На уроках химии и биологии




Скачать 225,93 Kb.
НазваниеНа уроках химии и биологии
Дата публикации05.04.2013
Размер225,93 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Математика > Урок
Технология уровневой

дифференциации

на уроках химии и биологии

Подготовила учитель МКОУ Табольской основной общеобразовательной школы Ларина А.Н.

«Все дети разные и надо дать возможность каждому развиваться с собственностью скоростью»

Ян Амос Каменский

Цели дифференциации обучения:

  1. С психолого- педагогической точки зрения – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника.

  2. С социальной точки зрения - целенаправленное воздействие на формирование индивидуального творческого, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.

  3. С дидактической точки зрения - решение назревших проблем школы путём создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.

Основная цель современной школы - создание условий для самореализации личности и удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Ещё Ян Амос Каменский в своей книге «Великая дидактика» писал о том, что все дети разные и надо дать возможность каждому развиваться с собственной скоростью. А для этого надо предоставить каждому ученику право выбирать уровень обучения по предметам, т.е. осуществлять уровневую дифференциацию. В настоящее время именно уровневая дифференциация учащихся стала наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией обучения химии и биологии. Основанная на личностно - ориентированном характере образования она направлена на реализацию принципа развивающего обучения с учётом зоны ближайшего развития школьников и основополагающих идей гуманизации, гуманитаризации, демократизации.

Уровневая дифференциация - организация обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных планируемых уровнях: на обязательном (базовом, стандарт образования) и повышенном.

Основные исходные положения уровневой дифференциации учащихся заключаются в следующем:

  • планируемые обязательные результаты обучения по базисному плану
    (базовому уровню образования) должны быть посильны и доступны учащимся,
    следовательно, реально выполнимы большинством из них, а также заранее известны и понятны школьнику (начиная от курса, раздела и кончая конкретной темой);

  • минимальный уровень содержания учебного предмета по классам определяет федеральный компонент государственного стандарта.

  • различный уровень обучения определяется преимущественно глубиной содержания образования.

  • Принципы уровневой дифференциации:

1.Овладение обязательным уровнем подготовки.

2.Выделение и открытое предъявление всем участникам учебного процесса уровня обязательной подготовки.

3.«Ножницы» между уровнем обязательных требований и уровнем обучения (не ограничивать учебный процесс обязательными требованиями к результатам обучения).

4.Добровольность в выборе уровня усвоения и отчётности

5.Соответствие содержания, контроля и оценивания знаний по уровневому подходу, в соответствии с которым контроль должен предусматривать проверку у всех учащихся достижения уровня обязательной подготовки. Это дополняется проверкой усвоения материала на более высоких условиях. При уровневой дифференциации важней-

шим фактором оценки успехов учащихся становится не то, что усвоил ученик (это стандарт, обязательный для всех!), а как он усвоил содержание изучаемого материала: на уровне воспроизведения фактов, на уровне их реконструирования (воспроизведения способа получения фактов) или на вариативном ном уровне (на уровне мыслительных операций).

Принципиальное отличие такого подхода к дифференциации состоит в том, что он основан на многоуровневом планировании результатов обязательной подготовки учащихся (усвоения минимума) и формировании мыслительных уровней овладения материалом (понимание, творческий).

Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания. Профессор В. В. Гузеев предложил и обосновал трёхуровневую дифференциацию.

Первый уровень – минимальный. Выполнение заданий этого уровня основано на памяти учащихся. Если учащиеся, ориентируясь в учебном материале по случайным признакам (узнавание, припоминание),выбирают задания воспроизводящего характера, решают шаблонные, многократно рассматриваемые ранее задачи, то за выполнение такого задания они получают отметку «3».

Второй уровень - понимания и творчество. Здесь выполнение заданий требует мыслительных операций. Если учащиеся выбирают задания, при выполнении которых они могут воспользоваться способом получения тех или иных фактов, ориентируясь на локальные признаки, присущие группам сходных объектов, и приводя соответствующий анализ этих фактов, решают задачи, которые можно расчленить на подзадачи с одним типом связи (явным), то они получают отметку «4». Проведённое анкетирование показало, что 80-85% учащихся общеобразовательных школ стремятся получить отметку «4», поэтому данный уровень овладения материалом (уровень понимания) и, соответственно, уровень заданий называют общим.

Третий уровень – продвинутый. Почти в каждом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Они могут находить свой способ решения тех или иных задач, путём даже таких, в которых кроме явной присутствует ещё и скрытая (латентная) связь; ориентируются на глобальные и межпредметные признаки, отличающие широкие классы объектов и явлений, и при этом способны переносить знания в незнакомые, новые и нестандартные ситуации. Выполнение заданий такого уровня оцениваются отметкой «5».

Цель трёх уровней формируется через результаты обучения: ученик в конце урока знает (описывает, использует, объясняет, выполняет, умеет, оценивает).

Опрос производился на разных уровнях. Объяснение нового материала на высоком уровне. Закрепление на разных уровнях (кроме изучения нового).

Контроль на разных уровнях (кроме изучения нового).

В качестве примеров в приложениях предлагаю ознакомиться с разноуровневыми заданиями, используемыми мною для опроса, закрепления и контроля знаний учащихся.

Приложение №1 (проверочная работа на 15-20 мин., условные обозначения: * - задание первого уровня, ** - второго уровня, *** - третьего уровня).

Приложение №2 (вопросы и задания для устной проверки знаний на обязательном уровне и на повышенном уровне).

Приложение №3 (разноуровневая контрольная работа по химии). Выполнив одно из заданий I уровня, кроме тех случаев, когда сказано «выполнить одно из заданий» или «решить одну из задач», ученик приходит к заданиям II уровня, а затем, если сможет, то к заданиям III уровня.

Приложение 4 (разноуровневые варианты практических занятий по химии; вариант 1-й соответствует минимуму знаний учащихся; вариант 2-й - базовому уровню знаний, умений, навыков; вариант 3-й - знаниям, умениям, навыкам учащихся выше базового уровня). Варианты отличаются не только содержанием, но и степенью самостоятельности выполнения работы.

Приложение №5 (дидактический материал, используемый с различной дидактической целью (изучение нового материала, закрепление, обобщение, систематизация, коррекция и учёт знаний, умений, навыков) с учётом индивидуальных особенностей школьников). Карточки содержат задания, вопросы, упражнения для различного характера познавательной деятельности учащихся (на воспроизведение, по образцу, частично - поисковый, исследовательский), как в традиционной форме, так и тестовые. Каждая карточка имеет свой шифр, помещённый в её верхнем левом углу. Например, шифр 7.5.2 обозначает: тема - 7 , порядковый номер карточки в группе карточек этой темы - 5 , уровень трудности – 2.

Приложение №6 (опережающее задание для сильных учащихся)

Приложение №7 (творческие задания) По словам Л. С. Выготского, «творчество существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-либо новое...»

Творческие вопросы и задания отличаются нестандартным, нетрадиционным способом их решения (это задачи - упражнения, которые выполняются, решаются посредством умозаключения и т.п., сочинения, биологические диктанты).
Приложение №1
Проверочная работа в 6 классе по теме: «Грибы»
1. * В чём различие между грибами - сапрофитами и

паразитами?

1. ** В чём сходство питания грибов с растениями и

животными?

1. ***В клетках грибов, даже зелёны сыроежек отсутствуют хлоропласты. Какие предположения можно сделать о питании этих организмов?

2.* Что такое симбиоз? Приведите примеры.

2. ** Почему грибы подберёзовики чаще всего всего встречаются вблизи берёз, а подосиновики - в осинниках?

I

2. *** Учёные установили, что повреждение грибницы влечёт не только гибель грибов, но и замедление роста деревьев. Почему это происходит?

3. * Дайте общую характеристику грибам.

3. ** Мухомор, подосиновик, лисички, головня, спорынья, мухомор. По каким признакам все эти организмы объединяют в царство грибов?

  1. *** Грибы по ряду признаков сходны с растениями. Они образуют витамины, их клетки имеют целлюлозные оболочки. Какие ещё признаки растений присущи грибам?

* Опишите строение шляпочных и плесневых грибов?

  1. *** Чем отличается плодовое тело шляпочного гриба от грибницы?

  2. 5* Как человек использует дрожжи?

5. ** Зачем в тесто для выпечки хлеба обязательно добавляют небольшое количество пекарских дрожжей?

5. *** Каким получился бы хлеб без дрожжей.
Приложение №2

Вопросы и задания для текущей проверки знаний в 7 классе по теме: «Внутреннее строение птиц» для индивидуального и фронтального опроса

^ I на обязательном уровне:

*Какие особенности строения и функционирования пищеварительной системы развились у птиц в связи с приспособленностью к полёту?

Почему в сердце птицы артериальная кровь не смешивается с венозной? .

* Какие особенности строения и жизнедеятельности птиц обеспечивают поступление к клеткам тела большого количества кислорода?

*Какую роль в жизни птиц играют воздушные мешки?

Чем обеспечивается постоянная температура тела птицы?

Какое значение в жизни птицы. имеет усложнение в строении головного мозга (по сравнению с пресмыкающимися)?

=> Среди перечисленных найдите условные рефлексы:

а) Куры сообщаются в определённом месте на зов хозяйки «цып-цып-цып»;

б) Сойки прячут орехи и жёлуди в дупло, углубления в почве;

в) Заметив опасность, взрослые птицы издают звук тревоги;

г) Обычно птицы располагают яйцо в гнёздах тупым концом вверх и к наружной стороне гнезда;

е) Ворона не спешит улетать с дороги, если автомашина далеко от неё и сразу улетает, как только машина приближается.
^ II на повышенном уровне.

Установите взаимосвязь постоянной потребности птиц в пище и быстрого её переваривания, усиленной лёгочной деятельности птиц и их большой подвижности;

При резком повышении температуры воздуха у птиц учащается дыхание, дно ротовой полости и верхней части глотки начинает быстро колебаться. Почему в этом случае у птиц происходит понижение температуры тела?

Почему разделение сердца на две половины - левую и правую считают прогрессивной чертой в строении кровеносной системы птиц?

У пресмыкающихся масса головного мозга составляет от 0,4% от массы тела, у летающих птиц - до 8% от массы тела. Передний мозг у пресмыкающихся составляет 42-45% от общей массы головного мозга, а у птиц - до 70%. В связи с чем наблюдаются такие различия между мозгом пресмыкающихся и птиц?
Приложение № 3

Контрольная работа № 1 по химии

в 9 классе по теме « Электролиты».

Задание №1.Выполните одно из предложенных заданий. А.Определите, в каких случаях может осуществляться взаимодействие между растворами следующих веществ:

1) КСl и АgNО3; 3) Са (NО3)2 и НСl;

2) ВаС12 и Nа24; 4) КОН и НNО3.

Напишите полные и сокращённые ионные уравнения реакций.

Б. С какими из перечисленных веществ - оксид цинка, хлорид бария ( р-р), оксид серы (VI), гидроксид калия ( р-р), медь, нитрат ртути (II) ( р-р), магний - может взаимодействовать соляная кислота? Напишите полные и сокращённые ионные уравнения реакций.

• Между какими из перечисленных веществ - разбавленная серная кислота, медь, сульфат железа (II) ( р - р ), гидроксид меди (II), сульфат калия ( р - р ), гидроксид натрия ( р -р ) — возможны химические реакции? Напишите полные и сокращённые ионные уравнения.

Задание №2. Выполните одно из следующих заданий.

А. Составьте полное ионное уравнение реакции, соответствующее данному сокращённому: Н+ + ОН- = Н2О.

Б. Допишите сокращённое ионное уравнение химической реакции

Ва2 + ? = ВаСОз  и составьте соответствующее полное ионное уравнение.

*Допишите сокращённое ионное уравнение химической реакции:

+ + ? = СО2 + ? и составьте соответствующее полное ионное уравнение.

Задание №3. Выполните одно из предложенных заданий.

А.Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

СаО  Са(ОН)2  СаСО3

Б. Допишите схему и напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

КОН  ?  ВаSО4

  • Допишите схему и напишите уравнения реакций,с помощью которых можно осуществить превращения:

оксид серы (IV)  ?  сульфат бария.
Вариант 1 Т.

Задание I. Выберите правильный ответ в одном из заданий.

А . I ) Слабым электролитом является:

а) гидроксид натрия (р - р); б) вода (дистиллированная вода);

в) серная кислота; г) хлорид калия (р-р).

Б . 2) Диссоциация угольной кислоты является обратимой, так как эта кислота:

а) растворима в воде; б) изменяет цвет индикатора;

в) слабый электролит; г) сильный электролит.

* Сумма коэффициентов перед всеми формулами электролитов в уравнении
реакции, схема которой:
Аl + НСl  А1С13 + Н2

Равна:

А) 8; б) 6; в) 4; г) 2.

Задание II. В одном из заданий укажите правильные суммы коэффициентов в полном и сокращённом ионных уравнениях реакции.

А. 1 Nа24 с ВаСl2:

а) 12 и 4; б) 11 и 4; в) 12 и 3; г) 11 и 3.

Б. 2. Серной кислоты с гидроксидом натрия (р-р)

а) 12 и 3; б) 12 и 6; в) 7 и 3; г) 11 и 6.

* 3) Серной кислоты с гидроксидом бария (р-р):

а) 9 и 9; б) 10 и 6; в) 12 и 4; г) 10 и 4.

Задание Ш. Укажите вещества, химическое взаимодействие которых представлено данным сокращённым ионным уравнением (выполните одно из заданий).

А. 1) Са 2+ + СОз2-  СаС03.

а) СО2 и СаСl2; в) Са(NО3)2 и К2СО3:

б) Са и К2СО3; г) Са(ОН)2 и СО2.

Б. 2)Fе3+ + ЗОН - = Fе(ОН)3

а) сульфат железа (III) и гидроксид бария;

б) хлорид железа (III) и гидроксид меди (II);

в) фосфат железа (III ) и гидроксид натрия;

г) растворы нитрата железа (III) и гидроксида калия.
* 3) 2Н+ + СО32- = Н2О + СО2

а) Са(ОН) 2 и СО2: в) СаСО3 и Н2С03;

б) Nа2СО3(р-р) и НСl; г) К2СО3 и H2Si О4.
Приложение №4.

Разноуровневые варианты практического занятия по курсу химии 9 класса

Тема « Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств».

Вариант 1.

Задание I. Получите оксид углерода (IV ) взаимодействием мрамора с соляной кислотой.

Прочитайте инструкцию к практическому занятию №5 (опыт 1 учебника). Соблюдайте правила техники безопасности (п. 6, 22, 24. приложения!).

Наблюдение:

После заполнения химического стакана углекислым газом, прикройте его картонным кружком. Наденьте зажим на трубку прибора.

Задание 2. Установите наличие углекислого газа.

Внесите в химический стакан с углекислым газом горящую лучину.

Наблюдение: -

Допишите ионные уравнения реакции:

А) полное

СаСОз + Н + + …Сl -  Са2+ + ...

Б) сокращённое

СаСОз + … Н +  Са2+ +

Задание 3. Изучите химические свойства оксида углерода (IV). Возобновите получение углекислого газа.

а) Пропустите оксид углерода (IV) через дистиллированную воду,

подкрашенную фиолетовым лакмусом, до изменения окраски

раствора.

Наблюдение:

Допишите уравнение реакции:

СО2 + Н2О  ?  … + СО32-
От чего изменилась окраска лакмуса?-

Угольная кислота относится к электролитам.

Пропустите углекислый газ через известковую воду

Допишите уравнение проведённой

реакции:

Са (ОН)2 + СО 2= СаСОз  + …

Взаимодействие углекислого газа с водой является качественной реакцией, так как в результате реакции

Образуется ____________________ .

Вывод: углекислый газ обладает свойствами .

1. Можно ли собрать углекислый газ способом вытеснения воды и почему?

2. Почему не хранят газированную воду в открытой бутылке?

3. Объясните слабокислый вкус газированной воды.
Вариант №2

Задание1. Вычислите плотность оксида углерода (IV) по воздуху.

Пробирка для собирания углекислого газа должна находиться отверстием .

Задание 2. Получите углекислый газ и соберите его в химический стакан.

Прочитайте инструкцию к практическому занятию №5 (опыт №1 в учебнике). Соблюдайте правила техники безопасности (пункты 6,22. 24 приложения ). Напишите ионные уравнения проведённой реакции:

  1. полное; 2) сокращённое.

Задание3. Охарактеризуйте физические свойства углекислого газа.

Оксид углерода (IV) обладает следующими физическими свойствами: ____________________________________________________

Задание 4. Изучите химические свойства углекислого газа. Прочитайте инструкцию к занятию (опыт №2 в учебнике).
Проведите опыт: взаимодействие углекислого газа с дистиллированной водой в присутствии индикатора.

Допишите уравнение проведённой реакции:

СО2 + Н2О 

Проделайте опыт взаимодействия углекислого газа с известковой водой. Наблюдение: ______________________________

Допишите уравнение реакции: С02 + Са(ОН)2

Вариант 3.

Задание 1. Изучите инструкцию к практическому занятию.

Задание 2. Соберите прибор для получения газов и зарядите его на получение

СО2

Соблюдайте правила техники безопасности (п.6, 22, 24 приложения 1).

Задание 3 .Получите углекислый газ.

Напишите полное и сокращённое уравнения реакций.

Задание 4. Проверьте наличие углекислого газа в стакане.

Внесите в стакан горящую лучину. Что наблюдаете?

«Перелейте» содержимое в другой химический стакан. Убедитесь с

помощью горящей лучины, что углекислый газ действительно «перелился» в другой стакан. Этот опыт доказывает, что углекислый газ… .

Задание 5. Исследуйте химические свойства углекислого газа.

Возобновите получение углекислого газа. Проведите опыты, доказывающие, что:

а) угольная кислота - слабый электролит;

б) справедливость записи обратимости процесса между углекислым газом и водой, так как угольная кислота - непрочное соединение.

Наблюдение:

А) Допишите уравнение реакции:

СО2 + Н2О 

Б) Осуществите превращения веществ:

СО2  СаСОз  Са(НС03)2.

Наблюдения при протекании реакций:

Напишите молекулярные уравнения проведённых реакций. Качественной реакцией на углекислый газ является реакция- ________________________

Каким способом можно установить наличие карбонатов в образце минерала?

Приложение №5

Дидактический материал по химии для 8 класса по теме «Периоды периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

периодический закон.»

8.1.1.

Вставьте пропущенное слово «уменьшается» или « увеличивается» в предложение.

В периоде с увеличением заряда ядра атома химического элемента... число электронов на внешнем энергетическом уровне элементов А- групп.

8.2.1.

С увеличением порядкового номера элемента в периоде радиусы атомов, как правило:

а) увеличиваются;

б) уменьшаются;

в) не изменяются.

8.3.1.

Вставьте пропущенные слова «усиливаются», «ослабевают» в предложение.

В периоде с увеличением заряда ядра атома химического элемента ... металлические свойства и ... неметаллические.

8,4.1. У какого элемента наиболее ярко выражены неметаллические свойства?

а) Si; б) Р; в)S; г) С1.

8,5.1.

Сколько энергетических уровней у атомов элементов 2-го периода Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева?

8.6,2.

Радиус какого атома из указанных наибольший?

а) Nа; б) Мg; в) Аl; г) Si.

Ответ обоснуйте.

8.7.2.

У какого элемента наиболее ярко выражены металлические свойства?

А) Ва; б) Мg; в) Са; г) Sr.
8.8.2.

Сколько энергетических уровней в атоме элемента с порядковым номером 38?

а) 2; б) 5; в) 6; г) 7.

Ответ обоснуйте.

Приложение №6

Опережающие задания для сильных учащихся по теме «Этапы эволюции животного мира» 7 класс.

1.Самым древними простейшими считаются:

а) Инфузории; в) Жгутиковые;

б) Саркодовые; г) Споровики.

2. Ткани впервые появились у:

а) простейших; в) кишечнополостных;

б) плоских червей; г) кольчатых червей.

3. Нервная система в виде взаимосвязанных и

взаимодействующих клеток возникла у:

а) Инфузории-туфельки; в) Белой планарии;

б) Медузы-корнерота; г) Майского жука.

4. Пищеварительный тракт впервые появился у:

а) кишечнополостных; в) плоских червей;

б) членистоногих; г) кольчатых червей.

5. Кровеносная система впервые возникла у:

а) плоских червей; г) кольчатых червей;

б) круглых червей; г) членистоногих.

8. Полностью жаберным дыханием у рыб обладают:

а) африканский чешуйчатник;

б) скат;

в) австралийский рогозуб.

7. Второй круг кровообращения впервые появился у:

а) двоякодышащих рыб в) земноводных;

б) пресмыкающихся; г) птиц.

8.Наиболее развита кора головного мозга у:

а) крокодила; в) орла;

б) волка; г) кролика.

9. Впервые среди позвоночных животных внутреннее оплодотворение появилось у:

а) некоторых рыб; в) пресмыкающихся;

б) земноводных; г) птиц.

10. Развитие длинного позвоночника у некоторых млекопитающих связано скорее всего с:

а) плотоядностью; в) паразитизмом;

б) растительноядностью; г) всеядностью.

11. Теория Дарвина утверждает, что все организмы:

а) неизменные и созданы высшими силами;

б) сначала были созданы, а затем

эволюционировали естественным

путём;

в) возникли и эволюционировали

естественным путём.

12.Непосредственнымипредками членистоногих скорее всего были древние:

а) Кольчатые черви; в) Плоские черви

б) Круглые черви; г) Жгутиконосцы.

13.Многоклеточные животные произошли скорее всего от:
а) одиночных жгутиковых; в) инфузорий;

б) колониальных; г) амёб.

14.Условием, в большей степени обеспечившим выход позвоночных на сушу можно считать:

а) кожное дыхание; в) трёхкамерное сердце;

б) двухкамерное сердце; г) степень развития мозжечка.

15. У млекопитающих по сравнению с другими классами позвоночных животных наиболее совершенен процесс:

а) дыхания; в) выделения;

б) питания; г) терморегуляции
Приложение №7

7 класс. Творческие вопросы и задания по биологии

1.Биологические задачи - упражнения, которые выполняются, решаются по средствам умозаключения. Примеры. Дайте научное обоснование высказываниям: «Вылезти из кожи вон», «Змеиное жало», Молоко у коровы на языке», «Когда я ем, я глух и нем».

2.Примеры тем сочинений: «Правила воспитания домашних животных», «Страна динозавриков» и т.д.

3.Биологический диктант. Задание: Напишите биологический диктант, вставляя пропущенные слова:

«История животных ведет свое начало от одноклеточных ... организмов. Они дали начало ... организмам. Ученые предполагают, что кишечнополостные произошли от ... Древние хордовые дали начало ... Хрящевые рыбы в настоящее время представлены ... Они имеют ... У большинства костных рыб имеется ... Древние земноводные были представлены преимущественно ... К настоящему времени земноводные сохранились в небольших количествах и составляют отряды: ... Древние пресмыкающиеся, завоевавшие воду, сушу, воздух, имели преимущество перед земноводными: ... Позднее их вытеснили ...

Наиболее высокоорганизованные животные - ... Благодаря ... они смогли лучше приспособиться к новым условиям. Птицы, более высокоорганизованные животные по сравнению с пресмыкающимися, характеризуются ... Ископаемой переходной формой птиц является ... Последний этап развития позвоночных связан формированием класса ... Они достигли наивысшего... .
Приложение №7

6 класс. Творческие домашние задания.

1. Составьте кроссворд по теме «Побег».

2. Вырежьте из цветного картона силуэты листа размером 3x5 см. Смоделируйте три типа листорасположения.

3. Составьте композицию из оттисков различных листьев.

  1. Сочините сказку, в которой главными героями были бы растения.

  2. Из цветного пластилина вылепите растительную клетку.

  3. Вспомните, в каких сказках встречаются упоминания о семенах? Какие это семена - однодольные или двудольные?

  4. Сделайте картину из семян. Для этого найдите как можно больше различных по размеру и окраске семян. Нарисуйте контуры изображения на
    листе картона. Приклейте семена с помощью клея так, что бы они по своей окраске и структуре соответствовали вашему рисунку.

  5. Придумайте рассказ с биологическими ошибками по тему «Семя».

  6. Зарисуйте различные видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, бактериальные клубеньки, воздушные корни, столбовидные
    корни, корни - прищепки, досковидные корни.

  7. Создайте объемные модели различных соцветий.

11. Вылепите из пластилина различные типы плодов. Изобразите внешний вид и строение плод.

Похожие:

На уроках химии и биологии iconУрок биологии и химии по теме: “ Химия крови”
Цель: обобщить полученные на уроках химии и биологии знания о единстве процессов, протекающих в живой и неживой природе
На уроках химии и биологии iconДоклад учителя биологии и химии Голдобиной Галины Николаевны Тема...
При системно-деятельностном подходе перед учителем стоит задача гораздо более сложная, чем просто «вложить» в ученика определенную...
На уроках химии и биологии iconСтатья: Социализация учащихся сельских малокомплектных школ на уроках...
...
На уроках химии и биологии iconРеализация системно- деятельностного подхода на уроках химии Короткова...
Важнейшей задачей современного обучения, когда стремительно возрастает количество знаний, подлежащих усвоению, на повестку дня все...
На уроках химии и биологии iconДиссертационного исследования: «Интеграция экспериментальных химических...
Московский педагогический государственный университет (гоу впо мпгу). Студент биолого-химического факультета с сентября 2000г по...
На уроках химии и биологии iconЭкологическое образование и воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности
Ического образования рассматриваются в начальной школе на уроках ознакомления с окружающим миром, в основной и старшей школе на уроках...
На уроках химии и биологии iconУрок по теме: «Движение и его виды»
Цель урока: обобщить полученные на уроках химии, физики, биологии знания о процессе движения
На уроках химии и биологии iconДиплому, год окончания: высшее, учитель биологии и химии, 1985 год
Место работы, должность, предмет: мбоу «Кюндяинская сош», учитель биологии и химии
На уроках химии и биологии iconЭлективный курс «Химия на приусадебном участке»
К сожалению, развитию сельскохозяйственной компетентности программой по химии и биологии почти не предусматривается. Например, 1час...
На уроках химии и биологии iconКонкурс плакатов под девизом «За здоровый образ жизни»
Учителем биологии Суняйкиной И. Я. совместно с руководителем «Месячника» (учителем химии) Луканом М. М. был разработан, рассмотрен...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница