Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений




Скачать 255,76 Kb.
НазваниеРоль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений
страница1/5
Дата публикации26.10.2013
Размер255,76 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Математика > Документы
  1   2   3   4   5

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений.


"Математику затем учить следует,

что она ум в порядок приводит".

М. Ломоносов.


"… игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на его будущую судьбу."

К.Д.Ушинский.
Приятно, не правда ли, наблюдать, когда, видя обилие разнообразных игрушек перед собой на прилавке, ребенок просит купить кубики, мозаику, детское домино или другую дидактическую игру? Соглашаясь с ребенком, родители, удовлетворяя главную потребность ребенка играть, одновременно обеспечивают ему развивающую среду. А так ли это необходимо покупать эти игры, зачем они нужны, что представляют собой, являются ли они средством воспитания и формой обучения?

Проблема дидактических игр на разных этапах развития педагогической мысли разрешалась по-разному. Предпринятый нами краткий исторический экскурс, знакомит нас с именами Ф.Фребеля и М. Монтессори.

В классических системах воспитания Фридриха Фребеля и Марии Монтессори дидактическим играм отводилось центральное место, они являлись стержнем всего содержания учебно-воспитательной работы. Фребель первый создал систему дидактических игр как основу воспитательной работы с детьми. Через дидактические игры Фребель стремился дать ребенку представление о признаках предмета, возможность уяснения назначения предмета. Заслуга Фребеля заключается в том, что он первый со всей полнотой вскрыл роль игры в воспитании ребенка дошкольного возраста. Он писал: "В занятиях и играх ребенка с самим собой, в особенности в первые годы его жизни, формируется в согласии с окружающим его миром под его незаметным влиянием не только зародыш, но и сердцевина всей его будущей жизни по отношению ко всему тому, что мы должны признать уже данным в этом зародыше и сердцевине, а именно по отношению к индивидуальной окраске жизни, самостоятельности, будущей личности (и индивидуальности вообще)"1 После Фребеля разработка системы дидактических материалов проводилась Монтессори. В основу воспитания М.Монтессори кладет разработанный ею дидактический материал, посредством которого она осуществляет умственное воспитание ребенка. Монтессори, в противовес Фребелю, на первый план выдвигает занятия с детьми, подчеркивая их роль в развитии и воспитании интеллекта ребенка. Умственное воспитание ребенка Монтессори осуществляет в отрыве от действительности. Она отгораживает ребенка от окружающей жизни, игнорирует значение разнообразных игр и занятий для умственного воспитания ребенка и ориентируется в основном только на специально сконструированный ею дидактический материал.

Если в классических системах Фребеля и Монтессори стержнем всей воспитательной работы являлись дидактические материалы, то представители теории «свободного воспитания», совершенно отвергнув «искусственный дидактический материал», заменили его природным материалом, непосредственным ознакомлением детей с жизнью путем наблюдений, бесед, выполнением детьми практических дел. Природный материал, будучи носителем многих качеств, не мог вполне заменить дидактический, а наличие отвлекающих факторов в окружающей природной среде также не обеспечивало качественного проведения занятий с детьми. Это привело к разбросанности в работе, к стихийности педагогического процесса; стала вновь ощущаться необходимость в применении такого материала, в котором дидактические задачи были бы четко намечены и ограничены.

Нельзя не отметить тот огромный вклад, который внесла в развитие дошкольной педагогической мысли ЕИ.Тихеева. Придавая большое значение игре в деле развития и воспитания детей, она разработала свой дидактический материал, методы работы с ним, а также широко использовала и материал природный. По мнению Тихеевой, дидактические игры являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е. И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Она первая указала на необходимость осуществлять работу с детьми синтетическим путем, с широким использованием разнообразных игр. Надо при этом отметить, что она придавала большое значение сюжетной игрушке и народным токарным игрушкам-вкладышам, используя их как дидактический материал.

В отечественной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания известными педагогами и психологам, среди которых Л.А.Венгер, А.П.Усова, В.Н.Аванесова и др.

Необходимость в дидактических играх стала ощущаться особенно остро с введением в детском саду обучения.

В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М.Дьяченко, Н.Е.Веракса, Е. О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно - дидактическими.

Работая в детском саду и занимаясь со своим ребенком, я вижу необходимость использования дидактических игр для развития детей. Особенно они оказывают неоценимую услугу при развитии элементарных математических представлений, ведь как просто и быстро усваивает необходимый материал ребенок играя.
Содержание математического образования.
^ Задачи математического образования.

Математика - наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. ( Ф. Энгельс). Она характеризуется высокой степенью абстрактности ее понятий и высокой степенью их общности, что позволяет один и тот же аппарат применять в различных науках.

" Математика имеет задачей не обучение исчислению, - писал Л.Н.Толстой, - но обучение приемам человеческой мысли при счислении, именно эти знания нужны человеку для того, чтобы жить хорошей жизнью".

Математическое развитие дошкольников - это сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – всестороннее развитие детей и подготовка к успешному овладению математикой в школе.

В содержание предматематической подготовки детей входят следующие взаимосвязные между собой разделы: "Количество и счет", "Величина", "Геометрические фигуры", "Ориентировка в пространстве", "Ориентировка во времени", с помощью которых осуществляется возможность обучить детей выделять в предметах и явлениях окружающей действительности такие их стороны, свойства, отношения, которые являются предметом изучения математики.

Содержание математического образования в детском саду включает следующие задачи:

Формирование:

  • Системы элементарных математических представлений, наиболее важными здесь являются фундаментальные математические понятия, как "множество", "отношение", "число", "величина".

  • Предпосылок математического мышления и отдельных логических структур.

  • Мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

  • Приемов умственных действий (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналога)

  • Умения обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, строго подчиняться правилам.

Развитие у ребенка:

  • Психических процессов (восприятия, памяти, ощущения, представления)

  • Вариативного и образного мышления.

  • Воображения.

  • Любознательности, самостоятельности, инициативности.

Знакомство с окружающим.

Расширение словаря детей и совершенствование связной речи.
Содержание предматематической подготовки имеет свои особенности, которые объясняются спецификой математических понятий (они выражают сложные отношения и формы действительного мира), историческими и педагогическими традициями в обучении дошкольников, требованиями современной школы к уровню общего умственного и математического развития детей.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений iconПерспективное планирование по формированию элементарных математических...
Формированию элементарных математических представлений для детей четырёх – пяти лет
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений iconФормирование элементарных математических представлений

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений iconАндреевской муниципальной начальной общеобразовательной школы-детского сада
Задача № Сформировать к маю 2012 г у детей высокий и средний уровень развития элементарных математических представлений (соответственно...
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений iconКонспект занятия по формированию элементарных математических представлений
Материал: Мягкие игрушки: кошка и котенок, клубочки ниток (большие, маленькие), геометрические фигуры (квадраты и круги ), по 2 подноса...
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений iconСистема работы с логическими блоками Дьениша по развитию элементарных...
Материал: Блоки Дьениша (объёмные), две карточки с изображением большого и маленького пирожка
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений iconРазвитие у детей элементарных математических представлений в экспериментальной деятельности
Едствами познания, обобщенными механизмами освоения и преобразования информации. Сегодня практически в любой сфере жизнедеятельности...
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений iconРассказать о числах, которые имеют названия и имена
Формирование и развитие представлений учащихся о математических объектах и математических понятиях, об их роли в отражении реальных...
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений iconРоль дидактических игр экологического содержания в умственном воспитании дошкольников
Яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное...
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений icon7. классификация и характеристики элементарных частиц
Физика элементарных частиц (физика высоких энергий) посвящена изучению свойств элементарных частиц и различных процессов с участием...
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений iconФормирование эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница