Уроках математики




Скачать 177,71 Kb.
НазваниеУроках математики
Дата публикации11.06.2013
Размер177,71 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Математика > Урок
ТРОИЦКИЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ ЛИЦЕЙ


VIII МАЛАЯ, ОТКРЫТАЯ, УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

Развитие памяти посредством решения задач и упражнений на уроках математики

Выполнила: Агаева Э., ученица 7 «б» класса МОУ «Лицей №13»

Научный руководитель: Мельникова Ю.Б., учитель математики МОУ «Лицей №13»

Консультант: Байзулаева О.Л., преподаватель психологии, УГАВМ
Троицк, 2007 г.

В психологических исследованиях память чаще всего описывается как совокупность процессов запоминания, воспроизведения, сохранения и забывания информации. Также существуют направления, рассматривающие память как свойство личности, то есть то, как личность пользуется памятью для решения жизненных задач. Но бывает, так что вы что-то забываете. Например: некоторые темы по математике, пройденные в 6 классе ученики за лето забывают, и чтобы вспомнить понадобиться немало времени.

^ ТЕМА НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ – развитие памяти на уроках математики.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: развитие памяти в 7 классе на уроках математики, опираясь на психологические закономерности и учебный материал по математике в 7 классе.

Для достижения цели были поставлены следующие ЗАДАЧИ:

^ 1) Ознакомиться с литературой, описывающей приемы, развивающие память.

2) Найти упражнения, помогающие улучшить память и ознакомиться самой.

3) Затем дать эти упражнения ученикам и посмотреть, насколько у них развита память.

4) Потом провести несколько занятий, опираясь на разработанные методики, позволяющие развивать память на уроках математики.

^ 5) Провести контрольное занятие.

6) Свести данные в таблицу и показать на диаграмме результаты исследований.

7) Сделать вывод о подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы.

^ ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ- методы, упражнения которые влияют на развитие памяти.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - влияние математических упражнений на развитие памяти.

^ ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ - регулярное использование упражнений, основанных на математическом материале, способствует развитию памяти.

Определения памяти очень многочисленны. Приведём некоторые из них.

Память - это способность живой системы фиксировать факты взаимодействия с внутренней или внешней средой, сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.

Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память - это запячатление (запись), сохранение и последующее узнавание, и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

К основным параметрам процессов памяти относят: объём запоминаемой информации, время, требуемое для запоминания, полноту, скорость, лёгкость воспроизведения, готовность к воспроизведению, скорость забывания. По этим параметрам различаются виды памяти, разграничиваемые в зависимости от характера запоминаемого материала (анализатора, участвующего в запячатлении материала), установок (поставленной цели) субъекта, длительности хранения информации. Существуют различные основания для классификации видов памяти. По происхождению различают три вида памяти: генетическую (наследственную), прижизненную и промежуточную память. Генетическую память сохраняет информацию об анатомическом строении и врожденном поведении (об инстинктах). Она хранится в молекулах ДНК. В каждой клетке хранится вся информация, поэтому наследственная память устойчива к повреждениям.

Прижизненная память - это хранилище информации, которую человек получает от рождения до самой смерти. Промежуточная память - между наследственной и прижизненной - это импринтинг (запячатлении). Она существует в ранний период развития организма. Некоторые психологи трактуют импринтинг как научение в раннем постнатальном периоде. Импринтинг заключается в одномоментном установлении связи между ребёнком и объектом внешней среды. Это может выразиться в следовании за первым движущимся объектом как, например, у утят, прикосновении к внешнему объекту и т.п. Сейчас получают распространение просьбы матерей дать им приложить ребёнка к груди тотчас после его рождения. С психологической точки зрения это может быть оправданным, поскольку сразу создаёт для новорождённого благоприятный импринтинг.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяется образная, вербальная, моторная и эмоциональная память.

Двигательная (моторная) память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она развивается очень рано. Двигательная память существует у человека всю жизнь, лежит в основе спорта, танца, в основе автоматизированных навыков.

Эмоциональная память - это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляется наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет, поэтому очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.

Образная (модальная) память - память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая памяти обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти.

Зрительная, или образная, иконическая память. При действии этого вида памяти происходит удержание в памяти зрительного образа: с одной стороны, упрощение (опускание деталей), с другой стороны, преувеличение отдельных деталей, с третьей, преобразование в более симметричную фигуру.

Вербальная (словесно - логическая) память - специфический человеческий вид памяти в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. В зависимости от целей деятельности и степени волевой регуляции выделяют произвольную (опосредственную, намеренную, активную) и непроизвольную (непосредственную, ненамеренную, неактивную) память. Непроизвольную память предполагает ненамеренное запоминание, хранение и воспроизведение информации при отсутствии специально поставленной цели что-либо запомнить. Произвольная память – это целенаправленный процесс, предполагающий наличие специальной мнемической задачи. Наличие мнемической направленности имеет решающее значение для продуктивного, эффективного запоминания. Мнемическую направленность характеризуют требования к запоминанию: полнота - выборочность, точность- приблизительность, последовательность - свободность, прочность- кратковременность, своевременность воспроизведения.

Психологи говорят нам, что существует три отдельные стадии памяти: память чувственного восприятия, кратковременная память и долговременная. Память чувственного восприятия сглаживает наши ощущения, поддерживая их непрерывность. Мир не становится внезапно черным, когда мы моргаем. Кратковременная память находится на переднем фронте вашего сознания. В отличие от памяти чувственного восприятия, которая действует автоматически и непроизвольно, кратковременная память может быть сконцентрирована усилием воли. Долговременная память- это самый большой компонент всей вашей системы памяти, ваш постоянный запас информации. В ней содержатся твердые воспоминания, например, о вашей первой поездке на велосипеде, знание того, где вы живете, чувство родного языка и многие другие воспоминания, имеющие для вас личную ценность. Без долговременной памяти мы бы жили на узкой грани настоящего, вынужденные непрерывно сталкиваться с действительностью, словно бы после глубокого сна. Для того чтобы какой-то факт или событие отложились в памяти, они должны пройти через все три стадии. Хотя некоторые события автоматически трансформируются из кратковременной памяти в долговременную - события, имеющие для нас особое значение, или те, которые оказали на нас большое эмоциональное воздействие,- в большинстве случаев этого не происходит. Чтобы развить свою память, необходимо научиться переносить информацию с одной стадии на другую. Чтобы запомнить слова, имена, цифры, список срочных дел или вещей, которые нужно купить, необходимо закодировать информацию в кратковременной памяти. Это можно сделать несколькими способами. Чем тщательнее вы что-то обдумываете, чем больше у вас способов обозначить фрагменты информации, тем больше у вас и связанных с ней ассоциаций и тем проще вам ее вспомнить. Находя различные схемы, зацепки, образы, ассоциации и значения, вы сделаете свою память богаче и работоспособнее. Существует много различных математических задач и упражнений которые помогают развивать память. Приведем некоторые из них: Упражнение№1. Ученикам дается ряд чисел и 2 минуты на запоминание. Сначала можно дать только двузначные и однозначные, а потом усложнить. Упражнение№2. В этом задании ученикам даются числа, возведенные в степень. Потом пять минут на то, чтобы выяснить какое из чисел лишнее. Например, даны числа: 256, 216, 7774, 1024. Лишнее из них будет 216 так как это 63 . Упражнение№3. Давайте попробуем логически установить, каким числом заменить вопросительный знак. Это будет число 41. Взаимосвязь чисел на двух первых бумажных лодочках следующая: 2*9+3=21; 5*7+8=43. Исходя из этого, найдем число на место вопросительного знака: 4*8+9=41.

Упражнение №4. Ученикам дается десять слов на запоминание, и потом они воспроизводят их на листке.

Упражнение №5. Испытываемым предлагается за 40 секунд запомнить двенадцать чисел вместе с их порядковыми номерами:
1). 43 7). 15 2). 57 8). 44 3). 12 9). 96 4). 33 10). 7 5). 81 11). 37 6). 72 12). 38

Упражнение№6. В этом упражнении надо запомнить ряд чисел и написать их в порядке возрастания или убывания. Упражнение№7. Это задание намного сложнее предыдущего. Детям дается несколько примеров. Они должны запомнить эти примеры, решить их, а ответы записать в порядке возрастания или убывания.
^ Собственные исследования.

В нашем классе некоторые ученики постоянно что-нибудь забывают. Поэтому я решила улучшить их память, давая разные упражнения. Проведя несколько занятий и проанализировав, полученные результаты, все данные я свела в таблицу:



Фамилии учащихся

октябрь

ноябрь

8

10

12

17

22

29

2

14

16

19



Ахмадеев Артур

Н

50%

100%

91%

50%

90%

90%

80%

80%

0%



Иванов Никита

90%

70%

80%

73%

70%

90%

70%

50%

30%

90%



Колесников Павел

70%

100%

100%

82%

90%

100%

100%

100%

90%

100%



Колошин Алексей

80%

100%

100%

82%

90%

100%

70%

40%

80%

100%



Кошелева Юлия

70%

100%

60%

91%

90%

90%

40%

40%

40%

90%



Макаров Антон

90%

90%

100%

91%

80%

50%

100%

80%

70%

100%



Мусин Руслан

70%

90%

90%

91%

70%

80%

80%

90%

30%

90%



Нестеров Вадим

Н

90%

80%

73%

80%

90%

80%

40%

50%

0%



Низамутдинов Рустам

Н

40%

60%

0%

90%

20%

20%

30%

60%

90%



Ососкова Валерия

Н

50%

70%

91%

40%

100%

60%

20%

40%

100%



Остапенко Алеся

50%

80%

100%

82%

60%

70%

80%

70%

90%

100%



Скоба Елизавета

80%

Н

70%

82%

70%

80%

90%

60%

80%

70%



Слепых Виктория

90%

90%

100%

82%

80%

90%

90%

80%

90%

70%



Смолева Екатерина

80%

90%

70%

100%

80%

90%

70%

30%

60%

90%



Спирин Дмитрий

Н

60%

50%

Н

Н

Н

Н

70%

50%

70%



Тысячных Юлия

50%

80%

50%

73%

90%

90%

60%

40%

60%

100%



Султанова Наталья

90%

80%

100%

82%

90%

100%

80%

60%

40%

100%



Чистохина Маргарита

90%

70%

90%

100%

100%

90%

80%

100%

100%

100%



Ягодина Елена

70%

90%

100%

0%

80%

90%

90%

90%

90%

80%

Мода

9

9

10

9

9

9

8

4

9

10

Размах

5

6

5

11

6

7

8

8

7

10

Среднее арифметическое

70%

79%

83%

76%

78%

84%

75%

62%

69%

82%


Анализируя данные, мы пришли к выводу, что гипотеза нашего исследования подтверждается. На приведенной ниже диаграмме мы видим, что спад выпадает начало второй четверти, когда мы все вышли с каникул (на диаграмме – это самый низкий показатель). Для построения диаграммы мы брали средние результаты по классу.

Таким образом, мы считаем, что планомерная работа по развитию памяти приносит свои плоды. Это видно не только по результатам данных занятий, но и Юлия Борисовна отмечает, что после тренировки памяти, проводимой на уроке в течение 5 минут, учащиеся нашего класса более активны и лучше усваивают темы урока.





ВЫВОДЫ:

1) Мы ознакомились с научной литературой по психологии и математике, и нашли в ней много приемов, помогающих развить память. 2) Проанализировав приемы и методы, развивающие память, мы подобрали оптимальный набор упражнений, позволяющий проводить занятия, опирающиеся на изучаемый в 7 классе учебный материал по математике.

3) Мы провели серию занятий, опираясь на разработанные методики, и все данные свели в таблицу, а затем показали на диаграмме полученные результаты.

4) Результаты наших исследований не опровергают нашу гипотезу, так как при регулярном использовании упражнений память очень хорошо развивается.

Список литературы:
1) Вьюжек Т. Логические игры, тесты и упражнения. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.-304с.
2) Л.В Черемошкина Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: « Академия развития », 1996.-240с., ил.
3) Т.С. Немов « Общая психология – краткий курс » « Питер 2006 »

4) М. Кордуэлл « Психология А-Я » « Фаир Пресс 1998 »
5) Талвизина Н.Ф. « Педагогическая психология: Москва: Издательский Центр Академии 2003 »

Похожие:

Уроках математики iconУроках математики в 5-6 классах. Гаврилова Г. В. учитель математики
Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников на уроках математики в 5-6 классах
Уроках математики iconУроках математики
Мастер-класс на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»
Уроках математики iconУроках математики. (доклад)
Использование опорных схем в формировании познавательного интереса на уроках математики
Уроках математики iconУроках математики
Активизация познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида средствами дидактических игр на уроках...
Уроках математики iconУроках математики
Использование исторического материала по теме «Начало» Евклида на уроках математики
Уроках математики iconУроках математики Цели: качество и уровень методической и теоретической
«Система работы учителей начальных классов по организации контроля и учета знаний на уроках математики»
Уроках математики iconУроках математики в 5 классе
Использование дидактических игр для развития познавательного интереса на уроках математики в 5 классе
Уроках математики iconУроках математики в начальных классах
Решение текстовых задач на уроках математики в начальных классах/авт сост. О. А. Волынчик. – Дятлово, 2008. 43с
Уроках математики iconУроках математики в начальной школе
Методика работы с уже решенной задачей на примере ее преобразования на уроках математики в начальной школе
Уроках математики iconДоклад на тему «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики»
В течение нескольких лет я работаю над вопросом активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница