Документа




НазваниеДокумента
страница1/24
Дата публикации27.04.2013
Размер5.28 Mb.
ТипБюллетень
pochit.ru > Право > Бюллетень
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Название документа

"Постатейный комментарий к Федеральному закону "О полиции"

(Рыжаков А.П.)

("Московская финансово-промышленная академия", 2011)

Примечание к документу
Дата

25.02.2011

Информация о публикации

Рыжаков А.П. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О полиции". М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. 384 с.

ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "О ПОЛИЦИИ"

ОТ 7 ФЕВРАЛЯ 2011 Г. N 3-ФЗ
А.П. РЫЖАКОВ
Рыжаков Александр Петрович, заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат юридических наук, профессор, ветеран труда, подполковник милиции в отставке. Более 20 лет служил в органах внутренних дел (был сотрудником милиции), а сейчас трудится в сфере высшего юридического образования - профессором кафедры уголовно-правовых дисциплин Тульского филиала Международного юридического института и по совместительству профессором кафедры правовых дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.

Автор комментария к Закону РФ "О милиции" (2004, 2005, 2008 гг.), выдержавшего три издания, не считая опубликования в правовых системах "КонсультантПлюс" и "Гарант-Сервис". Активно участвовал в обсуждении проекта Федерального закона "О полиции", а также выступал по этому поводу на радио и по телевидению, публиковал статьи в газетах и журналах.

Является членом Международной ассоциации содействия правосудию и входит в состав редакционной коллегии научно-практического журнала "Правовой аспект". Автору принадлежат более 900 публикаций (в том числе 152 монографии, учебника и иных книг, выполненных на бумажном носителе, 15 CD-ROM) по уголовному, гражданскому и арбитражному процессам, учебники по дисциплинам "Правоохранительные органы" (для высших юридических учебных заведений) и "Уголовный процесс" (для высших и средних юридических учебных заведений), постатейные комментарии к старым и новым редакциям УПК РФ (РСФСР), АПК РФ и ГПК РФ (РСФСР). Общий объем публикаций превысил 6730 авторских листов.

Особенностью работ А.П. Рыжакова является их комплексность, использование автором знаний в различных отраслях права, результатов анализа не только законодательства и научной литературы, но и передового опыта деятельности правоохранительных органов, а равно судебной практики.
^ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
БНА ФОИВ - Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти

Бюллетень ВС РФ - Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации

Ведомости СНД и ВС РФ - Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации

РГ - Российская газета

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации

УИК РФ - Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
7 февраля 2011 года N 3-ФЗ


^ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПОЛИЦИИ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Назначение полиции
Комментарий к статье 1
1. Термин "полиция" в комментируемом Законе употребляется в нескольких значениях. В данной статье под полицией понимается система (совокупность) учреждений (специфических служб), объединенных одним и тем же назначением, задачами, принципами деятельности и правовым статусом сотрудников. В других же статьях Закона (ст. ст. 12, 13 и др.) под полицией понимаются специфические структурные подразделения органов внутренних дел. Полицией именуется не подразделение органа внутренних дел (не РОВД, УВД и т.д.), а соответствующее подразделение (служба) органа внутренних дел. Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона "О полиции" состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом РФ.

2. Подразделения (службы) полиции имеются в каждом органе внутренних дел вплоть до центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ.

3. Начальники данных служб одновременно являются начальниками полиции. Обычно они же - заместители начальника органа внутренних дел.

4. Закрепленные в комментируемом Федеральном законе назначение, функции, права и обязанности полиции в полной мере распространимы как на каждое отдельно взятое подразделение полиции (на полицию), так и на руководителей этих подразделений в органе внутренних дел, а равно подчиненных им сотрудников полиции Российской Федерации.

5. Полиция имеется не только в нашей стране. Настоящий же нормативный правовой акт касается лишь полиции, которая является органом исполнительной власти Российской Федерации. Соответственно, ее полномочия в основном реализуются лишь на территории нашей страны. На территории других государств полиция Российской Федерации может действовать лишь в пределах полномочий, предоставленных ей (сотрудникам полиции) международными договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация.

6. Исходя из наименования комментируемой статьи, в ней сформулированы разновидности назначения полиции:

- защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства;

- противодействие преступности;

- защита каждого от преступных и иных противоправных посягательств;

- охрана общественного порядка, собственности;

- обеспечение общественной безопасности;

- оказание содействия государственным, муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

7. На органы внутренних дел субъекта Российской Федерации и полицию, в частности, правовым актом исполнительного органа этого субъекта не могут быть возложены функции (обязанности), не перечисленные в комментируемой статье (а равно в ст. 12 настоящего Федерального закона), к примеру, государственного контроля за качеством, объемом и оборотом алкогольной продукции. В отношении милиции подобного рода незаконные попытки ранее имели место <1>.

--------------------------------

<1> См.: Определение Верховного Суда РФ от 17 сентября 2001 г. N 75-Г01-8 // Справочная система "КонсультантПлюс".
8. В связи с этим следует отметить, что, с одной стороны, правовой статус полиции может быть реализован только в рамках ее назначения. С другой - вышеуказанное назначение полиция может воплощать в жизнь только путем осуществления ею правомерной деятельности. Правомерной же деятельность полиции будет только тогда, когда она использует лишь предоставленные комментируемым Законом или иными нормативными правовыми актами полномочия.

9. Первым назначением полиции законодатель назвал защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. В связи с наличием такого назначения полиция должна разрабатывать и осуществлять предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами меры, направленные на приведение общественных отношений, связанных с жизнью, здоровьем, честью, достоинством правами и свободами людей, в состояние защищенности от общественно вредных, общественно опасных деяний и последствий таковых.

10. Второе назначение - противодействие преступности. Под противодействием преступности здесь подразумевается деятельность полиции в пределах их полномочий:

а) по предупреждению преступлений, в том числе по выявлению и последующему устранению причин преступности (профилактика преступлений и преступности в целом);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию правонарушений (борьба с преступностью);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий совершения преступлений.

11. Отдельными назначением полиции законодатель называет также охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности. Это одни из важнейших функций полиции. Для того чтобы правоприменитель мог правильно уяснить содержание таковых, следует определиться с понятием "общественный порядок". Данная дефиниция в большей степени административно-правовая. Между тем ее исследованию уделяли внимание и специалисты в области других отраслей права. Причем не все их определения общественного порядка были одинаковы.

12. Специалистами в области административного права понятие общественного порядка дано в широком и в узком смыслах слова. В широком смысле слова - это совокупность всех социальных связей и отношений, складывающихся под воздействием всего круга социальных норм, в отличие от правопорядка, включающего лишь отношения, регулируемые нормами права. Соответственно, общественный порядок как более широкая категория включает в себя и правопорядок. Примерно так же, но несколько иными словами понятие "общественный порядок" интерпретируется в общей теории права. Здесь общественный порядок рассматривается как социальная категория, охватывающая систему (состояние) волевых, идеологических общественных отношений, предопределяемых экономическим базисом и характеризующихся соответствием поведения их участников господствующим в обществе социальным нормам (правовым и неправовым). Авторы данного определения обращают внимание на то, что в понятие общественного порядка входят лишь социально значимые общественные отношения <2>.

--------------------------------

<2> См.: Яценко С.С. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. Сравнительно-правовой аспект. Киев, 1986. С. 12.
13. Еще одно определение общественного порядка было изложено в работе И.Н. Даньшина. По его мнению, общественный порядок - "это порядок волевых общественных отношений, складывающихся в процессе сознательного и добровольного соблюдения гражданами установленных в нормах права и иных нормах неюридического характера правил поведения в области общения и тем самым обеспечивающих слаженную и устойчивую совместную жизнь людей в условиях развитого общества" <3>.

--------------------------------

<3> См.: Даньшин И.Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. Харьков, 1971. С. 68.
14. В узком смысле слова общественный порядок понимался ранее как обусловленная интересами всего народа, регулируемая нормами права, морали, правилами общежития и обычаями система волевых общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести граждан, укрепление народного достояния, общественное спокойствие, создание нормальных условий для деятельности предприятий, учреждений и организаций <4>. А.В. Серегин характеризовал общественный порядок как "урегулированную нормами права и иными социальными нормами систему общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважение их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности" <5>.

--------------------------------

<4> См.: Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1951. С. 7.

<5> См.: Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. М., 1975. С. 4.
15. Данные ученые по-разному расставляют акценты, определяя термин "общественный порядок". М.И. Еропкин считал порядок общественным в связи с тем местом, где возникли и развивались (общественные места) охраняемые общественные отношения. А.В. Серегин полагал, что общественный характер общественного порядка предопределен содержанием общественных отношений, а не местом их реализации.

16. Отличия в суждениях ученых по поводу понятия "общественный порядок" и его содержания на этом не завершаются.

17. Некоторые правоведы в содержание понятия "общественный порядок" включают и общественную безопасность. Так, О.Н. Горбунова пишет: "Общественные отношения, которые создают в государстве обстановку спокойствия и безопасности, составляют систему волевых общественных отношений, совокупность которых можно назвать общественным порядком в узком смысле слова" <6>. Аналогичной позиции придерживалась И.И. Веремеенко. По ее мнению, общественный порядок как определенная правовая категория представляет собой обусловленную потребностями развития общества "систему общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах в процессе общения людей, правовое и иное социальное регулирование которых обеспечивает личную и общественную безопасность граждан и тем самым обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни" <7>.

--------------------------------

<6> См.: Горбунова О.Н. К вопросу об определении понятия "общественный порядок" в советской науке административного права // Труды Иркутского госуниверситета. Т. XIX. Серия юридическая. Вып. 8. Часть 2. Иркутск, 1967. С. 118.

<7> См.: Веремеенко И.И. Сущность и понятие общественного порядка // Сов. государство и право. 1982. N 3. С. 27.
18. Специалисты в области уголовного права также пытались дать определение общественному порядку. К примеру, П.Ф. Гришаев пишет, что под общественным порядком следует понимать порядок, регулирующий отношения между членами общества, согласно которому каждый из них обязан соблюдать правила в обществе, закрепленные как в правовых нормах, так и в нормах морали. Соблюдение этих правил поведения всеми гражданами гарантирует общественную безопасность, то есть безопасные условия повседневной жизни и деятельности членов общества <8>.

--------------------------------

<8> См.: Гришаев П.Ф. Преступления против общественной безопасности. М., 1959. С. 4.
19. Ими провозглашены точки зрения, прямо противоположные тем, которые были высказаны О.Н. Горбуновой и И.И. Веремеенко. Например, А.В. Готовцев утверждает, что коль "общественный порядок - это обеспечение безопасности людей, то общественная безопасность - это и сохранность имущества, и нормальная работа источников повышенной опасности, представляющих угрозу для человека и общества. Отсюда следует вывод, что общественная безопасность несколько шире общественного порядка" <9>.

--------------------------------

<9> См.: Готовцев А.В. Организационно-правовые вопросы взаимодействия милиции и внутренних войск в охране общественного порядка: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 13.
20. В литературе можно встретить и такие суждения, согласно которым между общественным порядком и общественной безопасностью фактически нет различий <10>.

--------------------------------

<10> См.: Куделич А.В. Уголовно-правовая охрана общественного порядка в современной России: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2000. С. 15.
21. Данные утверждения нельзя признать безупречными. Против них прямо высказались некоторые ученые <11>. Содержание комментируемой статьи, то, что Федеральный закон возложил на полицию, с одной стороны, охрану общественного порядка, а с другой - обеспечение общественной безопасности, также может быть одним из доказательств того, что с позиций законодателя общественный порядок и общественная безопасность - это разные, не включаемые в содержание друг друга, категории.

--------------------------------

<11> См.: Зарубин В.И. Понятие общественного порядка как объекта хулиганства // Журнал российского права. 2001. N 8.
22. С нашей точки зрения, наиболее точным является сформулированное В.И. Зарубиным определение общественного порядка. Под общественным порядком он понимает урегулированные нормами права и морали общественные отношения, в своей совокупности обеспечивающие общественное спокойствие, общепринятые нормы поведения, нормальную деятельность предприятий, учреждений и организаций, транспорта, сохранность всех видов собственности, а также уважение общественной нравственности, чести и достоинства граждан <12>.

--------------------------------

<12> См.: Зарубин В.И. Понятие общественного порядка как объекта хулиганства // Журнал российского права. 2001. N 8.
23. Как правильно отмечает С.С. Яценко, если
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

Документа iconИнформативность документа
Информативность документа количество информации, которое получает из текста документа пользователь
Документа iconЛекция 3 (Требования к структуре текста документа)
Заголовок к тексту включает краткое содержание документа. Заголовок согласуется с наименованием вида документа. Заголовок может отвечать...
Документа iconДокумента
Вступил в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования (статья 19 данного документа)
Документа iconВвод и редактирование документа
Цели: организовать деятельность учащихся по систематизации и обобщению и способов действий по редактированию и форматированию текстового...
Документа iconУрок русского языка в 3 классе «Род и число имен прилагательных»
Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа. Введите аннотацию документа....
Документа iconЗадача систематизации
Систематизация документа – это определение классификационного индекса произведения печати или другого документа (слайды, диапозитивы,...
Документа iconУрок №1 Тема «Форматирование документа»
В таблице представлены алгоритмы выполнения форматирования документа в текстовом процессоре ms word 2003 и ms word 2007(2010)
Документа iconВопросы для экзамена по документоведению по специальности №350800...
Автор документа. Порядок обозначения наименования организации-автора документа. Подпись и печать как признаки
Документа icon1. Ввод, редактирование и форматирование текста
Традиционной целевой установкой таких программ является разработка текстового документа для последующей его распечатки, т е создания...
Документа iconБланк задания
Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа. Введите аннотацию документа....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница