Методические рекомендации при изучении темы «Квадратные уравнения» в системе личностно ориентированного обучения




Скачать 458,85 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации при изучении темы «Квадратные уравнения» в системе личностно ориентированного обучения
страница1/4
Дата публикации25.10.2013
Размер458,85 Kb.
ТипМетодические рекомендации
pochit.ru > Математика > Методические рекомендации
  1   2   3   4






Содержание работы

Введение 3

Глава I. Методико – педагогическая глава.

§1. Теоретические основы личностно ориентированного обучения. 6 §2Квадратные уравнения в науке и школьных учебниках математики. 9

§3.Психолого-педагогическая характеристика учащихся подросткового возраста. 13

§4.Трудности изучения школьниками квадратных уравнений. 15

§5.Методические рекомендации при изучении темы «Квадратные уравнения» в системе личностно ориентированного обучения.

5.1. Изучение нового материала. 16

5.2. Работа над текстовой задачей. 18

5.3. Роль алгоритмизированного обучения. 21

5.4. Система упражнений, направленных на развитие познавательного интереса. 22

5.5.Способы задания домашних работ. 25

5.6.Дифференциация учебного процесса. 26

5.7. Использование информационных технологий. 28

5.8.Виды контроля, эффективные при личностно ориентированном

обучении. 29

§6.Элективный курс «Десять способов решения квадратных уравнений». 34

Глава II. Развитие познавательного интереса на уроках математики.

§1.Теоретические основы познавательного интереса. 38

§2. Методика формирования познавательного интереса.

2.1.Работа с текстом учебника. 41

2.2.Задания по выбору и задания с указаниями. 42

2.3Самостоятельная деятельность учащихся на уроке. 45

2.4.Нетрадиционные уроки и приемы. 46

2.5. Применение занимательного и исторического материала. 50

Заключение. 53

Введение

Научными основаниями современной концепции образования выступают классические и современные педагогические и психологические подходы – гуманистический, развивающий, индивидуальный, компетентностный, деятельный, личностно-ориентированный. Одной из ведущих целей образования является повышение качества обучения и формирование личности, готовой к самореализации и выполнению социально- востребованной деятельности и общения.

Образование должно выявлять и развивать индивидуальные способности и склонности учащихся. В этом случае задача школы – создание условий , благоприятных для возможно более полного развития и раскрытия индивидуальности.

Математика есть часть общего образования. Она призвана содействовать гармоническому развитию личности, формировать её интеллект и дать опору в будущей профессиональной деятельности.

Почти двадцать лет я работаю учителем математики МОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа». Успехи моих учеников приносили большое удовлетворение, а неудачи огорчали и побуждали искать новые методы и средства обучения. Опыт работы показал, что наряду с положительными сторонами традиционной системы школьного образования, наблюдаются и его существенные недостатки. Основным из них, по-моему мнению, является то, что акцент в учебном процессе сделан не на характере обученности, а на меру, т.е. реализуется чаще всего лишь одна функция знаний – информационная, а ущемлена развивающая и хотя эти две функции тесно взаимосвязаны, но они не тождественны. Обучение в школе часто строится по формуле: «усвоение = понимание + запоминание», в основу же должна быть положена следующая формула : «овладение = усвоение + применение знаний на практике». Обучение математике должно быть направлено на развитие личности учащихся, т.е. максимальный учёт интересов, склонностей, способностей и возможностей ребёнка. Акцент в обучении должен ставиться на общее развитие учащихся, а именно: развитие логического мышления, математической речи, пространственного воображения, интуиции и т.д. Нужно учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные.

Эти проблемы в школьном курсе обучения волновали и побуждали совершенствовать методику преподавания, изучать и применять на практике опыт педагогов – новаторов. Как и многие учителя заинтересовалась методикой В.Ф.Шаталова, изучала её, применяла на практике. Новизна привлекала, но вскоре пришло понимание того, что центральной фигурой этой методики является учитель, который должен сам вводить новые знания, избегая проблемного и развивающего обучения. Достаточно однозначный и жесткий алгоритм введения нового знания касается не только содержания материала, но и методики многократного повторения. Происходит как бы управление свертыванием учебного материала, со все большим его сокращением.

Несколько следующих лет в своей работе применяла принципы дифференциации учащихся. Однако недостатками «традиционной» дифференциации является то, что чаще всего она была недостаточно этически обоснована. Ученики отбирались в группы по уровням развития, что провоцировало жесткое отношение детей между собой. Кроме того, не было достаточно учебно - методической литературы для учителя, которая помогала бы реализовать данный принцип обучения.

В настоящее время возникла острая необходимость нового подхода в преподавании предметов. Перспективные технологии должны прийти на смену имеющимся приёмам и методам. В процессе обучения чётко обозначился системообразующий фактор – уникальная и неповторимая личность учащегося. В современных условиях именно личностно ориентированное обучение является наиболее актуальным и эффективным, отвечающим всем современным принципам и требованиям. Обучение должно носить развивающий характер, центральной фигурой которого является личность ученика.

Проблема перспективных технологий возникла не сегодня, к ней обращались многие теоретики и практики.

Первые попытки сохранить «личностно-ориентированную компоненту»

(именно так и оценил С.Т.Шацкий педагогические поиски того времени): «…значение всех этих планов работы, связанных с культурой самодеятельности, самостоятельности учеников, значение их в том, что здесь можно было бы нащупать для каждого ученика в отдельности наиболее целесообразный для него темп и способ работы. Вот этот индивидуальный, связанный с индивидуальной ответственностью , мог бы оказаться в высшей степени полезным…» [цит. по 3].

Личностно ориентированное обучение-это такое обучение, которое во главу угла ставит способность ребёнка, его самоценность, субъективность процесса учения. именно его можно противопоставить традиционному.

И.С.Якиманская включает в него «…1)предметы, представления, понятия; 2)операции, приёмы, правила выполнения действий; 3)эмоциональные коды (личностные) смыслы, установки, стереотипы» [17, 73]

Понятие «личностных функций» введено в педагогику В.В. Сериковым, который определяет их следующим образом: «Личностные функции – это в данном случае не характерологические качества её…, а те проявления, которые, собственно, и реализуют социальный заказ «быть личностью» [13, 17]

В рамках этой технологии работаю над темой «Развитие познавательного интереса на уроках математики». Эта тема была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Ещё К.Д. Ушинский в своих трудах подчёркивал, что «..не с курьёзами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив - приучить его находить занимательное в том, что его беспристанно и повсюду окружает»[14, 208]

Е.В. Коротаева «…можно определить познавательную активность как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в особым образом организованном процессе познания с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся» [5,47 ]

^ Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в рамках личностно ориентированного обучения.
Предмет исследования: система развития познавательно интереса.
^ Цель: развитие познавательного интереса при изучении темы: «Квадратные уравнения» в рамках личностно ориентированного обучения.
Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

  • разработать систему упражнений, направленных на развитие познавательного интереса учащихся по теме «Квадратные уравнения»;

  • выработать методические рекомендации по развитию познавательного интереса;

  • представить разработанный элективный курс по развитию познавательной активности.


Глава I. Методико – педагогическая глава.

§1. Теоретические основы личностно ориентированного обучения.

Личностно ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие качеств личности, которые помогут человеку реализовать свои способности, занять в жизни активную позицию.

Личностно ориентированная парадигма предлагает педагогу, прежде всего, исходить из природы конкретного ребёнка, его задатков, способностей, возможностей, интересов, личных потребностей и т.п.

В рамках личностно ориентированного обучения отношения между учителем и учеником носят диалоговый, субъект-субъективный характер, что связано со стремлением обеспечить максимально полную самореализацию воспитанником своего потенциала при взаимодействии с педагогом, который направит и организует этот процесс неавторитарно, максимально учитывая уровень наличного развития ребёнка, доминирующие мотивы его поступков, интересы, способности и потребности. Под руководством педагога происходит формирование школьника как субъекта учебной деятельности, самостоятельно и осознанно делающего свои большие и малые жизненные выборы. Г К Селевко отмечает: « Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира, устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально – личностном отношении к объектам познания» [12, 208]

ЛОО позволяет бережно сохранить и развить индивидуальные возможности каждого. ЛОО ориентировано на преимущественное развитие субъективности ученика, на запуск соответствующих возрасту механизмов саморазвития.

Акцент целей:

  • Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка.

  • Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребёнка.

  • Помочь ребёнку познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать у него заранее заданные свойства.

Гипотезы

  • Ученик не становиться субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъективного опыта.

  • Учение есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуально, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития.

  • «Вектор» развития строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.

  • Ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.

Позиция учителя:

  • инициирование субъектного опыта учения;

  • развитие индивидуальности каждого ребёнка;

  • признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.

Позиция ученика:

  • свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса;

  • самопознание, самоопределение, самореализация.

Средства достижения:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся;

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать более рациональные;

  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

На изучении темы «Решение квадратных уравнений» покажем реализацию ЛОО на уроках математики в 8 классе.
§2. Квадратные уравнения в науке и школьных учебниках математики.

Теория уравнений занимает ведущее место в курсе алгебры и математики в целом. Не случайно на изучение этого материала отводится времени значительно больше, чем на любую другую тему школьного курса математики. Сила теории уравнений в том, что она имеет не только теоретическое значение для познания естественных законов, но и служит конкретным практическим целям. Большинство жизненных задач сводится к решению различных видов уравнений.

Методике преподавания уравнений в школе посвящали свои труды многие математики-методисты и ученые нашей страны. Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных и трансцендентных уравнений и неравенств.

В школьных учебниках федерального комплекта изучение данной темы ведется по учебникам А.Г.Мордковича, Ю.Н. Макарычева, Г.В.Дорофеева.

Несколько лет мы осуществляли обучение по учебникам Ю.Н.Макарычева, затем в своей работе стали использовать учебный комплект А.Г.Мордковича.

Эта тема изучается во втором полугодии, и изложение учебного материала в учебниках данных авторов в основном достаточно традиционно. Учащиеся должны: научиться решать полные квадратные уравнения выделением квадрата двучлена, графически, по общей формуле и формуле с четным вторым коэффициентом; знать виды уравнений (полное, неполное, приведенное, неприведенное); уметь решать неполные квадратные уравнения, рациональные, биквадратные; раскладывать квадратный трехчлен на множители; применять теорему Виета; решать текстовые задачи с помощью квадратных уравнений.

Однако, в учебнике А.Г.Мордковича некоторые вопросы рассматриваются несколько шире, чем в учебниках других авторов. Так, вводя понятие квадратного уравнения, Ю.Н.Макарычев останавливается только на его определении, А.Г.Мордкович в § 19 дает четыре определения (полное, приведенное, неполное, определение корня уравнения). Рассматривая способы решения квадратных уравнений, Ю.Н.Макарычев выделяет только три, в то время как А.Г.Мордкович очень подробно знакомит учащихся с тремя различными приемами решения уравнений графическим методом, рассматривая и три аналитических способов.

В учебнике Ю.Н.Макарычева дается формула решения квадратных уравнений. В учебнике А.Г.Мордковича – алгоритм решения как квадратных уравнений, так и рациональных.

При решении текстовых задач А.Г.Мордкович учит ребят реализовывать идею математического моделирования, выделяя три этапа решения: составление математической модели; работа с составленной моделью; ответ на вопрос задачи.

В § 22 он очень доступно разбирает решение шести разных задач, показывая образцы оформления решений.

В учебнике этого автора в отличие от других, рассматриваются приемы решения иррациональных уравнений, начиная, таким образом робкое вхождение в теорию равносильности уравнений. Учащиеся должны обратить внимание на то, какие преобразования оставляют корни уравнения в целости и сохранности, а в результате каких – могут появиться посторонние корни.

Кроме того, хочется отметить, что все параграфы учебника А.Г.Мордковича достаточно большие, в них весь учебный материал излагается в полном объеме и рассматривается подробно и всесторонне. Можно считать этот учебник собеседником, так как автор постоянно обращается к читателю. Самое главное, к чему стремиться автор – это то, чтобы его учебник было интересно читать, чтобы он представлял собой развернутое повествование, чтобы в нем была интрига. Достигается это за счет ненавязчивой и естественной постановки проблем, которые постепенно разрешаются. Материал данного учебника интересно читать и учителям, и ученикам, и родителям, поскольку стиль изложения доступный, во многом расцвеченный непривычными для математической рутинной лексики оборотами. В то же время изложение характеризуется четкостью, алгоритмичностью, выделяются основные этапы рассуждений с фиксацией внимания читателя на выделенных этапах.

Ю.Н.Макарычев рекомендует учителю упражнения отмеченные ● использовать для отработки обязательных результатов обучения; светлым курсивом набраны номера упражнений, рекомендуемых для домашней работы; знаком * отмечены более сложные упражнения.[ 8. 10)
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации при изучении темы «Квадратные уравнения» в системе личностно ориентированного обучения iconУроках математики в системе личностно-ориентированного обучения
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения
Методические рекомендации при изучении темы «Квадратные уравнения» в системе личностно ориентированного обучения iconДоклад «Возможности реализации личностно-ориентированного обучения с помощью средств икт»
Цели и принципы личностно-ориентированного обучения
Методические рекомендации при изучении темы «Квадратные уравнения» в системе личностно ориентированного обучения iconОпределение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения и их решения
Ввести понятия квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения. Сформировать умения различать квадратные уравнения, определять...
Методические рекомендации при изучении темы «Квадратные уравнения» в системе личностно ориентированного обучения iconЛичностно ориентированного обучения является очень близкой мне, ведь...
«Проектная деятельность как составляющая личностно ориентированного подхода в современном образовании»
Методические рекомендации при изучении темы «Квадратные уравнения» в системе личностно ориентированного обучения iconУрок алгебры в 8 классе на тему «Квадратные уравнения»
Обобщающий урок по теме «Квадратные уравнения. Различные способы решения квадратных уравнений»
Методические рекомендации при изучении темы «Квадратные уравнения» в системе личностно ориентированного обучения iconРеализация личностно ориентированного подхода в системе обучения...
Реализация личностно – ориентированного подхода в системе обучения иностранного языка в основной школе
Методические рекомендации при изучении темы «Квадратные уравнения» в системе личностно ориентированного обучения iconУчебниками федерального комплекта. 7 класс. Тема: «Функция у=х 2»
Практическая деятельность по развитию познавательного интереса учащихся 7-8кл при изучении наглядно – графического способа решения...
Методические рекомендации при изучении темы «Квадратные уравнения» в системе личностно ориентированного обучения iconУрок в системе личностно-ориентированного обучения
Она относится к модели инновационного, развивающего типа. Работая над темой «Развитие математических способностей учащихся через...
Методические рекомендации при изучении темы «Квадратные уравнения» в системе личностно ориентированного обучения iconМетодические рекомендации для классных руководителей 1-4-х классов
Использование личностно-ориентированного подхода в организации профилактики раннего выявления неблагополучия младших школьников
Методические рекомендации при изучении темы «Квадратные уравнения» в системе личностно ориентированного обучения iconПроблемы, над которой работает Новикова С. Н. не менее 3-х лет и...
«Развитие гибкости мышления учащихся 8 класса с использованием системы развивающих заданий при изучении темы «Квадратные корни»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница