Галанов В. А., Гришина О. А., Шибаев С. Р. Логистика государственных закупок: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. В. А. Галанова




Скачать 284,54 Kb.
НазваниеГаланов В. А., Гришина О. А., Шибаев С. Р. Логистика государственных закупок: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. В. А. Галанова
страница1/3
Дата публикации26.04.2013
Размер284,54 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
pochit.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3

Е.В. Белякова. Логистика и управление бизнес-процессами в бюджетных организациях. Тема 1. Основы логистической деятельности государственной организации




Тема № 1. Основы логистической деятельности государственной организации
1. Основные понятия и цели государственной логистики. 2


. Организационная модель государственной логистической системы. 3. Снабжение государственной организации как единый логистический процесс.

Введение

Государственные закупки и все другие процессы, связанные с ними, которые в совокупности можно назвать государственной логистикой, есть достаточно сложная и весьма специфическая область современного рынка в силу их именно государственного характера, который отличен от частного характера иных участников рынка. Особенность процесса государственных закупок вызывает необходимость создания особых государственных механизмов его организации и управления им. Государство должно обеспечить экономическую обоснованность обмена своих денежных доходов на товары частных лиц и организаций, что и требует создания и функционирования целостной системы государственных закупок на основе государственных заказов, или в более общем обозначении – государственной логистической системы, или просто – государственной логистики.

Управление есть неотъемлемая составная часть процесса материального обеспечения функционирования любой государственной организации.

Процесс материального обеспечения деятельности государственной орга­низации описывается следующей последовательностью:

  • государственная закупка — процесс купли-продажи товара (услуги) го­сударственным покупателем, начиная с выбора продавца до оформления документов на купленный товар;

  • государственная поставка — совокупность доставочных (транспортных) и распределительных (складских) процедур, которые совершаются го­сударственным покупателем после процесса закупки;

  • государственное снабжение — совокупность закупочных и поставочных процедур, совершаемых государственной организацией-покупателем;

  • государственная логистика — государственное снабжение и иные функ­ции и процессы, необходимые для осуществления снабженческих про­цедур.

Отличие государственной логистики от логистики коммерческой организа­ции, или коммерческой логистики, состоит в том, что встроенный в государ­ственную логистику управленческий процесс имеет преимущественно центра­лизованный, а не децентрализованный характер, или, выражаясь иначе, ло­гистические действия государственного покупателя предписываются ей законодательством, а не являются результатом исключительно собственных управленческих решений.

Литература:

1. Галанов В.А., Гришина О.А., Шибаев С.Р. Логистика государственных закупок: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. В.А. Галанова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 247 с.

2. Логистика: учеб. пособие / Б. А. Аникин [и др.]; под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 408 с.
Вопрос 1. Основные понятия и цели государственной логистики

    1. Понятие государственной логистики

Функциональная деятельность любой государственной организации нуждается в определенном количестве разных мате­риальных благ, которые должны быть предоставлены ей на какой-то период времени ее активного функционирования.

Материальное обеспечение деятельности государственной организации есть не что иное, как обеспечение составляющих ее людей (работников, служащих) материальными благами, которые необходимы им для выполнения государственных действий (функции, услуги и т.п.).

Материальные блага, необходимые для работы людей в государ­ственной организации, можно разделить на две большие группы:

  • общехозяйственные вещи — материальные блага, которые не­обходимы для функционирования практически всех государствен­ных организаций:

  • помещения, в которых могут работать государственные ра­ботники;

  • мебель и офисное оборудование;

  • канцелярские и расходные материалы;

  • вода и электрическая энергия;

  • форменная одежда и инструменты;

  • и др.;

    1. специфические вещи — материальные блага, которые требу­ются преимущественно только для данного вида государственных организаций, т.е. зависят от специфики труда в ней:

  • в организациях здравоохранения — медикаменты, лекар­ства, перевязочные средства, пища и т.п.;

  • в организациях образования — учебники, парты и др.;

  • в дошкольных учреждениях — различного рода детский ин­вентарь (игрушки, детская мебель и др.);

  • и др.

По своей экономической природе все эти материальные блага есть не что иное, как предметы потребления, т.е. такие материаль­ные блага, которые не используются в целях производства других материальных благ, а всецело употребляются самим человеком (ин­дивидуально или в форме коллективного использования).

Кроме материальных благ государственная организация нуж­дается в разнообразных видах услуг и работ материального харак­тера, к которым в основном относятся ремонтные, восстановительные, строительные и прочие работы и услуги. Все они так или иначе имеют своим предметом и конечным результатом вещественные блага, используемые работниками государственной организации.

Наконец, кроме материальных благ и материальных услуг любая организация часто нуждается в оказании ей тех или иных так на­зываемых нематериальных услуг, т.е. такого рода работ, которые не имеют своим конечным результатом материальное благо, а их по­лезный результат прекращается вместе с прекращением оказания самой услуги. К такого рода нематериальной деятельности отно­сятся любые виды человеческой деятельности, непосредственно не связанные с процессом материального производства и воспро­изводства, например социально-культурные, научные и консуль­тационные услуги и т.п. Нематериальные услуги не выделяются из общего состава работ и услуг, которые покупает государственная организация для обеспечения своей деятельности, но сами по себе могут оказываться только при условии того, что их производитель является потребителем необходимых ему матери­альных благ. Таким образом, хотя по отношению к государственной организации нематериальные услуги в составе услуг и работ вооб­ще являются в необходимых случаях самостоятельным предметом обеспечения процесса функционирования любой организации, или предметом купли-продажи, сами по себе они не существуют как истинный вещественный товар.

Представленный выше состав благ, необходимых для функцио­нирования государственной организации, очень широк, поэтому невозможно обойтись без специфического процесса управления всем этим материальным и нематериальным обеспечением.

В условиях рыночных отношений обеспечение государственной организации материальными и нематериальными благами, или обеспечение, или снабжение товарами и услугами (включая в это понятие и то, что называется «работами») осуще­ствляется как особый специфический процесс, который имеет множество названий. Одно из первых таких понятий, относящих­ся к снабжению, есть понятие «закупки».

Обычно под закупками понимается совокупность действий, связанных с покупкой товаров и услуг. В данном случае будем понимать, что закупки — это торговая сторона (функция) процесса снаб­жения государственной организации. В процессе закупок государственная организация покупает не­обходимые ей товары и услуги.

Специалисты в области закупок выделяют такое понятие как «поставка». Поставка — это действия государственного покупателя, связан­ные с доставкой (получением) и складированием закупленного товара. Поставка в данном понимании объединяет две «материальные» стороны снабженческого процесса государствен­ной организации: действия, связанные с транспортировкой куп­ленного (или покупаемого) товара, и действия, связанные с его размещением, обычно на территории (в помещении) государствен­ной организации-покупателя.

Снабжение государственной организации — это единство заку­почной и поставочной деятельности государственной организа­ции.

Поскольку процесс материального обеспечения государственной организации включает в себя как снабжение, так и дозакупочные и послепоставочные действия, введем понятие «государственной логистики»:

государственная логистика — это единство снабженческой и обеспечивающей ее деятельности государственной орга­низации, предписываемой ей имеющимся законодатель­ством.

Данное содержание государственной логистики означает, что пока это самое общее возможное понятие, объединяющее любые существующие и возможные в будущем действия, которые госу­дарственная организация предпринимает для того, чтобы обеспе­чить себя товарами и услугами на систематической основе.

Содержательно это закупочные, поставочные и прочие логис­тические действия.

Каждый из этих типов логистических действий состоит из спе­цифических действий и неких общих действий — информацион­ных и др. Эти последние по законам разделения труда постепенно специализируются в некие самостоятельные функции общего ло­гистического процесса, в результате чего возникают самостоятель­ные логистические функции, которые существенно обособляются от собственно процессов закупки и поставки товаров и услуг. Это касается прежде всего выделения информационной логистики, распределительно-складской логистики, юридически-консультационной логистики и др.

В результате такой специализации ряда логистических функций последние следует разделять следующим образом:

  • с одной стороны, государственная логистика распадается на процесс снабжения и прочие логистические действия, или сокращенно — это снабжение «в широком смысле сло­ва»;

  • с другой стороны, государственная логистика распадается на составные функции процесса снабжения (торговые, транспортные, складские) и на специализированные функ­ции (информационная, распределительная и др.).

Понятие логистики присуще и коммерческим, а не только го­сударственным организациям. Поэтому важно указать на имеющееся существенное различие (отличие) между коммерческой и государственной логистикой.

Данное различие состоит в том, что если коммерческая логис­тика есть соответствующие логистические действия самой коммер­ческой организации как частного покупателя товаров и услуг на рынке, то логистические действия государственной организации не являются в полной мере ее «собственными», или «частными», дей­ствиями, это только такие ее действия, которые предписаны ей за­коном (или предписаны ей самим государством). Конечно, это всегда действия конкретной государственной организации-поку­пателя, и в этом смысле это ее собственные или «децентрализован­ные» действия, но их основа задана государственному покупателю «извне», и в этом смысле логистические действия государственного покупателя – всегда одновременно и «централизованные» дей­ствия. В случае коммерческой логистики никаких «централизован­ных» действий подобного рода частный покупатель не осуще­ствляет.

Таким образом, специфика государственной логистики состоит в характере ее управленческой сути. Частный участник рынка как покупатель самостоятельно осуществляет управление всеми свои­ми логистическими процессами, в силу чего и возникают понятия «управление закупками», «управление поставками» и т.д.

Иное дело, если речь идет о государственном покупателе. Внешне кажется, что он сам управляет своим логистическим про­цессом, но на самом деле все его сущностные действия есть резуль­тат вышестоящего управленческого процесса.

Логистика вообще есть, в сущности, снабженческий процесс с позиций процесса управления им. Когда говорят о логистике по отношению к коммерческой организации, то всегда подразумева­ют, что речь идет о процессе управления закупками, поставками и т.п. То же можно сказать и относительно государственной орга­низации, но лишь в ином смысле — речь идет об управлении за­купками, поставками и т.п. не столько со стороны государственной организации, сколько со стороны государства в целом.

Применительно вообще к увязке (сочетанию, одновременному потреблению) понятий «управление» и «государственная логис­тика» можно повторить то, что было сказано ранее: процесс управ­ления всегда «встроен» в любую деятельность человека. Государ­ственная логистика всегда есть некий управляемый, а не стихийно осуществляемый процесс. Поэтому когда говорят об «управлении» логистикой, то имеется в виду не переход от «неуправляемой» ло­гистики к «управляемой», а просто совершенствование или улуч­шение имеющихся способов управления логистическими процес­сами в целом и в отдельности. В этом понимании сочетание типа «управление закупками» и т.п. является логически неточным, ибо управление есть составная часть закупок (поставок, снабжения, логистики и т.д.), а не нечто «стоящее» над закупками.

    1. ^ Основные цели государственной логистики

Как любая полезная и необходимая обществу деятельность, сфера государственной ло­гистики имеет целый ряд целей, которые она призвана выпол­нять:

    • обеспечение непрерывности поставок товаров и услуг госу­дарственным организациям-заказчикам;

    • поддержание необходимых стандартов качества потребля­емых государственными организациями товаров и услуг, ибо их несоблюдение часто снижает качество той работы (услуг, деятель­ности), которую выполняют государственные организации от лица государства для всех членов общества;

    • минимизация государственных расходов двоякого типа:

  • собственно расходов на оплату закупаемых товаров и услуг;

  • расходов, которые несут государственные организации по осуществлению самого логистического процесса закупок товаров и услуг для удовлетворения государственных нужд;

  • повышение эффективности государственных поставок:

а) на уровне отдельного государственного покупателя путем:

  • избежания (недопущение) дублирования закупок одно­типных товаров;

  • снижения отходов;

  • управления поставками и поставщиками;

б) на уровне государственной логистической системы в целом путем:

  • сотрудничества всех государственных логистических структур;

  • улучшения механизмов государственных закупок.

В


опрос 2. Организационная модель государственной логистической системы


2.1. Основные участники государственной логистической системы
Потенциально организационная модель государственной логисти­ческой системы включает семь главных («принципиальных») возможных типов организаций (членов, звеньев) – участников необходимых для осуществления логистического процесса на рынке между государственной организацией как покупателем и участниками рынка как продавцами (поставщиками) товаров и услуг государству. Основными участниками применительно к юридической форме российской государственной системы размещения заказов являются:

  • государственная организация-покупатель (государственный заказчик);

  • участник рынка — продавец (поставщик, участник размещения государственного заказа);

  • государственный посредник (уполномоченный государственный посреднический орган);

  • рыночный посредник (специализированная организация);

  • государственная комиссия по размещению заказа;

  • орган контроля;

  • информационный орган.

Взаимоотношения между всеми перечисленными организаци­онными структурами в государственной логистической системе изображены на рис. 1.



Рис. 1. Взаимосвязи всех (возможных) участников государственной логистической системы
Следует заметить, что это исчерпывающий перечень потенциальных участников государственной системы размещения заказом, но не государственной логистической системы в целом. Однако, принимая во внимание, что государственная система размещения заказов составляет «сердцевину» государственного логистического процесса, в дальнейшем ограничимся именно данным составом участников как составом участников государственной логистиче­ской системы в целом.

Именно комбинации из указанного перечня потенциальных участников и являются основой трех ранее перечисленных орга­низационных типов логистических систем государства.

В то же время сама исходная потенциальная многовариантность организационного состава участников логистической системы го­сударства делает «невозможным» существование какой-то един­ственной российской модели организации государственной логис­тической системы.
  1   2   3

Похожие:

Галанов В. А., Гришина О. А., Шибаев С. Р. Логистика государственных закупок: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. В. А. Галанова iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Логистика» Учебно-методическое...
Целью курса «Логистика» является формирование у студентов системного мышления при решении проблем управления коммерческими и некоммерческими...
Галанов В. А., Гришина О. А., Шибаев С. Р. Логистика государственных закупок: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. В. А. Галанова iconУчебно-методическое пособие / Под общ ред. Т. В. Волосовец
В пособии обобщен опыт многолетней практической работы логопедов, воспитателей, музыкального руководителя, психолога в их совместной...
Галанов В. А., Гришина О. А., Шибаев С. Р. Логистика государственных закупок: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. В. А. Галанова iconМетодические рекомендации для учителя по оценке эффективности превентивного обучения
Жизнь без вредных привычек. Учебно-методическое пособие по предупреждению табакокурения в общеобразовательных учреждениях /Авт.–...
Галанов В. А., Гришина О. А., Шибаев С. Р. Логистика государственных закупок: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. В. А. Галанова iconКафедра государственного, муниципального управления и социологии...
Политология: учебно-методическое пособие для вузов / А. Г. Воржецов, Е. В. Храмова [и др.] / под ред. А. Г. Воржецова, Е. В. Храмовой...
Галанов В. А., Гришина О. А., Шибаев С. Р. Логистика государственных закупок: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. В. А. Галанова iconУчебно-методическое пособие по написанию курсовых работ (специальность 021100 юриспруденция)
Теория государства и права. Учебно-методическое пособие по написанию курсовых работ / Под ред. В. П. Сальникова, Р. А. Ромашова,...
Галанов В. А., Гришина О. А., Шибаев С. Р. Логистика государственных закупок: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. В. А. Галанова iconУчебно-методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей,...
«уроки экологической этики: теория и практика гуманитарного экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста»...
Галанов В. А., Гришина О. А., Шибаев С. Р. Логистика государственных закупок: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. В. А. Галанова iconКультурология (учебно-методическое пособие) Ялта 2008 удк ббк культурология:...
Культурология: учебно-методическое пособие / Авторы – составители – Мирошников О. А., канд филос наук. Разбеглова Т. П., кандидат...
Галанов В. А., Гришина О. А., Шибаев С. Р. Логистика государственных закупок: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. В. А. Галанова iconУчебное пособие (вопросы ква­лификационного минимума) / Под общ ред....
Теория государства и права: Учебное пособие (вопросы ква­лификационного минимума) / Под общ ред. В. П. Сальникова, Р. А. Ромашова....
Галанов В. А., Гришина О. А., Шибаев С. Р. Логистика государственных закупок: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. В. А. Галанова iconПлан семинарских занятий по курсу «Философия». Раздел
Философия. Курс лекций. Учебно-методическое пособие под ред. В. Н. Сокольчик Мн., 2004
Галанов В. А., Гришина О. А., Шибаев С. Р. Логистика государственных закупок: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. В. А. Галанова iconПочвы
Методики организации и проведения исследовательской работы по географии с учащимися в средней школе // Учебно-методическое пособие....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница