Скачать 107,32 Kb.
|
МОУ «Гимназия № 7» учебно-методическое пособие по организации и проведению практических занятий оздоровительной направленности Тема: «ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ, ПЛОСКОСТОПИЯ Заборов Вадим Геннадьевич, учитель физической культуры, высшая категория 2008 год г.Торжок Пояснительная запискаНарушение осанки, не замеченное в начальной стадии развития, приводит к значительным отклонениям от нормы. В таких случаях даже лечение в условиях клиники бывает недостаточно радикальным. Поэтому подростки должны обращать особое внимание на упражнения, развивающие «мышечный корсет» и мышц стопы. Понижение двигательной активности и несоответствующая ей калорийность питания подростков ведут к увеличению их веса. Беда заключается в том, что несколько килограммов лишнего веса с течением времени ведут к снижению активности обменных процессов в организме, что в свою очередь, влияет на дальнейшее увеличение веса даже при сохранении прежнего двигательного режима и рациона питания. Подростки должны знать, что полнота приводит к малой активности и частым заболеваниям. Очень часто из-за слабого развития мускулатуры у таких людей появляются нарушения осанки, ухудшается походка, уплощаются своды стоп. Следует отметить, что малоподвижный образ жизни вызывает аналогичные нарушения у детей и подростков с нормальным весом. Выходом из этого положения является, прежде всего, повышение двигательной активности и правильное питание, контролируемое регулярным взвешиванием. Контрольное взвешивание полных детей и подростков следует провопить еженедельно, с нормальным весом, - ежемесячно. Данная методическая разработка предназначена для проведения занятий с детьми отнесенными к подготовительной и специальной медицинской группе по дисциплине «Физическая культура», а также на уроках как средство профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата. В методической разработке представлены комплексы упражнений для подготовки мышц, обеспечивающих правильную осанку и упругие свойства стопы. Предлагаемые комплексы – надежная профилактика и средство лечения при заболеваниях всеми видами остеохондроза, радикулита, плоскостопия.
Малоподвижный образ жизни задерживает формирование мускулатуры ребенка и подростка. Особенно это сказывается на группах мышц, которые меньше других участвуют в повседневных двигательных действиях. Это прежде всего мышцы живота, боковые мышцы туловища, разгибатели рук, мышцы, расположенные на задней поверхности бедра, и др. Принято считать, что мышцы стоп, регулярно работающие при ходьбе и беге, всегда достаточно тренированы. На самом деле это не так. Все упражнения, выполняемые на опору ноги, увеличивают прежде всего (и в общей степени) силу икроножной мышцы. Связанные со стопой ахилловым сухожилием, это мышцы приводят стопу в действие. В это же время собственно мышцы стопы (принимающие на себя вес тела занимающегося, а также все возникающие при движении реактивные силы) работают в уступающе-преодолевающем режиме. При этом большую часть времени мышцы стопы подвергаются растягиванию. Если в тренировки не включают специальные упражнения для развития мышц стопы, происходит постепенное опускание ее сводов, снижает рессорных (упругих) свойств. Снижение упругости свойств стопы влечет за собой целую цепочку травм опорного аппарата (стопы, ахиллова сухожилия, коленного сустава), включая и перегрузку позвоночника. Нормальная стопа человека имеет два свода – продольный и поперечный, обеспечивающие ее рессорность и выносливость к осевой нагрузке. Продольный свод стопы представляет собой вогнутость от внутреннего края подошвы до ее середины и от основания большого пальца до начала пяточной кости. Он хорошо виден, если осмотреть стопы человека, стоящего на коленях. Свод выделяется на подошве более светлым цветом кожи. Визуальный осмотр позволяет определить степень деформации стоп. На рисунке 1 приводится отпечатки стоп при нормальном своде (А) и плоскостопии (Б). Поперечный свод стопы образуется головками плюсневых костей и представляет собой дугу, обращенную выпуклостью кверху, с опорой на головки первой и пятой плюсневых костей. ^ Предлагаемые комплексы упражнений, поддерживающих и развивающих рессорные свойства стопы, необходимо разучивать на занятиях физической культуры и рекомендовано выполнять ежедневно. Они помогут защитить стопу от деформации практически при любых нагрузках. Упражнения выполняются босиком, сидя или лежа, в любое время дня. Количество повторений определяют степенную усталость мышц. Начинать нужно с 10 – 20 движений, постепенно увеличивая дозировку. В результате выполнения упражнений пальцы ног станут очень подвижными и хорошо управляемыми. Комплекс 1.^На рисунке 2 – положения тела при выполнении упражнений лежа. При выполнении упражнений сидя следует откинуться на спинку стула, вытянуть ноги и опереться пятками о пол.
Проделав каждое упражнение с максимально возможным для себя числом повторений, можно переходить к упражнениям с нагрузкой собственным весом. ^ И.п. – стоя, руки свободно вдоль тела, ноги вместе (рис. 7).
Один раз в неделю необходимо проводить контрольные тесты: на сколько метров вперед и назад каждый занимающийся продвинется «гусеницей» за 20 сек. Отличными показателями этого теста являются такие: 3 м при движении вперед, 2 м – назад. ^ Данные упражнения выполняются в заключительной части комплекса.
Каждое упражнение выполняется 1 – 2 мин., чередуя с обычной ходьбой (для отдыха). После тренировки на траве, песке или упругих покрытия объем ходьбы можно увеличить. Комплекс 2.^
Во время бега, прыжков, при выполнении метаний и других упражнений значительные нагрузки испытывает позвоночник. При снижении Рессорных свойств стопы, недостаточном развитии мускулатуры ног и нарушениях осанки они возрастает. Тем, кто начал заниматься бегом и общеразвивающими упражнениями, о силе мышц ног беспокоиться не нужно, она разовьется. Осанка же, особенно при выполнении различных физических упражнений, требует гармоничного развития всех мышц. Формирование «мышечного корсета» осуществляется с помощью специально подобранных упражнений, выполняемых в положении лежа на спине, боку или груди. Поскольку большинство из предлагаемых упражнений лежа включают маховые движения рук и ног, то данный комплекс способствует не только формированию мышц, но и увеличивают подвижности суставов, укреплению связок, развитию гибкости. Когда упражнения будут освоены технически и мышцы привыкнут к нагрузке (через 10 – 15 занятий), можно постепенно увеличить частоту движений. В этом случае заметно возрастает общая нагрузка, что будет способствовать совершенствованию сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Следовательно, предлагаемый комплекс упражнений является универсальным по своему воздействию и, что важно, доступными каждому. Для занятий необходимы коврик или гимнастический мат, гантели (0,5; 1,0; 1,5 кг в зависимости от возраста и подготовленности) и, конечно, желание. Упражнения можно выполнять в любое время дня. Очень полезно как в восстановительных целях, так и для оздоровления. Для определения индивидуальной дозировки при выполнении упражнений необходимо руководствоваться своим самочувствием. Каждое упражнение надо делать до возникновения затруднения и еще 4 – 6 раз. В этом случае большая часть нагрузки выполняется в зоне «Мне хорошо» и меньшая – «Мне трудно». При такой дозировке создается хорошее тренировочное воздействие на организм. ^ Некоторые движения следует делать с широкой амплитудой, лимитированной только подвижностью суставов и общей гибкостью занимающихся. Оптимальный темп в этих случаях – средний. Другие упражнения надо выполнять в быстром темпе со средней и малой амплитудой движений. Поэтому в конце описания каждого упражнения указана амплитуда, частота и, при необходимости, особые условия работы. Большинство упражнений выполняют с гантелями (чтобы создать отягощение при работе рук или зафиксировать нужное положение тела). Подбирая гантели по весу, не следует забывать рекомендуемый вес. При отсутствии гантелей их можно заменить мелкими пластмассовыми бутылками (0,5 л), заполненными песком. Комплекс 1.^Упражнения стоя.
Упражнения 2 – 7 выполняются с гантелями. Упражнения лежа на спине (выполняют с гантелями).
Упражнения лежа на боку.
Упражнения лежа на животе.
Упражнения стоя на коленях.
Гимнастику делать потоком, сменяя упражнения без длительных пауз. Постепенно убыстрять темп движений и их количество в зависимости от самочувствия. Большинство предлагаемых упражнений представляют собой движения типа маятника. Чтобы они были результативными, необходимо как можно быстрее менять направление движения, превращая движения как бы в непрерывное. После нескольких упражнений включают для отдыха расслабления упражнение №1 «потягивание со вздохом». Закончив гимнастику, необходимо повисеть на руках на перекладине на 20 – 30 счетов для разгрузки позвоночника. |
![]() | Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте.... | ![]() | Рабочая программа Учебно-методическое пособие включает тематический... Учебно-методическое пособие включает тематический план дисциплины, её содержание, темы теоретических, практических занятий и защиты... |
![]() | Методическое пособие для практических занятий красноярск 2002 ... | ![]() | Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических... Министерством образования России разработаны рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических... |
![]() | Профилактическая работа по предупреждению заболеваемости учащихся... Ий, выявляемых у учащихся при профилактических осмотрах, занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, главным образом функциональные... | ![]() | Методическое пособие по проведению практических занятий для студентов... Задача Руководству фирмы необходимо принять решение относительно расширения торгового ассортимента, при условии ограниченности свободных... |
![]() | Культурология (учебно-методическое пособие) Ялта 2008 удк ббк культурология:... Культурология: учебно-методическое пособие / Авторы – составители – Мирошников О. А., канд филос наук. Разбеглова Т. П., кандидат... | ![]() | Методическое пособие разработано для оказания помощи учителям и педагогам... Цель настоящего издания совершенствование методического обеспечения образовательного процесса при организации практических занятий... |
![]() | Учебно-методическое пособие Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения | ![]() | Учебно-методическое пособие Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения |