Петуховой Нины Михайловны, учителя математики и информатики Шастовской средней общеобразовательной школы Варгашинского района




НазваниеПетуховой Нины Михайловны, учителя математики и информатики Шастовской средней общеобразовательной школы Варгашинского района
страница1/13
Дата публикации18.04.2013
Размер1.22 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Математика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13








Из опыта работы

Петуховой Нины Михайловны,

учителя математики и информатики Шастовской средней общеобразовательной школы

Варгашинского района


2007 год

Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь.

Китайская пословица.


Учить размышлять, видеть путь решения задачи, упорно добиваться результата, развивать любознательность и интерес к основам наук призваны предметные недели в школе. Каждый учитель стремится построить неделю так, чтобы она запомнилась ученикам, чтобы им хотелось продолжения этой недели. Главным положительным моментом недели математики и информатики для меня является то, что во время недели могут раскрыть свои способности ученики, не сумевшие проявить себя в силу разных причин на обычных школьных уроках.

Для подготовки и проведения недели я обычно привлекаю ребят своего класса, где я являюсь классным руководителем. Находятся и добровольные помощники из других классов. Но сильно не стараюсь загружать учеников, так как классы в сельской школе небольшие и у школьников много разных поручений помимо основного труда – учёбы. Тем более неделя математики приходится в нашей школе на начало декабря, когда уже начинается подготовка к самому большому школьному празднику – новогодней ёлке.

Задолго до недели начинаю думать о том, чему она будет посвящена. Конечно, имея под рукой определённую литературу и копилку опыта, нетрудно составить мероприятия, придав им разные формы. Так я раньше и делала, и недели проходили интересно. Но во время мероприятий приходится сталкиваться с какими-то недостатками, проявляющими сильнее пробелы в знаниях детей, разными их неумениями. В течение года не всегда удаётся их ликвидировать. А вот во время недели делать это очень хорошо. Например, одну из недель математики я решила посвятить истории этой замечательной науки. Мероприятия проводились так, чтобы прозвучало как можно больше имён великих математиков, раскрылась суть их открытий и достижений. После знакомства с учебником «Наглядная геометрия» для 5-6 классов для меня стало ясно, что это тема моей следующей недели. В этом году главным объектом недели были виртуальные лаборатории. И это было интересно всем. Задача – познакомить детей с обучающими программами так, чтобы их можно было применять на уроках, не отвлекаясь от сути задания, не тратя много времени на объяснение технологии работы. Здесь же знакомились с историей развития вычислительной техники. Конечно, трудно заинтересовать абсолютно всех детей, но кто-то ведь всё равно усвоит и запомнит.

Объявление о проведении недели математики должно быть ярким, заметным и удобно читаемым. Из него должно быть ясно, где, когда и что проводится, какие материалы кому сдавать, к кому обращаться с вопросами.

Одновременно с объявлением мы обычно вывешиваем вопросы викторины. Обычно заранее объявляется, что нужно приготовить для оформления недели. Классам даётся одно из заданий: составить ребусы или кроссворды; написать заметки об известных математиках, о юных математиках, о великих открытиях, о роли математики во всех сферах нашей жизни; найти материал и оформить серию «Очевидное-невероятное»; о развитии вычислительной техники; оформить «Математическую мозаику» или «Математическую смесь», где может быть всё, что угодно (задачи, шутки, головоломки, логические задания, сказки, старинные задачи и т.д.).

В прошлом году мы давали задание оформить листья для «Дерева задач».

Дети в нашей школе на подвозе, у учителя математики и информатики очень большая недельная нагрузка, поэтому часть мероприятий мы проводим на уроках. Дети такие уроки очень любят. Но основные, крупные мероприятия, где участвуют по два и более классов – во внеурочное время. Мне нравится проводить познавательные игры, в которых ребятам можно узнать много нового. В них блоки сообщения нового чередуются с вопросами и конкурсами. Дети нацелены слушать, чтобы выиграть. Такие игры дают большой эффект. Например, игра «Из глубины веков» (см. приложение). Всем полюбилась математическая игра по типу телевизионной игры «Брэйн-ринг». Вопросы для неё составляем сами, используя различные статьи математического содержания в книгах , таких, как «За страницами учебника математики» и др. Особенно привлекают ребят какие-то интересные факты из жизни учёных, исторические события, происхождение терминов, знаков. Правильные ответы на вопросы подробно разъясняются, что помогает их запоминанию. Хороши вопросы, в которых прослеживается связь с другими науками – физикой, географией, астрономией и даже литературой.

В течение недели обязательно проводится один КВН, обычно между классами. Внутри одного класса можно провести КВН, но я чаще провожу соревновательные игры «Порази мишень» и «Математические гонки». Они не требуют большой подготовки. Достаточно иметь ряд интересных вопросов и задач. Мишень рисую на бумаге или на доске. Команды по очереди отвечают на вопросы, а количество баллов за правильный ответ зависит от точности выстрела по мишени игрока команды. Максимальный балл – «десятка», минимальный – «четвёрка» (даже если попал в «молоко», ведь ответ-то был правильный!). В таких играх много эмоций, развивается и мышление, и меткость.

В «^ Математических гонках» на доске вывешивается красочный плакат с таким количеством дорожек, сколько команд участвует. Дорожки размечены на «километры» штрихами. На старте каждой дорожки – картонный автомобиль, прикреплённый магнитом. Вопросы подбираются различной степени трудности, а, значит, правильные ответы поощряются разным количеством «километров». Номера вопросов можно написать на доске и вычёркивать выбранные, а можно заранее спросить команду, какой стоимости вопрос она желает получить. Если команда не отвечает на вопрос, то он задаётся болельщикам, и они могут очками помочь команде, за которую болеют. Важно не переборщить с трудностью вопросов, надо помнить, что есть в командах и не очень сильные в математике ребята. Пусть они почувствуют радость успеха, ответив хотя бы на один вопрос.

Мы проводим также «^ Математическое кафе» с соответствующим оформлением, это довольно популярная игра, не будем на ней поэтому останавливаться, отмечу лишь, что дети к ней неравнодушны. Большое спасибо автору этой формы игры, но, к сожалению, не знаю его имени.

Одна из математических недель была посвящена логике. Надо отметить, что логические задачи мы используем во всех мероприятиях, во всех неделях, но в то время мы как раз стали изучать логические основы информатики в курсе информатики, и это побудило меня остановиться на данном разделе математики. Всем очень понравился освоенный тогда табличный способ решения логических задач. Ну и не забыт, мне кажется, вечер логики, где гвоздём программы был сценарий известной логической задачи «Принцесса или тигр?» с красочными костюмами, темными комнатами и удачно подобранными исполнителями ролей.

С приходом компьютеров в школу стало возможным проводить игры типа «^ О, счастливчик!» («Как стать миллионером?»), где вопросы и возможные ответы читаются на экране монитора или выведены на экране с помощью проектора. Ребята бывают очень увлечены этой игрой, равнодушных к ней не остаётся. Конечно, подготовка презентации с нужными компьютерными эффектами требует времени. Но результат этого стоит. Использовать компьютер можно и в других вариантах, применяя различные электронные средства обучения. Очень нравится детям виртуальная лаборатория «Танграм» в интерактивном курсе обучения математике ДРОФА-ДОС- МУЛЬТИМЕДИА по учебникам Дорофеева (Математика 5-9), и все другие лаборатории. Разнообразие в игру или конкурс можно внести, используя графический редактор PAINT и программу Калькулятор, как мы это сделали в игре «Смекай и побеждай»

Ещё ребятам очень нравится искать клад. Путь к сокровищу может быть насыщен заданиями в записках, которые можно спрятать в укромных уголках и зашифровать каким-либо образом место их нахождения.

Форму игры учитель может придумать сам или позаимствовать с телеэкрана, взять из опыта работы коллег, было бы содержание. Перед проведением какого-либо конкурса можно нацелить ребят на прочтение нужной литературы. Мы с моими десятиклассниками приготовили к нынешней неделе листовки «Знаете ли вы?» и расклеили их на стенах в коридорах школы (на окрашенные панели они прикрепляются скотчем легко, убрать их тоже будет несложно). Мы практикуем так же десятиминутки – краткие, но ёмкие сообщения по математике. Сейчас материал для них подобрать нетрудно, на помощь пришёл Интернет.
В 2007 году неделя была посвящена Дню защиты информации, который отмечался 30 ноября. Огкомитетом была выпущена стенгазета к этой дате. Во время недели прошёл конкурс плакатов под девизом «Защитим компьютер от вирусов!». Дети проявили большую фантазию при подготовке плакатов, придумали разнообразные призывы, нашли много подходящей информации.

Этой же теме я посвятила новую игру «^ Найти и обезвредить!», которая очень понравилась детям. Суть игры в следующем. Компьютерную систему заполонили вредоносные программы, которые требуется найти и обезвредить. Я создала 30 текстовых документов, в 10 из них содержатся вопросы. Эти 10 и есть вирусы. Обезвредить- это значит решить задачу, содержащуюся в данном файле. Ответ задачи- натуральное число от 1 до 30. После того, как найден ответ задачи, следует открыть табличный документ «Ключ», в строке с номером, соответствующим ответу задачи, прочитать имя следующего вредоносного файла. Теперь его следует найти по названию в указанном круге папок. Ученики, владеющие пользовательскими навыками работы на компьютере, сделают это довольно быстро. Если был получен ошибочный ответ, то откроется файл с ничего не значащими, но смешными словами или репликами. Это вносит определённую разрядку в процесс игры, делает её более эмоциональной. Учитель держит ситуацию под контролем, и, на случай совпадения неправильного ответа с правильным из другой задачи, может дать запрет на проверку, побудив искать правильный ответ дальше.

Побеждает та команда, или та пара (играть могут несколько команд или пар, или человек), которая раньше нашла и обезвредила все вредоносные файлы, или большее их количество.
Немаловажным для детей в конкурсах является правильное судейство. Жюри мы выбираем только для проведения таких мероприятий, где сложно судить одному человеку, требуется коллегиальное решение. А вообще таблицу результатов на доске заполняет ведущий или его помощник, так нагляднее и меньше разногласий.

Конечно же, непременной частью недели математики и информатики являются олимпиады. К сожалению, нет возможности выписывать все так нужные для работы методические газеты и журналы, но часть их я всё-таки выписываю и беру оттуда задачи. Пользуюсь также разными книгами и брошюрами. Олимпиады провожу с 5 по 11 классы. Жаль, что не имеем времени для решения серьёзных олимпиадных задач, но некоторые попытки делаем. В основном же берём такие задачи, которые можно решить в течение 1 часа, 4-5 задач. Иногда провожу олимпиады по одинаковым текстам в двух-трёх классах (7-8, 9-11), иногда немного меняю их. Полное решение одной задачи оцениваю 5 баллами, только ответ – 3 баллами. Можно получить и 1, и 2, и 4 балла за задачу. По желанию детей выставляю оценки в журнал. Все задачи потом разбираем. Особенно активны ребята 5-7 классов. Пробовала проводить и домашние олимпиады, но тогда оценка не совсем объективная. Правда, всё равно польза несомненная, так как решает иногда вся семья. Надо подумать над идеей семейных олимпиад. Мне кажется, она хороша! Будем пробовать.

В 2006 году впервые я проводила олимпиаду по информатике. Так как опыта ещё не было, решила сделать задание из двух частей: в первой части – тест по пройденному материалу, во второй – логические задачи. К сожалению, не успела тест сделать в компьютерном варианте, но это несложно, требуется только время. Соответственные программные оболочки имеются. Над содержанием же ещё придётся поработать.

В неделе математики участвуют и ученики начальной школы. Для них старшие ребята готовят мероприятия.

После проведения недели всегда подводятся итоги. Дети награждаются за все, за что можно наградить.


Используемая для составления и подбора вопросов литература:


  1. «Математика в школе», подшивка журналов;

  2. «Математика», газета, - приложение к газете «Первое сентября»;

  3. С.Акимова,«Занимательная математика», нескучный учебник;

  4. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин, «За страницами учебника математики»;

  5. Л.Ф. Пичурин, «За страницами учебника алгебры»;

  6. И.Л. Никольская, Е.Е.Семёнов, «Учимся рассуждать и доказывать»;

  7. Я.И. Перельман, «Живая математика».

8. Ф.А. Пчелинцев, П.В. Чулков, Математика. 5-6 класс. Уроки математического мышления. – М.: 1998

9. А.В. Фарков. Готовимся к олимпиадам по математике .

10. Информатика в школе, № 2-2002. Приложение к журналу «Информатика и образование»

11.О.И.Южаков. Математические олимпиады. Курган, 2003

Приложение


Вопросы для брэйн-ринга ( 8-11 классы)
Вариант 1.


  1. Как разделить 4 одинаковых яблока поровну между 6 ребятами, разрезая каждое яблоко только один раз? ( На

  2. Длина «косая сажень» что означает?

  3. Этот гениальный учёный-химик покинул в 1892 г. Петербургский университет после более чем 30-летней работы в нём. Причиной его ухода послужила передача им министру просвещения протеста студентов. С того же года он стал во главе Главной палаты мер и весов. Кто этот учёный? (Д.И.Менделеев)

  4. В 1535 году Новгородским монетным двором были выпущены монеты-новгородки с рисунком всадника с копьём в руках. Рядом с новгородками чеканились ещё некоторое время «московки» с изображением на них великого князя с мечом в руках. Название какой монеты сохранила летопись с тех пор? ( Копейка)

  5. В 1-2 веках нашей эры римляне овладели почти всем известным тогда миром и ввели во всех завоёванных странах свою систему мер. Но когда римская империя распалась через несколько столетий, начался развал и введённой римлянами системы мер, который достиг наивысшей точки в 17-18 веках. Одновременно существовало около 40 различных футов и локтей, 30 различных центнеров только в Германии. Во Франции было 18 различных единиц длины, называвшихся лье, и т.д. Это вызывало затруднения в торговле, взимании налогов, промышленности. В России в разных местностях почти все меры имели различные значения. Стало ясно, что надо отказаться от установления связей между единицами измерения и размерами человеческого тела (они разные).

Поэтому надо было искать новые единицы измерения в окружающей природе. Предлагали взять за основу размеры, связанные с пчелиными сотами, или путь, проходимый за первую секунду свободно падающим телом, а знаменитый учёный Гюйгенс предложил взять третью часть длины маятника, делающего одно качание в секунду. Но Национальное собрание Франции приняло предложение астронома Мутона и за единицу длины, которую назвали метр, приняли … что же? (Одну сорокамиллионную часть земного меридиана)

  1. Какими единицами измеряют межзвёздные расстояния? ( Световой год = 9,46 * 1012 км, парсек = 3,26 светового года )

  2. В какой стране зародилась геометрия? Что означает слово «геометрия»?

( Египет, «измерение земли» )

  1. А.С. Пушкин в поэме «Полтава» писал:

Во тьме ночной они, как воры,

Ведут свои переговоры,

Измену ценят меж собой,

Слагают цифр универсалов.. .

О чём идёт речь? ( О шифровке текста с помощью цифр )

9. Какое отношение к математике имеет поговорка « не допустить на пушечный выстрел»? ( Единица длины )

10. Кирпич весит 1 кг и ещё полкирпича. Сколько кг весит кирпич?

11. В Японии существовала старинная единица «лошадиный башмак». Для измерения какой величины служила эта единица? Что она означала? (Для измерения длины; путь, проходимый лошадью, пока износится привязываемая к ногам лошади соломенная подошва, заменявшая в этой стране подкову.)

12. Поезд длиной в 1 км идёт со скоростью 60 км в час. Сколько ему понадобится времени, чтобы пройти тоннель длиной в 1 км? ( 2 мин )

13. Как называется прибор для построения параллельных линий, применяемый в столярном деле? ( Рейсмус )

  1. Назовите имена трёх великих греческих геометров. (Архимед, Фалес, Пифагор )

  2. Кому из учёных – Евклиду, Декарту, Галилею – принадлежат слова: «Философия написана в грандиознейшей книге, которая всегда открыта для всех и каждого, -я говорю о Вселенной, но не может понять её тот, кто раньше не научится понимать язык и знаки, которыми она написана. Написана же она на математическом языке и знаки её суть треугольники, круги и прочие математические фигуры.» (Галилей, 1564 – 1642 гг.)

  3. Треугольник – простейшая плоская фигура. Три вершины и три стороны. Но изучение треугольника породило целую науку. Какую? (Тригонометрия)

  4. Какое математическое понятие связано с мыслями о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной? (Пропорция)

  5. Кому принадлежит крылатая фраза: «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю»? ( Архимеду)

  6. Какое наименьшее натуральное число можно записать двумя цифрами? Приведите пример. ( , 50 )

  7. Сообразите в уме, на сколько км возвышался бы столб, составленный из всех миллиметровых кубиков одного кубометра, положенных один на другой? ( На 1000 км)



Вопросы для брэйн-ринга ( 8-11 кл)
Вариант 2.


  1. Во сколько раз длина километра больше длины миллиметра? (1000000)

  2. Какое расстояние пройдёт человек, сделав миллион шагов, если средняя длина его шага м? ( 750 км)

  3. Один человек выпьет кадь пития в 14 дней, а со женою выпьет ту же кадь в 10 дней и ведательно есть, в колико дней жена его особо выпьет ту же кадь? (35 дней; )

  4. Сколько квадратных сантиметров в гектаре? (100 000 000)

  5. То да это, да половина того да этого – сколько это будет процентов от трех четвертей того да этого? (200%)

  6. Рассказывают, что в начальной школе, где учился мальчик Карл Гаусс, учитель, чтобы занять детей продолжительное время, дал детям задание: вычислите сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Но маленький Гаусс это задание моментально выполнил. Попробуй и ты. ( 5050 = 101 * 50 )

  7. На языке папуасских племён, живущих как известно, на острове Новая Гвинея, некоторые числительные звучат так: урапун, окоза, окоза-урапун, окоза-окоза-окоза. Назовите эти числительные. Если три из них названы по порядку. ( 1,2,3, …, 6)

  8. То, что число 7 – особое, люди считали давно. Ещё древние охотники, а потом и древние земледельцы и скотоводы наблюдали за небом. Существует версия, что один из первых результатов арифметики « 3 да 4 – 7» люди получили, заметив, что именно из такого количества звёзд состоит одно из самых заметных созвездий неба. Какое? ( Большая медведица)

  9. « У сильного всегда бессильный виноват, тому в истории мы тьму примеров слышим». Какое число вы услышали в этом отрывке из басни И.А. Крылова «Волк и ягнёнок»? ( Тьма – 10 000 – сотня сотен)

  10. Персидский царь Кир, начав войну со скифами, приказал своим союзникам охранять переправу через Дунай. Кир уехал, оставив им связку верёвок. Зачем он это сделал? ( Верёвки были с узлами. Каждый день караульные развязывали по узлу, таким образом считая дни, через которые они должны были разрушить мост и уйти домой)

  11. На одном из старинных римских домов можно увидеть надпись: MDCCCXLIV. Что она конкретно означает? ( Что дом построен в 1844 году )

12. И в настоящее время подсчёт цен на товары называется калькуляцией, а человека, который это выполняет, называют калькулятором, как и маленький прибор, который был сделан около 30 лет назад. А как назывался прибор, которым пользовались люди – греки и римляне, например, – в старину для этих же целей? ( Абак – счётная доска, разделённая на полоски, на которые ставили столько камешков или бобов, сколько единиц соответствующего разряда числа. Камешек у римлян назывался «калькулюс» – похоже на русское слово «галька»).

  1. Что означает слово «геометрия»? (Землемерие)

  2. Этот древний учёный много сделал для развития науки, хотя впервые он стал известен не как учёный, а как победитель олимпийских игр по кулачному бою. (Пифагор)

  3. Французский император Наполеон, который после военного поражения был сослан на остров Святой Елены, часами занимался там следующей игрой: из квадрата, разрезанного на 7 частей, складывал различные фигуры. Как называется эта игра? ( Танграм)

  4. Сколько в доме животных, если все они, кроме двух, собаки. Все, кроме двух, кошки, и все, кроме двух, попугаи? ( 3 )

  5. Когда скворцы сели по одному на дерево, одному скворцу не хватило дерева, а когда на каждое дерево сели по два скворца, одно дерево осталось свободно. Сколько было скворцов и деревьев? (4 скворца и 3 дерева)

  6. Сын отца профессора разговаривает с отцом сына профессора, а профессор в разговоре не участвует. Может ли такое быть? (Нет)

  7. Яблоко стоило 5 копеек, а груша –10. Вова купил яблоко, а потом подумал: «Я уже заплатил 5 копеек, и у меня есть яблоко, которое стоит 5 копеек. Если я дам его продавцу, то он получит от меня в сумме 10 копеек. Значит, я смогу взять грушу. Это славно.» Прав ли он? (Нет)

  8. Первый напечатанный русский учебник математики создал Леонтий Филиппович Магницкий ( 1669-1739гг.). Надгробная надпись на его могиле рассказывает, что царь многократно беседовал с ним о науках и был так восхищён его глубокими познаниями, что называл его магнитом и приказал писаться Магницким. Какова была его фамилия до этого, неизвестно. А кто был тогда царём? (Петр 1)

  9. Что больше: 1020 или 2010? ( 1020)

  10. Сколько будет нулей в конце числа, выражающего произведение десяти первых натуральных чисел? (2)

  11. У мальчика столько сестер, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестёр, чем братьев. Сколько братьев и сколько сестёр в этой семье? ( 4 мальчика и 3 девочки)

  12. Ваня наловил за 4 дня 216 мух. Каждый день он ловил столько же, сколько в предыдущие. Сколько мух ловил Ваня в каждый из 4 дней?

Вопросы для брэйн-ринга ( 5 класс)


  1. Что такое уравнение?

  2. Как умножить число на разрядную единицу?

  3. В чём заключается основное свойство частного?

  4. В чём заключается распределительный закон умножения?

  5. Как найти неизвестное делимое, если деление производится с остатком?

  6. В каких единицах и каким инструментом измеряются углы?

  7. Как называется отрезок, длину которого принимают за единицу при изображении чисел на координатной прямой?

  8. Что длиннее- луч или отрезок?

  9. Каким инструментом, кроме линейки, можно пользоваться для сравнения и откладывания отрезков?

  10. Как найти неизвестное вычитаемое?

  11. Зорька дала молока на 3 литра меньше, чем Бурёнка , но на 7 литров больше, чем Рыжуха. Какая корова дала больше всех молока?

  12. Три ученицы: Тополева, Берёзкина и Клёнова посадили три дерева: тополь, берёзку и клён, но ни одна из низ не посадила дерево той породы, от которой произошла её фамилия. Какие деревья посадили девочки, если Клёнова берёзку не сажала?

  13. Яблоко кислее груши и крупнее апельсина. Яблоко слаще апельсина и мельче груши. Что самое крупное? Что самое кислое?

  14. В 10 часов ночи идёт дождь. Можно ли ожидать в средней полосе России солнечную погоду через 75 часов?

  15. Имеется 17 роз, 8 васильков, 9 ромашек. Из 20 названных цветов составили букет. Есть ли в нём розы?

  16. Пильщики отпиливают каждую минуту от бревна длиной 6 метров кусок в 1 метр. Через сколько минут ори распилят бревно?

  17. В двух карманах имеется поровну денег. Из левого в правый переложили один рубль. На сколько в правом кармане стало больше денег? ( На 2 р)

  18. Таня начертила 2 прямые линии. На одной из них она отметила 3 точки, на другой –5. Всего было отмечено 7 точек. Как она это сделала?

  19. В поезде 11 вагонов. Наш вагон 8-й, если считать от головы поезда. Каким является вагон, если считать от хвоста?


Вопросы для брэйн-ринга, 9-11 класс
Вариант 3.


  1. 1. Малыш может съесть банку варенья за 6 минут, а Карлсон - в 2 раза быстрее. За какое время они съедят это варенье вместе? ( за 2 мин)

  2. Имеется три стакана с водой и три пустых, стоящих в ряд. Сделайте так, чтобы они чередовались. Разрешается брать только один стакан один раз. ( Перелить из 2 в 5 )

  3. Единица измерения скорости на море? ( Узел)

  4. В древности люди пользовались глиняной посудой разной геометрической формы. Со временем изготовили специальное устройство, чтобы придавать посуде округлую форму. Это устройство используется по сей день. Как оно называлось? ( Гончарный круг)

  5. Трое играли в шашки. Всего сыграли 3 партии. Сколько партий сыграл каждый? ( 2 )

  6. Назовите наибольшее отрицательное целое число. (-1 )

  7. Единица массы драгоценных камней? (Карат)

  8. В древнем Египте пыли особые чиновники, которых называли гарпедонаптами, то есть натягивателями верёвок. Как можно по-русски назвать профессию этих людей? ( Землемер )

  9. Чему равна масса 1 кубометра воды? ( 1 т)

  10. Большим искусством решать геометрические задачи славились египетские писцы и гарпедонапты. Но однажды им пришлось устыдиться, потому что пришелец из далёкой Греции Фалес из Милета оказался намного искуснее их. Египтяне задали ему трудную задачу : как найти высоту одной из громадных пирамид? Фалес воткнул длинную палку в землю и … что же он сказал? ( Когда тень от этой палки будет той же длины, что и сама палка, тогда тень от пирамиды будет иметь ту же длину, что и высота пирамиды.)

  11. Переведите на греческий язык слова «натянутая тетива». ( Гипотенуза)

  12. Много практических задач по математике и физике решил греческий учёный и изобретатель Архимед. Например, он определил, что объём вписанного в цилиндр шара равен объёма цилиндра. Каким образом чертёж к этой задаче помог 200 лет спустя найти могилу Архимеда? ( По его завещанию чертёж был вырезан на могильном холме)

  13. В одном из преданий говорится, что пользуясь своими знаниями по геометрии, Архимед сжёг военные римские корабли, когда в 212 г до н. э. войска римлян осадили его родной город Сиракузы на острове Сицилия. С помощью чего он это сделал? ( Громадных зеркал)

  14. Некоторые изобретения Архимеда живут и по сей день. Одним из них каждая хозяйка, сама того не зная, пользуется на кухне. Первоначально Архимед придумал это устройство для насосов. Которыми качали воду на поля. Что это за устройство? ( «Винт Архимеда» вертится внутри мясорубки и толкает мясо к ножам)

  15. Почему трапецию назвали трапецией? От какого греческого слова произошло это название? (Такой вид сбоку имел столик для еды – трапезы.)

  16. Замените звёздочки цифрами: *1*

3*2

*3*

3*2*

*2*5___

1*8*3* (415*382 = 158530)



Скольки различными способами можно расставить в ряд 3 различных предмета? (6)

18. Пётр 1 многократно беседовал с автором первого напечатанного русского учебника математики о математических науках и был так восхищён его глубокими познаниями, что называл его магнитом и приказал писаться… Назовите фамилию автора знаменитого учебника «Арифметика». ( Магницкий Леонтий Филиппович – 1669-1739)

19.Более простые, чем «Арифметика» Магницкого, учебники писались для полковых школ, где учились солдатские дети. Один из таких учебников написал в 1765 году командир Суздальского полка, полковник, ставший впоследствии одним из величайших русских полководцев, не знавшим поражения в многочисленных битвах. Он был удостоен величайшего воинского звания в России и стал генераллисимусом. Назовите его фамилию. ( Суворов )

  1. По сообщению одной из газет 1914 года у судьи в городе Новочеркасске разбиралось дело о продаже стада в 20 овец по условию: уплатить за первую овцу одну копейку, за вторую-2 копейки, за третью-4 копейки и т.д. В «Арифметике» Магницкого задолго до этого была помещена аналогичная задача о продаже коня, решение которой он снабдил предупреждением: « Хотяй туне притяжати, от кого что принимати, да зрит то себе опасно…». Назовите русскую пословицу, по смыслу одинаковую с этим предупреждением. ( Скупой платит дважды)

  2. В 1556 г, при Иване Грозном, была составлена книга под названием «Книга сошного письма», которая являлась руководством для… чего? ( Измерения площадей)

  3. В одной из рукописей 16 века впервые упоминается «премудрый Клидас». О каком великом математике идёт речь? (Евклид)


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Петуховой Нины Михайловны, учителя математики и информатики Шастовской средней общеобразовательной школы Варгашинского района iconПубличный отчёт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Ростовская область, г. Зерноград, ул им. Ленина, дом №42; Телефон 8(86359)40-1-81
Петуховой Нины Михайловны, учителя математики и информатики Шастовской средней общеобразовательной школы Варгашинского района iconКалендарно-тематическое планирование уроков информатики 3 класс (34 часа)
Рабочая программа по информатике разработана на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 3 класса...
Петуховой Нины Михайловны, учителя математики и информатики Шастовской средней общеобразовательной школы Варгашинского района iconПубличный отчет директора муниципального Бюджетного общеобразовательного...
России, опираемся на базисный учебный план. В то же время школа ориентирована на повышенный уровень образованности. Это предполагает...
Петуховой Нины Михайловны, учителя математики и информатики Шастовской средней общеобразовательной школы Варгашинского района iconКлассный час «…о тех, кому мы обязаны жизнью»
...
Петуховой Нины Михайловны, учителя математики и информатики Шастовской средней общеобразовательной школы Варгашинского района iconПрограмма развития муниципальной Новолеушинской средней общеобразовательной...
Председатель родительского комитета муниципальной Новолеушинской средней общеобразовательной школы
Петуховой Нины Михайловны, учителя математики и информатики Шастовской средней общеобразовательной школы Варгашинского района iconДоклад мбоу яфаровской средней общеобразовательной школы Оренбургской...
Мбоу яфаровской средней общеобразовательной школы Оренбургской области Александровского района
Петуховой Нины Михайловны, учителя математики и информатики Шастовской средней общеобразовательной школы Варгашинского района iconПрограмма развития муниципального образовательного учреждения средней...
Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11
Петуховой Нины Михайловны, учителя математики и информатики Шастовской средней общеобразовательной школы Варгашинского района iconПрограмма развития Муниципального общеобразовательного учреждения...
Бычковской средней общеобразовательной школы Петропавловского района Воронежской области
Петуховой Нины Михайловны, учителя математики и информатики Шастовской средней общеобразовательной школы Варгашинского района iconКафедра информатики и прикладной математики
Повышение эффективности деятельности учителя на уроке информатики на базе информационных технологий
Петуховой Нины Михайловны, учителя математики и информатики Шастовской средней общеобразовательной школы Варгашинского района iconПубличный доклад директора Муниципального бюджетного общеобразовательного...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №2
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница