Программа «профилактика девиантного поведения» Понятие «девиантного» поведения. Отклоняющимся (девиантным)




Скачать 105,49 Kb.
НазваниеПрограмма «профилактика девиантного поведения» Понятие «девиантного» поведения. Отклоняющимся (девиантным)
Дата публикации21.11.2013
Размер105,49 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Право > Программа
Утверждаю

Директор МОУ Лукояновская СОШ №2:

______________/Е.Н.Корнилов/
ПРОГРАММА

«ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»
Понятие «девиантного» поведения.

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. Под отклонениями в поведении подростков понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают родителей, педагогов. Общественность. Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой угрозу окружающим людям, обществу в целом.
^ Группы отклонений:

- ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные правоцирующими их факторами и обстоятельствами;

- устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни.
^ Виды девиантного поведения: аффектное, аутичное, суицидное.
Виды асоциального поведения: агрессивное, делинквентное (противоправное), криминогенное (преступное).
^ Причины и факторы девиантного поведения.
Причины:

- социально-педагогическая запущенность,

- глубокий психический дискомфорт;

- отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития;

- безнадзорность.
Факторы:

- процессы,происходящие в обществе;

- состояние семьи, её атмосфера;

- внутренние факторы риска.



  1. Актуальность.


Проблема правонарушений среди несовершеннолетних – одна из центральных психолого-педагогических проблем.

Большая общественная важность данной проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства с рыночной экономикой. Тяжёлое экономическое положение страны, крушение прежнего

мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – всё это привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам.

Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодёжи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению ко взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах.

Трудновоспитуемость, характеризующаяся социальными отклонениями и социальной дезадаптацией, сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление отчуждения, включение подростков в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он сможет успешно усваивать позитивный социальный опыт. Следовательно, в настоящее время необходимо принципиально менять подходы к организации профилактической работы с социально дезадаптированными подростками.

Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Выполнение столь сложных и важных задач перевоспитания невозможно осуществить в одиночку. Необходимо объединить усилия педагогов, социального работника, психолога, родителей, правоохранительных органов, междисциплинарной комиссии района и др.


  1. ^ Аналитическая часть.


Отражение данных проблем находит и в нашей школе (см. приложение «Динамика преступлений и правонарушений»).

В 2007-2008 учебном году на внутришкольном педучёте стоит 14 человек. На учёте в ППДН – 5 человека. Рассматривались в КДН – 5 человека. Семей социального риска – 4, в них детей - 4. Наличие неработающих родителей -2.


III. Концептуальная часть.

Общие принципы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.

  1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.

  2. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростка и специфики социально-педагогической ситуации развития подростка.

  3. Профессиональная компетентность и разделение функций.

  4. Опора на положительное в личности подростка и ориентация на гармонизацию ее развития.

  5. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов..

  6. Дифференцированный подход.



^

З а д а ч и




  1. Усиление координации предупредительно-профилактической деятельности.

  2. Повышение уровня воспитательно-профилактической деятельности с подростками через взаимодействие с КДН, ПДН с междисциплинарной комиссией района.

  3. Активизация разъяснит ельной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка.

  4. Привлечение родителей, самих учащихся к укреплению правопорядка в школе.

  5. Повышение самосознания учащихся.

  6. Развитие системы организации досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное время.

  7. Обеспечение социальной защиты несовершеннолетних.


^ IV. Практическая часть
Г О Д О В О Й П Л А Н профилактической работы по предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся средней школы №-2 на 2010-11 уч.год


М е р о п р и я т и я

ответственный

С р о к и

1. Семинар классных руководителей об организации профилактической работы

Зам. По В/Р

сентябрь

2. Наблюдение за адаптацией учащихся (изучение личностных качеств учащихся, выявление проблемных семей и т.д.); сбор банка данных; составление социального паспорта школы.

Зам. По В/Р

Психолог,

Соцпедагог.

Сентябрь-октябрь

3. Осуществление постоянной связи с вечерней школой с целью контроля за дальнейшим обучением детей, обмена опытом работы с данным контингентом.

Зам. По У/Р,

Зам.по В/Р

В течение года



4. Патронат учащихся, состоящих на учете в ПДН, КДН, внутришкольном педучете с целью проверки режима дня и бытовых условий.

Соц. Педагог

Кл.руководители

Члены Совета профилактики

В течение года

5. Посещение уроков в классах, где учатся дети «группы риска»

Администрация

Кл.руководители

В течение года

6. Контроль за посещением уроков детьми, особенно «группы риска»

Администрация

Кл.руководители

В течение года

7. Работа Совета профилактики (план прилагается) с обязательным заслушиванием классных руководителей по теме: «Анализ и проблемы работы с семьей и детьми «группы риска» и приглашением специалистов междисциплинарной комиссии района.


Зам. По В/Р

Члены Совета проф.


Последняя среда каждого месяца

8. Выступление на педсовете с анализом работы Совета профилактики

Зам. По В/Р


Декабрь, май

  1. Семинары, тренинги для классных руководителей

- групповое занятие для педагогов

«Я – само совершенство »;

- семинар для педагогов «Зависимость психологического анализа поступков ученика от личности учителя, его отношения к ученику»;

- психологическая беседа «Когда изменяется мир ребёнка в ситуации утраты…»




психолог


Октябрь
Февраль


Март

  1. Родительский всеобуч

- «первый раз, в первый класс» (Адаптация 1кл-ков в школе) -трудности адаптации 5 кл-ов в школе;

«Семейные проблемы и их влияние на ребёнка»;

«Как вести себя при встрече с подростковым чувством»;

«Почему люди пытаются покончить жизнь самоубийством»;

«Родители меня не понимают или как услышать подростка»;

«Как научить своего ребёнка жить в мире людей»;

«Что такое половое воспитание сегодня и кто должен им заниматься»;

«Взаимосвязь семьи и школы в воспитании детей»;

«Мудрость родительской любви».
11. Медико-психолого-педагогический всеобуч родителей асоциального поведения (групповая работа)


Зам. По В/Р,

Психолог,

Соц.педагог,

Соц.педагог

В течение года


Январь, март

12. Анонимное анкетирование учащихся с целью:

    • отслеживания привязанности учащихся школы к дурным привычкам (курению,употреблению алкоголя, наркотиков )

    • отслеживания нравственной воспитанности

Психолог,

Зам.по В/Р



Февраль
Сентябрь,

апрель

13.«Здоровый образ жизни»

- выпуск санбюллетеня

- Дни здоровья;

- Малые Олимпийские игры (5-11 кл.)

- Спортивный праздник «Путешествие в страну Здоровье» (1-4 кл.) с участием родителей

- Конкурс плакатов «Выбери жизнь»

(5-11кл.)

-Конкурс «Загадки доктора Неболита»

(1-4кл.)

- волонтёрские инициативы (распространение листовок, памяток, практическая помощь сверстникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и др.)

- Фестиваль талантов «Дерзай, ты можешь!», посвящённый Году молодёжи (5-11 кл.)

- Цикл классных часов «Мои права и обязанности»

- Пресс – конференция «Беседа за круглым столом по проблемам наркомании и табакокурения» (8-11кл)

- «Школа молодёжного лидера»

- Организация шоу-программ для старшеклассников.


Мед. Работник

администрация

учителя физ-ры,


кл.руководители
ст.вожатая
Члены МР «РИТМ»

З/Д по В/Р,к л.рук.,

Члены МР «РИТМ»
Инспектор ППДН
Зам.по В/Р,члены МР «РИТМ»
През-нт МР «РИТМ

Зам.по В/Р

Члены МР «РИТМ»


1 раз в четверть

октябрь, февраль

сентябрь,ноябрь

ноябрь

01.12.


январь
апрель

1 раз в месяц

октябрь,декабрь

февраль, март


14. Встречи учащихся с работниками правоохранительных органов, медицинскими работниками.

Зам. По В/Р

Кл.руководители

В течение года

15. Библиотечные уроки, знакомство с новинками художественной и научно-популярной литературой по теме: «Здоровый образ жизни», «Я гражданин»

Библиотекарь

В течение года

16. Индивидуальная диагностика детей с проблемами в поведении и обучении

Психолог

Кл.руководители

По плану психолога

17. Групповая работа с учащимися (социально-психологические тренинги)

Психолог

Соц.педагог

По плану псих. и

соц.педагога

18. Лечебная педагогика (7-9 классы)

Соц.педагог

психолог

По плану псих.и соц.педагога

19. Психологические тренинги внутригруппового взаимоотношения (6-11 классы)

Соц.педагог, психолог

По плану психолога и соц.педагога.

20. Клуб «Молодая семья» для старшеклассников

Рук. ОДО

1 раз в месяц


21. Вовлечение учащихся, в том числе детей группы риска в ОДО, участие во внеурочных мероприятиях

Кл.руководители

Сентябрь-октябрь

В течение года

22. Организация труда и отдыха учащихся, в том числе летнего:

- пришкольный оздоровительный лагерь;

- трудовая бригада;

- организация рабочих мест для дезадаптированных подростков;

- трудовой десант «Тебе, школа».


Администрация



Июнь
Июнь

Июнь-август
В течение года


^ IV.Кадровое обеспечение

З/Д по В/Р – руководитель программы.

Исполнители:

Соц. педагог, психолог, ст.вожатая, руководители ОДО, организатор ОБЖ, кл. руководители.
^ V.Правовое обеспечение

- Закон «Об образовании»;

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.;

- Программа СПО ФДО «Юная Россия»

Программа «От культуры и спорта – к здоровому образу жизни»
VI. Литература


  1. Байард Д., Байард Р. Ваш беспокойный подросток. – М., 1991

  2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993

  3. Захаров А.И. Отклонения в поведении ребёнка – М., 1993

  4. Невский И.А. Колесова Л.С. Подростки группы риска в школе. – М., 1997

  5. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.,2000

  6. Шипицина Л.М., Исаев Д.Н. Экспресс-диагностика выявления «группы риска» наркомании у подростков. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2000, №2, с. 15-27.

Похожие:

Программа «профилактика девиантного поведения» Понятие «девиантного» поведения. Отклоняющимся (девиантным) iconНашего семинара (слайд темы) «Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков»
...
Программа «профилактика девиантного поведения» Понятие «девиантного» поведения. Отклоняющимся (девиантным) iconТема: «Особенности работы с детьми девиантного поведения»
Невский И. А известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся...
Программа «профилактика девиантного поведения» Понятие «девиантного» поведения. Отклоняющимся (девиантным) iconРабота с учащимися с девиантным поведением
Главной целью моей работы является изучение крайней формы девиантного поведения школьников, ведущей к криминализации личности и в...
Программа «профилактика девиантного поведения» Понятие «девиантного» поведения. Отклоняющимся (девиантным) iconСоциальная работа как средство профилактики девиантного поведения подростков учебное пособие
Учебное пособие посвящено проблемам трудновоспитуемости, профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения подростков. Работа предназначена...
Программа «профилактика девиантного поведения» Понятие «девиантного» поведения. Отклоняющимся (девиантным) iconПрограмма профилактики и коррекции девиантного поведения детей и...
Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему...
Программа «профилактика девиантного поведения» Понятие «девиантного» поведения. Отклоняющимся (девиантным) iconПричины и способы преодоления девиантного поведения подростков
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками,...
Программа «профилактика девиантного поведения» Понятие «девиантного» поведения. Отклоняющимся (девиантным) iconПричины и способы преодоления девиантного поведения подростков
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками,...
Программа «профилактика девиантного поведения» Понятие «девиантного» поведения. Отклоняющимся (девиантным) iconПсихология девиантного поведения
Пдп междисциплинарная область научного знания, изучающие механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов, отклоняющихся...
Программа «профилактика девиантного поведения» Понятие «девиантного» поведения. Отклоняющимся (девиантным) iconПрограмма «Работа с детьми девиантного поведения и проблемными семьями»
Организация контроля выполнения Программы: Ежегодный анализ итогов реализации Программы на методическом, педагогических советах
Программа «профилактика девиантного поведения» Понятие «девиантного» поведения. Отклоняющимся (девиантным) iconМетодические рекомендации по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних
«информационно-методический отдел управления образования администрации советского муниципального района»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница