Доклад Технология стратовой дифференциации в учебном процессе мбоу маслянинской сош №1




Скачать 136,03 Kb.
НазваниеДоклад Технология стратовой дифференциации в учебном процессе мбоу маслянинской сош №1
Дата публикации02.06.2013
Размер136,03 Kb.
ТипДоклад
pochit.ru > Математика > Доклад
Всероссийская научно – практическая конференция «Содержание образования в аспектах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Доклад

Технология стратовой дифференциации в учебном процессе МБОУ Маслянинской СОШ №1
Свобода мышления составляет неотъемлемое право каждого.

Жозеф Эрнест Ренан.

Главные задачи современной школы чётко сформулированы в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» - это «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». В документе говорится, что «Новая школа – это школа для всех».

Отсюда принципиально необходимым является последовательная ориентация на соблюдение принципа вариативности образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса – учениками и педагогами.

Указанные задачи лишь отчасти аргументируют актуальность разработки технологии вариативного обучения школьников, поскольку ещё более значимой остаётся задача здоровьесбережения детей в образовательном процессе. При этом, здоровье ребёнка следует понимать в единстве его духовного, физического, психического, социального качества.

В свете обозначенных выше проблем большое значение имеет следование принципу вариативности, выражающему требования к управлению образовательным процессом создавать и предоставлять обучаемым варианты образовательных программ, маршрутов, видов услуг для выбора в соответствии с изменяющимися потребностями и возможностями развивающейся личности. Применение этого принципа нацелено на расширение избирательных возможностей школьника в процессе обучения, его прав и свобод и, вместе с тем, на развитие вариативного стиля мышления.

Обучать всех школьников одинаково качественно практически невозможно. Тем более, что высокий уровень обученности является часто недостижимым для многих школьников. У них появляется чувство дискомфорта, формируется ощущение устойчивой неуспешности и отрицательного отношения к школе в целом, что напрямую отражается на здоровье школьника.

Как помочь ребёнку не просто понять и принять эту неодинаковость, а сделать её стимулом к самопознанию, самосовершенствованию, к непрерывному образованию?

Традиционные методы обучения в этих условиях неэффективны, так как они рассчитаны на транслирующую роль учителя в учебном процессе и репродуктивную деятельность учеников. Традиционные методики по преимуществу не создают условий для продуктивной деятельности обучающихся в процессе обучения (исследовательской, проблемно – поисковой, творческой, коммуникативной).

Возникла потребность в технологизации обучения. Вариативное обучение, выраженное в создании условий для здорового, природосообразного и социо – культурного развития детей в процессе школьного образования, даёт возможность разрешить проблему. Изучаем одно, но по – разному – ключевой тезис вариативного обучения школьников.


Но прежде чем будет сделан переход к вопросу проектирования вариативного образовательного процесса в МБОУ Маслянинской СОШ №1 необходимо, определиться с основополагающими понятиями.

^ Вариативное образование - это процесс, направленный на расширение возможностей компетентностного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности.

^ Вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность педагога и учащихся по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора уровня содержания (в рамках государственных стандартов), средств, способов организации, ценностно – смыслового отношения к объектам изучения.

^ Дифференциация в образовательном процессе рассматривается как переходный этап к индивидуальному обучению, обучению по индивидуальным образовательным траекториям.

^ Индивидуализация обучения - индивидуализация обучения – это совместная деятельность учителя и учащихся на всех этапах учебного процесса, при которой выбор способов, приемов и темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень их способностей к учению.

Страта (лат. stratum - слой, пласт) – это

1. элемент социальной структуры, конструируемый на основании многомерной классификации и организуемый в иерархический порядок.

2. группа людей, объединенных по способу усвоения и переработки информации. 

В условиях вариативного образовательного процесса для наиболее эффективной реализации поставленных задач в школе №1 отдаётся предпочтение технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения.

Ведущей идеей дифференциации является – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп обучающихся.

По характерным индивидуально – психологическим особенностям личности, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

- по возрастному составу;

- по полу;

- по области интересов;

- по уровню умственного развития (по уровню достижений);

- по личностно – психологическим типам (типу мышления; темпераменту и т.д.);

- по уровню здоровья.

Уровневая дифференциация обучения предусматривает:

- наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, который необходимо достичь;

- базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований;

- базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;

- система результатов, которых должен достичь по базовому уровню обучающийся, должна быть открытой (учащийся информирован о критериях, результате, который он должен получить).

Технология стратовой дифференциации как разновидность разноуровневого обучения учитывает все особенности и принципы вариативного обучения.

^ Суть технологии:

  • при сохранении основных структурных единиц (классов) происходит распределение учащихся в рамках одной параллели на несколько (в зависимости от количества классов в параллели) "страт" по определённому предмету;

  • деление на страты производится в интересах учащихся на основании индивидуальных свойств, способностей, интересов и их уровня подготовки, при этом учитываются желания учеников и их родителей, экспертные оценки педагогов (соответствуют ли желания ребенка его возможностям), а также рекомендации психологической службы школы по результатам личностного и интеллектуального тестирования за предыдущие годы обучения;

  • в структуре стратовой дифференциации по обученности выделяется три уровня: базовый, программный (средний), усложнённый (продвинутый);

  • предмет стратификации преподается во всех стратах по единой программе, но с различной глубиной и скоростью освоения материала; деление на страты предполагает не уменьшение объёмов информации, а обеспечение школьников разноуровневым алгоритмом её усвоения;

  • технология направлена на обеспечение условий для усвоения учебного материала каждым учащимся в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его восприятия и мышления, субъективного опыта;

  • по истечении каждой учебной четверти возможен переход ученика из одной страты в другую, в соответствии с его учебными достижениями и интересами;

  • каждый учебный год завершается общим для всей параллели экзаменом по предметам стратификации, оценки на котором выставляются по единым требованиям;

  • решение о внедрении технологии стратовой дифференциации принимается Педагогическим советом школы; для организационно – методической работы и контроля за реализацией технологии в школе создаётся педагогический консилиум, который собирается в начале учебного года и в конце каждой четверти.


Второй год школа реализует Программу муниципальной экспериментальной площадки «Развитие и совершенствование образовательного процесса на основе технологии стратовой дифференциации». В результате внедрения технологии стратовой дифференциации в обучении математике педагоги школы рассчитывают достичь следующих целей:

для базовой страты (группа 1)

1. пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями;

2. ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;

3. сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

для программного уровня (группа 2)

1. развивать устойчивый интерес к предмету;

2. закрепить и повторить имеющиеся знания;

3. актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;

4. сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

для усложнённого уровня (группа 3)

1. развивать устойчивый интерес к предмету;

2. сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности;

3. развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

Программа рассчитана до 2015 – 2016 учебного года, а потому в настоящий момент можно говорить о промежуточных результатах внедрения технологии стратовой дифференциации. Вся работа по реализации Программы ведётся в соответствии с планом работы экспериментальной площадки. Каковы же основные подготовительные действия по внедрению стратового обучения в учебный процесс?

В 2010 – 2011 году стратовое обучение математике было реализовано в 9 классах, хотя, безусловно, начинать этот процесс надо с пятого класса. Это было вызвано рядом обстоятельств: на данной параллели происходила смена учителей в течение последних трёх лет; необходимо было учащихся подготовить соответствующим образом к государственной итоговой аттестации; на данной параллели было всего 60 учеников.

Важной составляющей организации стратового обучения учащихся 9 классов математике явились методические семинары для руководителей Методических объединений школы, для учителей математики и начальной школы, на которых педагоги были ознакомлены с технологией стратовой дифференциации. При подготовке семинаров использовался опыт и рекомендации МОУ Сузунской СОШ № 1, внедрявшей эту технологию с 2003 года по 2008 год и представлявшей свой опыт на Сибирской ярмарке «УчСиб – 2007».

Весной 2010 года была проведена подготовительная работа. Она включала в себя деятельность школьного психолога по психологической диагностике восьмиклассников с целью выявления уровня мотивации изучения математики, интеллектуальных способностей, уровня притязаний обучающихся. Администрацией школы проводился мониторинг результатов обученности восьмиклассников в 2009 – 2010 учебном году математике, были проведены две административные контрольные работы, проведён переводной экзамен по предмету.

В комплекс подготовительной работы со стороны администрации школы по организации экспериментальной площадки входило анкетирование обучающихся по вопросу профессиональных предпочтений восьмиклассников, собрания с учащимися по классам, классные родительские собрания. На встречах с детьми и родителями были доведены сведения об особенностях обучения математике на основе стратовой дифференциации, подходы при делении классов на страты.

В августе 2010 года на педагогическом консилиуме были рекомендованы к утверждению синхронизированные рабочие программы учителей математики, учащиеся 9 классов разделены на страты, был определён порядок ведения документации.

^ Какая работа была проделана администрацией школы и участниками экспериментальной площадки в течение 2010 – 2011 учебного года?

1. Администрацией школы были посещены 23 урока математики в стратах и 13 уроков посетили представители информационно – методического центра, было проведено 8 собраний с детьми и 6 родительских собраний.

2. Прошли входные контрольные работы в сентябре 2010 года, две административные контрольные работы, три пробных экзамена в форме ГИА.

3. 3 педагогических консилиума по промежуточным итогам работы площадки и один итоговый консилиум в конце учебного года. Вся работа консилиумов отражена в протоколах.

4. В течение года администрацией три раза проверялась синхронность прохождения рабочих программ по математике и осуществлялась необходимая их корректировка. Четыре раза просматривались рабочие тетради по математике с целью проверки наличия домашних работ учеников и выявления системы проверки домашних работ учащихся педагогами.

В феврале 2011 года в школе проходила методическая неделя для учителей Маслянинского района по теме «Вариативное обучение в образовательном пространстве школы», во время которой школьные математики показали для учителей школ Маслянинского района фрагменты уроков (изучение нового материала по теме «Арифметическая прогрессия») во всех трёх стратах. На методическом семинаре для руководителей школ района педагог, обучающий углубленную страту, провела открытый урок (два фрагмента в разных стратах) и выступила перед участниками семинара по теме экспериментальной площадки.

^ Как реализуется Программа по внедрению стратового обучения математике в учебный процесс в текущем 2011 – 2012 учебном году?

В работу экспериментальной площадки включены учащиеся пятых классов. Все подготовительные мероприятия были проведены в соответствии с планом.

Учащиеся разделены на четыре страты: углубленная, программная 1, программная 2, базовая.

В рамках Программы адаптации учащихся при переходе с одной ступени обучения на другую был проведён классно – обобщающий контроль пятых классов; особенности адаптации и включения в работу экспериментальной площадки учащихся пятых классов обсуждались на малом педагогическом совете школы.

^ Каковы результаты обучения учащихся математике при стратовом делении?

В течение всего прошлого и нынешнего учебного года в стратах велось и ведётся постоянное наблюдение психолога за психоэмоциональным состоянием учащихся через анкетирование и промежуточное диагностическое обследование, проводился и проводится мониторинг результативности обучения учащихся математике в стратах. Каковы наиболее существенные результаты этих мониторингов?

1. Итоговая аттестация обучающихся по математике проходила в двух формах: в форме ГИА и в традиционной форме - написание контрольной работы по предложенным текстам.

Контрольную работу писали 13 учащихся, 48 учеников сдавали экзамен в форме ГИА.

В традиционной форме экзамен сдали 100% обучающихся, на 4 и 5 - 2 человека, что составляет 15,4 %.

В форме ГИА сдали экзамен 48 учеников. На 4 и 5 сдали 28 учащихся, что составляет 58, 3%. Не сдал экзамен 1 ученик. Абсолютная успеваемость составляет 98%.

Общие результаты итоговой аттестации абсолютная успеваемость составляет – 98,4%, на 4 и 5 – 49%.

2. Стратовая дифференциация значительно облегчила выбор учащимися профильного предмета при переходе на индивидуальные учебные планы в 10 классе.

3. Ни для кого не секрет, что при переходе к обучению из начальной школы в основную падают показатели обученности учащихся. Это связано с трудностями адаптации пятиклассников. Высока вероятность того, что именно стратовое обучение позволило учащимся пятых классов показать результаты обученности математике и в 1-й, и во 2-й четвертях на уровне конца четвёртого класса: на уровне 73% (44 ученика обучаются на 4 и 5 из 60).

4. 77% учащихся 9 класса (47 учеников из 60) на вопрос «Полезно ли деление на страты», ответили положительно, и только один не согласился с этим утверждением.

5. На вопрос «Нравится ли тебе обучаться в страте» ответили положительно 94% пятиклассников. Три ученика испытывают сложности, так как нет друзей в этой группе.

6. За полтора года работы экспериментальной площадки случилось 5 переходов учеников из страты в страту. Один переход по собственному желанию из углубленной в программную, так как будущая профессия связана с гуманитарными предметами. Четыре перехода по предложению консилиума: два ученика перешли в страту более высокого уровня, два в базовую страту.

7. Повышение мотивации обучающихся к учению, формирование рефлексивных навыков у учащихся. У детей появляется право выбора, которое можно реализовать.

8. Адаптация детей к работе в разных коллективах (в классе, в страте)

9. Учащиеся имеют возможность развиваться в соответствии со своими способностями, интересами, амбициями, родители возможность удовлетворения уровнем образовательных услуг, предоставляемых школой

Что даёт участие в эксперименте учителям школы?

1. Возможность работы с группами учащихся близкого уровня подготовки и мотивации к обучению.

2. Возможность расширения и совершенствования профессионального опыта педагога, возможность трансляции своего опыта, использование этого опыта при аттестации на квалификационную категорию.

3. Возможность обучения педагога мониторингу результатов обученности учащихся, так как отслеживание результатов учебной деятельности учеников на уроках математики входит в обязанности участников экспериментальной площадки.

4. Формирование банка дидактических, методических и контрольно – измерительных материалов в рамках предметного объединения учителей математики.

4. Удовлетворение результатами учебной деятельности учащихся и своей профессиональной деятельностью.

4. Дополнительные часы математики.

5. Включение учителей в работу по реализации регионального проекта «Внедрение модели системы управления качеством образования в ОУ».

^ Трудности в организации стратового обучения учащихся?

Самая большая трудность связана с работой педагогов. Прежде всего, это синхронизация рабочих программ в течение всего учебного года. А значит, учителю нельзя пропускать уроки или всегда должен быть свободный учитель, готовый заменить отсутствующего педагога.

Безусловно, важна готовность педагога работать в условиях стратового обучения. Необходим определённый уровень профессионального развития педагога; необходимо умение, понимание и желание непрерывно обучаться, постоянно отслеживать и анализировать результаты обучения учащихся в страте, постоянно корректировать свою деятельность, изыскивая из арсенала дидактических средств те, которые будут максимально способствовать развитию ребёнка независимо от уровня страты.

Работа в страте требует от учителя своевременного заполнения всей школьной документации, связанной со стратовым обучением.

Но дорогу осилит идущий…………..

Список литературы

  1. Абасов З.И. Дифференциация обучения: сущность и формы. //Директор школы.- 1999.-№8

  2. Блинков А.Д., Лови О.В. Стратовая дифференциация обучения.//Завуч.-1998.-№4

  3. Гин А. Приёмы педагогической технологии. - М.: Вита - Пресс. 2003.

  4. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Дифференциация обучения в средней школе. //Педагогика. - 1990.- №8.

  5. Осмоловская И.М. Дидактические проблемы в управленческой деятельности директора школы. - М.: Сентябрь. 2005.

  6. Осмоловская И.М. Практика дифференцированного обучения: попытка систематизации. //Школа. 1996.- №6.

  7. Пикан В.В. Технология вариативного обучения. - М.: УЦ Перспектива. 2008.

  8. Пикан В.В. Управление вариативным образованием в школе. - М.: АПКиППРО. 2005.

  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование. 1998.

10. Тубельский А.Н., Кукушкин М.Е., Старостенко М.В. Новая модель

образования старшеклассников: опыт создания. - М., 2001.

11. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика. 1990.

12. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного
урока в начальной школе. — М.: Академкнига. 2009.

  1. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания.- М.: Русское слово. 2008.

  2. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: внешние и внутренние формы. //Директор школы. - 1995.- №3.

  3. Якиманская И.С. Технология личностно - ориентированного образования. - М.: Педагогика. 2000.







Похожие:

Доклад Технология стратовой дифференциации в учебном процессе мбоу маслянинской сош №1 iconЭлектронные образовательные ресурсы, используемые в учебном процессе мбоу «Михайловская сош»

Доклад Технология стратовой дифференциации в учебном процессе мбоу маслянинской сош №1 iconДоклад призван информировать родителей (законных представителей)...
Публичный доклад мбоу сош №30 с. Романовка содержит информацию об основных результатах и проблемах образовательного учреждения
Доклад Технология стратовой дифференциации в учебном процессе мбоу маслянинской сош №1 iconАнализ работы мбоу «Мелиховская сош» по организации предпрофильного...
В 2011-2012 учебном году мбоу «Мелиховская сош» продолжила препрофильную подготовку и профильное обучение учащихся
Доклад Технология стратовой дифференциации в учебном процессе мбоу маслянинской сош №1 iconПубличный доклад мбоу сош №8 за 2011-2012 учебный год
На «отлично» год закончили 69 учеников, что составляет 8,9% (в прошлом учебном году 8,2 %)
Доклад Технология стратовой дифференциации в учебном процессе мбоу маслянинской сош №1 iconПубличный доклад мбоу углегорской средней общеобразовательной школы
Данный доклад содержит информацию об основных результатах работы коллектива мбоу углегорской сош за 2011 и перспективах развития...
Доклад Технология стратовой дифференциации в учебном процессе мбоу маслянинской сош №1 iconПубличный доклад о состоянии и результатах деятельности
Публичный доклад лг мбоу «сош №3», в котором представлены результаты деятельности школы за 2011-2012 учебный год. В докладе содержится...
Доклад Технология стратовой дифференциации в учебном процессе мбоу маслянинской сош №1 iconПреподавателей и сотрудников
Мбоу зареченская сош №2 в целях урегулирования поведенияучителей, сотрудников, учеников как в процессе труда, обучения, так и во...
Доклад Технология стратовой дифференциации в учебном процессе мбоу маслянинской сош №1 iconОтчет о ходе реализации фгос ноо в мбоу сош №9 в 2011-2012 учебном году
Российской Федерации на 2011-2015 годы все общеобразовательные учреждения РФ перешли на федеральный государственный стандарт начального...
Доклад Технология стратовой дифференциации в учебном процессе мбоу маслянинской сош №1 iconОтчет о проведении тематической Недели биологии и химии в мбоу сош...
Мбоу сош №5 ст. Бриньковской Приморско- ахтарского района в 2012-2013 учебном году
Доклад Технология стратовой дифференциации в учебном процессе мбоу маслянинской сош №1 iconАнализ методической работы моу сош №58. Зам директора по увр коленченко...
В 2008-2009 учебном году школа работала над методической темой: Использование возможностей школы – комплекса полного дня для внедрения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница