Комментарий к федеральному закону




НазваниеКомментарий к федеральному закону
страница1/22
Дата публикации25.04.2013
Размер3,44 Mb.
ТипЗакон
pochit.ru > Право > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ОТ 18.06.2001 N 78-ФЗ "О ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ"
Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 13 июля 2010 года
О.П. КУДИНОВА
Кудинова Ольга Павловна - юрисконсульт ООО "С-Агроком", г. Саратов.
Данное издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве".

Текст настоящего Федерального закона приведен со всеми последними изменениями и дополнениями.

Настоящий комментарий подробнейшим образом раскрывает и поясняет положения каждого пункта статей данного Закона.

Комментарий предназначен для работников юридической сферы деятельности: юрисконсультов организаций, адвокатов, работников судебной системы. Он также будет интересен студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов и факультетов.

При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 13 июля 2010 года.
18 июня 2001 года N 78-ФЗ


^ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ
(в ред. Федеральных законов

от 18.07.2005 N 87-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ,

от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
1. Комментируемый Закон посвящен землеустройству, как одному из приоритетных направлений государственной деятельности в Российской Федерации. Если обратиться к истории развития землеустроительного законодательства в России, то основа его была заложена принятием Манифеста 19 сентября 1765 года, в соответствии с которым было проведено генеральное межевание. Генеральное межевание получило такое название, поскольку должно было распространиться на все пространство российских губерний, носило характер обязательного и проводилось по инициативе государства.

Цели этого мероприятия сформулировал в своей работе В.В. Чубаров, указывая, что "в то время земля в Российской империи признавалась товаром, ее оборот регулировался с помощью институтов вещного права, и для того, чтобы придать земле, которая в своем природном состоянии является сплошной массой территории, характер вещи, т.е. отдельного предмета материального мира, нужно было обособить отдельный земельный участок от соседних земель" <1>.

--------------------------------

<1> Чубаров В.В. Проблемы правового регулирования недвижимости. М.: Статут, 2006. С. 4.
В дореволюционной России такое обособление происходило на основании Законов межевых путем установления на границах участков межевых знаков, а также воспроизведением и описанием полученных черчений на плане и в межевой книге.

Земельными единицами при проведении генерального межевания были выбраны так называемые дачи, которым для дополнительной индивидуализации присваивалось название данной местности, селения или пустоши. Если в границах этих дач еще до генерального межевания произошло раздробление земель на части, их называли дачами общего пользования в отличие от дач единого владения, где генеральное межевание застало одного собственника.

Одновременно с установлением границ в порядке генерального межевания возникла необходимость проведения межей в пределах дач общего владения. Подобные действия государства получили название специального межевания. Однако в отличие от генерального специальное межевание проводилось в добровольном порядке и не носило принудительного характера. В 1853 году в Устав гражданского судопроизводства была включена норма, в силу которой каждый из собственников дачи общего владения мог потребовать в судебном порядке размежевания своего участка. Однако владельцы общих дач не спешили размежевывать свои земельные участки. В связи с этим Л.А. Кассо в свое время отмечал, что "...привязанность землевладельцев к старым и спорным границам вместо стремления к точным и непоколебимым межам может быть названа одной из особенностей нашего поземельного быта" <1>.

--------------------------------

<1> Кассо Л.А. Русское поземельное право. М., 1906. С. 170.
С отменой крепостного права в 1861 году и последовавшей за ней земельной реформой значение землеустройства еще более возросло. Столыпинская аграрная реформа стала крупнейшим землеустроительным мероприятием, предпринятым в отношении общинных крестьянских земель. В 1907 году был создан Комитет по землеустроительным делам, который занимался вопросами землеустройства в масштабах всей Российской империи, а в губерниях действовали губернские землеустроительные комиссии, в ведении которых находились вопросы организации землеустройства.

Что же касается городского плана (плана городских земель), то Правительствующий сенат пришел к мнению о том, что городской план не может служить доказательством прав города на земли, в нем указанные, и что порядок составления этих планов является чисто административным, а цель его - правильное распланирование улиц, площадей и других мест.

Принадлежащие российскому городу на праве собственности земли могли быть поделены на три группы:

1) земли, предназначенные для общего пользования;

2) земли, эксплуатируемые городом для извлечения доходов;

3) земли со специальным назначением.

В числе земель первой группы, т.е. предназначенных для общего пользования, были названы улицы, тротуары, площади, бечевники, пристани, водяные сообщения в пределах городской черты. Этот перечень признавался неполным, поскольку в него не вошли земли под парками, скверами, бульварами, которые также находятся в общем пользовании.

До тех пор пока эти земли по плану оставались в общем пользовании, город не вправе был их отчуждать. До изменения их назначения земли общего пользования в городах, а также водные пути сообщения, проходящие через город, не могли принадлежать кому-либо на праве частной собственности. По существу, эти земли были признаны вещами, изъятыми из гражданского оборота, поскольку не подлежали и действию приобретательской давности. Права на другие городские земли, как и на земли, принадлежащие частным лицам, подлежали действию приобретательской давности на общем основании.

Земли второй группы были наиболее оборотоспособные. Из них город извлекал доход, сдавая их в аренду, продавая, отдавая под застройку и т.п.

Под землями со специальным назначением понимались земли, подаренные городу или полученные им по завещанию. Соответственно распоряжаться этими землями город вправе был как собственник, но с учетом воли завещателей (дарителей) и при контроле Министра внутренних дел, но только при отчуждении земель.

Сформировавшаяся система землеустройства в Российской империи была разрушена в 1917 году в связи с принятием органами большевистской власти ряда революционных актов, прежде всего Декрета о земле. Провозглашение государственной собственности и отмена частной собственности на землю кардинально изменили земельные отношения, но практическая необходимость в землеустройстве заставила Правительство РСФСР принять ряд нормативных правовых актов в целях восстановления и развития землеустройства. Первым таким актом стало Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию, принятое ВЦИКом 14 февраля 1919 года. Данным Положением предусматривалось проведение "сплошного землеустройства". Согласно Положению, вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы пользовании она ни состояла, считалась единым государственным фондом, а под землеустройством понималась совокупность мероприятий технического характера, направленных на постепенное обобществление землепользования.

В Земельном кодексе РСФСР 1922 года основной задачей землеустройства закреплялось упорядочение существующих и образование новых землепользований. Землеустроительные действия выполнялись под общим наблюдением, руководством и контролем Народного комиссариата земледелия местными землеустроительными учреждениями через уполномоченных на то землемеров-землеустроителей.

Новым этапом развития советского землеустроительного законодательства стало принятие Общих начал землепользования и землеустройства 1928 года, в которых устанавливалось, что землеустройство, организуя земельные ресурсы с соблюдением прав населения на свободный выбор форм землепользования, должно способствовать общему подъему сельского хозяйства, кооперированию и его коллективизации. Порядок и нормы предоставления земли при землеустройстве устанавливались также законодательством союзных республик. Землеустроительные нормы содержались в актах (инструкциях) Наркомзема СССР.

Земельный кодекс РСФСР 1970 года ввел понятие "государственное землеустройство", под которым понималась "система государственных мероприятий, направленных на осуществление решений государственных органов в области пользования землей".

Задачами государственного землеустройства назывались организация научно обоснованного, рационального и эффективного использования земель, повышение культуры земледелия и охрана земель. По содержанию землеустройство подразделялось на межхозяйственное и внутрихозяйственное.

В начале 1990-х годов в землеустроительных работах обозначился застой, связанный с проблемами недостаточного финансирования. В то время стали актуальными также проблемы непродуманного осуществления земельной реформы, изменения количества сельхозпредприятий, площади землевладений, землепользований и состава угодий в результате перераспределения земель, неэффективной организации государственного контроля за использованием и охраной земель. Реальным механизмом наведения порядка в формировании землепользования, обеспечении организации рационального использования и охраны земель, воспроизводства почвенного плодородия, выполнения действующего законодательства и регулирования земельных отношений должно было стать именно землеустройство.

С принятием Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" были заложены основы современного регулирования землеустроительных отношений.

2. В преамбуле определяются основные цели землеустройства, напрямую связанные с особыми свойствами земли, являющейся одновременно и уникальным природным объектом, и основой сельского хозяйства, базой для большинства отраслей экономики. Законодатель, в частности, выделяет следующие цели: обеспечение рационального использования земель и их охраны, создание благоприятной окружающей среды и улучшение ландшафтов, отдавая, таким образом, приоритет экологическому началу в правовом регулировании землеустроительных отношений.

Под обеспечением рационального использования земель и их охраны следует понимать обеспечение экономически эффективной деятельности предприятий, организаций и граждан по воздействию на земли, осуществляемой с соблюдением экологических требований по охране земель и способами, обеспечивающими сохранение земли как основного средства производства, а также обеспечение проведения мероприятий, направленных на предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, восстановление продуктивности земель и повышение плодородия почв.

Другой важной целью землеустройства является создание благоприятной окружающей среды. Если мы обратимся к Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", то найдем в нем определение благоприятной окружающей среды, представляющей собой окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Иными словами, землеустройство должно способствовать обеспечению такого качества всей совокупности компонентов природной среды: земли, недр, почв, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного, животного мира, озонового слоя атмосферы и околоземного космического пространства, природных объектов, измененных в результате хозяйственной деятельности, или объектов, созданных человеком и обладающих свойствами природного объекта, а также объектов, созданных человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающих свойствами природных объектов, которое необходимо для наилучшего существования и устойчивого функционирования всех вышеуказанных объектов.

Что же касается такой цели землеустройства, как улучшение ландшафтов, то здесь речь идет об улучшении территорий, которые не подверглись изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуются сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

Рассуждая о целях землеустройства, указанных в преамбуле Закона, нельзя забывать о том, что земли являются не только объектом природы, но также и объектом гражданского оборота, за исключением земель ограниченно оборотоспособных и изъятых из оборота, и выступают в качестве вещи. А каждая вещь, в свою очередь, должна обладать пространственной определенностью. И именно установлению этой определенности служит землеустройство. Однако в действующей редакции преамбулы упоминание об экономической сущности регулируемых отношений отсутствует. И нельзя не согласиться с мнением некоторых авторов о том, что это обстоятельство "ведет к нежелательным перекосам в практике применения норм законодательства о землеустройстве и выглядит странным анахронизмом особенно сейчас, когда наблюдается стремительное развитие рынка недвижимости" <1>. К сожалению, на сегодняшний день данный пробел в законодательстве так и не устранен, и перечень целей правового регулирования землеустроительных отношений до сих пор не содержит такую цель, как формирование земельных участков как объектов недвижимого имущества.

--------------------------------

<1> Ялбулганов А.А. Нормативно-правовая база землеустройства: Научно-практический комментарий к статье 2 Федерального закона "О землеустройстве" // Реформы и право. 2009. N 1 (СПС "КонсультантПлюс").
В целом практика применения настоящего Закона выявила ряд его недостатков, наиболее существенным из которых является декларативно-бланкетный характер установленных в нем правовых норм. В результате этого в настоящее время проведение землеустройства регулируется многочисленными ведомственными нормативными актами. Кроме того, комментируемым Законом определено большое количество согласований и процедур, без проведения которых межевание земельного участка не может быть выполнено. Так, в частности, существует процедура контроля за проведением землеустройства, процедура землеустроительной экспертизы и отдельная процедура согласования и утверждения землеустроительной документации. Установлены виды землеустроительной документации, подлежащей обязательному согласованию с территориальными органами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, хотя случаи обязательности такого согласования в законодательстве отсутствуют.

На сегодняшний день существует объективная необходимость устранения имеющихся в Законе недостатков, в результате которого нормы Закона стали бы нормами прямого действия, а организация работ по землеустройству регламентировалась бы не множеством законодательных и подзаконных актов, а положениями самого Закона.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Комментарий к федеральному закону iconКодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об опеке и попечительстве"...
Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об опеке и попечительстве"
Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону
Борисов Александр Николаевич, юрист, специалист по налоговому праву, экономист, финансист
Комментарий к федеральному закону iconДокумента
Рыжаков А. П. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О полиции". М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. 384...
Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону
Гришаев Сергей Павлович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права мгюа
Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону от 29. 07. 1998 n 135-фз
Гусев Б. В. квалифицированный специалист-эксперт, опытный оценщик I категории, юрист в оценочной компании
Комментарий к федеральному закону iconСтатья Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии
Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-фз "О политических партиях"
Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону от 31 мая 2002 Г
Саратовской Государственной академии права, доцент Поволжского (г. Саратов) юридического института (филиала) рпа министерства юстиции...
Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону
Григорьев Виталий Валерьевич, кандидат юридических наук, эксперт международного проекта Совета Европы и Комитета по безопасности...
Комментарий к федеральному закону iconНаучно-практический комментарий к федеральному закону
Коллегии адвокатов "Кучерена и партнеры", заведующий кафедрой адвокатуры и нотариата мгюа, председатель Комиссии Общественной палаты...
Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону
Афонина Алла Владимировна начальник юридической службы крупной строительной организации, автор Комментариев к Жилищному кодексу рф,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница