Открытый урок обществознания в 9-м классе "Правонарушения и виды юридической ответственности"




Скачать 61,59 Kb.
НазваниеОткрытый урок обществознания в 9-м классе "Правонарушения и виды юридической ответственности"
Дата публикации26.04.2013
Размер61,59 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Право > Урок
Открытый урок обществознания в 9-м классе "Правонарушения и виды юридической ответственности"

Дата: 19.04.12

Цель:

  • разъяснить учащимся опасность некоторых поступков людей;

  • показать неотвратимость ответственности за их совершение;

  • научить анализировать состав преступления;

  • определять, является ли деяние преступлением;

  • разъяснить, что такое юридическая ответственность и её виды;

  • сориентировать учащихся на формирование нравственной личности;

  • выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению.

Оборудование урока: учебник Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И.Жильцов Обществознание. 9 класс. «Просвещение». – М., рабочие тетради к учебнику.

План урока:

1. Причины преступности.

2. Понятие правонарушения.

3. Преступление, его состав и участники.

4. Виды юридической ответственности.

5. Уголовная ответственность.

6. Коррупция и правонарушение.
Ход урока:

1. Проблемный вопрос: Почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования своей жизни?

В чём причины преступности?

Как можно предотвратить преступность?

(выслушиваются ответы учащихся)

Учитель: эта проблема волновала человечество издавна. Существуют различные точки зрения по этому вопросу.
Класс делится на три группы для обсуждения причин преступности.
1) Антропологи считают, что физиологические особенности человеческого организма влияют на преступность. У потенциальных преступников особое устройство черепа, есть психические аномалии и другие патологии.
2) На преступность влияет воспитание и социальная среда.
3) Уровень жизни предопределяет преступность в обществе.

Нищета толкает человека на совершение преступления.

Задание: попытайтесь доказать и одновременно опровергнуть данные тезисы.

(от каждой группы выступает ученик и излагает свои идеи и доказательства)
2. Учитель: поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права или противоправным, т. е. нарушающим правовые нормы Противоправное поведение является опасным и совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями.
Запись понятия: правонарушение - это виновное поведение дееспособного лица, носящее общественно опасный характер.

Признаки правонарушения:

противоправность деяния.

виновность деяния.

способность субъекта нести юридическую ответственность за совершённое правонарушение.

(запись признаков в тетрадь).

По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды:

преступление.

проступок.
3. Преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом РФ.

Проступок (гражданский, административный, дисциплинарный) - это акт противоправного деяния, не предусматривающий уголовной ответственности (запись понятий в тетрадь).

^ Преступления могут совершаться в форме действия и бездействия.

Задание: найдите в учебнике на стр. 85 примеры преступлений, совершенных в форме действия и бездействия (работа учащихся с учебником).

Преступление отличают от проступка три признака:

1. Совершенное должно быть очень опасным для общества и государства.

2. Деяние должно нарушать нормы уголовного права.

3. Человек должен быть виновен в содеянном.

Без вины нет преступления.

Вина - это психологическое отношение человека к совершаемым деяниям.

Вина может быть выражена в форме:

а) прямого умысла;

б) косвенного умысла;

в) неосторожности.

Рассмотрим состав преступления:



Задание: проанализировать состав преступления на примере:

1.Иванов и Сидоров, имевшие при себе пистолет, решили совершить налет на пункт обмена валюты. Они разоружили охранников и потребовали отдать всю валюту. Завладеть валютой не успели, так как подъехала милицейская машина. Иванов и Сидоров сумели скрыться. Субъект - Иванов и Сидоров; объект - пункт обмена валюты; субъективная сторона - вина в виде прямого умысла; объективная сторона - покушение на преступление: грабеж.

Задание: определите состав участников преступления. Учащиеся указывают участников преступления (организатор, подстрекатель, пособник, исполнитель) и их роль в совершении преступления. А так же ответственность, которую они несут.
4. "Каково твоё деяние, таково и воздаяние", - говорили древние.

Вопрос: "Как вы думаете, что они имели в виду?"

(речь идет об ответственности за правонарушения).

Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.

^ Юридическая ответственность - это мера государственного воздействия, применяемая к лицу, совершившему правонарушение (запись в тетрадь).

Задание: используя учебник (стр.90 - 91),заполните таблицу:

Виды правонарушений

Примеры

Ответственность

Административный проступок

 

 

Гражданское правонарушение

 

 

Дисциплинарный проступок

 

 

Преступление

 

 


^ 5. Уголовная ответственность - это особый вид ответственности. Все виды наказаний указаны в Уголовном кодексе РФ.

Уголовная ответственность - мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (запись в тетрадь).

Работа с УК РФ по следующему плану:

1. Виды наказаний.

2. Обстоятельства, смягчающие наказание.

3. Обстоятельства, отягощающие наказание.

4. Основания освобождения от ответственности.

5. Отдельные обстоятельства, исключающие преступность деяния.

В завершение урока учащимся предлагается дискуссия по проблеме смертной казни. Класс делится на две оппозиционных группы сторонников и противников смертной казни. Даётся время для подготовки и защиты своих аргументов.
^ 6. Коррупция и правонарушение.
Проблемный вопрос: Коррупция – это преступление или проступок?

Долгое время коррупция для чиновников была законным видом деятельности: до XVIII века государственные чиновники жили благодаря «кормлениям», то есть на средства, поступающие от лиц, заинтересованных в их деятельности.

С 1715 года, при ^ Петре Первом, получение взятки в любой форме стало считаться преступлением, так как чиновникам стали платить фиксированную зарплату. Однако количество чиновников возросло так, что жалование выплачивалось нерегулярно, и взятки, особенно для чиновников низших рангов, вновь стали основным источником дохода. Вскоре после смерти Петра система «кормлений» была восстановлена, и к фиксированному жалованию вернулась лишь Екатерина II. Жалование чиновникам выдавали бумажными деньгами, которые в начале XIX века начали сильно обесцениваться по сравнению с металлическими деньгами. Необеспеченность бюрократии вновь привела к повышению коррупции.
Согласно современному российскому законодательству, (Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции») коррупция — это…злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Как бороться с коррупцией? Ответы учащихся.

Вывод: Среди всех видов правонарушений преступления наиболее опасны. Все виды преступлений указаны в УК РФ. За их совершение наступает уголовная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Оценка деятельности учащихся, выставление отметок за работу на уроке.

Д/З: вопросы и задания стр. 92-93, п. 10.

Напишите эссе на тему: «Борьба с коррупцией»

Похожие:

Открытый урок обществознания в 9-м классе \"Правонарушения и виды юридической ответственности\" icon116 Юридический состав правонарушения
Эта система признаков необходима и достаточна для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Без наличия хотя бы...
Открытый урок обществознания в 9-м классе \"Правонарушения и виды юридической ответственности\" iconА. П. Анисимов, Ю. Ю. Ветютнев Новый вид юридической ответственности?
Отраслевой критерий классификации юри­дической ответственности позволяет рассматривать ее в качестве части системы отечественного...
Открытый урок обществознания в 9-м классе \"Правонарушения и виды юридической ответственности\" iconКонспект урока по обществознанию в 9 классе «Юридическая ответственность»
Цель: разъяснить учащимся основные виды юридической ответственности, показать, в каких случаях может наступать ответственность и...
Открытый урок обществознания в 9-м классе \"Правонарушения и виды юридической ответственности\" iconКонтрольные вопросы по курсу «правоведение»
Юридическая ответственность: понятие, принципы. Виды юридической ответственности
Открытый урок обществознания в 9-м классе \"Правонарушения и виды юридической ответственности\" iconТема: «Правонарушение как основание юридической ответственности....
Всякий поступок вле­чет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия...
Открытый урок обществознания в 9-м классе \"Правонарушения и виды юридической ответственности\" iconУрок в 8 классе с. Баксаненок 2009г. Тема: «Гигиена дыхания»
Открытый интегрированный (биология, английский, информатика), бинарный (русско-англо-кабардинско-латинский), комбинированный с применением...
Открытый урок обществознания в 9-м классе \"Правонарушения и виды юридической ответственности\" iconОткрытый урок-соревнование в 9 классе «Weekend за границей» на английском...
Открытый урок-соревнование в 9 классе «Weekend за границей» на английском и немецком языках
Открытый урок обществознания в 9-м классе \"Правонарушения и виды юридической ответственности\" iconУрок! Тема : Союз как часть речи
Открытый урок русского языка в 7 классе в рамках фестиваля педагогических идей «Ура! Урок!»
Открытый урок обществознания в 9-м классе \"Правонарушения и виды юридической ответственности\" iconОткрытый урок по русскому языку в 7 классе
...
Открытый урок обществознания в 9-м классе \"Правонарушения и виды юридической ответственности\" iconУрок обществознания в 11 классе Разработчик: Сиденко Е. В. учитель...
В процессе овладения учащимися в ходе проблемного разговора комплексным понятием свобода и её ценностями убедить их в важности формирования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница