Авторы Александр Владимирович Бриллиантов, заведующий кафедрой уголовного права рап, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России




Скачать 361,66 Kb.
НазваниеАвторы Александр Владимирович Бриллиантов, заведующий кафедрой уголовного права рап, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России
страница1/4
Дата публикации22.11.2013
Размер361,66 Kb.
ТипМетодические рекомендации
pochit.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Авторы

Александр Владимирович Бриллиантов, заведующий кафедрой уголовного права РАП, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России;

Геннадий Антонович Стеничкин, доцент кафедры уголовного права РАП, кандидат юридических наук
Рецензент

Анатолий Анатольевич Толкаченко, профессор кафедры уголовного права и криминологии Российской правовой академии, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ

Методические рекомендации, планы лекций, семинарских занятий подготовлены с учетом требований Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 Юриспруденция.

В методических рекомендациях изложены требования к уровню освоения курса студентами, приведена тематика лекций, семинаров, список рекомендуемой литературы, необходимой для подготовки к семинарам, а также вопросы для зачета. Список дополнительной литературы приведен в программе курса.

Методические рекомендации предназначены для студентов заочной формы обучения юридического факультета Российской академии правосудия.

Одобрены кафедрой уголовного права Российской академии правосудия ( протокол № 2 от 30.09.2004 г.).

Утверждены учебно-методическим советом Российской академии правосудия (протокол № 2 от 26.10.2004 г.).
© Бриллиантов А.В., 2006

© Стеничкин Г.А., 2006

© Российская академия правосудия, 2006

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................................................................1

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.........................................................................................2

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН..................................................................................................................................................2

ПРОГРАММА.......................................................................................................................................................................2

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ................................................................................................................................3

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К

СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ........................................................................................................................................3

ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ………………………….........................................4

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ...................................................................................................................................................7

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.....................................................................................7

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты..........................................................................................................................9

Основная...............................................................................................................................................................9

Дополнительная..................................................................................................................................................9

^ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ......................................................................................................................................................10
ВВЕДЕНИЕ
Уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью науки, обладающей собственным предметом и методами правового регулирования. С учетом того обстоятельства, что уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано с уголовным правом,, уголовно-процессуальным правом, криминологией, его изучение потребует в ряде случаев обращения и к этим дисциплинам. Следует также иметь в виду, в систему уголовно-исполнительного законодательства входит не только Уголовно-исполнительный кодекс РФ, но и ряд других законодательных актов, регулирующих вопросы, связанные с исполнением наказаний. Для более углубленного изучения тем необходимо будет обращение и к ним.

Изучив курс уголовно-исполнительного права, студенты смогут самостоятельно анализировать состояние дел в сфере исполнения наказаний, выработать правильную позицию по отношению к этой деятельности государства, овладеть методами изучения личности осужденного. Кроме того, они научатся работе с законодательным,, иным нормативным правовым материалом, усвоят международные подходы в сфере обращения с осужденными, смогут грамотно оценивать ситуации, связанные с исполнением наказаний.

При изучении дисциплины значительная роль отводится самостоятельной работе студентов. Для этого в настоящие методические материалы включены варианты задач, которые должны быть решены во внеаудиторное время и обсуждены на семинарских занятиях с разбором правильности их решения.

В ходе обсуждения решений заданий, выполненных во внеаудиторное время, а также обсуждения дискуссионных вопросов на семинарских занятиях используются методы деловых игр, максимально приближенных к реальной деятельности судов, прокуратуры, учреждений и органов, исполняющих наказания. Это необходимо для того, чтобы студенты овладели навыками публичных выступлений по проблемам исполнения уголовных наказаний, умели использовать законодательный и иной нормативный правовой материал, приобрели навыки решения конкретных вопросов, встречающихся в деятельности, судебных приставов-исполнителей, сотрудников исправительных учреждений, прокуратуры и суда.

В процессе проведения лекционных занятий студентам раскрываются основные, наиболее важные, сложные для самостоятельного усвоения положения изучаемой дисциплины. При этом студенты ориентируются на литературные источники и законодательство, с которыми следует ознакомиться для усвоения необходимого материала. Лекционный материал должен быть использован в процессе самостоятельной работы, в том числе и при подготовке к семинарским занятиям.

^ ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы (по учебному плану)

^ Количество часов

Общая трудоемкость

72

Аудиторные занятия

10

Лекции

6

Семинарские занятия

4

Самостоятельная работа

54

НИРС

8

Форма итогового контроля

зачет



^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Темы лекций и семинаров

^ Количество часов







лекции

семинары




Уголовно-исполнительное право: понятие, содержание, задачи. Система учреждений и органов, исполняющих наказания. Правовое положение осужденных.

2







Порядок и условия исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

2







Порядок и условия исполнения лишения свободы в учреждениях различных видов режима.

2







Уголовно-исполнительное право и система уголовно-исполнительного законодательства. Учреждения и органы, исполняющие наказания. Правовое положение осужденных.




2




Порядок и условия исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества.




2




Итого часов:

6

4


ПРОГРАММА
Тема 1. Уголовно-исполнительное право: понятие, содержание, задачи. Система учреждений и органов, исполняющих наказания. Правовое положение осужденных (2 часа).

1. Понятие и содержание уголовно-исполнительного права. Его предмет и метод. Соотношение с другими отраслями права.

2. Уголовно-исполнительное законодательство. Понятие, система, общая характеристика и принципы построения УИК РФ. Нормы уголовно-исполнительного законодательства, их виды и структура.

3. Уголовно-исполнительные правоотношения.

4. Уголовно-исполнительная политика. Ее цели, задачи, основные тенденции. Социальные факторы, определяющие направления уголовно-исполнительной политики.

5. Основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера.

6. Учреждения и органы, исполняющие наказание.

7. Правовое положение осужденных: понятие, содержание, виды.

Тема 2. Порядок и условия исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества (2 часа).

1. Порядок и условия исполнения обязательных работ.

2. Порядок и условия исполнения штрафа.

3. Порядок и условия исполнения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. Порядок и условия исполнения исправительных работ.

5. Порядок и условия исполнения ограничения свободы.

Тема 3. Порядок и условия исполнения лишения свободы в учреждениях различных видов режима (2 часа).

1. Порядок и условия исполнения лишения свободы в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов.

2. Порядок и условия исполнения лишения свободы в тюрьмах.

3. Порядок и условия исполнения лишения свободы в колониях-поселениях.

4. Порядок и условия исполнения лишения свободы в воспитательных колониях.
^ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Уголовно-исполнительное право и система уголовно-исполнительного законодательства. Учреждения и органы, исполняющие наказания. Правовое положение осужденных (2 часа).

1. Уголовно-исполнительное право: предмет, метод. Уголовно-исполнительное право как самостоятельная отрасль права. Его место в системе других отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью.

2. Уголовно-исполнительное законодательство: цели, задачи и содержание. Уголовно-исполнительное законодательство РФ и международные правовые акты. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Его характеристика, структура, содержание. Иные нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.

3. Учреждения и органы, исполняющие наказания.

4. Правовое положение осужденных.

При подготовке к семинарским занятиям в часы самоподготовки рекомендуется ознакомиться с имеющимися в отделе технических средств обучения учебными видеофильмами и иными видеоматериалами.

При подготовке к данному семинарскому занятию возможна подготовка устных реферативных выступлений не более чем на 20 минут каждое (по желанию студентов) по следующим темам:

1. Изменения в источниках уголовно-исполнительного права, которые произошли с момента введения в действие УИК РФ, и отражение в них положений международных правовых актов по пенитенциарной проблематике.

2. Развитие законодательного решения вопросов правового положения осужденных.
Тема 2. Порядок и условия исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества (2 часа).

1. Порядок и условия исполнения ареста.

2. Классификация осужденных к лишению свободы. Распределение осужденных по видам исправительных учреждений.

3. Привлечение осужденных к труду. Правовое регулирование труда осужденных. Условия труда осужденных. Средства исправления осужденных.

4. Условия отбывания наказания в исправительных колониях и тюрьмах.

5. Особенности отбывания наказания в воспитательных колониях. Нормативные правовые акты и литература указаны к семинару 1.
^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Участие студентов в семинарских занятиях - это важнейшая составная часть процесса изучения дисциплины «Уголовно-исполнительное право Российской Федерации». Целью семинарских занятий является закрепление материала, который дается студентам на лекциях, изученного в ходе самостоятельной работы. Кроме того, на семинарских занятиях студенты приобретают дополнительные знания, более углубленно изучают отдельные, наиболее сложные проблемы курса, учатся излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов. Именно семинарские занятия во многом обеспечивают должное знание необходимых материалов и успешную сдачу зачета.

Объем семинарских занятий составляет 4 часа для студентов заочной формы обучения.

Подготовка к семинарским занятиям включает в себя ознакомление с содержанием планов семинарских занятий, изучение другой учебно-методической литературы. При подготовке к занятиям по конкретным вопросам следует использовать учебники, пособия, научную литературу, а также законспектированный лекционный материал, законодательство, иные нормативные правовые акты.

Студентам необходимо ознакомиться с вопросами, которые будут рассматриваться на семинарских занятиях, подготовить ответы на них, продумать аргументацию.

При пропуске студентом семинарских занятий, их темы должны быть отработаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем может осуществляться в форме подготовки конспектов по соответствующим вопросам, написания рефератов, а также письменных и устных ответов по отдельным проблемам.

Важным аспектом подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студентов по изучению ими различных учебных материалов, работ научно-теоретического и практического характера, законодательного материала, иных нормативных материалов, документов международного характера. Данному аспекту подготовки целесообразно уделить особое внимание.

Следует иметь в виду, что настоящие методические материалы являются руководством общего характера и не могут заменить собой учебников, пособий и другой информативной литературы. Их основная цель - обеспечение правильного подхода со стороны студентов к самостоятельной работе с законодательством, литературой, другими источниками (статистическими данными, аналитическими материалами и т.д.).

Изложенный выше подход к подготовке к семинарским занятиям будет способствовать углубленному изучению и прочному усвоению материала, активной его реализации на семинарах.

Методические материалы по подготовке к семинарским занятиям преследуют также цель научить студентов при работе с литературой выделять и запоминать наиболее важные и сложные в теоретическом и практическом аспектах положения, помочь студентам в выработке творческого подхода к решаемым на занятиях и в ходе самостоятельной работы проблемам. Студенты должны приобрести навыки аналитического мышления, уметь критически оценивать различные позиции, вырабатывать собственную точку зрения и уметь ее защищать.

При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки наиболее важного материала, в частности, основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций и семинаров. Особое внимание следует уделить исходным понятиям, поскольку они являются ключом к изучаемому материалу. При этом следует стремиться к осознанию каждого признака,, определения, раскрывающих сущность той или иной категории уголовно-исполнительного права.

В ходе подготовки к семинарским занятиям студент должен изучить материал, рекомендуемый в качестве основных источников к той или иной теме. Это требование относится как к литературным источникам, так и к законодательному материалу. Для углубленного изучения вопроса следует обратиться к дополнительным литературным источникам.

При решении задач студент должен показать умение использовать теоретический и законодательный материал для практического разрешения проблем.

При решении задачи следует изучить ее условия, уяснить, на какие вопросы требуются ответы, которые должны быть исчерпывающими. Аргументировать позицию целесообразно ссылками на закон, постановления Пленумов Верховного Суда, теоретические разработки. Желательно формулировать собственную позицию. В случае если по условиям задачи возможно несколько решений, следует разобрать все возможные варианты. Решение задач будет способствовать приобретению умения ориентироваться в законодательстве, других нормативных правовых актах и использовании их положений для правильного и аргументированного решения вопросов.

Выступления на семинарских занятиях должны с достаточной степенью полноты раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию, так же как и при решении задач, следует аргументировать, используя при этом ссылки на точки зрения, излагаемые в литературе, на законодательные и иные нормативные правовые источники.

Семинар предполагает творческие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным вопросам, обсуждение сообщений, фиксированные выступления. На семинарских занятиях может быть использована и система докладов. Доклад по вопросу темы осуществляется после вступительного слова преподавателя. Оптимальная продолжительность доклада по одному вопросу - до двадцати минут. По наиболее сложным вопросам на доклад может быть отведено и более продолжительное время. В дискуссии по обсуждаемой проблеме могут принимать участие все желающие. Темы докладов следует распределять равномерно, с тем, чтобы привлечь к участию в обсуждении проблемы максимальное число студентов. По завершении обсуждения преподавателем подводится итог, отмечаются верные решения.

В итоге проведение семинаров призвано выявить индивидуальный рейтинг студентов в отношении материала, который должен быть ими усвоен.

Темы, не рассмотренные на лекциях и семинарах, отрабатываются в процессе самостоятельной подготовки.

Консультации проводятся в качестве отдельных учебных занятий и могут иметь групповой или индивидуальный характер.

Перечень вопросов для закрепления изучаемых тем приводится в настоящих методических материалах.
  1   2   3   4

Похожие:

Авторы Александр Владимирович Бриллиантов, заведующий кафедрой уголовного права рап, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России iconАнисимов Павел Викторович заместитель начальника Волгоградской академии...
Азаров Владимир Александрович заведующий кафедрой уголовного процесса Омского государственного университета, заслуженный юрист рф,...
Авторы Александр Владимирович Бриллиантов, заведующий кафедрой уголовного права рап, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России iconОбстоятельствам в механизме судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций
Блажеев Виктор Владимирович кандидат юридических наук, профессор, ректор мгюа, заведующий кафедрой гражданского процесса, заслуженный...
Авторы Александр Владимирович Бриллиантов, заведующий кафедрой уголовного права рап, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России iconПротиводействие наркотизации: в поисках новых подходов
России и реформе системы наркологической помощи. Модераторами слушаний выступили заведующий кафедрой уголовного права и криминологии...
Авторы Александр Владимирович Бриллиантов, заведующий кафедрой уголовного права рап, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России iconЗакону "о несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный)
Василий Владимирович Витрянский заслуженный юрист России, доктор юридических наук, профессор, заместитель Председателя Высшего Арбитражного...
Авторы Александр Владимирович Бриллиантов, заведующий кафедрой уголовного права рап, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России iconМелехин А. В. Теория государства и права: учебник
Мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой "Административное и финансовое право" Московской...
Авторы Александр Владимирович Бриллиантов, заведующий кафедрой уголовного права рап, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России iconУчебник
...
Авторы Александр Владимирович Бриллиантов, заведующий кафедрой уголовного права рап, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России iconИсследование правоприменительной деятельности в уголовном судопроизводстве...
Лупинская Полина Абрамовна доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки рф, заведующая кафедрой уголовного процесса...
Авторы Александр Владимирович Бриллиантов, заведующий кафедрой уголовного права рап, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России iconАвтор: Жиряков И. Г
Автор: Жиряков И. Г. доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных наук Москов­ской академии экономики и...
Авторы Александр Владимирович Бриллиантов, заведующий кафедрой уголовного права рап, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России iconБахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Бзо административное...
Саратовской государственной академии права (заведующий кафедрой доктор юридических наук, профессор Н. М. Конин)
Авторы Александр Владимирович Бриллиантов, заведующий кафедрой уголовного права рап, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России iconПримерная программа учебной дисциплины право для профессий начального...
Рецензенты: Соколов Н. Я., профессор Московской государственной юридической академии, доктор юридических наук, член Союза писателей...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница