Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе?




Скачать 86,29 Kb.
НазваниеКаковы характеристики системы знаний в средневековой Европе?
Дата публикации03.06.2013
Размер86,29 Kb.
ТипВопрос
pochit.ru > Математика > Вопрос
25. Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе?

Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., а ее завершение к XIV—XV вв. В истории Европы этот период, называют не иначе как «мрачный», имея при этом в виду общий упадок цивилизации, круше­ние Римской империи, нашествие варваров, проникновение религии во все сферы духовной культуры. Возникшее в I в. среди простолюди­нов христианство сравнительно быстро овладело умами образованных передовых государственных деятелей. В 325 г. Римская империя была разделена на две части: западную и восточную со столицами Рим и Византия (позже переименованная в Константинополь). Западная Рим­ская империя прекратила свое существование в 476 г. н.э., а Византия существовала еще около тысячи лет.

В середине IX в. под началом епископа Льва, прозванного Мате­матиком, была открыта высшая школа, где собирались хранившиеся в монастырях старинные книги. Лев Математик в своих трудах по механике и математике впервые использовал буквы как математичес­кие символы, подойдя тем самым вплотную к основанию алгебры.

В центры научных знаний превращались монастыри. При монас­тырях и церквях, начиная с VI в., существовали школы, обеспечиваю­щие необходимый для священнослужителей уровень образования. Но школы давали и элементы светского образования. Но по сравнению с римской эпохой содержание преподаваемых знаний было значитель­но урезано, так как приспосабливалось к выполнению религиозно-цер­ковных и богословских функций. Грамматика, например, сводилась к изучению правил латинского языка, языка Священного писания. Ри­торика была сведена церковью к умению составления проповедей, а затем и к умению составления различных документов и т.д. В первой половине XI в. из монастырских школ возникают университеты, но уже как светские учебные заведения.

Знания, которые формируются в эпоху Средних веков в Европе, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для которого ха­рактерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: подлинное знание — это знание всеобщее, аподиктическое (доказательное). Но обладать им может только творец, только ему доступно знать, и это знание только универсальное. В этой парадигме нет места знанию неточно­му, частному, относительному, неисчерпывающему.

Так как все на земле сотворено, то существование любой вещи определено свыше, следовательно, она не может быть несимволичес­кой. Слово выступает орудием творения, а переданное человеку, оно выступает универсальным орудием постижения мира. Понятия отож­дествляются с их объективными аналогами, что выступает условием возможности знания. Если человек овладевает понятиями, значит, он получает исчерпывающее знание о действительности, которая производна от понятий. Познавательная деятельность сводится к исследо­ванию последних, а наиболее репрезентативными являются тексты Священного писания.

Все «вещи видимые» воспроизводят, но не в равной степени «вещи невидимые», т.е. являются их символами. И в зависимости от прибли­женности или отдаленности от Бога, между символами существует оп­ределенная иерархия. Характеризует систему знаний Средневековья и телеологизм, выражающийся в том, что все явления действительности существуют по промыслу Бога и для предуготовленных им ролей.

Как же, исходя из таких установок, может осуществляться позна­ние? Только под контролем церкви. Формируется жесткая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. Так, в 1131 г. был наложен запрет на изучение медицинской и юридической литерату­ры. Средневековье отказалось от многих провидческих идей антично­сти, не вписывающихся в религиозные представления. Так как позна­вательная деятельность носит теологически-текстовый характер, то ис­следуются и анализируются не вещи и явления, а понятия. Поэтому универсальным методом становится дедукция (царствует дедуктив­ная логика Аристотеля).

В мире, сотворенным Богом и по его планам, нет места объектив­ным законам, без которых не могло бы формироваться естествозна­ние. Но в это время существуют уже области знаний, которые подго­тавливали возможность рождения науки. К ним относят алхимию, астрологию, натуральную магию и др. Многие исследователи расце­нивают существование этих дисциплин как промежуточное звено меж­ду натурфилософией и техническим ремеслом, так как они представ­ляли сплав умозрительности и грубого наивного эмпиризма.

Средневековая западная культура — специфический феномен. С одной стороны, продолжение традиций античности, свидетельство тому — существование таких мыслительных комплексов, как созер­цательность, склонность к абстрактному умозрительному теоретизи­рованию, принципиальный отказ от опытного познания, признание превосходства универсального над уникальным. С другой стороны, разрыв с античными традициями: алхимия, астрология, имеющие «эк­спериментальный» характер.

Философия, как и наука, выступают «служанками» богословия. Поло­жения, расходящиеся с христианскими догматами, осуждаются.

Поэтому наука в Средние века часто оценивается как своеобразное интеллектуальное устремление, лишенное свободы поиска и скован­ное предрассудками и заблуждениями. Задачи научного исследования также направляются на достижение благодати и спасения.

В Средние века постулаты о творении предполагали выделение природы творящей и природы сотворенной. Средневековье знало семь свободных искусств: грамматика, диалектика, риторика, арифметика, гео­метрия, астрономия, музыка. Каждый ученый был обязан владеть всеми этими науками — искусствами. В XII—XIII вв. были известны тексты арабоязычных ученых, посвященные естественнонаучным изысканиям, широко употреблялись арабские цифры. Наиболее важ­ные изобретения компас, порох, часы, хомут лошади, рулевая стойка пришли с Востока. В науке господствовал схоластический метод с его необходимым компонентом — цитированием авторитетов, что лиша­ло значимости задачу по исследованию природных закономерностей.

Средневековые ученые, как правило, выходцы из арабских уни­верситетов, свое знание называли натуральной магией, понимая под ней надежное и глубокое познание тайн природы. Магия понималась как глубокое знание скрытых сил и законов Вселенной без их наруше­ния, и, следовательно, без насилия над Природой. Патристика (от лат. патер — отец) — учение отцов церкви — выступила первым эта­пом развития средневековой философии. С I по VI в. проблематику философии в рамках патристики представляли: Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др. Они обсуждали проблемы сущности Бога, движение истории к опре­деленной конечной цели («град божий»), соотношение свободы воли и спасения души. Большое значение имело то, что разум мыслился как стремящийся к расширению своих границ, а умопостигаемая при­рода возлагала свои надежды на возможности человеческого разума.

Классик средневековой патристики Тертуллиан (160—220) обна­жал пропасть между реальностью веры и истинами умозрения, вся­кий раз показывая несоразмерность веры и разума. Вера не нуждает­ся в рационально-теоретической аргументации, истины веры откры­ваются в акте откровения. Его кредо — «Верую, ибо абсурдно» показывает, что когнитивно-рациональные структуры не имеют силы сфере притяжения веры.

Представитель ранней патристики Оригена (около 185—254) обращал внимание на то, что Природа превосходит самый ясный и чистый человеческий ум. Мироздание является совечным Богу до нашего мира и после него были и будут другие миры. Процесс изменения мира в его христологическом учении связывался с глубиной падения духов, их возвращением (спасением) в первоначальное благе состояние, что не являлось окончательным, поскольку духи и в силу свободной воли могли испытать новое падение.

Схоластика (от лат. — школьный), оформившаяся в IX—X стремится к обновлению религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах. Большое значение придается логике рассуждений, в которой они видят путь постижения Бога. С расцветом схоластической учености связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Схоластом величает себя всякий, кто занимается преподавательской деятельностью: Эриугена, Альбер Великий, Фома Аквинский, Абеляр, Ансельм Кентерберийский.

Важными остаются вопросы о соотношении разума и вер] уки и религии. Соотношение философии и теологии истолковы неоднозначно. Ансельм Кентерберийский (1033—1109) считае истины, добытые разумом, но противоречащие авторитету Ск ного писания, должны быть забыты или отвергнуты. Абеляр ( 1142) стремится к четкому разграничению между верой и знаг предлагает сначала с помощью разума исследовать религиозн: тины, а затем судить, заслуживают они веры или нет. Ему при жит ставший знаменитым принцип: «Понимать, чтобы верить» личие от веры философия, как и знание, опирается на доказате разума.

Для Средневековья была характерна борьба между номинал: и реализмом, которая касалась существа общих понятий «унь лий». Соответствуют ли им объективная реальность или универса лишь слова и имена ? Номиналисты отрицали онтологическое (( ное) значение общих понятий. Универсалии существуют лишь В XIV в. Оккам выразит эту идею номинализма, заявив, что п том познания могут быть только единичные вещи — индиви

3. Философия науки в вопр. и отв

65
ности. Реалисты утверждали, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Номиналисты создали учение о двойственной истине, настаивав­шее на разделении истин богословия и истин философии. Истинное в философии может быть ложным в теологии, и наоборот. Принцип двойственности истины указывал на две принципиально разные кар­тины мира: теолога и натурфилософа. Первая связывала истину с бо­жественным откровением, вторая— с естественным разумом.

Арабский философ, ученый и врач Ибн Рушд (Аверроэс) (1126— 1198) — автор медицинских трудов, комментатор Аристотеля, был сто­ронником единого интеллекта и космического детерминизма. Ак­тивный интеллект, существуя вне и независимо от индивидуумов, есть вечный коллективный разум рода человеческого, который не возни­кает, не уничтожается и заключает в себе общие истины в обязатель­ной для всех форме.

Знаменитый ученый Альберт Великий (1193—1207) стремился со­гласовать богословие (как опыт сверхъестественного) и науку (как опыт естественного). Главным методом научного исследования он считал наблюдение и был уверен, что при исследовании природы надо посто­янно обращаться к наблюдению и опыту. В своей тайной мастерской он проводил многочисленные эксперименты.

Для ^ Роджера Бэкона (ок. 1214—1294) существовали три основ­ных способа познания: авторитет, рассуждение и опыт. Опытную на­уку он считал владычицей умозрительных наук. Имея энциклопеди­ческую образованность и широкий кругозор, он подчеркивал важность изучения произведений по оригиналам и необходимость знания мате­матики. Р. Бэкон стремился создать своего рода энциклопедию наук, в которой помимо математики присутствовали физика, оптика, аст­рономия, алхимия, медицина, а также этика. Интересно, что Р. Бэкон различал три разновидности опыта: внешний, приобретаемый при по­мощи чувств, внутренний, интерпретируемый в духе мистического озарения и праопыт, которым Бог наделил «святых отцов церкви».

В учении ^ Фомы Аквинского (1225—1274) есть указания на метод интеллектуального, т.е. постигающего созерцания, который схваты­вает не образ предмета, дальше которого не могут идти ни физика, ни математика, но прообраз этого образа, действительную форму пред­мета, «которая есть само бытие и от которой бытие происходит».

66

Интересны представления о процессе познания, развиваемые ан лийским философом и логиком Оккамом (ок. 1285—1349). Он бь уверен в независимости научных истин от богословия, их тесной ев зи с опытом и опорой на разум. Чувственное познание имеет дело единичными предметами. Однако оно теряет характер их точного во произведения. «Представление как таковое есть состояние или акт дун и образует знак для соответствующей ему внешней вещи». Следов тельно, в душе мы находим знак для соответствующего ему явлен! во внешнем мире. Оккам различает интуитивное знание, связанное восприятием и переживанием единичной вещи, и абстрактное знани которое способно отвлекаться от единичного. Известный принщ Оккама («бритва Оккама»), гласящий, что «не следует множить суй ности без надобности», вошел в сокровищницу человеческой инте.] лектуальной мысли, означает, что каждый термин обозначает лип определенный предмет. Образование понятий у Оккама обусловлен потенцией — устремлением человеческой души на предмет Познани; Его учение о понятиях называется терминизм. Естественные пон; тия, относящиеся к самим вещам, Оккам называет «терминами пе[ вой интенции», а искусственные, относящиеся ко многим вещам отношениям между ними, называются «терминами второй интенцию Именно они становятся объектом анализа в логике. Оккам ограничь вал применение понятия причинности сферой эмпирической констг тации. Идеи Оккама были широко распространены в средневековы университетах.

К особенностям средневековой науки ученые причисляют ее ори ентацию на совокупность правил в форме комментариев, тенденцш к систематизации и классификации знаний. Компиляция, столь чуж дая и неприемлемая для науки Нового времени, составляет характер ную черту средневековой науки, связанную с общей мировоззренчес кой и культурной атмосферой этой эпохи. Промышленный перево рот, который осуществился в Новое время, был во многом подго товлен техническими новациями Средневековья.

Похожие:

Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? iconКаковы особенности знания в житейской и научной психологии?
Какие «трудовые посты» существуют в профессии психолога? Каковы их характеристики?
Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? iconКаковы функции политической системы общества?
Каковы функции политической системы общества? В чем состоит влияние идеологии и политической психологии на политическое поведение...
Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? iconВопросы для подготовки к экзамену (кандидатскому минимуму) для аспирантов и соискателей по курсу
Наука и философия в средневековой Европе: особенности формирования и основные черты
Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? iconУтренняя зарядка Комплекс упражнений
На заре цивилизации мы не отличались долгожительством. Первобытные люди не доживали и до 20 лет. В средневековой Европе большинство...
Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? iconСтановление науки в средневековой Европе
К концу XII началу ХIII в обозначился застой в социально-экономическоми культурном развитии стран Ближнего и Среднего Востока. Страны...
Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? iconРазрешение проблемы беспризорности
В средневековой Европе, как показывают письменные источники, к детям до 6-7 лет относились как к младенцам, а потом как к взрослым,...
Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? iconВопросы к экзамену по курсу «Системы коммутации», часть 2 для студентов групп ск-71-ск-73
Цифровая система коммутации ахе-10. Назначение и характеристики системы. Структура системы axe-10
Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? iconЧто представляет собой ребенок?
Каковы его особенности, потребности, каковы скрытые, не замеченные еще возможности?
Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание физики
Цели урока: выяснить, что является источником звука, каковы его характеристики, показать единство законов природы, установить связь...
Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? icon1. Понятие системы. Классы системы и их характеристики
Система – это 2 и более взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связанных друг с другом, и составляющих целостное...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница