Об организации работы учителя-логопеда




Скачать 168,56 Kb.
НазваниеОб организации работы учителя-логопеда
Дата публикации24.11.2013
Размер168,56 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы



ПРИНЯТО:

на заседании педсовета

Протокол № _______

от «___»________ 20___ г.


СОГЛАСОВАНО:

Председатель профкома

__________ Бушуева Г.С.

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом директора МБОУ

«Первоманская СОШ» №___от «__»_______ 20__ г.

____________ Иванова Е.В.



П О Л О Ж Е Н И Е

об организации работы учителя-логопеда

муниципального бюджетного образовательного учреждения «Первоманская средняя общеобразовательная школа»


  1. Общие положения

    1. Настоящее Положение определяет организацию деятельности учителя-логопеда муниципального бюджетного образовательного учреждения «Первоманская средняя общеобразовательная школа», работающего в классах, реализующих общеобразовательную и специальную (коррекционную) программу VIII вида.

    2. Учитель-логопед в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации "Об образовании"; Федеральным законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»; Уставом школы, нормативно-правовыми актами администраций Красноярского края и Манского района, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Манского РУ и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы в том, числе правилами трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящим положением, трудовым договором и контрактом.

    3. При составлении положения учтены также Письма Министерства образования Российской Федерации от 20 июня 2002 г. и от 14 декабря 2000 г. № 2 об организации логопедической работы при общеобразовательном учреждении и в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

    4. Учитель-логопед назначается и освобождается от должности директором школы.

    5. Учитель-логопед должен иметь высшее специальное образование.

    6. Учитель-логопед подчиняется непосредственно заместителю директора по УВР.

    7. Учитель-дефектолог, учитель-логопед соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

    8. Ставка заработной платы учителя-логопеда устанавливается из расчета в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю, из которых:

  • 18 часов отводятся для работы с детьми в группах и индивидуально;

  • 2 часа используются для точного установления логопедического заключения, более тщательного обследования речи детей, консультирования и просвещения родителей, педагогов по коррекции речевых нарушений и т.п. (основание: Постановление Правительства РФ от 03 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»; Приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2075). Осуществление данных видов деятельности фиксируется в специальном журнале консультативной и просветительской работы учителя-логопеда.

    1. Учитель-логопед МБОУ «Первоманская СОШ» в порядке, установленном нормативами, пользуется правом на оплачиваемый отпуск, на получение пенсии по выслуге лет до достижения пенсионного возраста и другими льготами, предоставляемыми педагогическим работникам образовательных учреждений.

    2. Работа по оборудованию и оснащению кабинета оплачивается учителю-логопеду, равно как и зав. кабинетом согласно Коллективному договору. (Основание: Письмо Мин. образования РФ № 20-58-196/20-5, п. 1.6. от 16.01.2001 «О порядке исчисления заработной платы работникам образовательных учреждений»).




  1. Основные составляющие компетентности

Учитель-логопед должен обладать следующими компетенциями:

    1. Профессиональная:

  • эффективное решение профессио­нально-педагогических проблем и ти­пичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуаци­ях педагогической деятельности, с ис­пользованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей;

  • владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование;

  • использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построе­ния современных занятий с учащими­ся, осуществление оценочно-ценност­ной рефлексии.

    1. Коммуникативная:

  • эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком;

  • установление контакта с учащимися разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе;

  • умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

  • умение убеждать, аргументировать свою позицию;

  • владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

    1. Информационная:

  • эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям;

  • формулировку учебной проблемы различными информационно-комму­никативными способами;

  • квалифицированную работу с раз­личными информационными ресурса­ми, профессиональными инструмен­тами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогичес­ких проблем и практических задач;

  • использование автоматизированных рабочих мест учителя в образователь­ном процессе;

  • регулярную самостоятельную позна­вательную деятельность, готовность к ведению дистанционной образова­тельной деятельности;

  • использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифро­вых образовательных ресурсов в об­разовательном процессе;

  • ведение школьной документации на электронных носителях.

    1. Правовая:

  • эффективное использование в про­фессиональной деятельности законо­дательных и иных нормативных право­вых документов органов власти, а так­же локальных актов и иной школьной документации для решения соответс­твующих профессиональных задач.




  1. ^ Цель и задачи

    1. Учитель-логопед в образовательном учреждении организует и оказывает логопедическую помощь детям, имеющим нарушения произносительной стороны речи, в развитии устной и письменной речи с целью своевременной, правильной и эффективной коррекции речевого развития.

    2. Основными задачами деятельности учителя-логопеда являются:

  • своевременное выявление недостатков в речевом развитии учащихся;

  • коррекция звукопроизношения;

  • предупреждение различных нарушений устной и письменной речи у учащихся;

  • сообщение специальных знаний по логопедии педагогам, родителям (законным представителям) учащихся.




  1. Организация работы учителя-логопеда

    1. Начало и окончание учебного года, время и продолжительность каникул соответствует установленным в школах нормам.

    2. На занятия к учителю-логопеду зачисляются учащиеся, обучающиеся на русском языке и имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи первичного характера: нарушения звукопроизношения (дислалия, дизартрия), нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия), ОНР. Также на занятия зачисляются учащиеся специальных (коррекционных) классов VIII, имеющих нарушения в устной и письменной речи.

    3. В первую очередь на логопедический пункт принимаются учащиеся, недостатки речи, которых препятствуют успешному усвоению программного материала.

    4. Максимальное количество детей, одновременно занимающихся у учителя-логопеда не должно превышать 20 человек (основание: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).

    5. Зачисление учащихся на логопедический пункт проводится с согласия родителей (законных представителей) учащихся.

    6. Зачисление на занятия осуществляется на основе обследования речи.

    7. Приём учащихся на логопедические занятия может производиться в течение учебного года по мере освобождения мест. Выпуск учащихся так же производится в течение всего учебного года, после устранения у них дефектов речи. Сроки коррекционного обучения определяются учителем-логопедом и зависят от сложности речевого нарушения.

    8. Вопрос о результативности коррекционно-развивающей речевой работы с детьми и завершении (продолжении) цикла занятий рассматривается на педагогическом совете образовательного учреждения. Наиболее трудные случаи рассматриваются на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) школы. Результаты эффективности работы логопеда фиксируются в «Журнале учета учащихся с недостатками речи».

    9. Расписание работы логопедического пункта составляется учителем-логопедом, исходя из индивидуальных возможностей учащихся, и утверждается директором образовательного учреждения.




  1. Обследование речи дошкольников и их отбор для логопедических занятий

    1. Обследование, выявление учащихся для занятий с учителем-логопедом и комплектование групп (подгрупп) проводится с 1 по 15 сентября.

    2. С 16 по 31 мая проводятся обследование устной и письменной речи учащихся, подведение результатов логопедической работы за год и предварительное комплектование групп (подгрупп) на новый учебный год.

    3. Обследование речи должно касаться не только произношения, но также состояния слуха, понимания речи, словаря, грамматического строя, темпа речи, плавности ее, навыков чтения и письма в соответствии со школьным стажем обследуемого ребенка. Отмечается также отношение ребенка к своим речевым затруднениям.

    4. Обследование речи учащихся, занимавшихся у логопеда в предыдущем году, может проводиться не полностью, а только по тем параметрам, которые были намечены логопедом для продолжения занятий. Соответственно заполняется и речевая карта.

    5. Учитель-логопед в первую очередь обследует учащихся 1-2 классов, имеющих речевые нарушения, а также учащихся, обследованных на ПМПК и нуждающихся в помощи учителя-логопеда; уточняет списки групп, предварительно укомплектованных им в мае предыдущего учебного года из числа обучающихся. Одновременно учитель-логопед отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия.

    6. Учащиеся старших классов обследуются логопедом по заявкам классных руководителей с предъявлением письменных работ учащихся;

    7. По результатам обследования учитель-логопед составляет списки учащихся, нуждающихся в логопедической помощи и списки, учащихся, зачисленных на логопедические занятия в первую очередь.

    8. Первоочередному включению подлежат учащиеся произношение, которых мешает их речевому общению и усвоению чтения и письма.

    9. Учащиеся, не зачисленные на логопедические занятия, ставятся на очередь и вызываются логопедом на занятия по мере выпуска ранее принятых учащихся-логопатов.

    10. Детям, обучающимся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных учреждений, логопедическая помощь оказывается в соответствии с Типовым положением № 196 от 19.03.2001 и инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.1997.

    11. Результаты обследования отражаются в «Журнале учета учащихся с недостатками речи».

    12. На каждого воспитанника, зачисленного на занятия, учитель-логопед заполняет Речевую карту.

    13. В случае необходимости уточнения логопедического диагноза учащиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение, поликлинику для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

    14. Учащиеся, не успевающие по русскому языку вне зависимости от того или иного нарушения, не подлежат включению в логопедические занятия.




  1. Организация коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

    1. Регулярные логопедические занятия учитель-логопед проводит с 16 сентября по 15 мая, после окончания обследования речи учащихся, комплектования групп, составления расписания занятий и перспективных планов. Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются групповые фронтальные занятия продолжительностью 35 – 45 минут (основание: санитарно-эпидимиологические правила и нормативы – СанПИН 2.4.2.1178-02; утверждены постановлением Минздрава России от 28.11.2002г. №44).

    1. В связи с разной степенью выраженности речевого дефекта предусматриваются подгрупповые занятия продолжительностью 25 – 30 минут и индивидуальные продолжительностью 15 – 20 минут (основание: Инструктивные письма Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2 и от 20 июня 2002 г. N 29/2194-6).

    2. Между занятиями допускаются 10-15 минутные перерывы. Этот промежуток времени учитель-логопед может использовать для проверки письменных работ, выполненных учениками на занятии, учета и анализа допущенных ошибок, а также для другой работы по своему усмотрению: проводить детей по классам или, наоборот, собрать группу детей, подготовить доску или разложить наглядный и раздаточный материал к следующему занятию.

    3. Периодичность занятий определяется тяжестью речевого нарушения, индивидуальными возможностями учащихся, условиями работы учителя-логопеда, но не менее 2-3 раз в неделю (основание: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).

    4. Рекомендуемая наполняемость групп при проведении логопедических занятий 2 – 6 учащихся, в зависимости от дефекта (основание: письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 июня 2002 г. N 29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида», Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2).

    5. Группы комплектуются соответственно распределению по классам и речевым дефектам учащихся. Допускается комплектование групп учащихся из разных классов.

    6. Логопедические занятия проводятся в часы, свободные от уроков и, в порядке исключения, во время уроков по согласованию с учителем и администрацией общеобразовательного учреждения.

    7. На основании материалов обследования учащихся учитель-логопед составляет: рабочие программы логопедического сопровождения учащихся, перспективные и индивидуальные планы коррекционно-развивающей логопедической работы.

    8. Темы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с учащимися и учет их посещаемости отражаются в журнале посещаемости логопедических занятий.

    9. В течение школьных каникул учитель-логопед проводит исследование состояния письменной речи учащихся по письменным работам, учувствует в методических объединениях или использует это время для проведения логопедической пропаганды среди родителей и консультирования.

    10. Ответственность за обязательное посещение учащимися занятий возлагается на учителя-логопеда, родителей (законных представителей), классного руководителя и администрацию того образовательного учреждения школы, где обучаются эти ученики.

    11. Учитель-логопед проводит занятия с учащимися в логопедическом кабинете, для которого отводится изолированное помещение, оснащенное необходимым учебно-дидактическим материалом.




  1. Права и обязанности учителя-логопеда

    1. Учитель-логопед имеет право:

  • участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;

  • знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

  • защищать свои интересы самостоятельно или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследовании или служебного расследовании, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;

  • на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

  • свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;

  • повышать свою профессиональную квалификацию;

  • аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

    1. Учитель-логопед в своей профессиональной деятельности обязан:

  • осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья;

  • комплектовать группы для занятий с учетом речевого дефекта и психофизического состояния обучающихся, воспитанников;

  • организовать и проводить в соответствии с учебным планом индивидуальные и групповые занятия по устранению и исправлению недостатков речевых отклонений в развитии у учащихся, восстановлению нарушенных функций;

  • принимать участие в приемных комиссиях по отбору детей в специальные (коррекционные) классы;

  • осуществлять обследование речи всех учащихся данной школы и отбирать учащихся, нуждающихся в специальных логопедических занятиях;

  • осуществлять контакт с учителями специальных (коррекционных) классов (посещение уроков, доклады на методических совещаниях, консультации и т.д.);

  • консультировать педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

  • вести необходимую документацию;

  • способствовать формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ;

  • использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов;

  • реализовать образовательные программы;

  • обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и нести ответственность за их реализацию не в полном объеме;

  • проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий;

  • соблюдать права обучающихся, содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка»;

  • обеспечивать охрану жизни и здоровья, учащихся в период образовательного процесса;

  • немедленно сообщать администрации образовательного учреждения о несчастном случае, происшедшем с ребёнком в помещении учреждения;

  • хранить в тайне сведения об обратившихся к нему за помощью, а также служебную и профессиональную тайны;

  • поддерживать связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся с отклонениями в развитии, учителями-логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогической комиссии;

  • участвовать в работе психолого-медико-педагогического школьного консилиума; педагогических, методических советов, других формах методической работы; в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой; в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим);

  • систематически повышать свою профессиональную квалификацию;

  • выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

  • представлять заместителю директора по УВР ежегодный статистический отчет о деятельности учителя-логопеда в образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы, в котором указывается количество детей с нарушениями речи на учебный год и результаты коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с учащимися.




  1. Документация учителя-логопеда

    1. В начале учебного года учитель-логопед составляет годовой план методической работы, учитывая все направления своей деятельности.

    2. После комплектования групп в сентябре учитель-логопед составляет расписание занятий в двух экземплярах. Оба экземпляра утверждаются директором школы. Первый экземпляр утверждённого расписания хранится у заместителя директора по УВР, а второй у учителя-логопеда.

    3. На основании материалов обследования учащихся учитель-логопед составляет рабочую программу логопедического сопровождения учащихся, которая включает в себя следующие разделы:

  • титульный лист;

  • пояснительная записка;

  • перспективные планы коррекционной работы с учащимися на каждую группу, подгруппу. Перед каждым планом указывается номер группы, подгруппы, класс и логопедическое заключение;

  • предполагаемые результаты логопедической работы к концу учебного года на каждую группу (подгруппу).

    1. Учитель-логопед ведёт документацию по установленной форме.

Основная документация:

  1. Список учащихся, нуждающихся в помощи учителя-логопеда.

  2. Список учащихся, зачисленных на логопедические занятия.

  3. Журнал учета учащихся с недостатками речи.

  4. Журнал консультативной и просветительской работы

  5. Накопитель коррекционного сопровождения на каждого учащегося, в который входят:

  • Индивидуальная карточка учащегося;

  • Речевая карта учащегося, принятого на логопедические занятия;

  • Логопедическое представление на конец года.

    1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий, который представляет собой обычный классный журнал установленного образца, заполняемый по следующим требованиям:

  • в разделе «Сведения об учащихся» учитель-логопед помещает список учащихся, зачисленных на логопедические занятия в текущем учебном году, с указанием класса и школы, даты зачисления и (в конце учебного года) результата коррекционной работы («выпущен», «оставлен для продолжения коррекционной работы», «выбыл»);

  • на группу отводиться четыре страницы, на подгруппу и каждого ученика, занимающегося индивидуально, - по три;

  • на левой половине страницы вверху указывается номер группы или подгруппы и логопедическое заключение, на правой половине страницы вверху располагаются дни и часы занятий с этой группой;

  • на страницах, отведённых для индивидуальных занятий, на левой половине вверху вместо номера группы фиксируются нарушенные группы звуков, над которыми ведётся работа;

  • в остальном страницы заполняются аналогично классному журналу, т.е. на левой половине находиться список детей данной группы, подгруппы или фамилия и имя ребёнка, занимающегося индивидуально, даты проведения занятий и отметки о отсутствии ученика на занятии, а на правой – темы проводимых занятий, которые указываются в соответствии с рабочим планом;

  • журнал учёта посещаемости заполняется в начале каждого занятия;

  • на одной из последних страниц отводиться место для учёта рабочего времени учителя-логопеда в период обследования устной и письменной речи учащихся, в период каникул, консультативной и просветительской деятельности;

  • оценки в журнал учёта посещаемости логопедических занятий не выставляются.

  1. Ежедневный план логопедической работы с учащимися.

  2. План индивидуальной работы с каждым учащимся.

  3. Конспекты или развёрнутые планы логопедических занятий.

  4. Рабочие тетради учащихся и тетради для проверочных работ, которые ведутся по единому орфографическому режиму. Слова «Классная работа» после числа не пишутся. Рабочие тетради хранятся в логопедическом кабинете в специальных папках по группам. Тетради для проверочных работ хранятся отдельно и являются дополнением к Речевой карте.

  5. Паспорт логопедического кабинета или картотека оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

    1. В конце учебного года учитель-логопед составляет отчет о работе, проделанной за год. Копии отчётов учитель-логопед хранит в логопедическом кабинете.

    2. Хранению подлежат: Журнал учета посещаемости логопедических занятий, Журнал учета учащихся с недостатками речи, речевые карты обследования устной и письменной речи учащихся, тетради для проверочных работ, отчёт о проделанной работе за год и паспорт или картотека логопедического кабинета.




  1. Материально-техническое и финансовое обеспечение.

    1. Для работы учителя-логопеда выделяется кабинет в соответствии с требованиями педагогических и санитарно-гигиенических норм, правил пожарной безопасности, действующих на территории Российской Федерации.

    2. Кабинет обеспечивается специальным оборудованием.

    3. На администрацию образовательного учреждения возлагается ответственность за кадровое обеспечение, оборудование кабинета, его санитарное содержание и ремонт помещения.


Похожие:

Об организации работы учителя-логопеда iconПоложение о работе учителя-логопеда в гоу сош №1200
Сош. За отсутствием документа, регламентирующего деятельность учителя-логопеда как штатного сотрудника общеобразовательного учреждения,...
Об организации работы учителя-логопеда iconИнструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе
А. в ястребова, Т. П. Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные...
Об организации работы учителя-логопеда iconСценарий открытого занятия учителя-логопеда гоу начальной школы-детского...
Сценарий открытого занятия учителя-логопеда гоу начальной школы-детского сада компенсирующего вида №1853 Пименовой С. К
Об организации работы учителя-логопеда iconИнструкция №20 по охране труда для логопеда
К самостоятельной работе в качестве логопеда допускаются лица обоего пола не моложе 18 лет, прошедшие специальную подготовку
Об организации работы учителя-логопеда iconОпыт работы учителя-логопеда
Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной  дезадаптации. Поэтому детям, имеющим нарушения...
Об организации работы учителя-логопеда iconПерспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей...
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития...
Об организации работы учителя-логопеда iconУтверждено
На должность учителя-логопеда назначаются лица, окончившие педагогический институт специального (коррекционного) образования и (или)...
Об организации работы учителя-логопеда iconВзаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации...
Ммуникативными способностями, с умением говорить и общаться. Язык является главным средством и основным инструментом человеческих...
Об организации работы учителя-логопеда iconДолжностная инструкция №10 учителя-логопеда
Квалификационные характеристики должностей работников образования"), Закона РФ "Об образовании", Трудового кодекса рф, Типового положения...
Об организации работы учителя-логопеда iconРекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием для успешного усвоения программного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница