Программа предшкольной подготовки будущих первоклассников «Портфель знаний будущих первоклассников»




НазваниеПрограмма предшкольной подготовки будущих первоклассников «Портфель знаний будущих первоклассников»
страница1/4
Дата публикации26.10.2013
Размер0,5 Mb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Математика > Программа
  1   2   3   4




Утверждаю

Директор МОУ СОШ №24

Рамарчук К.С.

________________________

Программа

предшкольной подготовки

будущих первоклассников

« Портфель знаний будущих первоклассников»



2011







^ Пояснительная записка.

В контексте создания модели новой школы России включение в систему общего образования ещё одной ступени объясняется необходимостью построения дошкольного образования как целостной системы образования, обеспечивающей равные стартовые возможности детям старшего дошкольного возраста.

Программа разработанная на основе программы « Предшкола нового поколения» Чураковой Р.Г и авторской методики развивающего рисования Е.А.Стасенко, методики Маргис Глюшкиной ( пальцы,ладошки), методики дошкольного развития творчества и изобразительной деятельности И.А.Лыкова, М.Г.Смиронова, Г.Н.Давыдова.

« Программа» Чураковой Р.Г состоит из трёх разде­лов:«Социально-личностное раз­витие», «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Программа разработа­на в соответствии с Федеральными государ­ственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошколь­ного образования , а также требованиями Закона Российской Федерации «Об образо­вании» .

Принципиальные положения программы:

  • ориентирована на светский характер обра­зования, на общечеловеческую (мировую) куль­туру и соответствует российским культурным традициям;

  • построена на принципе личностно ориен­тированного взаимодействия взрослых с деть­ми с учетом относительных показателей дет­ской успешности;

  • обеспечивает целостность педагогиче­ского процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образова­ния, воспитания и развития;

  • учитывает вариативность организацион­ных форм дошкольного образования;

  • предусматривает оптимальную нагрузку на ребенка с целью предупреждения перегруз­ки и дидактогенных неврозов (при этом парци­альные программы дополняют друг друга).

Содержание программы адекватно возрастным осо­бенностям детей старшего дошкольного воз­раста и предусматривает разные виды деятель­ности ребенка (различные игры, рисование, конструирование, экспериментирование, спор­тивные мероприятия и т. д.). Связанность, вза­имопроникновение и взаимодействие физиче­ского, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического раз­вития детей в условиях игровой деятельности обеспечивают целостность образовательного процесса при подготовке детей к школе,

создает все условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной дея­тельности ребенка и взрослого, строится на адекватных возрасту формах работы с детьми (коллективных, групповых, индивидуальных).

^ Область применения программы.

Кратковременное пребывание детей на базе МОУ СОШ №24

Сроки освоения программы.

С ноября – по октябрь

Один раз в неделю по три занятия в день.

Продолжительность обучения- 20 недель

Общее число занятий-60часов.

Цели программы:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здо­ровому образу жизни ;

  • формирование целостной картины мира, познавательных интересов, сен­сорных эталонов и элементарных математи­ческих представлений, расширение кругозора ребенка, комплексное развитие устной речи, подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение), содействие интеллектуальному развитию ребенка.

  • Содействие появлению у детей ценностных ориентаций, социальной и познавательной мотивации учения, формирование способности произвольного регулирования деятельности, основ безопасности собственной жизнедеятельности, основ экологического сознания, ответственного отношения к решению поставленной задачи.

  • Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, содействие художественному эстетическому развитию детей.

^ Распределение часов по образовательным областям



Совокупность направлений развития ребенка (образовательные области, обеспечивающие развитие, обучение и воспитание детей )

Кол-во занятий

1.

Познавательно-речевое развитие на основе формирования сенсорных эталонов и эле­ментарных математических представлений

20

2.

Познавательно-речевое и социально-личностное развитие на основе подготовки детей к чтению и письму

20

3.

Познавательно-речевое и социально-личностное развитие на основе формирова­ния у детей познавательного интереса к окружающему миру

20




Итого:

60




^ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ - 20часов
Авторы:

Р.Г. Чуракова — к.п.н., доцент, профессор кафедры начального и дошкольного образова­ния АПК и ППРО МО РФ.

О.А. Захарова — к. физ-мат. н., руководитель методической службы дошкольного и начально­го образования при издательстве Академкнига/ Учебник.

Л.Г. Кудрова — к.п.н., директор Троицкой начальной школы Московской области, кон­сультант по дошкольному образованию при управлении образования г. Троицка.

Предпосылки формирования элементар­ных математических представлений

Предпосылками формирования элементар­ных математических представлений следует считать формирование сенсорного опыта детей и освоение ими основных логических операций.

Сенсорный опыт детей — зрительный (узнавание объекта по его изображению; выде­ление изображения объекта из общего фона, достраивание зрительного образа объекта), координационный в пространстве и во вре­мени (ориентация относительно себя, друго­го, ориентация в направлениях, ориентация во временных отношениях); цветовой (узнавание цвета и различение цветов).

К основным видам логических операций можно отнести классификацию и сериацию.

Классификация (распределение — объеди­нение объектов по группам) — анализ (выделе­ние признаков объекта); сравнение (сопостав­ление ряда объектов по выделенному призна­ку); обобщение (выделение общего признака у ряда объектов); синтез (объединение объектов в группу по выделенному признаку).

Сериация — установление последова­тельных взаимосвязей (определение раз­личий соседних объектов; установление ряда объектов по убыванию или возрастанию сте­пени проявления признака).

Уровни сложности логических операций: а) самостоятельно; б) с помощью сверстников, взрослых:

классификация: по количеству объектов — 2 — 4; по количеству признаков — от 1 до 3;

сериация: по количеству объектов — не более 3.

Программа дочислового периода обуче­ния математике

Формирование представлений о количе­стве

Классификация множеств объектов по коли­честву объектов (один, много, ни одного). Виды преобразований основных объектов:

инвариантные преобразования геометри­ческих форм: сдвиг, вращение, симметричное отображение, подобие и их композиции;

преобразование количества: инвариант­ные (изменение положения элементов группы в пространстве); неинвариантные (объединение групп, изъятие подгруппы).

Способы сравнения: на глаз; наложение (непосредственное сравнение); перенос (опо­средованное сравнение, сравнение через тре­тий элемент); взаимно однозначное соответ­ствие (сравнение посредством установления пар).

Способы измерения: сравнение через уста­новление отношения величины с выбранной мер­кой (введение этого способа сравнения позволит перейти к числовому периоду обучения).

Способы описания (представления) резуль­татов сравнения: равенство (столько же, такой же длины и др., такой же формы); неравен­ство (больше — меньше, длиннее — короче и др., разной формы); установление последова­тельности (мало, больше, еще больше; самый короткий, длиннее, самый длинный и др.)

Развитие представлений о количестве: количество как характеристика множества предметов.

Классификация множеств предметов по количеству (один, много, ни одного).

Сравнение двух множеств предметов по количеству (больше, меньше, столько же) раз­личными способами (наложением; установле­нием взаимно однозначного соответствия).

Расположение предметов по порядку: уста­новление первого и последнего, следующего и предыдущего.

Развитие представлений о форме

Форма как характеристика предметов окру­жающего мира.

Сравнение предметов по форме (одинако­вые — разные) различными способами (на глаз, наложением, переносом).

Выделение геометрических форм (простран­ственные (объемные), плоские, линейные).

Знакомство с объемными геометрическими фигурами (куб, шар).

Знакомство с плоскими геометрическими фигурами (треугольник, прямоугольник, круг). Построение геометрических фигур с помощью лекал.

Знакомство с линейными геометрически­ми фигурами (прямая, кривая, отрезок, дуга, точка). Построение геометрических фигур от руки и с помощью линейки.

Преобразования геометрических фигур (сдвиг, вращение, симметричное отображение, подобие и их композиции).

Сравнение форм геометрических фигур (сохраняется — изменяется) под действием преобразований различными способами (на глаз, наложением, переносом).

Развитие представлений о непрерывных величинах

Величины как характеристики предметов окружающего мира (длина, ширина, высота — количество места, занимаемого вдоль прямой; площадь — количество места, занимаемого на плоскости; объем — количество места, зани­маемого в пространстве).

Величины как характеристики геометриче­ских фигур (длина, площадь, объем).

Сравнение двух предметов — геометрических фигур по длине, ширине, высоте (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже) различными способами (на глаз, наложением, переносом).

Сравнение трех предметов — геометриче­ских фигур по длине, ширине, высоте (установ­ление двойных неравенств и последовательно­стей) различными способами.

Сравнение двух предметов — геометриче­ских фигур по площади (больше места на пло­скости — меньше места на плоскости) различ­ными способами (на глаз, наложением, пере­носом).

Сравнение двух предметов — геометриче­ских фигур по объему (больше места в про­странстве — меньше места в пространстве) различными способами (на глаз). . Сравнение предметов — геометрических фигур по величине (сохраняется — изменяется) под действием преобразований различными способами (на глаз, наложением, переносом).

Содержание числового периода обучения математике

Основные объекты: числа, действия над чис­лами (сложение, вычитание).

Представление о числах (от 1 до 5, от 10): количественное описание равноэлементных множеств, способы записи числа, ч как результат измерения, число как резу. сложения единиц, аддитивный состав чисел

Представление о ряде чисел (от 1 до упорядоченность числового ряда, положение числа в ряду, порядковые числительные ( вый — пятый).

Действия над числами (от 1 до 5): понятие арифметического действия; действие сложение как объединение множеств; действие вычитания как изъятие подмножества из множества.

Программа числового периода обучения математике

Формирование представления о числах. Числа от 1 до 5

Классификация множеств по количеству элементов. Равноэлементные множества.

Число как количественная характеристика поэлементных множеств. Числа 1,2,3,4,5 и соответствующие им «эталонные» множества.

Способы записи числа: точечная и цифровая

Числовой ряд- Числа от 1 до 10

Число как результат измерения величины. Сравнение величин на основе измерь Упорядоченность числового ряда. Положения числа в ряду и порядковые числительные ( первый— десятый).

Действия над числами

Понятие арифметического действия неинвариантного преобразования множества Действие сложения как объединение множеств. Действие вычитания как изъятие подмножества из множества. Число как результат ело единиц. Получение последующего (предыдущего) числа как результат действия сложения (вычитания) числа с единицей.

Аддитивный состав чисел от 1 до 5

Разложение числа на сумму единиц. Произвольное разложение числа. Способы прибавления чисел 1 и 2 к числам 2, 3.

Способы вычитания чисел 1 и 2 из чисел 3,4,5.
^ БАЗОВЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ

Формирование познавательных УУД:

классификация — объединение по груп­пам;

анализ — выделение признака из целого объекта (например, предмет круглый, большой, объемный и т. д.);

сравнение — выделение признака из ряда предметов, (например, умение сравнивать пред­меты по форме, выделять знакомые геометри­ческие фигуры в предметах реального мира);

обобщение — выделение общего призна­ка из ряда объектов (например, умение найти признак, выделяющий треугольники из множе­ства многоугольников);

синтез — объединение в группы по одно­му (двум) признакам (например, объединение в группы монет одного достоинства);

Формирование сенсорного опыта:

ориентирование в окружающем простран­стве, считая точкой отсчета себя или другой предмет;

ориентирование на плоскости листа в клеточку, на странице книги;

определение временных отношений (день, месяц, год);

определение цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, черный, коричневый);

умение использовать в речи понятия: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».

Представления о числах и цифрах, арифметических действиях, операции измерения

Дети могут: оценивать количество предметов чис­лом и проверять сделанную оценку в пределах десяти;

вести счет как в прямом, так и в обратном порядке от 1 до 10;

показывать знание способов записи числа (точкой, точками, цифрой);

раскладывать числа (от 2 до 5) на сумму единиц;

производить арифметические действия сложения и вычитания на множестве чисел, наибольшее из которых 10;

осуществлять набор и размен монет достоинством одна, пять, десять копеек.

Представления о форме

Дети умеют:

сравнивать предметы по форме (одина­ковые и разные) разными способами (на глаз и наложением);

узнавать и называть объемные геометри­ческие фигуры (куб, шар), плоские геометри­ческие фигуры (треугольник, четырехугольник, овал, круг), линейные геометрические фигуры (прямая, кривая, отрезок, дуга, точка).
  1   2   3   4

Похожие:

Программа предшкольной подготовки будущих первоклассников «Портфель знаний будущих первоклассников» iconПрограмма психологических занятий «Приключения будущих первоклассников»
Программа «приключения будущих первоклассников» направлена на развитие ведущих психических процессов и обучение навыкам сотрудничества....
Программа предшкольной подготовки будущих первоклассников «Портфель знаний будущих первоклассников» iconРекомендации родителям будущих первоклассников
Наши рекомендации адресованы родителям, бабушкам и дедушкам будущих первоклассников, которые помогут подготовить детей к школе, и...
Программа предшкольной подготовки будущих первоклассников «Портфель знаний будущих первоклассников» iconМоу «Шостьенская сош»
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
Программа предшкольной подготовки будущих первоклассников «Портфель знаний будущих первоклассников» iconДополнительная образовательная программа
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
Программа предшкольной подготовки будущих первоклассников «Портфель знаний будущих первоклассников» iconДополнительная образовательная программа
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
Программа предшкольной подготовки будущих первоклассников «Портфель знаний будущих первоклассников» iconРабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников «Дошколята»
Обращаясь к проблеме преемственности различных эта­пов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых...
Программа предшкольной подготовки будущих первоклассников «Портфель знаний будущих первоклассников» iconРекомендации родителям будущих первоклассников
Каждый родитель знает, что основу будущих успехов надо закладывать в раннем детстве. В семь лет наступает время ответственности,...
Программа предшкольной подготовки будущих первоклассников «Портфель знаний будущих первоклассников» iconПредварительный список будущих первоклассников на 2012-2013 учебного года

Программа предшкольной подготовки будущих первоклассников «Портфель знаний будущих первоклассников» iconСписок будущих первоклассников, зачисленных в мбоусош №28 в 2012-2013 учебном году

Программа предшкольной подготовки будущих первоклассников «Портфель знаний будущих первоклассников» iconРекомендации родителям будущих первоклассников
Убеждать ребенка соблюдать правила поддерживания здоровья, развивать необходимые для этого навыки
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница