| Утверждаю
Директор МОУ СОШ №24
Рамарчук К.С.
________________________
Программа
предшкольной подготовки
будущих первоклассников
« Портфель знаний будущих первоклассников»
 
2011
|
|
| ^
В контексте создания модели новой школы России включение в систему общего образования ещё одной ступени объясняется необходимостью построения дошкольного образования как целостной системы образования, обеспечивающей равные стартовые возможности детям старшего дошкольного возраста.
Программа разработанная на основе программы « Предшкола нового поколения» Чураковой Р.Г и авторской методики развивающего рисования Е.А.Стасенко, методики Маргис Глюшкиной ( пальцы,ладошки), методики дошкольного развития творчества и изобразительной деятельности И.А.Лыкова, М.Г.Смиронова, Г.Н.Давыдова.
« Программа» Чураковой Р.Г состоит из трёх разделов:«Социально-личностное развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Программа разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , а также требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании» .
Принципиальные положения программы:
ориентирована на светский характер образования, на общечеловеческую (мировую) культуру и соответствует российским культурным традициям;
построена на принципе личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с учетом относительных показателей детской успешности;
обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития;
учитывает вариативность организационных форм дошкольного образования;
предусматривает оптимальную нагрузку на ребенка с целью предупреждения перегрузки и дидактогенных неврозов (при этом парциальные программы дополняют друг друга).
Содержание программы адекватно возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и предусматривает разные виды деятельности ребенка (различные игры, рисование, конструирование, экспериментирование, спортивные мероприятия и т. д.). Связанность, взаимопроникновение и взаимодействие физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей в условиях игровой деятельности обеспечивают целостность образовательного процесса при подготовке детей к школе,
создает все условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности ребенка и взрослого, строится на адекватных возрасту формах работы с детьми (коллективных, групповых, индивидуальных).
^
Кратковременное пребывание детей на базе МОУ СОШ №24
Сроки освоения программы.
С ноября – по октябрь
Один раз в неделю по три занятия в день.
Продолжительность обучения- 20 недель
Общее число занятий-60часов.
Цели программы:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни ;
формирование целостной картины мира, познавательных интересов, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, расширение кругозора ребенка, комплексное развитие устной речи, подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение), содействие интеллектуальному развитию ребенка.
Содействие появлению у детей ценностных ориентаций, социальной и познавательной мотивации учения, формирование способности произвольного регулирования деятельности, основ безопасности собственной жизнедеятельности, основ экологического сознания, ответственного отношения к решению поставленной задачи.
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, содействие художественному эстетическому развитию детей.
^ №
| Совокупность направлений развития ребенка (образовательные области, обеспечивающие развитие, обучение и воспитание детей )
| Кол-во занятий
| 1.
| Познавательно-речевое развитие на основе формирования сенсорных эталонов и элементарных математических представлений
| 20
| 2.
| Познавательно-речевое и социально-личностное развитие на основе подготовки детей к чтению и письму
| 20
| 3.
| Познавательно-речевое и социально-личностное развитие на основе формирования у детей познавательного интереса к окружающему миру
| 20
|
| Итого:
| 60
|
|
^ Авторы:
Р.Г. Чуракова — к.п.н., доцент, профессор кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО МО РФ.
О.А. Захарова — к. физ-мат. н., руководитель методической службы дошкольного и начального образования при издательстве Академкнига/ Учебник.
Л.Г. Кудрова — к.п.н., директор Троицкой начальной школы Московской области, консультант по дошкольному образованию при управлении образования г. Троицка.
Предпосылки формирования элементарных математических представлений
Предпосылками формирования элементарных математических представлений следует считать формирование сенсорного опыта детей и освоение ими основных логических операций.
Сенсорный опыт детей — зрительный (узнавание объекта по его изображению; выделение изображения объекта из общего фона, достраивание зрительного образа объекта), координационный в пространстве и во времени (ориентация относительно себя, другого, ориентация в направлениях, ориентация во временных отношениях); цветовой (узнавание цвета и различение цветов).
К основным видам логических операций можно отнести классификацию и сериацию.
Классификация (распределение — объединение объектов по группам) — анализ (выделение признаков объекта); сравнение (сопоставление ряда объектов по выделенному признаку); обобщение (выделение общего признака у ряда объектов); синтез (объединение объектов в группу по выделенному признаку).
Сериация — установление последовательных взаимосвязей (определение различий соседних объектов; установление ряда объектов по убыванию или возрастанию степени проявления признака).
Уровни сложности логических операций: а) самостоятельно; б) с помощью сверстников, взрослых:
классификация: по количеству объектов — 2 — 4; по количеству признаков — от 1 до 3;
сериация: по количеству объектов — не более 3.
Программа дочислового периода обучения математике
Формирование представлений о количестве
Классификация множеств объектов по количеству объектов (один, много, ни одного). Виды преобразований основных объектов:
инвариантные преобразования геометрических форм: сдвиг, вращение, симметричное отображение, подобие и их композиции;
преобразование количества: инвариантные (изменение положения элементов группы в пространстве); неинвариантные (объединение групп, изъятие подгруппы).
Способы сравнения: на глаз; наложение (непосредственное сравнение); перенос (опосредованное сравнение, сравнение через третий элемент); взаимно однозначное соответствие (сравнение посредством установления пар).
Способы измерения: сравнение через установление отношения величины с выбранной меркой (введение этого способа сравнения позволит перейти к числовому периоду обучения).
Способы описания (представления) результатов сравнения: равенство (столько же, такой же длины и др., такой же формы); неравенство (больше — меньше, длиннее — короче и др., разной формы); установление последовательности (мало, больше, еще больше; самый короткий, длиннее, самый длинный и др.)
Развитие представлений о количестве: количество как характеристика множества предметов.
Классификация множеств предметов по количеству (один, много, ни одного).
Сравнение двух множеств предметов по количеству (больше, меньше, столько же) различными способами (наложением; установлением взаимно однозначного соответствия).
Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предыдущего.
Развитие представлений о форме
Форма как характеристика предметов окружающего мира.
Сравнение предметов по форме (одинаковые — разные) различными способами (на глаз, наложением, переносом).
Выделение геометрических форм (пространственные (объемные), плоские, линейные).
Знакомство с объемными геометрическими фигурами (куб, шар).
Знакомство с плоскими геометрическими фигурами (треугольник, прямоугольник, круг). Построение геометрических фигур с помощью лекал.
Знакомство с линейными геометрическими фигурами (прямая, кривая, отрезок, дуга, точка). Построение геометрических фигур от руки и с помощью линейки.
Преобразования геометрических фигур (сдвиг, вращение, симметричное отображение, подобие и их композиции).
Сравнение форм геометрических фигур (сохраняется — изменяется) под действием преобразований различными способами (на глаз, наложением, переносом).
Развитие представлений о непрерывных величинах
Величины как характеристики предметов окружающего мира (длина, ширина, высота — количество места, занимаемого вдоль прямой; площадь — количество места, занимаемого на плоскости; объем — количество места, занимаемого в пространстве).
Величины как характеристики геометрических фигур (длина, площадь, объем).
Сравнение двух предметов — геометрических фигур по длине, ширине, высоте (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже) различными способами (на глаз, наложением, переносом).
Сравнение трех предметов — геометрических фигур по длине, ширине, высоте (установление двойных неравенств и последовательностей) различными способами.
Сравнение двух предметов — геометрических фигур по площади (больше места на плоскости — меньше места на плоскости) различными способами (на глаз, наложением, переносом).
Сравнение двух предметов — геометрических фигур по объему (больше места в пространстве — меньше места в пространстве) различными способами (на глаз). . Сравнение предметов — геометрических фигур по величине (сохраняется — изменяется) под действием преобразований различными способами (на глаз, наложением, переносом).
Содержание числового периода обучения математике
Основные объекты: числа, действия над числами (сложение, вычитание).
Представление о числах (от 1 до 5, от 10): количественное описание равноэлементных множеств, способы записи числа, ч как результат измерения, число как резу. сложения единиц, аддитивный состав чисел
Представление о ряде чисел (от 1 до упорядоченность числового ряда, положение числа в ряду, порядковые числительные ( вый — пятый).
Действия над числами (от 1 до 5): понятие арифметического действия; действие сложение как объединение множеств; действие вычитания как изъятие подмножества из множества.
Программа числового периода обучения математике
Формирование представления о числах. Числа от 1 до 5
Классификация множеств по количеству элементов. Равноэлементные множества.
Число как количественная характеристика поэлементных множеств. Числа 1,2,3,4,5 и соответствующие им «эталонные» множества.
Способы записи числа: точечная и цифровая
Числовой ряд- Числа от 1 до 10
Число как результат измерения величины. Сравнение величин на основе измерь Упорядоченность числового ряда. Положения числа в ряду и порядковые числительные ( первый— десятый).
Действия над числами
Понятие арифметического действия неинвариантного преобразования множества Действие сложения как объединение множеств. Действие вычитания как изъятие подмножества из множества. Число как результат ело единиц. Получение последующего (предыдущего) числа как результат действия сложения (вычитания) числа с единицей.
Аддитивный состав чисел от 1 до 5
Разложение числа на сумму единиц. Произвольное разложение числа. Способы прибавления чисел 1 и 2 к числам 2, 3.
Способы вычитания чисел 1 и 2 из чисел 3,4,5. ^
Формирование познавательных УУД:
классификация — объединение по группам;
анализ — выделение признака из целого объекта (например, предмет круглый, большой, объемный и т. д.);
сравнение — выделение признака из ряда предметов, (например, умение сравнивать предметы по форме, выделять знакомые геометрические фигуры в предметах реального мира);
обобщение — выделение общего признака из ряда объектов (например, умение найти признак, выделяющий треугольники из множества многоугольников);
синтез — объединение в группы по одному (двум) признакам (например, объединение в группы монет одного достоинства);
Формирование сенсорного опыта:
ориентирование в окружающем пространстве, считая точкой отсчета себя или другой предмет;
ориентирование на плоскости листа в клеточку, на странице книги;
определение временных отношений (день, месяц, год);
определение цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, черный, коричневый);
умение использовать в речи понятия: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».
Представления о числах и цифрах, арифметических действиях, операции измерения
Дети могут: оценивать количество предметов числом и проверять сделанную оценку в пределах десяти;
вести счет как в прямом, так и в обратном порядке от 1 до 10;
показывать знание способов записи числа (точкой, точками, цифрой);
раскладывать числа (от 2 до 5) на сумму единиц;
производить арифметические действия сложения и вычитания на множестве чисел, наибольшее из которых 10;
осуществлять набор и размен монет достоинством одна, пять, десять копеек.
Представления о форме
Дети умеют:
сравнивать предметы по форме (одинаковые и разные) разными способами (на глаз и наложением);
узнавать и называть объемные геометрические фигуры (куб, шар), плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, овал, круг), линейные геометрические фигуры (прямая, кривая, отрезок, дуга, точка).
| |