Методические указания к курсу «Методология и методика конкретных социологических исследований» Ярославль 2000




Скачать 201,56 Kb.
НазваниеМетодические указания к курсу «Методология и методика конкретных социологических исследований» Ярославль 2000
Дата публикации26.04.2013
Размер201,56 Kb.
ТипМетодические указания
pochit.ru > Право > Методические указания
Министерство образования Российской Федерации

Ярославский государственный университет им.П.Г.Демидова

Факультет социально-политических наук

Кафедра социально-политических теорий


методические указания



к курсу «Методология и методика

конкретных социологических исследований»

Ярославль 2000

Составитель Н.В.Досина
Методология и методика конкретных социологических исследований. Методические указания к изучению курса/ Сост. Н.В.Досина; Яросл.гос.ун-т, Ярославль, 2001, 14 с.
Методические указания к изучению курса «Методология и методика конкретных социологических исследований» составлены в соответствии с программой курса и охватывают все его основные темы. Включенные «Указания» вопросы для самоконтроля призваны активизировать занятия, усилить интерес студентов к прикладной социологии, способствовать лучшему усвоению курса.

Методические указания рассчитаны на студентов III курса отделения политологии факультета социально-политических наук.
Печатается по решению научно-методического совета факультета социально-политических наук Ярославского государственного университета им.П.Г.Демидова
Рецензент:

Кафедра социально-политических теорий Ярославского государственного университета им.П.Г.Демидова.

Курс «Методология и методика социологических исследований» относится к числу прикладных, сопровождает курс «Общая (теоретическая) социология» и имеет целью ознакомление студентов с программой социологического исследования, формирования у студентов умений и навыков проведения социологического исследования и оформления по нему отчетных материалов.

^ Курс состоит из шести разделов, четырнадцати тем, на каждую из которых отводится два-три часа (всего 54 часа). В процессе работы студентов над курсом предполагается выполнение ими практических задач, аудиторных и домашних практических заданий.

Форма итоговой аттестации – экзамен.

Раздел 1.
Тема 1.

^ МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ.
Вопросы лекции:
Предмет и задачи курса «Методология и методика социологических исследований». Содержание и соотношение понятий «методология», «метод», «методика», «техника», «процедура» исследования. Взаимосвязь методологии, методики, техники и процедуры в социологическом исследовании: построение структурно-функциональной модели.
Тема 2.

^ ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И УРОКИ
Вопросы лекции:
Возникновение и историческая эволюция эмпирической социологии

Западе. Основные методологические принципы и особенности эмпирической социологии. Эмпиризм и его методологические последствия для развития мировой социологической науки.
Раздел 2.
Тема 3.

^ ТИПЫ И ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Вопросы лекции:
Общая классификация социологических исследований. Разведывательные, описательные и аналитические исследования. Сравнительный анализ и основные признаки. Зондажные исследования: специфика, основные разновидности и случаи применения. Идентификация типов и видов социологического исследования. Вторичный анализ социологической информации. Оперативные социологические исследования: специфика организации и проведения.
^ Вопросы для обсуждения на семинарском занятии и задания.
1. Как бы Вы определили научный статус методологии и методики социологических исследований?

2. Определите место изучаемой Вами дисциплины в структуре социологии

3. Что выступает объектом и предметом методологии и методики социологических исследований?

4. В чем заключаются различия между методологией и методикой социологических исследований и социологической теорией?

5. Какова главная функция методологии в социологическом исследовании?

6. Можно ли определить «метод» как «путь исследования»? Обоснуйте Ваш ответ.

7. Какова основная функция метода в социологическом исследовании?

8. От каких факторов зависит выбор метода (методов) в социологическом иcследовании?

9. Классифицируйте нижеприведенный перечень методов: метод анализа, абстрагирования, биографический, восхождения от абстрактного к конкретному, генетический, группировки, дедукции, идеализации, индексирования, индукции, документальный, выборочный, дисперсионный, метод корреляционного анализа, монографический, наблюдения, обобщения, ограничения, опроса, парных сравнений ранжирования, регрессионный, социометрии, сравнительно-исторический, социального проектирования, типологизации, таксономии, факторного анализа, шкалирования, эксперимента, экспертный, используемых в процессе социологических исследований по следующим основаниям: а) стадиям исследования,

б) масштабу применения и «радиусу действия»,

в) уровню знания,

г) форме получаемого знания.

10. Каково главное назначение техники социологического знания?

11. Что общего и в чем различия между методом и техникой исследования?

12. Тождественны ли понятия «исследовательская процедура» и «процедура исследования»?

13. Что такое эмпиризм?

14. Почему эмпиризм стал господствующим методологическим течением прежде всего в англо-американской социологии, в то время как в странах Европы всегда доминировали теоретические традиции?

15. В чем, на Ваш взгляд, состоит заслуга социологов-эмпириков в развитии и обогащении мировой социологической науки?

16. Каковы основные негативные последствия эмпиризма для социологической методологии?

17. Составьте развернутую схему классификации социсследований.

18. Дайте развернутую характеристику каждого типа и вида исследований с точки зрения его назначения, характера решаемых задач, особенностей организации, достоинств и ограничений.

19. Каково назначение зондажей, в чем их достоинство и недостатки?

20. Что такое общественные настроения? В чем состоит их специфика по сравнению с устойчивыми мнениями и установками?

21. Что такое вторичный анализ социологической информации? Чем он отличается от первичного анализа и для решения каких задач используется?

22. Каковы, на Ваш взгляд, основные цели и функции оперативных социологических исследований?
Темы докладов и сообщений.


  1. К истории математизации социологической науки: становление количественных методов и процедур в социологии.

  2. Современная эмпирическая социология Запада: основные тенденции и направления развития.

  3. Критика эмпиризма в современной западной социологии.



^

Список рекомендуемой литературы


1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности.-М., 1999.-596 с.

2. Аберкромби Н., Хилл Ст., Тернер.Б. Социологический словарь.-М., 1999.- 426с.

3. Кон И.С. Позитивизм в социологии. Исторический очерк.-Л., 1964.-207 с.

4. Маккини Дж.Ч. Методология, процедуры и техника социологии/Беккер Г., Басков А.Современная социологическая теория в её преемственности и изменении.-М., 1961.-С.218-271.

5. Руденко Р.И. практикум по социологии.-М.,1999

6. Практикум по прикладной социологии. Под ред. Б.В.Князева, Н.И.Дряхлова, В.Я.Нечаева.-М., 1987

7. Назаров М.М. Политическая культура Российского общества 1991-1995 гг.: Опыт социологического исследования.-М., 1998.- 176 с.

8. Золотухина М.В. Мир американской семьи.-М., 1999.-320 с.

9. Вторичный анализ социологической информации/Краткий словарь по социологии.-М., 1988.-С.36-37

10. Сычева В.С. Метод вторичного анализа.//Социологические исследования.-1995.-№11-С.128-131

11. Рабочая книга социолога/Под ред.Г.В.Осипова, В.Н.Иванова.-М., 1983.-С.252-257; 383-390

12. Ноэль М. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии.-М., 1993.-С.54-56; 65-73

13. Социальное настроение и ценностные ориентации российских женщин. Социологический мониторинг. Иваново, 2000.-40 с.

Раздел III.

^ ПРОГРАММИРОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Тема 4.

ПРОЦЕСС СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Вопросы лекции.
Структура социологического исследования и общая логика его развертывания.. Подготовительный этап исследования: основные задачи и процедуры. Полевой этап исследования, его организация и проведение. Подготовка социологической информации к математической обработке. Содержание заключительного этапа социологического исследования. Основные и вспомогательные документы исследования.
Тема 5.

^ ПРОГРАММАСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ И ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ
Вопросы лекции.
Назначение и функции программы социологического исследования.. Возможные последствия «беспрограммных» исследований. Теоретико-методологический раздел программы: структурные элементы и их взаимосвязь. Основные процедуры методического раздела программы. Стратегический и рабочий план исследования.. Общие нормативные требования к социологическим программам.
^ Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях и задания.
1. Из каких основных этапов складывается социологическое исследование? Сравните разные подходы к этому вопросу, имеющиеся в специальной литературе.

2. По каким критериям осуществляется структурирование социологического исследования? По каким признакам отдельные его этапы отличаются друг от друга?

3. Почему на подготовительный этап исследования тратится обычно до трети и более всего времени?

4. Какие задачи решаются на организационно-подготовительной стадии исследования?

5. Какие юридические документы должны быть подготовлены для проведения исследования?

6. Какие процедуры включает в себя этап подготовки социологической информации к математической обработке?

7. Что включает в себя процедура проверки информационного массива на полноту и качество?

8. Что предполагает «первичная» и «вторичная обработка социологических данных?

9. Назовите основные и вспомогательные документы социологического исследования.

10. Ниже в алфавитном порядке перечислены основные аналитические, методические и организационно-технические процедуры социологического исследования. Упорядочите их в соответствии с основными исследования. Дополните список недостающими процедурами:

- апробация методического инструментария,

- верификация гипотез исследования.

- внедрение результатов исследования,

- выписка и типологизация ответов на открытые вопросы анкеты,

- кодировка и шифровка первичных социологических данных,

- обработка социологической информации,

- оформление юридических докумеитов исследователя,

- перенос социологической информации на машинные носители,

- проведение полевых работ,

- разработка инструментария исследования,

- разработка плана и графика проведения исследования,

- расчет временных затрат на исследования,

- согласование основных направлений исследования с заказчиком,

- составление инструкции для анкетера (интервьюера),

- составление научного отчета,

- утверждение задания на исследование,

- формулирование выводов и рекомендаций по результатам исследований.

11. Что такое проблемная ситуация? Чем данное понятие отличается от понятий «социальная проблема» и «проблема исследования»?

12. Каковы методы обнаружения социальных проблем?

13. Каковы основные этапы и правила перевода проблемной ситуации в исследовательскую проблему?

14. Опишите проблемную ситуацию, сформулируйте научную и практическую проблемы Вашего исследования.

15. Что такое объект исследования?

16. Чем отличается теоретический объект исследования от эмпирического объекта?

17. Определите объект и предмет Вашего исследования.

18. Произведите классификацию целей исследования.

19. Каковы основные требования к постановке целей в программе социологического исследования?

20. Сформулируйте цель Вашего исследования, а также его основные и вспомогательные задачи.

21. Зачем нужен анализ основных понятий в программе социологического исследования?

22. Что такое теоретическая интерпретация понятий и зачем она нужна?

23. Что такое операционализация понятий и каковы функции данной аналитической процедуры в исследовании?
Примерная тематика для разработки программ социологического исследования.
1. Материальное положение современного студенчества.

2. Отношение студентов к предпринимателям и предпринимательской деятельности.

3. Взаимосвязь учебы и спорта у студентов ЯрГУ.

4. Отношение студентов к своей будущей профессии.

5. Изучение мнений студентов по вопросам современной политической жизни в России.

6. Студенты и политика.

7. Изучение социально-психологического климата в студенческом коллективе

8. Социальные проблемы студенческого общежития.

9. Отношение студентов к учебному курсу «Х»

Список рекомендуемой литературы.
1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.-М., 1999

2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований.-М., 1988.- С.32-35.

3. Руденко Р.И. Практикум по социологии.-М., 1999.

4. Основы прикладной социологии. Под ред. Ф.Шереги.-М., 1998.


Раздел IV.

^ МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Тема 6.

ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИИ.
Вопросы лекции.
Социологический опрос: сфера применения, достоинства и недостатки. Проблема надежности опросных методов. Виды анкетных опросов: сравнительный анализ функциональных возможностей. Социологическое интервью: назначение, специфика и основные разновидности. Личное и телефонное интервью: сравнение функциональных возможностей и ограничений.
Тема 7.

^ МЕТОДЫ НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Вопросы лекции.
Метод наблюдения: сфера применения, достоинства и недостатки. Виды наблюдения и их специфика. Проблема надежности и достоверности результатов наблюдения. Анализ документов как метод сбора социологической информации. Выбор метода в социологическом исследовании.
Тема 8.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
^

Вопросы лекции



Виды эксперимента и методы отбора экспериментальных групп. Планирование и логика осуществления эксперимента. Линейный эксперимент. Параллельный эксперимент.
^ Практические задания.
Задание 1.
На предприятии, где Вы работаете социологом, зафиксирована повышенная текучесть кадров, но четкого представления о её источниках и каналах никто не имеет. Вам поручили исследовать этот процесс. Ознакомившись с социологической литературой, Вы узнали, что существует несколько видов текучести кадров:

а) неизбежная текучесть (естественный отток, вызванный смертью, инвалидностью, уходом на пенсию и т.п.);

б) общественно-необходимая текучесть (служба в армии, направление на учебу);

в) общественно-допустимая (смена работы по семейным обстоятельствам, смена профессии, профессиональный рост и т.д.);

г) нежелательная текучесть, доступная управленческому воздействию (по причине конфликтов, разрешимых силами коллектива, нарушения процесса адаптации работников с малым стажем и др.).

Решите практическую задачу. Где и какими методами можно получить информацию о каждом виде текучести кадров?
Задание 2.
При изучении эффективности научной работы студентов была выдвинута гипотеза о том, что личность научного руководителя, его профессиональные знания и опыт оказывают решающее воздействие на качество студенческих научных работ и на процесс творческого формирования будущих специалистов.

а) Возможно ли использование метода опроса для подтверждения или опровержения данной гипотезы? Обоснуйте свое мнение.

б) Какие виды опроса могут быть использованы с наибольшей эффективностью в данной ситуации? Обоснуйте их применение.

в) Какого рода информация может быть получена при использовании опросных методов в данном случае?
Задание 3.
Сравните три опросных метода по указанным ниже показателям. Данные занесите в таблицу.

Сравнение функциональных возможностей опросных методов по различным показателям
Показатели

Возможности методов (высокие, средние, низкие)

личное интервью

почтовый опрос

телефон-ное интервью

1

2

3

4

Оперативность исследования










Стоимость исследования










Обеспечение репрезентативности










Обеспечение аномимности










Устранение «эффекта 3-х лиц»










Преодоление ситуации «нет ответа»










Преодоление ситуации «отказ от сотрудничества»










Преодоление «проблемы встречи» с респондентами










Устранение влияния интервьюера










Охват объектов, расположенных на большом удалении друг от друга










Наличие «деликатных» вопросов










Наличие «острых» вопросов










Наличие «утомительных» и «скучных» вопросов










Обеспечение искренности ответов










Допустимая длина вопросника










Допустимая длина вопроса











Задание 4.
В левом столбце в алфавитном порядке перечислены основные методы социологического исследования. В правом - в таком же порядке – различные объекты изучения. Какие из объектов наилучшим образом исследуются каждым из перечисленных методов?
^ МЕТОДЫ ОБЪЕКТЫ
Анкетный опрос Газетные тексты и сообщения

Анализ документов Индивидуальные особенности сознания

Интервью Латентные, скрытые свойства объектов

Контент-анализ (интеллект, творчество, знания, способности)

Наблюдение Межличностные, внутригрупповые

Прессовый опрос отношения

Социометрия Причинно-следственные связи

Тестирование явлениями и процессами

Эксперимент Протоколы, отчеты, письма
Факты поведения людей (действия, поступки)

Факты сознания (мнения, настроения, оценки, интересы)

Ценностные ориентации, мотивы, установки

Читательские (зрительские и т.п.) аудитории
Домашнее задание: план социологического эксперимента.
Список рекомендуемой литературы.
1. Основы прикладной социологии. Под ред. Ф.Шереги.-М., 1998

2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.-М., 1999

3. Руденко Р.И. Практикум по социологии.-М., 1999

4. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований.-М., 1998.-С.212-147.; 94-105.

5. Методы сбора информации в социологическом исследовании.-Кн.2.-М., 1990.-С.39-46; 150-167.
Раздел V.

^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
Тема 9.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВЫБОРКИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИИ.
Вопросы лекции.
Предварительная стратегия определения объема выборки: опытные и опытно-расчетные методы. Экспериментальные стратегии определения объема выборки. Случайная (вероятностная) модель выборки. Целенаправленные выборки.

Практикум-тренинг
Список рекомендуемой литературы.
1. Рабочая книга социолога/Под ред. Г.В.Осипова, В.Н.Иванова.-М., 1983.-С.229-231.

2. Основы прикладной социологии/Под ред. Ф.Шереги.-М., 1998

3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.-М., 1999

4. Бутенко И.А. Социология: наука и искусство.- М., 2000

5. Березина Е.В. О точности прогноза результатов голосования//Социологические исслдедования.-1995.-№2.-С.96-104
Тема 10.

^ ШКАЛИРОВАНИЕ В СОЦИОЛОГИИ.
Вопросы лекции.
Типы и виды социологических шкал. Процессы конструирования социологических шкал на надежность измерения. Техника шкалирования. Способы проверки социологических шкал на надежность измерения.

^ Вопросы для обсуждения на семинарском занятии.
1. Что означает правило «единого принципа» применительно к процессу конструирования социологических шкал?

2. Приведите примеры неполных и несбалансированных шкал.

3. Подумайте, что необходимо сделать для обеспечения максимального перечня ответов в номинальных шкалах? Например, при выяснении мотивов поведения или аргументации индивидуальных мнений респондентов.

4. Сформулируйте правило «непересекающихся оснований». Приведите примеры, свидетельствующие о нарушении данного нормативного требования в шкалах номинального, равнового и интервального типа.

5. Каковы основные методы контроля за соблюдением данного правила шкалирования и предупреждения возможных ошибок?
Домашнее письменное задание.

«Ломаные шкалы».

Список рекомендуемой литературы.
1. Основы прикладной социологии/Под ред.Ф.Шереги.-М., 1998

2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.-М., 1999

3. Методы сбора информации в социологических исследованиях.-Кн.1.-М., 1990.-С.68-80.

4. Бутенко И.А. Социология: наука и искусство.-М., 2000
Тема 11.

^ МЕТОДЫ СОЦИОМЕТРИИ
Вопросы лекции
История и цель социометрии. Классификация малых групп. Индивид в группе (статус, роль). Социометрическая карточка. Социальные установки в социометрии. Информация о зародыше конфликта. Установка. Шкалы: самооценки, ранжирования объектов, парных сравнений, Богардуса, Терстоуна, Осгуда.
Раздел VI.

^ ОБРАБОТКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ И АНАЛИЗ РЕЗУЛТЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Тема 12.

ОБРАБОТКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ.
Вопросы лекции.
Подготовка первичной социологической информации к обработке.. Обобщение и отображение результатов исследования.
Тема 13.

^ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Вопросы лекции.
Многомерный анализ социологической информации. Интерпретация полученных данных.
Тема 14.

ОТЧЕТНОСТЬ

Вопросы лекции.
Виды отчетов. Использование данных в управленческой деятельности.

Список рекомендуемой литературы.

1. Руденко Р.И. Практикум по социологии.-М.,1999.

2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.- М., 1999

3. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии.-М., 1999

4. Мангейм Дж.Б., Рич Рич.К. Политология. Методы исследования.-М., 1997.

5. Бутенко И.А. Прикладная социология: наука и искусство.-М., 2000

6. Основы прикладной социологии/Под ред. Ф.Шереги.-М., 1998


Похожие:

Методические указания к курсу «Методология и методика конкретных социологических исследований» Ярославль 2000 iconМетодические указания к курсу «Политическое консультирование» Ярославль 2002
Составитель: старший преподаватель кафедры социально-политических теорий, кандидат социологических наук В. Е. Жучков
Методические указания к курсу «Методология и методика конкретных социологических исследований» Ярославль 2000 iconМетодические указания к курсу «Политическая эпистемология» Ярославль 2001
Методические указания к учебному курсу «Политическая эпистемология» для студентов первого курса отделения политологии факультета...
Методические указания к курсу «Методология и методика конкретных социологических исследований» Ярославль 2000 iconМетодические указания к курсу «История теоретической социологии» Ярославль 2001
Планы семинарских занятий и методические указания к курсу «История теоретической социологии» / Сост. Н. В. Досина; Яросл гос ун-т,...
Методические указания к курсу «Методология и методика конкретных социологических исследований» Ярославль 2000 iconМетодические указания к курсу «Актуальные вопросы национальной безопасности...
Составитель: заведующий кафедрой социально-политических теорий, доктор политических наук Головин Ю. А
Методические указания к курсу «Методология и методика конкретных социологических исследований» Ярославль 2000 iconМетодические указания к курсу «Политология» Ярославль 2001
Печатается по решению научно-методического совета Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
Методические указания к курсу «Методология и методика конкретных социологических исследований» Ярославль 2000 iconМетодические указания к курсу «Политическая регионалистика» Ярославль 2001
Печатается по решению научно-методического совета Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
Методические указания к курсу «Методология и методика конкретных социологических исследований» Ярославль 2000 iconМетодические указания к курсу «Общая теоретическая социология» Ярославль 2004
Печатается по решению научно-методического совета факультета социально-политических наук
Методические указания к курсу «Методология и методика конкретных социологических исследований» Ярославль 2000 icon«методология и методика психолого-педагогических исследований» II курс, 4-й семестр Тема 1
Методика проведения наблюдения и специфика его применения в психолого-педагогическом исследовании в дошкольном образовании
Методические указания к курсу «Методология и методика конкретных социологических исследований» Ярославль 2000 icon1. Социология как наука. Структура Социологического знания и его основные функции
Эмпирические социологические исследования связаны с конкретной развернутой информацией относительно тех или иных явлений и процессов,...
Методические указания к курсу «Методология и методика конкретных социологических исследований» Ярославль 2000 iconПрограмма социологического исследования (2 час.)
«Методика и техника социологических исследований» для студентов дневного отделения гмус (бакалавры)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница