Скачать 255,76 Kb.
|
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений."Математику затем учить следует, что она ум в порядок приводит". М. Ломоносов. "… игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на его будущую судьбу." К.Д.Ушинский. Приятно, не правда ли, наблюдать, когда, видя обилие разнообразных игрушек перед собой на прилавке, ребенок просит купить кубики, мозаику, детское домино или другую дидактическую игру? Соглашаясь с ребенком, родители, удовлетворяя главную потребность ребенка играть, одновременно обеспечивают ему развивающую среду. А так ли это необходимо покупать эти игры, зачем они нужны, что представляют собой, являются ли они средством воспитания и формой обучения? Проблема дидактических игр на разных этапах развития педагогической мысли разрешалась по-разному. Предпринятый нами краткий исторический экскурс, знакомит нас с именами Ф.Фребеля и М. Монтессори. В классических системах воспитания Фридриха Фребеля и Марии Монтессори дидактическим играм отводилось центральное место, они являлись стержнем всего содержания учебно-воспитательной работы. Фребель первый создал систему дидактических игр как основу воспитательной работы с детьми. Через дидактические игры Фребель стремился дать ребенку представление о признаках предмета, возможность уяснения назначения предмета. Заслуга Фребеля заключается в том, что он первый со всей полнотой вскрыл роль игры в воспитании ребенка дошкольного возраста. Он писал: "В занятиях и играх ребенка с самим собой, в особенности в первые годы его жизни, формируется в согласии с окружающим его миром под его незаметным влиянием не только зародыш, но и сердцевина всей его будущей жизни по отношению ко всему тому, что мы должны признать уже данным в этом зародыше и сердцевине, а именно по отношению к индивидуальной окраске жизни, самостоятельности, будущей личности (и индивидуальности вообще)"1 После Фребеля разработка системы дидактических материалов проводилась Монтессори. В основу воспитания М.Монтессори кладет разработанный ею дидактический материал, посредством которого она осуществляет умственное воспитание ребенка. Монтессори, в противовес Фребелю, на первый план выдвигает занятия с детьми, подчеркивая их роль в развитии и воспитании интеллекта ребенка. Умственное воспитание ребенка Монтессори осуществляет в отрыве от действительности. Она отгораживает ребенка от окружающей жизни, игнорирует значение разнообразных игр и занятий для умственного воспитания ребенка и ориентируется в основном только на специально сконструированный ею дидактический материал. Если в классических системах Фребеля и Монтессори стержнем всей воспитательной работы являлись дидактические материалы, то представители теории «свободного воспитания», совершенно отвергнув «искусственный дидактический материал», заменили его природным материалом, непосредственным ознакомлением детей с жизнью путем наблюдений, бесед, выполнением детьми практических дел. Природный материал, будучи носителем многих качеств, не мог вполне заменить дидактический, а наличие отвлекающих факторов в окружающей природной среде также не обеспечивало качественного проведения занятий с детьми. Это привело к разбросанности в работе, к стихийности педагогического процесса; стала вновь ощущаться необходимость в применении такого материала, в котором дидактические задачи были бы четко намечены и ограничены. Нельзя не отметить тот огромный вклад, который внесла в развитие дошкольной педагогической мысли ЕИ.Тихеева. Придавая большое значение игре в деле развития и воспитания детей, она разработала свой дидактический материал, методы работы с ним, а также широко использовала и материал природный. По мнению Тихеевой, дидактические игры являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е. И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Она первая указала на необходимость осуществлять работу с детьми синтетическим путем, с широким использованием разнообразных игр. Надо при этом отметить, что она придавала большое значение сюжетной игрушке и народным токарным игрушкам-вкладышам, используя их как дидактический материал. В отечественной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания известными педагогами и психологам, среди которых Л.А.Венгер, А.П.Усова, В.Н.Аванесова и др. Необходимость в дидактических играх стала ощущаться особенно остро с введением в детском саду обучения. В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М.Дьяченко, Н.Е.Веракса, Е. О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно - дидактическими. Работая в детском саду и занимаясь со своим ребенком, я вижу необходимость использования дидактических игр для развития детей. Особенно они оказывают неоценимую услугу при развитии элементарных математических представлений, ведь как просто и быстро усваивает необходимый материал ребенок играя. Содержание математического образования. ^ Математика - наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. ( Ф. Энгельс). Она характеризуется высокой степенью абстрактности ее понятий и высокой степенью их общности, что позволяет один и тот же аппарат применять в различных науках. " Математика имеет задачей не обучение исчислению, - писал Л.Н.Толстой, - но обучение приемам человеческой мысли при счислении, именно эти знания нужны человеку для того, чтобы жить хорошей жизнью". Математическое развитие дошкольников - это сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – всестороннее развитие детей и подготовка к успешному овладению математикой в школе. В содержание предматематической подготовки детей входят следующие взаимосвязные между собой разделы: "Количество и счет", "Величина", "Геометрические фигуры", "Ориентировка в пространстве", "Ориентировка во времени", с помощью которых осуществляется возможность обучить детей выделять в предметах и явлениях окружающей действительности такие их стороны, свойства, отношения, которые являются предметом изучения математики. Содержание математического образования в детском саду включает следующие задачи: Формирование:
Развитие у ребенка:
Знакомство с окружающим. Расширение словаря детей и совершенствование связной речи. Содержание предматематической подготовки имеет свои особенности, которые объясняются спецификой математических понятий (они выражают сложные отношения и формы действительного мира), историческими и педагогическими традициями в обучении дошкольников, требованиями современной школы к уровню общего умственного и математического развития детей. |
![]() | Перспективное планирование по формированию элементарных математических... Формированию элементарных математических представлений для детей четырёх – пяти лет | ![]() | Формирование элементарных математических представлений |
![]() | Андреевской муниципальной начальной общеобразовательной школы-детского сада Задача № Сформировать к маю 2012 г у детей высокий и средний уровень развития элементарных математических представлений (соответственно... | ![]() | Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Материал: Мягкие игрушки: кошка и котенок, клубочки ниток (большие, маленькие), геометрические фигуры (квадраты и круги ), по 2 подноса... |
![]() | Система работы с логическими блоками Дьениша по развитию элементарных... Материал: Блоки Дьениша (объёмные), две карточки с изображением большого и маленького пирожка | ![]() | Развитие у детей элементарных математических представлений в экспериментальной деятельности Едствами познания, обобщенными механизмами освоения и преобразования информации. Сегодня практически в любой сфере жизнедеятельности... |
![]() | Рассказать о числах, которые имеют названия и имена Формирование и развитие представлений учащихся о математических объектах и математических понятиях, об их роли в отражении реальных... | ![]() | Роль дидактических игр экологического содержания в умственном воспитании дошкольников Яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное... |
![]() | 7. классификация и характеристики элементарных частиц Физика элементарных частиц (физика высоких энергий) посвящена изучению свойств элементарных частиц и различных процессов с участием... | ![]() | Формирование эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста... |