Тема Муниципальное право как отрасль Российского права, наука и учебная




НазваниеТема Муниципальное право как отрасль Российского права, наука и учебная
страница1/13
Дата публикации04.12.2013
Размер2,48 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Содержание

Принятые сокращения

Тема 1. Муниципальное право как отрасль Российского права, наука и учебная дисциплина

  1. Понятие муниципального права

  2. Предмет и методы муниципального права

  3. Муниципальное право как наука

  4. Муниципальное право как учебная дисциплина

Тема 2. Понятие и система местного самоуправления в Российской Федерации

  1. Основные теории местного самоуправления

  2. Понятие и принципы местного самоуправления.

  3. Система местного самоуправления

Тема 3. Правовые основы местного самоуправления

  1. Международные документы и федеральные нормативные акты

  2. Законодательные акты субъектов Российской Федерации

  3. Муниципальные правовые акты

Тема 4. Территориальные основы местного самоуправления

  1. Понятие и виды муниципальных образований

  2. Создание, объединение и преобразование муниципальных образований, изменение их границ

Тема 5. Система органов местного самоуправления

  1. Понятие системы органов местного самоуправления

  2. Представительный орган муниципального образования

  3. Местная администрация

  4. Глава муниципального образования

  5. Иные органы и должностные лица местного самоуправления

Тема 6. Формы прямого волеизъявления населения на местном уровне

  1. Местный референдум как высшая форма народовластия

  2. Муниципальные выборы

  3. Голосование по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления и вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования

  1. Сходы граждан

  2. Территориальное общественное самоуправление

  1. Обращения граждан в органы местного самоуправления

  2. Иные формы прямого волеизъявления населения на местном уровне

Тема 7. Экономическая основа местного самоуправления

  1. Муниципальная собственность

  2. Местный бюджет

  3. Бюджетный процесс на местном уровне

Тема 8. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления

  1. Понятие и принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

  2. Формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

  3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

  4. Временное осуществление полномочий местного самоуправления органами государственной власти

  5. Надзор за органами и должностными лицами местного самоуправления

Тема 9. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

  1. Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

  2. Конституционная ответственность

  3. Административная ответственность

  4. Дисциплинарная ответственность

  5. Гражданско-правовая ответственность

  6. Уголовная ответственность

Тема 10. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях Российской Федерации

10.1. Организация местного самоуправления в городах федерального значения

10.2. Организация местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

10.3. Организация местного самоуправления в наукоградах

10.4. Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях

Литература

Принятые сокращения

Конституция РФ — Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

АПК РФ — Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ

БК РФ — Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ

ЗК РФ — Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ

КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

НК РФ — Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ

ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ

УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-Ф3

Закон о местном самоуправлении (1995) — Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Закон о местном самоуправлении (2003) — Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гл. — глава (-ы)

ЖКХ — жилищно-коммунальное хозяйство

ОАО — открытое акционерное общество

п. — пункт (-ы)

подл. — подпункт(-ы)

РФ — Российская Федерация

СНГ — Содружество Независимых Государств

ст. — статья (-и)

ч. — часть (-и)

^ ТЕМА 1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1.1. Понятие муниципального права

Муниципальное право — относительно новое понятие для российской правовой системы. Возникновение муниципального права как отрасли права относится к началу 1990-х гг. В этот период в Российской Федерации шел процесс формирования правовой базы местного самоуправления. Количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление в нашей стране, стало важным фактором становления муниципального права как самостоятельной отрасли российского права.

В теории права под отраслью права понимается обособившаяся внутри его системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений [19, с. 396]. Муниципальное право регулирует общественные отношения, возникающие в сфере организации и функционирования местного самоуправления.

Изначально муниципальное Право возникло как подотрасль конституционного права. В силу этого некоторые ученые и в настоящее время не рассматривают его в качестве самостоятельной отрасли. Мнение о муниципальном праве как подотрасли конституционного права обычно основывается на том, что местное самоуправление является одной из форм народовластия, в силу чего в Конституции РФ есть отдельная глава, в которой содержатся нормы, регулирующие основы местного самоуправления. Кроме того, особенностью подотрасли является наличие в ее составе общего института, закрепленного, как правило, в особой главе кодифицированного нормативного акта [2, с. 155]. В качестве такого кодифицированного акта применительно к муниципальному праву рассматривается Конституция РФ. Однако Конституция РФ является особым актом, носящим нормативно-учредительный характер и содержащим в себе основы всех отраслей российского права. Придерживаясь данной точки зрения, с тем же успехом к подотраслям конституционного права можно отнести административное, гражданское, трудовое право и иные отрасли.

Правовое регулирование местного самоуправления отнюдь не исчерпывается конституционными нормами. А.Н. Костюков совершенно верно указывает, что общественные отношения, регулируемые конституционным и муниципальным правом, различаются. Конституционное право регулирует отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества, а муниципальное — отношения, возникающие при реализации права населения на местное самоуправление. Муниципальное право конкретизирует положения конституционного права в области местного самоуправления [12, с. 11].

В юридической науке существует также мнение, что муниципальное право является подотраслью административного права. Например, Ю.Н. Старилов наряду с милицейским, строительным, социальным, служебным, образовательным правом относит муниципальное право к Особенной части административного права [18, с. 21]. B.C. Четвериков, называя муниципальное право комплексной отраслью в силу отсутствия своих, специфических норм права и использования правовых норм конституционного, гражданского, административного права, фактически говорит о нем как подотрасли административного права [21, с. 50].

Безусловно, муниципальное право имеет очень много общего с административным. Во-первых, само муниципальное управление достаточно схоже с государственным, так как осуществляется преимущественно с использованием метода власти — подчинения. Во-вторых, муниципальная служба принципиально не отличается от государственной гражданской службы. В-третьих, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, выполняя при этом функции государственного управления. В-четвертых, в круг вопросов местного значения включается правоохранительная деятельность, органы местного самоуправления могут являться органами административной юрисдикции.

Тем не менее все это еще не позволяет включать муниципальное право в административное в качестве подотрасли.

Значительный объем в муниципальном праве норм конституционного, гражданского, финансового и некоторых других отраслей права позволяет считать его самостоятельной комплексной отраслью российского права. В пользу отраслевого характера муниципального права говорит и тот факт, что оно обладает присущим только ему предметом регулирования, специфическими правовыми конструкциями, своеобразной структурированностью норм, сочетанием различных методов юридического воздействия, т.е. совокупностью факторов внутреннего свойства [7, с. 9].

Слово «муниципальный» происходит от латинского «municipium», обозначающего буквально «самоуправляющаяся община» [7, с. 6]. О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев уточняют, что «munus» по латыни значит тяжесть, тягота, бремя, a «capio» — беру, принимаю. В связи с этим муниципалитетом называлось городское управление, берущее на себя решение общегородских задач, распоряжение хозяйственными средствами [13, с. 45].

В процессе становления отрасли российского права, регулирующей организацию и функционирование местного самоуправления, за ней утвердилось наименование «муниципальное право», несмотря на наличие в русском языке близкого в данном случае по значению термина «местное право». Закон о местном самоуправлении (2003) предусматривает, что слова «местный» и «муниципальный» и словосочетания с ними должны пониматься как тождественные. В различных нормативных актах, затрагивающих данную сферу, чаще используется термин «местный». Так, в Конституции РФ и других нормативных актах говорится о местном самоуправлении, органах местного самоуправления, местном бюджете и т.п. Вместе с тем в законодательстве речь идет о существовании муниципальной собственности, муниципальных образованиях. В связи с этим наименование отрасли права, регулирующей местное самоуправление, как «муниципальное право» представляется вполне допустимым.

Под муниципальным правом понимается не только отрасль права, но еще и научная, и учебная дисциплины. Все эти понятия взаимосвязаны между собой, так как имеют один источник — сферу общественных отношений, возникающих при организации и деятельности местного самоуправления. Однако каждое из этих понятий имеет свое специфическое содержание.
^ 1.2. Предмет и методы муниципального права

Каждая отрасль права имеет свои предмет и метод правового регулирования. Под предметом отрасли права обычно понимаются определенные виды общественных отношений, регулируемых этим правом. В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы: I) субъекты (индивидуальные и коллективные); 2) поведение, поступки и действия субъектов; 3) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес; 4) социальные факторы (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений [19, с. 399].

Предметом муниципального права является совокупность общественных отношений, возникающих при организации и функционировании местного самоуправления. Такие общественные отношения можно классифицировать как отношения, которые возникают: 1)при реализации населением форм непосредственной демократии;

2) формировании органов местного самоуправления;

3) обеспечении органами местного самоуправления жизнедеятельности населения муниципального образования, решения других вопросов местного значения;

4)взаимодействии органов местного самоуправления с органами государственной власти, в том числе и реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться в соответствии с законодательством;

5) судебной защите прав органов местного самоуправления и гарантий местного самоуправления как такового;

6) несении ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.

Более сложная ситуация складывается в отношении метода муниципального права. Само слово «метод» означает способ, прием практического осуществления чего-либо. Однако такое понимание метода является слишком общим и, по сути, ничего не объясняющим. Применительно к отрасли права любой метод прежде всего направлен на осуществление некоего воздействия одного субъекта права на другой. Такое воздействие осуществляется обычно путем волеизъявления одного участника по отношению к другим. Таким образом, метод приобретает роль связующего средства между субъектом муниципального права и другими участниками правоотношений. При этом метод правового регулирования заключает в себе не только волеизъявление, но и характер последнего.

Развитие юридической науки в последние годы привело к появлению принципиально новых отраслей российского права, которые не имеют своего особого метода правового регулирования и именуются комплексными. Комплексная отрасль права — это особая юридическая целостность, ее своеобразие объясняется наличием специфических приемов регулирования, принципов, положений, свидетельствующих о существовании специального юридического режима [3, с. 198].

Комплексный характер муниципального права проявляется в соединении в нем разнородных институтов. Деятельность органов местного самоуправления распространяется на самые различные сферы общественной жизни. Так, они имеют полномочия в сфере ЖКХ, транспорта и связи, охраны общественного порядка, земельных отношений, управления муниципальной собственностью, охраны окружающей природной среды и т.д. Соответственно, нормы муниципального права направлены на регулирование не только собственно муниципально-правовых, но и административно-правовых, конституционно-правовых, гражданско-правовых и иных общественных отношений. Многие нормы муниципального права одновременно являются нормами других отраслей. Например, ч. 1 ст. 52 Закона о местном самоуправлении (2003) содержит следующую правовую норму: «Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет)». Данная норма, безусловно, является нормой муниципального права, так как закрепляет право муниципальных образований на формирование собственного бюджета. В то же время эта норма относится к финансовому праву, потому что она предписывает существование местных бюджетов в бюджетной системе РФ. Этот феномен называется удвоением структуры права. Таких примеров можно привести достаточно много именно в силу комплексного характера муниципального права, многообразия регулируемых им общественных отношений.

Для публичных отраслей права характерно использование императивных, а для частных отраслей — диспозитивных методов. Местное самоуправление по своей сути является публично-правовым институтом, поэтому в муниципальном праве преобладают императивные методы.

Императивные методы правового регулирования основаны на неравенстве участников правоотношений и установлении жесткой, однозначной модели их поведения. В муниципальном праве используют следующие императивные методы:

1) предписание, заключающееся в установлении в для субъекта правоотношения определенного порядка действий, который не может быть нарушен. Юридическим фактом для возникновения правоотношений в данном случае является, как правило, властное предписание. Так, ч. 7 ст. 19 Закона о местном самоуправлении (2003) предписано сопровождать наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями предоставлением им субвенций из федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ;

2) запрет, заключающийся в запрещении определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия. Так, ч. 2 ст. 19 Закона о местном самоуправлении (2003) запрещает производить наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами, кроме законов.

Диспозитивные методы правового регулирования основаны на равенстве участников правоотношений и в их возможности самостоятельно выбирать модель поведения. В муниципальном праве используют следующие диспозитивные методы:

1) дозволение, заключающееся в предоставлении участникам муниципальных правоотношений права совершать либо не совершать какие-либо действия по своему выбору. Дозволение может быть неопределенным, когда никаких ограничений в выборе вообще не предусматривается, и определенным, когда субъекту предоставляется свобода выбора из нескольких вариантов поведения. Так, ч. 4 ст. 35 Закона о местном самоуправлении (2003) предусматривает, что представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений либо может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

  1. согласование, применяющееся при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения какого-либо согласия между ними. Этот метод может применяться, например, при взаимодействии органов местного самоуправления двух муниципальных образований и более;

  2. рекомендации, заключающиеся в указании законодателем предпочтительной (но не обязательной) модели поведения участников муниципальных правоотношений. Так, многие субъекты РФ с целью упрощения муниципального правотворчества принимают типовые уставы муниципальных образований, которые носят рекомендательный характер;

  3. поощрение. Этот метод во многом схож с методом рекомендаций. Разница состоит лишь в том, что при использовании метода поощрений законодатель не только рекомендует какую-либо модель поведения, но и предоставляет льготы или иные блага при ее выборе.

Исходя из изложенного выше, муниципальное право можно определить как комплексную отрасль российского права, представляющую совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования местного самоуправления.
^ 1.3. Муниципальное право как наука

Термин «муниципальное право» используется, как уже отмечалось, для обозначения не только отрасли права, но и научной дисциплины.

Научная дисциплина «муниципальное право» — это совокупность знаний, теорий и идей о правовом регулировании организации и функционирования местного самоуправления. Муниципальное право как наука — более широкое понятие, чем муниципальное право как отрасль права. Наука муниципального права помимо общепризнанных норм рассматривает дискуссионные положения, выдвигает новые концепции и гипотезы. В рамках научных исследований помимо действующих в Российской Федерации в настоящее время институтов местного самоуправления ученые изучают практику правового регулирования организации и деятельности местной власти на предыдущих этапах развития российской государственности, а также обращаются к зарубежному опыту в данной сфере.

Муниципальное право как научная дисциплина является составной частью юридической науки. Возникновение науки муниципального права относится к началу 1990-х гг. Вместе с тем проблемы организации органов местного управления изучались еще задолго до указанного времени. В связи с этим при исследовании проблем местного самоуправления специалисты часто обращаются к дореволюционному опыту организации земской власти в Российской империи, а также к опыту организации местных советов в СССР.

Теоретическими источниками муниципального права являются фундаментальные научные труды ученых-юристов и видных деятелей земского движения дореволюционной России, изучавших опыт организации земского и городского самоуправления. В первую очередь можно отметить такие работы, как «Государственное и общественное управление и самоуправление и судебная власть» В.П. Безобразова (1882), «О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений» А.И. Васильчикова (1869—1877), «История местного самоуправления в России» А.Д. Градовского (1899), «Самоуправление» Н.И. Лазаревского (1902). Изучением проблем местного самоуправления занимались также ЛА Велихов, Н.М. Коркунов, В.Н. Леш-ков, М.И. Свешников, Б.Н. Чичерин и др.

Однако в дореволюционной России не произошло выделения муниципального права в самостоятельную отрасль права или научную дисциплину. Проблемы муниципальных отношений изучались в основном в рамках государственного или административного права.

В советское время местное самоуправление было фактически ликвидировано и заменено системой местных советов, которые являлись местными органами государственной власти. Однако не следует полностью отбрасывать изучение опыта функционирования этой системы, который получил отражение в юридической науке в период советского строительства. Среди видных теоретиков можно назвать таких ученых, как И.А. Азовкин, С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, А.А. Безуглов, В.И. Васильев, Ю.М. Козлов, Е.И. Козлова, А.Я. Слива, Ю.А. Тихомиров, К.Ф. Шеремет.

По настоящее время многие из них продолжают свои исследования в данной сфере и являются видными представителями в области муниципального права. В последние годы проблемы организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации активно изучают также Н.С. Бондарь, И.В. Выдрин, А.И. Коваленко, М.А. Краснов, О.Е. Кутафин, И.И. Овчинников, Н.А. Писарев, Н.В. Постовой, В.И. Фадеев, Е.С. Шугрина, B.C. Четвериков и др.

Научная дисциплина муниципального права изучает нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения. При этом используются присущие всему правоведению общенаучные методы (диалектический, системный, конкретно-социологичекий), а также специальные (сравнительно-правовой, статистический, нормативно-логический, структурно-функциональный, историко-юридический и др.).
^ 1.4. Муниципальное право как учебная дисциплина

Термин «муниципальное право» применяется также и в качестве названия учебной дисциплины, изучение которой предусматривается учебными планами специальностей 021100 «Юриспруденция», 061000 «Государственное и муниципальное управление», а также некоторых других. Задачи данного курса состоят в оказании помощи будущим юристам и менеджерам в изучении основ правового регулирования организации и функционирования местного самоуправления.

Учебная дисциплина муниципального права представляет собой совокупность наиболее общих знаний, теорий и идей о правовом регулировании организации и функционирования местного самоуправления.

Можно выделить следующие основные отличия учебной дисциплины муниципального права от науки:

  1. учебная дисциплина является вторичной по отношению к науке, так как базируется на ее достижениях;

  2. учебная дисциплина не использует теорий и гипотез, а оперирует только общепризнанными положениями;

  3. наука всегда обладает свойством пробельности, учебная дисциплина такого свойства иметь не может;

  4. источником науки являются научные статьи, монографии, диссертационные исследования, источником учебной дисциплины — учебники и учебные пособия.

наиболее значимые нормы муниципального права, так и важнейшие теоретические положения, выработанные наукой.

Выводы

  1. Муниципальное право можно определить как комплексную отрасль российского права, представляющую совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования местного самоуправления.

  2. Предметом муниципального права является совокупность общественных отношений, возникающих при организации и функционировании местного самоуправления. Муниципальное право не имеет своего особого метода правового регулирования, в нем используются различные методы, заимствованные из других отраслей права.

  3. Термин «муниципальное право» используется для обозначения не только отрасли права, но и научной дисциплины. Научная дисциплина «муниципальное право» — это совокупность знаний, теорий и идей о правовом регулировании организации и функционирования местного самоуправления. Муниципальное право как наука — более широкое понятие, чем муниципальное право как отрасль права.

  4. Учебная дисциплина «Муниципальное право» представляет собой совокупность наиболее общих знаний, теорий и идей о правовом регулировании организации и функционирования местного самоуправления.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Тема Муниципальное право как отрасль Российского права, наука и учебная iconТема: семейное право как отрасль российского права
Семейное право как отрасль российского права представляют собой систему правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся между...
Тема Муниципальное право как отрасль Российского права, наука и учебная iconМуниципальное право - отрасль права, наука и учебная
Понятие муниципального права. Предмет и метод муниципального права как отрасли и науки
Тема Муниципальное право как отрасль Российского права, наука и учебная iconЭкологическое право [ экзаменационные вопросы ]
Понятие экологического права. Экологическое право как отрасль права, отрасль законодательства, наука, учебная
Тема Муниципальное право как отрасль Российского права, наука и учебная iconТема: гражданское право, как отрасль российского права
Гражданское право как отрасль права это система правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные...
Тема Муниципальное право как отрасль Российского права, наука и учебная iconТема информационное право: наука, учебная дисциплина. Отрасль праву...

Тема Муниципальное право как отрасль Российского права, наука и учебная iconТрудовое право Примерный перечень вопросов
Предмет, метод, система трудового права. Трудовое право как отрасль российского права
Тема Муниципальное право как отрасль Российского права, наука и учебная iconТеория государства и права Основы Российского конституционного права...
Индии, Китае и т д защищая господствующий класс государством. 3 этап – феодальное общество. Основным инструментом для защиты землевладения...
Тема Муниципальное право как отрасль Российского права, наука и учебная iconМуниципальное право – отрасль российского права. Понятие муниципального права
Советы народных депутатов – орган власти (а не местного самоуправления), все вопросы решались сверху. Принцип разделения власти действует...
Тема Муниципальное право как отрасль Российского права, наука и учебная iconВопросы к экзамену по дисциплине «Муниципальное право»
Муниципальное право – комплексная отрасль права. Понятие и предмет муниципального права
Тема Муниципальное право как отрасль Российского права, наука и учебная icon7. Закон как источник земельного права
Система земельного права. Земельное право как учебная дисциплина и отрасль науки
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница