Опыта: «Развитие познавательной способностей младших школьников при обучении математике во внеурочное время на основе активных методов»




Скачать 432,65 Kb.
НазваниеОпыта: «Развитие познавательной способностей младших школьников при обучении математике во внеурочное время на основе активных методов»
страница1/3
Дата публикации20.08.2013
Размер432,65 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Математика > Документы
  1   2   3


Управление образования администрации

Старооскольского городского округа
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования (ПК)специалистов « Старооскольский городской институт

усовершенствования учителей»


Развитие познавательных способностей младших школьников при обучении математике во внеурочное время на основе активных методов

Автор опыта:


Дергач Лариса Николаевна

учителя начальных классов

МОУ СОШ № 34

с углубленным изучением

отдельных предметов

Старый Оскол

2010 год

Содержание
Информация об опыте………………………………………..………….3

Технология опыта……………………………………………………6

Результативность опыта………………………………………………… 20

Библиографический список……………………………………..………….. 22

Приложение к опыту… …… ………………………. 23

Тема опыта: «Развитие познавательной способностей младших школьников при обучении математике во внеурочное время на основе активных методов».
^ Информация об опыте
Условия возникновения опыта

Опыт по данной теме сложился в МОУ «СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов» города Старый Оскол. Учебное заведение расположено в микрорайоне Королева, находящемся в центре новой части города, в районе культурных, общественных и общеобразовательных учреждений.

Школа работает с 1997 года. Она имеет высокий рейтинг среди других учебных заведений города.

Одной из главных традиций школы является постоянное внимание к становлению личности школьника. Педагогический коллектив школы успешно реализует работу по теме: «Совершенствование исследовательской деятельности педагогов и обучающихся на основе ИКТ в условиях базовой школы», использует новые методы обучения, которые формируют активную, самостоятельную, инициативную позицию учащихся, способствует их социализации.

Социальная среда учащихся класса, где проходил опыт, достаточно разнообразна: преобладают полные семьи, родители учеников имеют среднее специальное и высшее образование, один ребенок из многодетной семьи, один ребенок сирота, воспитывается опекуном.

Для определения умения школьников анализировать, рассуждать, комбинировать проведено тестирование по методике «Рисунки-варианты» по А.З. Заку. Учащиеся показали следующие результаты: 1 уровень(низкий)-17 чел., 2 уровень(средний)-5чел., 3уровень-3 чел., 4 уровень-0 чел. Это довольно низкий уровень познавательных способностей учащихся.
^ Актуальность опыта.

В младшем школьном возрасте происходит бурное развитие интеллекта. Возможность развития способностей очень высока. Развитие познавательных способностей младших школьников по математике на сегодняшний день остается наименее разработанной методической проблемой. Многие педагоги и психологи высказывают мнение о том, что начальная школа является «зоной повышенного риска», так как именно на этапе начального обучения в силу преимущественной ориентации учителей на усвоение знаний, умений и навыков происходит блокирование развития способностей у многих детей. Важно не упустить этот момент и найти эффективные пути развития способностей детей. Несмотря на постоянное совершенствование форм и методов работы, в развитии познавательных способностей по математике есть существенные пробелы. В целенаправленной работе использовались активные методы обучения.

Они ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений

Таким образом, актуальность опыта определена сложившими противоречиями:

  1. Между потребностями учащихся в их творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности и неразработанностью в традиционной школе образовательных траекторий.

  2. Между необходимостью повышать уровень интеллектуального развития учащихся и недостаточной проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения.


^ Ведущая педагогическая идея опыта заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы по математике для развития познавательного интереса, логического мышления, формирование творческой активности учащихся.
^ Длительность работы над опытом.

Работа над опытом охватывает период с сентября 2007 года по январь 2010 года включительно. Автор опыта выделяет три этапа работы.

На подготовительном этапе, с сентября 2007года по декабрь 2007года, подобран дидактический и диагностический материал, поставлены задачи и выбран объект изучения - образовательный процесс в начальных классах средней общеобразовательной школы

Предмет изучения - развитие познавательных способностей по математике во внеурочное время на основе активных методов обучения.

На втором этапе, с января 2008 года по декабрь 2008 года, автор разработал и апробировал методику внеклассной самостоятельной работы на основе технологии активных методов обучения основанную на коллективной деятельности в малых группах сотрудничества, базирующуюся на теории американского исследователя профессора Д. Колба. Она предусматривает проведение занятий через организацию игровой деятельности учащихся.

На заключительном этапе, с января 2009 года по январь 2010года, автор провел количественный и качественный анализ данных исследований и их интерпретацию, разработал систему внеклассных занятий и дифференцированных заданий.
^ Диапазон опыта.

Диапазон опыта представлен различными видами внеклассной работы по математике, что позволяет обеспечить оптимальные условия развития учащихся, подготовить обучающихся к выбору индивидуальной образовательной траектории на последующих этапах образования.

^ Теоретическая база опыта.

Теоретическую основу опыта составляют идеи Л.В. Занкова по вопросам развития личности обучающего в образовательном процессе, а также подход А.Г. Морозовой, которая отмечает, что интерес характеризуется тремя обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что называется радостью познания и познавания; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ученика заниматься независимо от других побуждений.

Использование принципов активного обучения, реализуемых при организации учебного процесса (В.Н.Кругликов)

Активные методы обучения в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках и во внеурочное время. Использование активных методов в обучении решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из них часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны.

Многие из методов дают возможность для взаимообучения, так как предполагают групповые формы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении.

Из широкого спектра проблем обучения обучающихся в начальной школе автор опыта определил эффективность активных методов обучения для развития познавательных способностей младших школьников по математике во внеурочное время.

^ Новизна опыта состоит в создании системы применения активных методов и приемов обучения нацеленных на развитие познавательных способностей младших школьников.

^ Технология опыта

Целью педагогической деятельности является развитие познавательных способностей у обучающихся, потребности активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения поставленных задач. Активные формы обучения дают возможность ученику реализовать себя, стать подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

Задачи:

  1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.

  2. Расширение и углубление знаний по математике.

  3. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной литературой.

  4. Воспитание чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Концептуальные позиции активных методов обучения.

Технология активных методов обучения основана на коллективной деятельности и направлена на:

  • взаимное обогащение учащихся в группе;

  • организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов;

  • распределение начальных действий и операций;

  • коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;

  • обмен способов действия для решения проблемы;

  • взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

  • рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Активные методы предусматривают проведение занятий через организацию игровой деятельности учащихся.

Задачи, способствующие достижению данной цели:

  • постоянное стимулирование и развитие устойчивого познавательного интереса обучающегося к математике;

  • активизация творческой деятельности детей;

  • развитие способностей и стремления к самообразованию, умение работать с учебной литературой;

  • сотрудничество учителя и обучающегося в процессе обучения;


Предполагается, что реализация этих целей частично осу­ществляется на уроках. Однако в процессе урока это не удаёт­ся сделать с достаточной полнотой, так как учебное время ог­раничено. Поэтому полная реализация этих целей осуществля­ется на внеклассных занятиях.

В соответствии с задачами опыта была разработана содержательно технологическая модель индивидуализации процесса развития познавательных способностей по математике во внеурочное время на основе активных методов обучения.
По сравнению с классно-урочной формой внеклассная ра­бота по математике имеет ряд особенностей:

  • По своему содержанию она строго не регламентирована Госстандартом начального образования РФ.

  • Математический материал предлагается в соответствии со знаниями и умениями учащихся. Это означает, что при подборе заданий связь с текущим материалом же­лательна, но не обязательна. Надо исходить только из общего уровня знаний и умений учащихся по математи­ке.

  • Если уроки планируются на 45 минут, то внеклассные занятия в зависимости от содержания и формы прове­дения могут быть рассчитаны и на 2-3 минуты, и на це­лый час.

  • Если классно-урочная форма требует полного состава учащихся, объединённых в коллектив по возрастному признаку, с учётом микрорайона жительства, то для внеклассной работы по математике дети из данной школы могут объединяться в группы, обучаясь либо в одном и том же классе, либо в разных классах; при этом группы создаются на добровольных началах.

  • Внеклассная работа характеризуется многообразием форм и видов: групповые занятия, кружки, математиче­ские уголки, викторины и олимпиады, клубы, экскур­сии.

Чтобы организовать самостоятельную деятельность по развитию познавательных способностей младших школьников по математике и усвоению новых знаний каждого учащегося в процессе внеурочной деятельности, важно создание малых групп сотрудничества.

Внеклассная работа строилась следующим образом. Первый этап включает в себя либо сообщение учителем сведений необходимых для дальнейшей самостоятельной работы, либо фронтальное повторение некоторых уже усвоенных знаний, целью которого было направление мыслительной деятельности детей в необходимое русло. Уже здесь важно включать внимание всех учеников, заинтересовать их, активизировать мыслительную деятельность, подготовив тем самым к предстоящей самостоятельной работе. Поэтому, уже на этом этапе, автор использовал частично – поисковые задания, давать задания, требующие использования таких мыслительных операций как анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация. Особое внимание обращалось на доказательность ответов. Обучающимся предоставлялась возможность отстаивать своё мнение, спорить, поощрялись вопросы к учителю и ученикам. Нужно сказать, что такие задания и упражнения, достаточно необычные, нетрадиционные, заинтересовали детей, активизировали работу

Следующим этапом занятия была самостоятельная индивидуализированная работа в малых группах сотрудничества. Место каждого учащегося в классе было заранее определено, поэтому учитель знал, где будут сидеть обучающиеся с конкретным уровнем развития способностей к обучению. Это позволяло ещё до начала занятия раздать конверты с индивидуальными заданиями, положив их на парты перед каждым учеником. Также на парту выкладывался конверт с отличительным знаком, в котором содержалось задание, адресованное всей группе. Система работы в малых группах сотрудничества, план решения математических заданий были разъяснены обучающимся заранее. При этом учитель объяснял, что такая организация работы необходима для того, чтобы они ответили на поставленные вопросы, выполнили упражнение. Детям было объяснено, что получая задания, они сначала работают самостоятельно, выполняя каждую часть общей работы, при этом им разрешалось просить помощи или совета у ребят своей группы. Затем все “исследователи” должны были объединить знания, отвечая на вопросы для группы. После того, как группа справлялась с этим заданием, она выставляла на парту флажок, знак готовности к обсуждению вопросов темы. В процессе работы каждая группа имеет возможность обращаться за помощью к учителю, если в этом возникала потребность. Но при этом, обращаясь с вопросом, обучающиеся должны были обязательно высказать учителю и свои варианты ответов, предположения, другими словами к учителю можно было обращаться в спорных ситуациях, но этому обращению должна была предшествовать попытка самостоятельного нахождения ответа, построения логической цепочки.

Как разрабатывались задания индивидуального характера для работы в малых группах сотрудничества?

Во-первых, задания ни в кой мере не должны были дублировать друг друга. Каждый ребёнок должен был, решив своё задание сообщить нечто новое, интересное своей группе. Такой подход даёт каждому ребёнку возможность почувствовать себя значимым, внести свой вклад в общее дело. Это особенно важно для “слабых” учащихся. Во-вторых, при этом задания должны быть разноуровневыми и обеспечивать каждому ученику оптимальный уровень трудности. Это достигалось с помощью нескольких моментов. Так, проводилось дифференциация по степени сложности материала для детей. Если задания для “слабых” предполагали, большей частью, деятельность репродуктивную и лишь отчасти частично-поисковую, то у “средних”, напротив, преобладали задания частично-поискового характера, а у “сильных” в работу были включены проблемные задания, требующие наибольшей сложности работы мысли.

Благодаря такому построению заданий удалось обеспечить не только оптимальный уровень сложности для каждого, но и избежать дискомфортного состояния у “средних” и “слабых”, связанного с ощущением своей “неполноценности”, “слабости” по сравнению с другими детьми.

  • После того как группы заявляли о своей готовности начинался следующий этап. Этот этап, по усмотрению учителя, мог быть проведён по-разному. Первый вариант межгруппового обсуждения выглядел так: весь объём материала представляла одна группа. Остальные ребята принимали ответ группы, соглашались с ним, или приводили свою точку зрения, дополняли ответ товарищей. При этом очень важно было следить за тем, чтобы дети не искали промахи в ответе!

Другой вариант, когда открыто предлагался материал, разные группы выбирали для себя интересующий их вопрос, и защита, таким образом велась уже последовательно разными группами. Нужно отметить, что обсуждение по второму типу заняло гораздо больше времени, его труднее организовать, но ребята восприняли такую форму с большим интересом.

Возможно также комбинирование этих двух вариантов межгруппового обсуждения: когда основная часть материала “защищала” одна группа, а варианты решения проблемных заданий предлагали все группы, каждая высказывала своё мнение, после чего подводился итог под руководством учителя.

Были использованы следующие формы внеклассной работы:

олимпиады

конкурсы

интеллектуальные игры

выпуск математических газет

защита проектов

беседы «Из истории математики»

открытый чемпионат по решению задач

заочная семейная олимпиада

Такие формы работы обеспечивают повышение уровня познавательных способностей большинства учащихся.
  1   2   3

Похожие:

Опыта: «Развитие познавательной способностей младших школьников при обучении математике во внеурочное время на основе активных методов» iconМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время
Опыта: «Развитие познавательной способностей младших школьников при обучении математике во внеурочное время на основе активных методов» iconОпыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня...
«Развитие познавательной деятельности школьников на уроках географии через использование активных форм обучения»
Опыта: «Развитие познавательной способностей младших школьников при обучении математике во внеурочное время на основе активных методов» iconОсновные условия развития творческих способностей младших школьников
Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей младших...
Опыта: «Развитие познавательной способностей младших школьников при обучении математике во внеурочное время на основе активных методов» iconТворческая работа «Организация исследовательской деятельности младших...
...
Опыта: «Развитие познавательной способностей младших школьников при обучении математике во внеурочное время на основе активных методов» iconПоложение о городской олимпиаде младших школьников по математике
Олимпиада младших школьников по математике проводится городским оргкомитетом олимпиады, департаментом образования совместно с городским...
Опыта: «Развитие познавательной способностей младших школьников при обучении математике во внеурочное время на основе активных методов» iconОпыта: «Развитие творческих способностей воспитанников на занятиях...
Применение активных форм обучения для развития творческих способностей детей в детском объединении «Бисероплетение в дизайне современного...
Опыта: «Развитие познавательной способностей младших школьников при обучении математике во внеурочное время на основе активных методов» iconТема опыта
Формирование познавательной деятельности обучающихся через развитие интеллектуальных способностей
Опыта: «Развитие познавательной способностей младших школьников при обучении математике во внеурочное время на основе активных методов» iconМбоу «Краснослободский многопрофильный лицей»
Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время
Опыта: «Развитие познавательной способностей младших школьников при обучении математике во внеурочное время на основе активных методов» icon«Эстетическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочное время.»
Почему эта тема стала определяющей, основной в моей работе? В современных условиях
Опыта: «Развитие познавательной способностей младших школьников при обучении математике во внеурочное время на основе активных методов» iconРазвитие творческих способностей школьников на основе использования компьютерных технологий
Сведения об авторе опыта: Логачева Марина Викторовна, учитель информатики Муниципального общеобразовательного учреждения Средней...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница