Самсонов Сергей Михайлович учитель технологии моу «сош №15» с. Казинка, Шпаковский район, Ставропольский край




Скачать 88.66 Kb.
НазваниеСамсонов Сергей Михайлович учитель технологии моу «сош №15» с. Казинка, Шпаковский район, Ставропольский край
Дата публикации24.10.2013
Размер88.66 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Математика > Документы


Самсонов Сергей Михайлович

учитель технологии МОУ «СОШ № 15»

с. Казинка, Шпаковский район, Ставропольский край

Реализация принципа успешности через возможности проектного обучения в рамках образовательной области «Технология»

Какой гражданин нужен нашему обществу? Какого человека мы хотим сформировать после окончания школы? Меня, учителя технологии, как и любого другого педагога, волнует этот вопрос. Безусловно, обществу нужны интеллектуально развитые, социально - активные, трудолюбивые, духовно – обогащённые и успешные личности.

Считаю, что важнейшим инструментом для формирования успешной личности является компетентностный подход, который стал основой моей, сформировавшейся за годы работы технологии педагогического труда.

Через систему сложившейся у меня педагогической деятельности отрабатываю у каждого ученика важнейшую жизненную установку: быть гибким, творческим, находчивым, способным воспринимать критику, уметь планировать, исследовать, экспериментировать и модифицировать, создавая при этом высококачественные объекты в ответ на существующие потребности.

В программах по технологии предусматриваются творческие проекты как обязательный содержательный компонент технологической подготовки. Ныне, когда перед каждым выпускником встает проблема поиска своего места в рыночном пространстве, востребованными становятся иные качества личности, обеспечивающие жизненный успех, такие как конкурентоспособность и бизнесориентированность, которые я и формирую через проектную деятельность учащихся.

Отношения учитель – ученик при создании проектов у меня давно уже приобрели вид партнёрских на всех этапах проектной деятельности.

Творческие проекты пятиклассников состоят, как минимум, из 5 основных компонентов.

По мере взросления старшеклассники осваивают уже до 20 компонентов.

Самое сложное для большинства учащихся - это определиться с темой проекта. Для 5-7 классов я предлагаю выбрать темы своих проектов в банке проектов, который разработан мною и постоянно пополняется темами моих учащихся прошлых лет. Стараюсь давать такие темы, чтобы они были социально – значимыми и востребованными в первую очередь, в условиях сельского социума. Например, ученики 7-го класса разработали проекты "Садовая калитка", «Клетка для кроликов», «Ручной культиватор». Для учащихся старших классов даю задание самим поискать или сформулировать темы проектов. Эти ученики уже довольно взрослые, многие из них уже определились со своим профессиональным выбором. Поэтому в проектной деятельности учитываю их профильные интересы, несмотря на то, что довольно часто они выбирают темы проектов, на первый взгляд, далёкие от предмета технология. Например, один из моих учеников очень увлечен футболом, строит со своими друзьями свою футбольную площадку. Поэтому он разрабатывает проект по теме "Стадион", где масса материала об истории футбола, истории всех лидирующих футбольных команд мира, включая достижения каждого игрока в отдельности.

Нацеливаю учащихся на то, что важной составляющей проекта является работа над технической документацией. Вот тут- то учащиеся в полной мере могут проявить своё творчество, находчивость, гибкость, особенно в разработке инструкционно – технологических карт. Технологические карты, как правило, соответствуют образцам, данным в учебниках по технологии. Однако в одном из последних проектов «КАСОЗ» мой ученик Кривцов Максим, член научно – технического общества «НОВИК», предложил иную технологическую карту, где было уделено значительное внимание чертежам изделия при выполнении каждой операции. А это уже работа школьника на изобретательском, исследовательском уровне проектирования.

В экономической части проектов по мере взросления учащиеся включают дополнительные статьи экономической классификации.

Это максимально приближает учащихся к пониманию проблем при организации в будущем собственного бизнеса, и оказывает прямое влияние на формирование у них наиважнейшей социально – трудовой компетенции, обеспечивающей успешность в любом виде профессиональной деятельности.

При оценке изделия даю возможность ученикам самим оценить свою работу, формируя, тем самым, элементы самооценки, рефлексии, по следующему алгоритму: выполняет ли изделие свои функции; качественно ли оно сделано; удобно ли им пользоваться; хорошо ли оно выглядит; хотели бы вы иметь такое изделие; что бы вы изменили, если бы начали работать над проектом сначала.

Работа над творческим проектом – серьезное трудоемкое дело. Поэтому достаточно глубокие научно обоснованные проекты доступны лишь наиболее одаренным и увлеченным. Важным направлением в моей работе является повышение мотивации деятельности технически одаренных детей, посещающих научно – техническое общество «НОВИК» и кружок «Самоделкин», которыми я руковожу.

Для работы с одарёнными детьми разрабатываю индивидуальные программы,

в которых объём знаний, умений и навыков выходит за рамки школьной программы по технологии, и необходим для выполнения того или иного сложного проекта. При разработке их использую интегративный подход.

В моём методическом арсенале появились технология ФСА + ТРИЗ (функционально-стоимостный анализ плюс теория решения изобретательских задач). В их основе лежит принцип идеальности, т.е получение большей пользы при наименьших затратах. В своей педагогической практике я использую такие нетрадиционные приемы организации учебной деятельности, как:

-«удивляй»;

-«фантастическая догадка»;

-головоломки, загадки, ребусы;

- изобретательские задачи;

- отсроченная догадка и др.

Данные методы и формы работы развивают абстрактное мышление учащихся, которое занимает центральное место в структуре человеческого ума, развивают смекалку, сообразительность.

Такая технология работы приводит одарённых детей к созданию проектов научно-исследовательской направленности, оказывает непосредственное влияние на формирование жизненного выбора воспитанников.

Так, в творческом проекте Шипилова Андрея – победителя краевого слёта УПБ 2004 года «Мини-трактор «КУБИК-1», был дан серьёзный критический анализ устройства трактора МТЗ-80. В проекте Самсонова Ивана – бронзового призёра НПК по ЮФО «За юным изобретательством – будущее» «Мини-трактор «КУБИК-2» помимо критических замечаний был выработан целый ряд предложений по модернизации трактора МТЗ-80 и перспектива развития мини-тракторов с электроприводом и управлением от одного компьютера большим количеством экологически чистой мини-техники. Пока это лишь фантастическая догадка – так называемый – трактор будущего. Тему развития мини – тракторов продолжил и развил Мазикин Роман – серебряный призёр краевого слёта УПБ 2009 года. В своём проекте мини – трактор КУБИК- 3 он попытался устранить недостатки предыдущего проекта, при этом был создан целый набор с/х машин, включая жатку с оригинальным приводом режущего аппарата и помпу для полива. Творческий проект Гулевского Михаила «Вихрь – 1» оказался незаменимым при обслуживании школьного машинно-тракторного парка. А благодаря проекту «КАСОЗ (казинский аппарат сортировки и очистки зерна)» Кривцова Максима – победителя Всероссийского конкурса «Юниор-2008» при МИФИ г. Москва школьная УПБ получила возможность получать семенной материал зерновых культур, не прибегая к помощи других организаций. Эти проекты тем и хороши, что они не соответствуют каким-либо стандартам, в них прослеживается серьезное отношение учеников к поднятой проблеме.

Моим ученикам по силам работать и над Интернет - проектами. Безусловно, работа с интернет-ресурсами забирает у ученика много времени, его практическая деятельность смещается в сторону разработки теоретических исследований. Это очень хорошо заметно на примере проектов наших учеников - победителей конкурсов рационализаторов: «Казинская соевая корова КСК-30», «АСУ ТП КСК с помощью ПК», «Очёсывающая жатка», дипломантов Всероссийского конкурса инновационных проектов компании «Сименс»: «Пути решения экологических проблем на молочном комплексе села Казинка с помощью биогазовой установки», «Альтернативные источники электричества». Юным исследователям становится понятно, что для выполнения данных проектов недостаточно базовых знаний, полученных в нашей средней школе, им необходимы глубокие фундаментальные знания по различным областям наук. А это уже шаг в будущее, в науку.

Вижу главный результат своей работы в том, что многие мои ученики сегодня не мыслят себя без техники. 27% учащихся Казинской школы имеют склонности и интересы в сфере человек – техника. Многие мои ученики постоянно занимаются изучением и конструированием машин и механизмов, они - победители конкурсов всех уровней. Кривцов Максим, Канцедалов Александр, Мишенькина Александра вошли во Всероссийскую энциклопедию «Одарённые дети – будущее России». Сейчас они студенты ВУЗов и будущие высококвалифицированные специалисты. Это от имени таких как они, сказал поэт В.С. Высоцкий: «Мы без этих машин, словно птицы без крыл».

^ Дидактическая игра по теме:

Поисковый этап в творческом проектировании.

  1. Лейтмотив:

Учить или не учить? Вот в чем вопрос…

Достойно ль к технологии стремиться

Иль лучше в математике зарыться?

Не знать, как дерево в шедевр превратить…

Я предлагаю вам проанализировать один из вариантов творческого проекта, маленький «шедевр», который можно изготовить своими руками.

^ Мотивационная установка:

Вы, наверное, знаете, что работа над творческим проектированием делится на несколько этапов: поисковый, конструкционный, технологический и заключительный. Какой этап, по вашему мнению, самый сложный? (ответы). Конечно, поисковый этап является довольно сложным. Ведь прежде, чем определиться с темой проекта, нужно еще и продумать, насколько он актуален и интересен, по силам ли он вам. Сегодня мы поработаем с вами над поисковым этапом творческого проектирования.

^ Работа по инструкционным картам.

Как вы думаете, с какого компонента лучше начать работу над творческим проектом? Конечно с обоснования проекта! Именно он и является первоначальным звеном поискового этапа любого творческого проекта.

Давайте возьмем инструкционные карты, напишем свою фамилию и инициалы, а ниже запишем, что вы хотели бы сделать или хотели бы научиться делать своими руками. Пожалуйста, при выборе темы учитывайте только одно требование: она должна быть интересна для вас.

Теперь попробуйте выделить какие функции должно выполнять ваше изделие, и для кого оно предназначено. Давайте вместе попробуем обсудить некоторые ваши варианты ответов. (Беседа со слушателями)

^ Определение потребностей

Следующим компонентом поискового этапа является определение потребностей. Внимательно посмотрите на предложенные предметы. Впишите в таблицу №1 инструкционной карты названия нескольких изделий, которые удовлетворяют те или иные потребности человека. Отметьте в графах таблицы, какие именно потребности людей удовлетворяются с помощью этих изделий. А теперь подумайте, какие потребности человека будет удовлетворять ваше изделие и допишите их в инструкционную карту. И так, мы увидели, что все изделия спроектированы и изготовлены для удовлетворения конкретных потребностей людей.

Для удовлетворения выделенных вами потребностей, необходимо сформулировать задачу, которую бы вы поставили при изготовлении изделия. Посмотрите на слайд и подумайте, какая задача была поставлена перед создателем представленных здесь изделий. Выберите одно из предложенных изделий и кратко сформулируйте задачу. (Работа по предложенному слайду и обсуждение результата).

А теперь попытайтесь сформулировать задачу для своего проекта, тему которого вы записали в инструкционной карте в самом начале.

^ Набор первоначальных идей и история создания.

В поисковом этапе творческого проектирования есть еще очень важные компоненты. Это набор первоначальных идей, где вы должны будете рассмотреть различные варианты изделий, у которых функциональное назначение такое же, как и у вашего изделия. Это нужно для того, чтобы определиться с оптимальным вариантом изделия. Еще один компонент – это история создания изделия. Предлагаю вам рассмотреть и эти компоненты и ваши наработки записать в инструкционные карты.

^ Заключительный этап.

Я уверен, что работая над созданием своего изделия по рассмотренному нами варианту, у вас получатся прекрасные творческие проекты. А если творческое проектирование вас увлечет, то со временем вам под силу будут и проекты научно-исследовательской направленности. Такие, как у моих учеников.

^ Рефлексия мастер – класса с точки зрения достижения поставленных целей, актуальности, организации и результативности проводится в форме интерактивного дидактического приёма «Шляпа мышления»:

- белый цвет – нейтральная информация

- красный цвет – эмоции, чувства участников

- синий цвет – размышление об актуальности

- зелёный цвет – изобретение

- жёлтый цвет - прогноз

- чёрный цвет – отрицательные аргументы

В самоанализе формулируется вывод: проектная деятельность в рамках технического творчества способствует реализации принципа успешности личности, формирует конкурентоспособную, компетентную, социализированную личность.


Похожие:

Самсонов Сергей Михайлович учитель технологии моу «сош №15» с. Казинка, Шпаковский район, Ставропольский край iconРеферат Этапы становления парламентаризма в России: от Земского собора...
Период 1610 – 1613 годы. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной, и исполнительной),...
Самсонов Сергей Михайлович учитель технологии моу «сош №15» с. Казинка, Шпаковский район, Ставропольский край iconМоу «сош №15» Шпаковский район Историко – краеведческое научное общество...
Динамика развития аграрных отношений в селе Казинка со времён столыпинской аграрной реформы
Самсонов Сергей Михайлович учитель технологии моу «сош №15» с. Казинка, Шпаковский район, Ставропольский край iconУчитель английского языка. Место работы: мкоу «сош №3» станицы Советской, Ставропольский край
«Мультимедийные средства и новые телекоммуникационные технологии в обучении иностранным языкам.»
Самсонов Сергей Михайлович учитель технологии моу «сош №15» с. Казинка, Шпаковский район, Ставропольский край icon356420 Россия, Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный,...
Место нахождения эмитента: 356420 Россия, Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, Завокзальная 33
Самсонов Сергей Михайлович учитель технологии моу «сош №15» с. Казинка, Шпаковский район, Ставропольский край icon356420 Россия, Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный,...
Место нахождения эмитента: 356420 Россия, Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, Завокзальная 33
Самсонов Сергей Михайлович учитель технологии моу «сош №15» с. Казинка, Шпаковский район, Ставропольский край icon356420 Россия, Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный,...
Место нахождения эмитента: 356420 Россия, Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, Завокзальная 33
Самсонов Сергей Михайлович учитель технологии моу «сош №15» с. Казинка, Шпаковский район, Ставропольский край icon356420 Россия, Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный,...
Место нахождения эмитента: 356420 Россия, Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, Завокзальная 33
Самсонов Сергей Михайлович учитель технологии моу «сош №15» с. Казинка, Шпаковский район, Ставропольский край icon356420 Россия, Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный,...
Место нахождения эмитента: 356420 Россия, Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, Завокзальная 33
Самсонов Сергей Михайлович учитель технологии моу «сош №15» с. Казинка, Шпаковский район, Ставропольский край icon357301, Россия, Ставропольский край, Кировский район, г. Новопавловск,...
Место нахождения эмитента: 357301, Россия, Ставропольский край, Кировский район, г. Новопавловск, ул. Восточная 2
Самсонов Сергей Михайлович учитель технологии моу «сош №15» с. Казинка, Шпаковский район, Ставропольский край iconТретьяков Сергей Михайлович
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница