Тематическое планирование уроков по химии для 9 класса по учебнику: В.В.Еремин, Н.Е. Кузьменко.
|
№
| Тема урока
| Цель урока
| Изучаемые вопросы
| Оборудование
| Эксперимент
| Задания
на дом
|
1
| Повторение пройденного в 8 классе
| повторить атомно-молекулярную теорию, периодический закон и свойства важнейших классов неорганических веществ.
| положения атомно-молекулярного учения, понятия атом и молекула, химический элемент, определения относительной атомной и молекулярной масс, современную формулировка периодического закона.
| Таблицы
классы
неорганических веществ
|
| повторить понятия относительной атомной и относительной молекулярной массы.
|
Тема1. Стехиометрия. Количественные соотношения в химии – 10ч.
|
2
| Моль – единица количества вещества.
| Научить определять количество вещества, количество вещества по известному числу частиц вещества.
| количество вещества, моль – единица количества вещества
| Табл.
|
| §1.
|
3
| Молярная масса
| Научить рассчитывать молярную массу вещества по числу молей вещества.
| молярная масса
| Различные вещества количеством один моль
|
| § 2, для дополнительного чтения §3.
|
4
| Расчеты по уравнениям реакций
| Научить производить расчеты по уравнениям химических реакций.
| основной закон стехиометрии (отношение количеств реагирующих веществ равно отношению соответствующих коэффициентов в уравнении реакции)
|
|
| §4
|
5
| Расчеты по уравнениям реакций – решение задач
| отработка навыков проведения расчетов по уравнениям химических реакций.
| основной закон стехиометрии (отношение количеств реагирующих веществ равно отношению соответствующих коэффициентов в уравнении реакции)
|
|
| §4, для дополнительного изучения §5
|
6
| Закон Авогадро. Молярный объем газа.
| рассчитывать количество вещества газа и число молекул исходя из объема газа при н. у.
| закон Авогадро, молярный объем газа, нормальные условия (н. у.)
| Модель молярного объема газа, табл.
|
| §6
|
7
| Относительная плотность газов
| уметь пользоваться понятием относительной плотности, определять по формуле газа, насколько он тяжелее или легче воздуха.
| относительная плотность газов.
|
|
| § 7.
|
8
| Расчеты по уравнениям химических реакций с участием газов
| Научить производить расчеты по уравнениям химических реакций с участием газов.
| отношение объемов двух газов равно отношению количеств вещества этих газов
| шары, наполненные водородом, воздухом и углекислым газом.
|
| §8
|
9
| Тепловые эффекты химических реакций
| Научить производить расчеты по уравнениям термохимических реакций.
| тепловой эффект реакции, экзотермические и эндотермические реакции, термохимическое уравнение реакции
| таблицы
|
| § 10.
|
10
| Решение задач различных типов
| Научить производить расчеты по уравнениям химических реакций.
| отработать навыки решения расчетных задач различных типов с целью подготовить учащихся к контрольной работе
| экзотермическая (разложение дихромата аммония) и эндотермическая (разложение малахита) реакции.
|
| §9 для дополнительного чтения, самое важное в главе 1.
|
11
| Контрольная работа 1
|
|
|
|
|
|
Тема 2. Химическая реакция (13 часов)
|
12
| Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация
| Дать понятия электролит, неэлектролит, объяснить причину электропроводности водных растворов солей кислот и щелочей
| электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация
| Табл.Электропроводность водных растворов различных веществ, электропроводность расплава калийной селитры.
| Изучение электропроводности растворов и движения ионов в электрическом поле
| § 11.
|
13
| Диссоциация кислот, солей и оснований
| Дать представление об общих свойствах кислотных и щелочных растворов как свойствах ионов водорода и гидроксила
| определения понятий кислота, основание и соль с позиций теории элеткролитической диссоциации
|
| Демонстрация общих химических свойств кислот (щелочей).
| §12.
|
14
| Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации
| Дать понятия о сильном и слабом электролитах.
| сильный электролит, слабый электролит, степень диссоциации.
|
| Возрастание электропроводности уксусной кислоты при разбавлении раствора.
| § 13.
|
15
| Кислотность среды. Водородный показатель
| Научить пользоваться понятиями электролит, неэлектролит, объяснять причину электропроводности водных растворов солей кислот и щелочей.
| кислотность среды. Водородный показатель. Измерение кислотности среды.
| раствор соды, средство для мытья посуды, стиральный порошок, мыло и продукты питания (молоко, соки, кефир, лимонад).
| Определение кислотности среды универсальным индикатором
| §14.
|
16
| Реакции ионного обмена и условия их протекания.
| Научить пользоваться понятиями электролит, неэлектролит, объяснять причину электропроводности водных растворов солей кислот и щелочей.
| условия протекания реакций обмена в ратсворах
| Изменение электропроводности при нейтрализации раствора гидроксида бария серной кислотой
| Реакции обмена в водных растворах электролитов
| § 15.
|
17
| Составление ионных уравнений реакций
| Научить составлять полные и краткие ионные уравнения реакций.
| отработка навыков составления ионных уравнений реакций.
|
|
| § 15, § 16 для дополнительного чтения, подготовиться к практической работе.
|
18
| Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач по теме "Электролитическая диссоциация"
|
|
|
|
|
|
19
| Решение задач по теме "Электролитическая диссоциация"
| Научить составлять молекулярные уравнения реакций по сокращенному ионному уравнению
| разобрать протекание реакций обмена в растоврах кислот, оснований и солей на конкретных примерах.
|
|
| §§ 11-15, самое важное в главе 2.
|
20
| Окисление и восстановление
| Дать понятия окисление, восстановление, окислитель, восстановитель, выяснить причину окислительно-восстановительных реакций.
| окисление, восстановление, окислитель, восстановитель, окислительно-восстановительная реакция
|
| восстановление оксида меди(II) водородом
| § 17.
|
21
| Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Электронный баланс
| Научить анализировать окислительно-восстановительный процесс, определять направление перехода электронов
| расстановка коэффициентов методом элеткронного баланса, умение
| Восстановление перманганата калия сульфитом натрия или пероксидом водорода в различных средах.
| Окислительно-восстановительные реакции
| § 18, § 19 для дополнительного чтения
|
22
| Электрохимический ряд напряжений металлов.
.
| Научить учащихся пользоваться элеткрохимическим рядом напряжений металлов, дать понятия о процессах, происходящих при работе гальванического элемента.
| гальванический элемент, электрод, катод, анод, электрохимический ряд напряжений металлов.
|
| работа медно-цинкового гальванического элемента
| § 20.
|
23
| Электролиз.
| Сформировать понятие о сущности процессов, протекающих при прохождении электрического тока через растворы и расплавыы электролитов.
| электролиз
|
| Изучение электропроводности растворов и движения ионов в электрическом поле
| § 21, §22 для дополнительного чтения.
|
24
| Контрольная работа.
|
|
|
|
|
|
Тема 3. Химия неметаллов (22ч)
|
25
| Общая характеристика галогенов
| дать общую характеристику подгруппы, формулировать важнейшие свойства галогенов
| галогены
|
|
| § 23.
|
26
| Хлор – распространенность в природе, физические свойства и получение в лаборатории
| Сформировать представление о хлоре как о химическом элементе и простом веществе.
| знать физические свойства хлора, способы его получения, его токсичность, уметь оказывать первую медицинскую помощь при отравлении хлором
|
|
| § 24,25
|
27
| Химические свойства хлора
| Познакомить учащихся химическими свойствами хлора
| химические свойства хлора
|
|
| § 26, § 27 для дополнительного чтения.
|
28
| Применение хлора. Получение хлора в промышленности
| Познакомить с важнейшими областями применения хлора и способами его получения в промышленности
| Применение хлора и получение его в промышленности
|
|
| § 28.
|
29
| Хлороводород. Соляная кислота
| Сформировать представление о свойствах хлороводорода и его водного раствора – соляной кислоты, научить проводить качественную реакцию на хлорид-ион.
| хлороводород
|
| Получение хлороводорода действием серной кислоты на поваренную соль, растворение хлороводорода в воде ("фонтанчик"), иземенение окраски индикаторов, качественная реакци на хлорид-ион
| §§ 29, 30.
§ 31 для дополнительного чтения
|
30
| Практическая работа 2. Экспериментальное решение задач по теме "Галогены".
| экспериментальные навыки по обращению с соединениями галогенов.
|
|
|
|
|
31
| Общая характеристика халькогенов
| Сформировать понятия о закономерностях изменения свойств элементов (радиус атома, электроотрицательность) и свойствах простых веществ (неметаллические и окислительные свойства) в подгруппе кислорода
| общая характеристика подгруппы кислорода
|
|
| § 32.
|
32
| Кислород. Озон — аллотропная модификация кислорода
| Дать понятия о свойствах кислорода, явлениях аллотропии
| Кислород – простое вещество, его свойства, аллотропия
|
|
| 33
|
33
| Скорость химических реакций
| Дать понятие скорости применительно к хиимческим являениям
| скорость химических реакций, факторы, влияющие на скорость реакции, катализатор
| Действие соляной кислоты на мрамор при различных концентрациях HCl и различных температурах. Горение сахара в прсиутствии солей лития (катализатор).
| Изучение факторов, влияющих на скорость химической реакции
| § 34.
|
34
| Сера
| Дать знания о важнейших свойствах серы
| сера как химический элемент и простое вещество
| Плавление серы, получение пластической серы, взаимодействие серы с железом.
|
| §§ 36, 37.
|
35
| Сероводород. Сульфиды
| Сформировать представление о сероводороде и сульфидах
| свойства сероводорода и его солей
|
|
| § 38.
|
36
| Сернистый газ
| Сформировать представление о
сернистый газ, кислотные дожди
| сернистый газ, кислотные дожди
|
|
| § 39.
|
37
| Серный ангидрид и серная кислота
| Познакомить с химическими свойствами серной кислоты, способом разбавления концентрированных растворов серной кислоты, научить проводить качественную реакцию на сульфат-ион
| концентрированная, серная кислота, качественная реакция на сульфат-ион
| взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью и сахарозой
| Изучение свойств серной кислоты и ее солей
| § 40
|
38
| Практическая работа 3. Экспериментальное решение задач по теме "Подгруппа кислорода".
| Сформировать экспериментальные навыки по обращению с соединениями серы, умение проводить качественную реакцию на сульфат-ион
|
|
|
|
|
39
| Азот.
| Дать общую характеристику элементов подгруппы азота
| Азот – простое вещество, связывание молекулярного азота
|
|
| §§ 41 – 43.
|
40
| Аммиак – строение молекулы, физические и химические свойства
| Познакомить со свойствами аммиака, объяснить образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму.
| аммиак, донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи, соли аммония
| растворение аммиака в воде ("аммиачный фонтан"), взаимодействие аммиака с хлороводородом ("дым без огня"), горение аммиака в кислороде.
| Изучение свойств водного раствора аммиака
| § 44
|
41
| Получение и применение аммиака. Соли аммония
| Познакомить методами получения и областями применения аммиака, сформировать представление о строении и свойствах солей аммония.
| Получение и применение аммиака. Соли аммония
| Разложение хлорида аммония в трубке, расположенной наклонно; разложение дихромата аммония
| Свойства солей аммония
| §§ 45, 46.
|
42
| Практическая работа 4. Получение аммиака и изучение его свойств
| Сформировать экспериментальные навыки по получению аммиака и изучению его свойств
|
|
|
|
|
43
| Азотная кислота
| Дать знания об особенностях реакций азотной кислоты с металлами
| азотная кислота
| Взаимодействие с медью концентрированной и разбавленной азотной кислоты, вспышка скипидара с дымящей азотной кислотой, взаимодействие угля с расплавленной селитрой, разложение нитратов свинца и серебра
|
| §48, § 47 для дополнительного чтения
|
44
| Химическое равновесие
| Дать понятие о химическом равновесии, научить предсказывать направление смещения равновесия в соответствии с принципом Ле-Шателье
| Химическое равновесие, принцип Ле-Шателье
|
|
| 49
|
45
| Фосфор и его соединения
| Познакомить учащихся свойствами фосфорного ангидрида и ортофосфорной кислоты
| фосфорный ангидрид, фосфорные кислоты, фосфаты
|
|
| 50-52
|
46
| Минеральные удобрения
| Сформировать представление о минеральных удобрениях
| азотные, калийные, фосфорные удобрения
| коллекция минеральных удобрений
| Изучение свойств минеральных удобрений
| 53
|
47
| Практическая работа №5 Экспериментальное решение задач по теме «Элементы подгруппы азота»
|
|
|
|
| Гл 6
|
48
| Углерод как химический элемент и простое вещество. Аллотропия углерода.
| Познакомить учащихся с углеродом, его аллотропной модификацией
| углерод и его аллотропные модификации: алмаз, графит
| Шаростержневые
модели
кристаллических решеток
|
| 54, 55, 56
|
49
| Химические свойства углерода
| Знания о важнейших химических свойствах углерода, о токсичности угарного газа
| химические свойства углерода
|
|
| 57,58
|
50
| Углекислый газ
| важнейшие свойства углекислого газа, его физиологическое действие, уметь определять наличие значительных количеств углекислого газа в исследуемой емкости.
| Углекислый газ, его свойствва
|
| Получение углекислого газа, наполнение им сосуда. Переливание углекислого газ аиз одного сосуда в другой. Тушение пламени. Горение магния в углекислом газе.
| 59
|
51
| Практическая работа №6 «Получение углекислого газа и изучение его свойств»
| Сформировать экспериментальные навыки по получению углекислого газа и изучению его свойств, уметь отличать углекислый газ от воздуха.
|
|
|
|
|
52
| Угольная кислота и ее соли.
| Сформировать представление об угольной кислоте, его солях свойствах
| угольная кислота, карбонаты, стиральная и питьевая сода
| Знакомство с образцами природных карбонатов.
| Качественная реакция на карбонат-ион, изучение свойств среднего и кислого карбонатов натрия
| 60,61
|
53
| Кремний и его соединения.
| Дать знания о кремнии и его соединениях, их свойствах, применении
| кварц, кремниевая кислота, силикаты, стекло
| Ознакомление с образцами прородных силикатов.
Коллекция "изделия из стекла".
| Получение осадка кремниевой кислоты и нерастворимых силикатов.
| 63, 64,62,65,гл 7
|
54
| Контрольная работа №3
|
|
|
|
|
|
Общие свойства металлов(4)
|
55
| Общие свойства элементов – металлов. Физические свойства.
| Сформировать знания о физических свойствах элементов – металлов, их физических свойствах
| металлы, металлическая связь
| Коллекция "Металлы и сплавы"
| Ознакомление с физическими свойствами металлов
| 75 -77
|
56
| Химические свойства металлов
| Сформировать знания о химических свойствах металлов, научить сопоставлять различные металлы по химической активности.
| Химические свойства металлов
|
| Химические свойства металлов
| 78
|
57
| Получение и применение металлов
| Сформировать знания об основных методах получения металлов и важнейших областях применения металлов и сплавов
| металлургия, методы получения металлов
| Изделия из металлов и сплавов.
|
| 79, гл
|
58
| Контрольная работа №4
|
|
|
|
|
|
Основы органической химии (7 ч)
|
59
| Многообразие органических веществ и особенности их строения
| Сформировать представление о
причинах разнообразия органических веществ, понятие о изомерии
| теория строения органических веществ, классификация органических веществ, изомерия, гомологический ряд
| Табл. изомерия
|
| 66,67
|
60
| Углеводы
| Научить составлять формулы алканов, объяснять понятия об изомерии и гомологии на примере алканов
| предельные углеводороды (алканы)
| Табл. алканы
|
| 68,70
|
61
| Природные источники углеводородов
| Дать знания об основных природных источниках углеводородов, сформировать представление о важнейших процессах их переработки.
| нефть, перегонка нефти, крекинг нефти, природный газ, каменный уголь.
| Коллекции "Нефть и продукты ее переработки", "Полимеры".
|
| 69, 70 для дополнительного чтения.
|
62
| Спирты
| дать общее представление о классе спиртов, познакомить учащихся с важнейшими представителями веществ этого класса – этиловым спиртом и глицерином.
| спирты, этиловый спирт (этанол), глицерин
| Качественная реакция на многоатомные спирты
|
| 71
|
63
| Углеводы
| Познакомить с представителями класса и их свойствами
| углеводы, глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза
| Образцы различных углеводов
| приготовление крахмального клейстера, качественная реакция на крахмал
| 72
|
64
| Карбоновые кислоты. Жиры
| ознакомить учащихся с классом карбоновых кислот, со сложными эфирами и жирами
| карбоновые кислоты, уксусная кислота, стеариновая кислота. Жиры
|
| Изучение свойств уксусной кислоты
| 73
|
65
| Аминокислоты. Белки
| Сформировать представление о строении белков
| аминокислоты, белки
|
| денатурация белка
| 74, гл 8
|
66
| Резервное время. Повторение, обобщением курса
| Обобщение, повторение темы
|
|
|
|
|