К федеральному закону о профессиональных союзах




НазваниеК федеральному закону о профессиональных союзах
страница1/8
Дата публикации28.11.2013
Размер1,53 Mb.
ТипЗакон
pochit.ru > Право > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8
КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ,

ИХ ПРАВАХ И ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(Постатейный)
Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 15 сентября 2002 года
Т.Ю. КОРШУНОВА
Коршунова Татьяна Юрьевна - старший научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук.
12 января 1996 года N 10-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
^ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ, ИХ ПРАВАХ

И ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ,

от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением

Конституционного Суда РФ от 24.01.2002 N 3-П)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
Рассматриваемая статья устанавливает предмет действия данного Федерального закона, определяя его место в системе законодательных актов. Так, следует отметить, что настоящий Закон является межотраслевым. Во-первых, его нормы входят в предмет конституционного права, нормы которого обеспечивают право граждан на объединение в профессиональные союзы. Во-вторых, он содержит нормы гражданского законодательства, которое регламентирует порядок создания и деятельности, а также реорганизации и ликвидации на территории Российской Федерации любых общественных объединений, в том числе и профессиональных союзов. В-третьих, нормы Закона о профессиональных союзах являются неотъемлемой частью трудового законодательства, т.к. возможность создавать профессиональные союзы для представительства и защиты своих социально - трудовых прав и интересов есть важнейшее право, предоставляемое именно работникам как субъектам трудового законодательства.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. является первым российским законодательным актом, в котором подробно регламентированы все вопросы создания, деятельности, регистрации профессиональных союзов, закреплен правовой статус их имущества. Детально урегулированы права профессиональных союзов в различных сферах социально - трудовых отношений, а также закреплены гарантии реализации предоставленных прав.

Иными словами, данный Закон определяет правовое положение профессиональных союзов, определяемое нормами конституционного, гражданского и трудового законодательства.

Кроме того, нельзя забывать, что профессиональные союзы являются участниками социального партнерства как системы взаимоотношений между субъектами социально - трудовых отношений. Профессиональные союзы содействуют договорным процессам в обществе, осуществляют поиск разумного компромисса между работниками и работодателями, стремятся к достижению и поддержанию социального мира.

В странах с развитой рыночной экономикой, а также в наиболее развитых и демократических из развивающихся стран профсоюзы являются агентом, влияющим на состояние и развитие рынка труда. Во-первых, они оказывают значительное влияние на такие параметры рынка труда, как цена рабочей силы и ряд других существенных условий труда, через систему коллективно - договорного регулирования на разных уровнях (микровоздействие). Во-вторых, они выступают в качестве группы давления при принятии политических решений (макровоздействие), в том числе касающихся тех или иных вариантов нормативного регулирования в сфере труда, и др.

Именно поэтому четкая законодательная регламентация правового положения профессиональных союзов как агента рынка труда, участника системы социального партнерства, представителя и защитника интересов работников крайне важна в современных условиях.

Данная роль профсоюзов и получила правовое закрепление в нормах настоящего Закона.
Статья 2. Право на объединение в профсоюзы
Комментарий к статье 2
Право работников на объединение в профсоюзы гарантируется Конституцией Российской Федерации, ст. 30 которой предусматривает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Предусмотренное этой статьей право означает беспрепятственную возможность граждан объединяться по интересам и целям. Оно создает основы для формирования гражданского общества, необходимого для существования демократических институтов и самого демократического общества в целом.

Международный пакт о гражданских и политических правах (ч. 1 ст. 22) и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 11) предусматривают, что каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов.

Исследователи отмечают, что свобода деятельности общественных объединений, ее гарантирование, как и ограничение, также осуществляются согласно принципам и нормам международного права. Часть 2 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает, что пользование правом на свободу ассоциации не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, для защиты прав и свобод других лиц. Возможно лишь введение законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции <*>.

--------------------------------

<*> См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1994. С. 117 - 118.
КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л.А. Окунькова) включен в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство БЕК, 1996.

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с последующими изменениями и дополнениями) предусматривает, что граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общественных объединениях", Гражданским кодексом Российской Федерации, комментируемым Законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений.

Кроме того, Конвенция МОТ N 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" 1948 г., действующая на территории Российской Федерации, предусматривает, что трудящиеся и предприниматели без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, также вступать в эти организации на единственном условии подчинения их уставам.

Основные положения данной Конвенции получили дальнейшее развитие в российском законодательстве, поскольку каждый член МОТ обязан претворять в жизнь основополагающие принципы, закрепленные документами Организации, касающиеся основополагающих прав, среди которых одним из первых может быть названо право на свободу объединения, в том числе и в профессиональные союзы.

Законодательство понимает под общественным объединением добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Крайне важным представляется то обстоятельство, что все общественные объединения независимо от их организационно - правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.

Как видим, законодатель предъявляет к общественным объединениям ряд требований, которым должны соответствовать профессиональные союзы.

Так, Закон определяет профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально - трудовых прав и интересов.

Исходя из этого определения можно выделить несколько признаков профессионального союза как общественной организации.

Во-первых, профсоюз - это объединение граждан. Юридические лица (работодатели) не могут создать общественную организацию и объединиться в профсоюз <*>.

--------------------------------

<*> Объединения работодателей могут создаваться в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" в форме некоммерческих партнерств.
Во-вторых, граждане, объединяющиеся в профессиональный союз, должны быть связаны общностью производственных и профессиональных интересов по роду их деятельности.

В-третьих, профессиональный союз создается в целях представительства и защиты социально - трудовых прав и интересов работников, а не каких-то иных целей, например благотворительных, социально - культурных и др.

Профессиональные союзы как общественная организация не имеют целью осуществление предпринимательской деятельности, т.е. получение прибыли в результате реализации своих целей и задач.

Таким образом, профессиональные союзы отвечают всем требованиям общественной организации, закрепленным в Законе "Об общественных объединениях".

С распадом СССР прекратила свое существование и единая система профсоюзов, возглавляемая ВЦСПС. Профессиональные союзы стали создаваться не только по территориальному принципу. Возникли независимые профессиональные союзы, не входящие в какие-либо территориальные объединения, в одной организации могут одновременно действовать два или более профсоюза.

Закон предоставляет всем профессиональным союзам равные права, что означает, что у одних, "традиционных", профессиональных союзов нет и не может быть приоритетов и преимуществ перед другими, "нетрадиционными". Работодатели, в свою очередь, в соответствии с действующим законодательством должны предоставлять всем профсоюзным организациям равные возможности для осуществления профсоюзной деятельности.

Закон предусматривает, что каждый гражданин, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

Как видим, Закон устанавливает, что в профессиональный союз могут объединяться граждане не моложе 14 лет. При этом речь идет не только о работающих, но и об учащихся, особенно если это учащиеся учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Закон предоставляет гражданам Российской Федерации, проживающим вне ее территории, право состоять в российских профсоюзах.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Очень актуальным является положение комментируемого Закона о том, что профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов.

Данное право дает профессиональным союзам возможность представлять и защищать интересы своих членов не только на уровне конкретной организации, но и на отраслевом, региональном и общегосударственном уровнях, что делает их деятельность более эффективной и масштабной.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.
Статья 3. Основные термины
Комментарий к статье 3
Статья раскрывает основные термины, применяемые в настоящем Законе и в профсоюзном движении с тем, чтобы установить единообразное их толкование для достижения целей комментируемого Федерального закона.

Правильное применение данных терминов позволяет как работникам, так и работодателям адекватно представлять структуру профессионального союза, выделить надлежащие звенья, к которым можно обращаться за представительством и защитой (работникам и членам профсоюза) и с которыми можно вести переговоры, проводить консультации и предоставлять информацию, затрагивающую социально - трудовые права и интересы работников (работодателям и их представителям).

Ядром любого профсоюза является первичная профсоюзная организация, которую Закон определяет как добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Именно от эффективной и грамотной работы первичной профсоюзной организации зачастую зависит уровень защищенности трудовых прав работников, объем предоставляемых им прав в соответствии с коллективным договором или иным локальным нормативным правовым актом, принятие которого в соответствии с действующим законодательством требует учета мнения или согласия первичной профсоюзной организации (в ТК - выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации).

Следующим важным звеном профсоюзного движения является общероссийский профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально - трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности.

Закон определяет основные критерии признания профсоюза общероссийским. Первый из них - территориальный - профсоюз должен действовать на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации. Второй - отраслевой - общероссийский профсоюз должен объединять не менее половины от общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

К федеральному закону о профессиональных союзах iconМетодические рекомендации для профсоюзного актива и кадров
Профессиональные союзы самая массовая общественная организация. Их место и роль закреплены в Федеральном Законе РФ "О профессиональных...
К федеральному закону о профессиональных союзах iconКомментарий к федеральному закону
Данное издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 18. 06. 2001 n 78-фз "О землеустройстве"
К федеральному закону о профессиональных союзах iconКодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об опеке и попечительстве"...
Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об опеке и попечительстве"
К федеральному закону о профессиональных союзах iconСправочные материалы по Федеральному закону от 25 июля 2002 г. №115-фз...
Федеральному закону от 25 июля 2002 г. №115-фз о правовом положении иностранных граждан
К федеральному закону о профессиональных союзах iconЗакон от 12 января 1996 г. N 10-фз "О профессиональных союзах, их...
I. Общие положения Статья Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона
К федеральному закону о профессиональных союзах iconОснования для постановления
Согласно положению § 12 параграф 3 пункт c) Акта №83/1990 Свода законов, о союзах граждан, в последней редакции (далее "Акт о союзах"),...
К федеральному закону о профессиональных союзах iconАлгоритм процедуры банкротства согласно Федеральному закону «О несостоятельности...

К федеральному закону о профессиональных союзах iconКомментарий к федеральному закону
Борисов Александр Николаевич, юрист, специалист по налоговому праву, экономист, финансист
К федеральному закону о профессиональных союзах iconДокумента
Рыжаков А. П. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О полиции". М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. 384...
К федеральному закону о профессиональных союзах iconКомментарий к федеральному закону
Гришаев Сергей Павлович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права мгюа
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница