное оружие без предупреждения в целях нейтрализации или поражения этих школьников;

  • школьник должен обнажить огнестрельное оружие и привести его в боевую готовность уже на ранней стадии возникновения юридических оснований к реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», чтобы иметь реальную возможность /время/ применить огнестрельное оружие на упреждение /первым/ активных противоправных насильственных действий посягающих;

  • школьник вправе применять огнестрельное оружие уже в момент возникновения /наличность реальной угрозы посягательства - начальный момент во временных границах конкретной ситуации криминального характера/ юридических оснований к применению оружия;

  • при наличии юридических оснований к применению оружия школьник должен вступать только в психологическое противоборство /приоритетность психического принуждения над физическим/ с посягающим, за исключением тех криминальных конфликтов, когда школьник вправе применять оружие:

а) без предупреждения;

б) не только без предупреждения, но при этом используя фактор внезапности.
Проиллюстрируем это на примере.

Так, например, психологически и профессионально грамотно реализовал ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающего И. гражданин Б., принимавший в составе наряда участие в блокировании дома, в котором находился правонарушитель И. Последний, вооружившись топором, угрожал убийством своей дочери одиннадцати лет. Находясь напротив окна и наблюдая за действиями И., Б. увидел, как И. с находившемся у него в руках топором выпрыгнул из окна и, выкрикивая угрозы расправы, стал подходить к Б. В целях защиты своей жизни и здоровья Б. произвёл из огнестрельного оружия три предупредительных выстрела вверх. Однако последний продолжал наступать. Тогда Б. произвёл прицельный выстрел на поражение /на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающего И./, причинив правонарушителю И. тяжкий вред здоровью.

Это не трусость, если гражданин Б. применяет огнестрельное оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающего И. уже на ранней стадии возникновения юридических оснований к реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», а профессионализм. Если в таких криминальных конфликтах школьники вступают в физическое противоборство и применяют физическую силу, то школьники проявляют мужество, так как они рискуют своей жизнью и при этом демонстрируют низкий уровень профессионализма /профессиональной обучености, психологической подготовленности и стрелковой натренированности/.

^ 3. 2-й учебный вопрос.

Порядок реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» - это предусмотренная действующим законодательством РФ последовательность юридически обязательных решений и действий граждан, которые они обязаны выполнить перед применением физической силы и гражданского оружия, в момент применения физической силы и производства прицельного выстрела на поражение посягающих и после применения физической силы и гражданского оружия, если школьники приняли решение реализовать своё субъективное право, общественный долг и моральную обязанность по охране общественного и борьбе с преступностью.1

Автор выделяет три алгоритма /порядка/ реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», когда школьники вправе:

____________________

  • применять физическую силу и гражданское оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающего только после предупреждения о своём намерении реализовать ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», предоставив при этом посягающему достаточно времени для выполнения законных требований - это первый алгоритм /порядок/;

  • применять физическую силу и гражданское оружие без предупреждения на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающего уже на ранней стадии возникновения юридических оснований к реализации ст.24 Федерального закона «Об оружии» - это второй алгоритм /порядок/;

применять физическую силу и гражданское оружие на упреждение не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности, переключая внимание правонарушителей, усыпляя их бдительность и т.п. - третий алгоритм /порядок/, например, снайперы, применяют огнестрельное оружие в целях освобождения заложников по сигналу руководителя контртеррористической операции по освобождению заложников.

1 Новиков В.С Применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками милиции: проблемы и пути совершенствования /уголовно-правовой и криминологический аспекты/. —М., 2001.С.174-175

Ознакомьтесь с примерами.

1. Школьнику К., нарушившему общественный порядок, гражданин Б. сделал замечание. В ответ школьник К. заявил, что приколет его, при этом сделал рукой движение за спину и стал наступать. Гражданин Б. воспринял поведение школьника К. как опасное посягательство, угрожающее его жизни, поэтому обнажил огнестрельное оружие и произвёл выстрел вверх. Однако школьник К. продолжал приближаться, высказывая угрозы. Гражданин Б. сделал чёткое предупреждение школьнику К. о своём намерении реализовать ст. 24 Федерального закона РФ «Об оружии» без предупреждения, если он будет продолжать приближаться, предоставив при этом школьнику К. достаточно времени для выполнения законных требований. Однако школьник К. продолжал сокращать расстояние. Тогда гражданин Б. с расстояния 2-3 метров произвёл прицельный выстрел в бедро посягающего К. и при этом причинил средней тяжести вред здоровью.

2. Школьники П. и Н. встретили в ночное время на улице гражданина М. и, угрожая револьвером, потребовали отдать им шапку и деньги. Гражданин М. отдал им шапку /переключил их внимание и усыпил их бдительность/, а потом быстро снял с предохранителя огнестрельное оружие, используя фактор внезапности, без предупреждения применил огнестрельное оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий школьников П. и Н., и прицельным выстрелом убил школьника Н., а школьнику П. причинил тяжкий вред здоровью.

Как гражданин Б., так и гражданин М. профессионально и психологически грамотно реализовали ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

В ст.30 Федерального конституционного закона РФ «О чрезвычайном положении» от 16 мая 2001 г. закреплено, что порядок и условия применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, боевой и специальной техники, регулируются федеральными законами и не подлежат изменению в условиях чрезвычайного положения.

Действующее законодательство РФ порядок применения физической силы и гражданского оружия школьниками в целях нейтрализации или поражения посягающих условно делит на три группы юридически обязательных решений и действий. Однако порядок применения оружия гражданами не алгоритмизирован в ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

Перед применением оружия на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих гражданин обязан:

• чётко и однозначно уяснить правомерность своих решений и действий, а именно единые /общие/ правовые универсальные критерии:

а) юридические основания для конкретной ситуации криминального характера;

б) порядок применения оружия - это один из трёх алгоритмов;

в) цель применения оружия;

г) условия правомерности применения оружия;

__ д) пределы /реально возможно допустимые ст. 37 УК РФ/ своевременного и правомерного применения оружия;

• обнажить оружие и привести его в боевую готовность и при этом одновременно подать команду: «Гражданин, который решил пресечь посягательство! Не двигаться!»;

• попытаться пресечь реальную угрозу посягательства на объекты уголовно-правовой охраны, указанные в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», путём убеждения, психологического воздействия, угрозы, реальной угрозы - выстрел вверх;

  • руководствоваться, использовать и соблюдать единые /общие/ правовые универсальные критерии для конкретной ситуации криминального характера;

  • чётко предупредить посягающего о своём намерении применить оружие без предупреждения на упреждение, если он не будет выполнять все законные требования, за исключением тех криминальных конфликтов, когда мы имеем право реализовать ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии»:

а) без предупреждения;

б) не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности;

  • предоставить при этом достаточно времени посягающему для выполнения законных требований и только после этого, если посягающий не будет выполнять законные требования, школьник вправе применять оружие без предупреждения на упреждение;

  • соблюдать законность, выдержку, самообладание, решительность, проявлять бдительность, ожидать внезапного вооружённого сопротивления, следить за руками посягающего, соблюдать безопасную пространственную зону взаимодействия, чтобы иметь реальную возможность контролировать деяния посягающего при помощи огнестрельного оружия, не расслабляться при обыске посягающего и при этом быть психологически готовым причинить вред здоровью посягающего, управлять своими эмоциями, ориентироваться в криминальном конфликте, вступать с посягающим только в психологическое противоборство, если он выполняет все законные требования, но быть психологически готовым применять оружие без предупреждения /ожидать внезапного вооружённого сопротивления/ на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающего.

Безопасное расстояние во время психологического противоборства между школьником, находящимся с обнажённым оружием, и посягающим устанавливается в РФ самим школьником, исходя из складывающихся субъектных, объектных и обстановочных условий, для того, чтобы иметь реальную возможность /время/, применять оружие без предупреждения на упреждение, если посягающий не выполняет законные требования и при этом сокращает указанное школьником расстояние /гарантии личной физической безопасности вооружённого школьника/.

Минимально допустимое безопасное расстояние для психологического противоборства между субъектами криминального конфликта может быть закреплено законодателем. Так, например, в ст. 17 Закона республики Молдова «О полиции» законодателем закреплено, что посягательством на личную физическую безопасность сотрудника полиции наряду с другими действиями признаётся приближение к нему правонарушителя менее чем на три метра после требования остановиться.

В момент применения силы, производства прицельного выстрела из гражданского оружия гражданин обязан /вторая условная группа юридически обязательных решений и действий/:

  • руководствоваться, использовать и соблюдать единые /общие/ правовые универсальные критерии для конкретной ситуации криминального характера: юридические основания, порядок, цель, условия правомерности и пределы /реально возможно допустимые ст.37 УК РФ/применения физической силы и гражданского оружия;

  • соблюдать объективные и субъективные признаки /критерии/ превышения пределов необходимой обороны, предусмотренные в ст. 37 УК РФ;

  • применять оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих:

а) только после предупреждения правонарушителя;

б) только без предупреждения правонарушителя;

в) только используя фактор внезапности;

• применять оружие только в целях защиты объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии»;

  • применять оружие в целях нейтрализации или поражения только посягающих, а не третьих лиц, которые оказались на месте происшествия в силу случайного стечения обстоятельств;

  • стремиться, в зависимости от характера и степени посягательства и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого сопротивления, к тому, чтобы вред здоровью посягающего, причиненный в результате применения физической силы и гражданского оружия, был минимальным - это основной принцип применения оружия;

• соблюдать объективные ограничения, а также субъективные ограничения, указанные в ч.2 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

В ч.2 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» закреплены только субъективные ограничения к применению оружия, которые граждане обязаны соблюдать при наличии юридических оснований к применению физической силы и гражданского оружия.

Гражданам запрещено применять гражданское оружие в отношении:

  • женщин;

  • лиц с явными признаками инвалидности;

  • несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен школьнику, за исключением тех криминальных конфликтов, когда:

а) в одиночку и лично женщина, инвалид или несовершеннолетний оказывает вооружённое сопротивлению школьнику;

б) в одиночку или лично женщина, инвалид или несовершеннолетний совершает вооружённое нападение на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии»;

в) женщина, инвалид или несовершеннолетний участвует в групповом /действует совместно хотя бы ещё с одним участником, независимо от его социального статуса, пола, возраста, состояния здоровья и т.п./ нападении против жизни, здоровья или собственности;

г) женщина, инвалид или несовершеннолетний участвует в групповом сопротивлении, когда школьник реализует своё субъективное право, общественный долг и моральную обязанность по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

В ч.2 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» не закреплены объективные ограничения, но школьники обязаны их соблюдать. При наличии юридических оснований и условий правомерности к реализации ст.24 Федерального закона «Об оружии» школьникам запрещено применять оружие при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица. Школьники вправе нарушать эти объективные ограничения, если они на сто процентов уверены, что вред здоровью будет причинён только посягающим.

После применения физической силы и гражданского оружия граждане обязаны /третья условная группа юридически обязательных решений и действий/:

  • проявлять бдительность /ожидать внезапного вооружённого сопротивления/, соблюдать меры предосторожности и при этом обеспечить оказание доврачебной помощи всем физическим лицам, которым причинён вред здоровью в результате применения оружия;

  • обеспечить охрану места происшествия, когда в результате реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» в целях нейтрализации или поражения посягающих имеются смерть, ранение физических лиц или причинен значительный материальный ущерб юридическим и физическим лицам;

  • в течение суток с момента применения оружия доказать своим сообщением, что оружие применялось своевременно и правомерно на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих;

  • в течение суток с момента применения оружия передать заявление и объяснение оперативному дежурному по ОВД для регистрации этих материалов в книгу учёта сообщений по месту применения оружия или по месту жительства;

• передать оружие оперативному дежурному по ОВД, руководствуясь УПК РФ.

Сотрудники ОВД по месту применения оружия школьником обязаны:

  • оперативный дежурный по ОВД должен незамедлительно направить следственно- оперативную группу к месту происшествия;

  • уведомить прокурора, если имеются смерть, ранение физических лиц или причинён значительный материальный ущерб физическим и юридическим лицам;

  • уведомить в реально возможно короткий срок родственников школьника и физических лиц, которым причинён вред здоровью;

  • не допускать к месту происшествия посторонних лиц;

  • оказать доврачебную помощь всем физическим лицам;

  • составить протокол осмотра места происшествия;

  • изолировать школьника от любопытствующих граждан и особенно от средств массовой информации;

  • выявить очевидцев применения физической силы и гражданского оружия;

  • добыть максимум информации как о социально полезной деятельности школьника, так и о преступной деятельности правонарушителей;

  • использовать средства массовой информации на месте происшествия в целях формирования психологической установки у населения региона на образование отрицательных эмоций к правонарушителю, который уже совершил или покушался совершить тяжкое или особо тяжкое преступление против жизни, здоровья или собственности, а к школьнику, который реализовал своё субъективное право, общественный долг и моральную обязанность по охране общественного порядка и борьбе с преступностью - на образование положительных эмоций;

  • объяснить школьнику, что будет произведена проверка по факту применения оружия и почему он обязан описать в заявлении и объяснении: юридические основания для конкретного криминального конфликта, порядок, цель, условия правомерности и пределы реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», т.е. написать с какого расстояния велась прицельная стрельба в целях упреждения активных противоправных насильственных действий посягающих, сколько было произведено прицельных выстрелов, почему школьник применил оружие в целях нейтрализации или поражения посягающего и т.п.;

  • создать условия школьнику для написания заявления и объяснения о факте применения оружия;

  • оказать психологическую помощь школьнику, если она ему необходима;

  • подготовить сообщение для средств массовой информации и при этом обеспечить конфиденциальность сведений о школьнике, который своевременно и правомерно применил оружие;

  • контролировать слухи, чтобы оперативно их нейтрализовать через средства массовой информации или другие источники внушения;

  • завершить проверку по факту применения оружия школьником и при этом сообщить результаты этой проверки населению конкретного региона, а также школьнику, применившему оружие;

  • поощрить материально школьника за участие в раскрытии преступления и при этом обеспечить конфиденциальность сведений о школьнике.

^ 4. 3-й учебный вопрос.

Цель применения физической силы и гражданского оружия школьником в состоянии необходимой обороны заключается в том, чтобы своевременно и правомерно пресечь реальную угрозу посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», путём вынужденного причинения смерти или вреда здоровью только посягающего.

Целевая направленность применения физической силы и гражданского оружия школьниками - это юридический критерий отграничения для трёх состояний:

  • необходимой обороны;

  • причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление;

  • крайней необходимости;

Цель применения оружия - это обязательный юридический признак необходимой обороны. Цель применения оружия - юридический критерий отграничения состояния необходимой обороны от преступления против личности.

Если мы все криминальные конфликты условно разделим на естественные и искусственные, то выделим две условные группы преступлений против личности:

  • предлог необходимой обороны - использование естественных благоприятных объектных, субъектных и обстановочных условий правонарушителями в целях достижения своих преступных целей, а не в целях самозащиты или в целях защиты исчерпывающего перечня объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии»;

  • провокация необходимой обороны - искусственное создание благоприятных, объектных, субъектных и обстановочных условий правонарушителями в целях достижения своих преступных целей, а не в целях самозащиты или защиты исключительного круга объектов уголовно-правовой охраны, закреплённых в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

При предлоге необходимой обороны реальная угроза посягательства или посягательство используются правонарушителями в этих криминальных конфликтах как благоприятный предлог в целях сведения личных счетов, мести, самосуда и т.п.

Ознакомьтесь с примером.

Гражданин П. застал малолетнего сына соседа Д., с которым находился в конфликтных отношениях, в своём саду, рвущим яблоки. Поймав сына соседа Д., П. стал «воспитывать» его ремнём. Увидев избиение сына, Д. достал охотничье ружьё и произвёл прицельный выстрел на поражение гражданина П. и при этом причинил П. тяжкий вред здоровью. Д. применил огнестрельное оружие не с целью защиты сына, поэтому деяния правонарушителя Д. должны квалифицироваться на общих основаниях, так как это преступление против личности, а не состояние необходимой обороны. Таким образом, Д. применил оружие не с целью защиты сына, а с целью мести.

При предлоге необходимой обороны правонарушитель подвергается посягательству и при этом использует как реальную угрозу посягательства, так и посягательство /естественно сложившиеся благоприятные условия/, например, в целях самосуда, а при провокации необходимой обороны, наоборот, правонарушитель искусственно создаёт благоприятные условия для достижения своей преступной цели.

Ознакомьтесь с примером.

Школьник Ш. разоблачил одноклассника К., совершившего кражу куртки. Школьник К. решил отомстить Ш. С этой целью он пришёл к Ш. домой, спрятав предварительно во дворе металлический штырь. Убедившись в том, что Ш. один дома, правонарушитель К. ударил его кулаком по лицу. Затем он выбежал во двор, преследуемый Ш., и, схватив металлический штырь, как бы обороняясь им при очевидцах, причинил Ш. тяжкий вред здоровью.

Это случаи «маскировки» преступлений против личности под необходимую оборону. Эти ситуации криминального характера возможны в связи со сложностью определения начального момента /наличность реальной угрозы посягательства - это начальный момент во временных границах конкретного посягательства/ правомерности активных упреждающих действий в состоянии необходимой обороны.

Критерием отграничения между необходимой обороной и провокацией необходимой обороны является целевая направленность /цель/ реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии». В рассматриваемом криминальном конфликте умысел приобретает иную целевую направленность /цель/. А именно, К. в целях расправы с Ш. искусственно создаёт благоприятные субъектные /школьник Ш./, объектные /школьник К./ и обстановочные /место, время, ситуация, обстоятельства психологического и физического противоборства и т.п./ условия для достижения своей преступной цели - провокация необходимой обороны.

Заключительная часть урока-лекции.
^ 5.1. Преподаватель подводит итог сказанному в основной части урока-лекции и делает выводы по теме.

Этот минимум знаний правил безопасного поведения школьников в ситуациях криминального характера, которые должны быть предусмотрены в программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности», а именно, правила безопасного поведения школьников в чрезвычайных ситуациях пресечения нападения правонарушителей, уголовно-правового задержания правонарушителей и устранения источников опасности. Это одно из основных направлений повысить эффективность участия школьников в охране общественного порядка и борьбе с преступностью в новых экономических, политических, правовых условиях развития общества и криминогенной ситуации в РФ.

  1. ^ Задание на дом: выучить и знать юридические основания, порядок и цель применения физической силы и гражданского оружия школьниками в чрезвычайных ситуациях пресечения нападения правонарушителей, а также изучить основную и дополнительную литературу.

  1. Контрольные вопросы:

  1. Почему для школьников применять физическую силу и оружие – это субъективное право, а для сотрудников правоохранительных органов – это юридическая обязанность?

  2. Почему школьники должны знать юридические основания, порядок, цель, условия, и пределы применения физической силы и гражданского оружия в чрезвычайных ситуациях пресечения нападения правонарушителей?

  3. Когда школьники вправе применять оружие только после предупреждения правонарушителя?

  4. Когда школьники вправе применять оружие только без предупреждения правонарушителя?

  5. Когда школьники вправе применять оружие не только без предупреждения правонарушителя, но при этом используя фактор внезапности?

  6. Когда школьникам запрещено применять оружие?

  7. Чем отличается предлог необходимой обороны от провокации необходимой обороны?

^ 5.4. Ответы на вопросы обучаемых.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебно-методическое пособие по изучению элективного курса для учителя личная безопасность школьника iconУчебно-методическое пособие для студентов IV курса факультета истории...
Уголовный процесс: Учебно-методическое пособие / Сост. Малаев С. С. – Брянск: Изд-во бгу,2009. 33 с
Учебно-методическое пособие по изучению элективного курса для учителя личная безопасность школьника iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Логистика» Учебно-методическое...
Целью курса «Логистика» является формирование у студентов системного мышления при решении проблем управления коммерческими и некоммерческими...
Учебно-методическое пособие по изучению элективного курса для учителя личная безопасность школьника iconКультурология (учебно-методическое пособие) Ялта 2008 удк ббк культурология:...
Культурология: учебно-методическое пособие / Авторы – составители – Мирошников О. А., канд филос наук. Разбеглова Т. П., кандидат...
Учебно-методическое пособие по изучению элективного курса для учителя личная безопасность школьника iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения
Учебно-методическое пособие по изучению элективного курса для учителя личная безопасность школьника iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения
Учебно-методическое пособие по изучению элективного курса для учителя личная безопасность школьника iconУчебно-методическое пособие для студентов факультета истории и международных...
Уголовное право: Учебно-методическое пособие / Сост. Малаев С. С. – Брянск: Изд-во бгу, 2010. 52 с
Учебно-методическое пособие по изучению элективного курса для учителя личная безопасность школьника iconУчебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Ялта 2009
Социология: Учебно-методическое пособие для изучения курса. Для студентов всех специальностей / Составитель: к ф н. Мирошников О....
Учебно-методическое пособие по изучению элективного курса для учителя личная безопасность школьника iconУчебно-методическое пособие к программе курса повышения квалификации...
Данное пособие предназначено для методистов учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), читающих...
Учебно-методическое пособие по изучению элективного курса для учителя личная безопасность школьника iconУчебно-методическое пособие Сураж 2009 Рекомендовано к печати научно-методическим...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая...
Учебно-методическое пособие по изучению элективного курса для учителя личная безопасность школьника iconУчебно-методическое пособие по изучению дисциплины «передача информации...
Передача информации в управлении: сборник учебно-методических материалов / Ред и сост. С. Д. Сыротюк – Тольятти: тгу, 2010. – 372...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница