Пояснительная записка Одним из вопросов методики преподавания математики является вопрос формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач




Скачать 123,08 Kb.
НазваниеПояснительная записка Одним из вопросов методики преподавания математики является вопрос формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач
Дата публикации27.05.2013
Размер123,08 Kb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Математика > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Одним из вопросов методики преподавания математики является вопрос формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач.

Задачи являются материалом для ознакомления учащихся с новыми понятиями, для развития логического мышления, формирования межпредметных связей. Задачи позволяют применять знания, полученные при изучении математики, при решении вопросов, которые возникают в жизни человека. Этапы решения задач являются формами развития мыслительной деятельности.

Статистические данные анализа результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорят о том, что решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет год от года чуть больше или меньше 30%. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач и не умеют за их часто традиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого традиционного раздела элементарной математики.

Данная образовательная программа дополняет базовую программу, не нарушая её целостности, и предназначена для того, чтобы помочь учащимся научиться решать школьные и предлагаемые на приёмных экзаменах в ВУЗы и техникумы математические задачи.

Умение решать задачи является одним основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала учащимися. На всех экзаменах, как в школе, так и на приёмах в ВУЗы и техникумы, довольно часто встречаются случаи, когда ученик показывает, казалось бы, хорошие знания в области теории, знает все требуемые определения и теоремы, но запутывается при решении весьма несложной задачи.

Одной из причин является то, что одни ученики вникают в процесс решения задач, стараются понять, в чём состоят приёмы и методы решения задач. Другие же, к сожалению, не задумываются над этим. Эти учащиеся не анализируют в должной степени решаемые задачи и не выделяют из решения общие приёмы и способы.

Научить решать текстовые задачи – значит, научить такому подходу к задаче, при котором она выступает как объект тщательного изучения, а её решение – как объект конструирования и изобретения.

Решение текстовых задач способствует, с одной стороны, закреплению на практике приобретённых умений и навыков, с другой стороны развитию логического мышления учащихся.

Наблюдается активизация работы их мыслительной деятельности. При правильной организации работы у учащихся развивается активность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, смекалка, развивается абстрактное мышление, умение применять теорию к решению конкретных задач.

Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения учащихся в школе, поэтому представленную образовательную программу «Текстовые задачи» рекомендуется вводить с девятого класса.

Даются общие сведения о задачах и их решении, рассматриваются общие методы анализа задачи и поиска их решения.

По каждой теме проводится тест входного контроля знаний. Далее рассматриваются методы решения некоторых видов задач.

Техника решения задач отрабатывается в самостоятельной работе, работе в парах, индивидуальной работе (возможна консультация учителя). Задачи, предлагаемые в этой части, интересны и часто непросты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить математические способности. Вместе с тем, содержание курса позволяет учащемуся любого уровня активно включаться в учебно – познавательный процесс и максимально проявлять себя.

Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный выбор профиля обучения в старших классах и качественно подготовиться к ЕГЭ и конкурсным экзаменам в ВУЗы. Он поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения, которые не рассматриваются в рамках школьной программы.

^ Цели курса:

Обучение учащихся методам и приемам решения текстовых задач,

развитие устойчивого интереса учащихся к изучению математики,

формирование у них полного представления о решении текстовых задач.


^ Задачи курса:
-систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач;

-познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методики и различными способами их решения;

-развивать и укреплять межпредметные связи;

-научить применять математические знания в решении повседневных жизненных задач бытового характера.
^ Требования к уровню усвоения учебного материала

(предполагаемый результат).
В результате изучения дополнительной образовательной программы «Текстовые задачи: сложности и пути их решения» учащиеся получают возможность знать:
-основные методы и приёмы решения текстовой задачи;

-классификацию текстовых задач и алгоритмы их решения;
уметь:
-определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;

-применять полученные математические знания в решении жизненных задач;

-использовать дополнительную математическую литературу.

^ Учебно – тематический план






Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Введение

0,5

0,5

1

2

Текстовые задачи и техника их решения

1

1

2

3

Задачи на движение

4

8

12

3.1

Теория. Входной тест

2




2

3.2

Решение типовых задач на движение

2




2

3.3

Практикум по решению задач




8

8

4

Задачи на совместную работу

4

8

12

4.1

Теория. Входной тест

2




2

4.2

Решение типовых задач на совместную работу

2




2

4.3

Практикум по решению задач




8

8

5

Задачи на проценты

4

8

12

5.1

Теория. Входной тест

2




2

5.2

Решение типовых задач на проценты

2




2

5.3

Практикум по решению задач




8

8

6

Задачи на сплавы и смеси

4

8

12

6.1

Теория. Входной тест

2




2

6.2

Решение типовых задач на сплавы и смеси

2




2

6.3

Практикум по решению задач




8

8

7

Задачи на прогрессии

4

8

12

7.1

Теория. Входной тест

2




2

7.2

Решение типовых задач на прогрессии

2




2

7.3

Практикум по решению задач




8

8

8

Решение задач по всем темам курса




4

4

9

Решение экзаменационных задач, предлагавшихся на экзаменах в МГУ за 1970 – 2000 годы




3

3

10

Итоговое занятие. Турнир

1

1

2




Всего

22.5

49.5

72



Содержание курса

(2 ч в неделю, всего 72 ч)
Представленный элективный курс содержит 6 тем.

Первая тема «Текстовые задачи и техника их решения» является обзорной по данному разделу математики.

При её раскрытии акцент должен быть сделан на выделение основных этапов решения текстовых задач и их назначение. Ещё четыре темы – «Задачи на движение», «Задачи на смеси и сплавы», «Задачи на работу», «Задачи на прогрессии» - закрепляют и дополняют знания учащихся, полученные на уроках.

Тема «Задачи на проценты» содержит задачи как школьного курса, так и задачи с экономическим содержанием, а также разные задачи, выходящие за рамки школьной программы. Таким образом, значительно совершенствуются навыки учащихся в решении текстовых задач.
^ 1. Вводный раздел (1 ч).

Инструктаж по ПДД и ППБ. Цели и задачи программы дополнительного образования. Вопросы, рассматриваемые в курсе и его структура. Ознакомление с планом работы группы. Знакомство с литературой, темами творческих работ. Требования, предъявляемые к участникам конкурса. Аукцион «Что я знаю о методах решения текстовых задач».
^ 2. Текстовые задачи и техника их решения (2 ч).

Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приёмами ( по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертёж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.
^ 3. Задачи на движение (12 ч).

Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии.

Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи и её значение для составления математической модели.
^ 4. Задачи на совместную работу (12 ч).

Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели.
^ 5. Задачи на проценты (12 ч).

Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.
6. Задачи на сплавы и смеси (12 ч).

Формула зависимости массы или объёма в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и её значение для составления математической модели. Решение задачи с помощью графика.
^ 7. Задачи на прогрессии (12 ч).

Формулы общего члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий. Формулы арифметической и геометрической прогрессий, отражающие их характеристические свойства. Особенности выбора переменных и методики решения задач на прогрессии.
^ Форма контроля знаний – проверка самостоятельно решённых задач.
Возможные критерии оценок.
Структура задач по темам «Задачи на движение», «Задачи на смеси и сплавы», «Задачи на работу», «Задачи на прогрессии», «Задачи на проценты»:

  1. тест – I уровень (максимальное количество баллов-5);

  2. задачи для работы в парах – II уровень (по 1 баллу за каждую верно решенную задачу);

  3. задачи на листах для самостоятельной работы –III уровень (2 балла – решил самостоятельно; 1 балл – решил с подсказкой учителя).


^ Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

В процессе изучения данного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы. При реализации программы предусматривается применение следующих дидактических форм и методов:

- тематические лекции, эвристические беседы;

- семинары с выступлениями и докладами учащихся;

- викторины, олимпиады;

- практикумы по решению задач;

- индивидуальные консультации;


^ Комплект методического сопровождения программы:
- анкета учащегося «Что я знаю о методах решения текстовых задач» (разработана для сбора данных о знании учащимися некоторого материала по решению текстовых задач);

- справочники для поступающих в ВУЗы, энциклопедии, учебники;

- сборники олимпиадных заданий, КИМы, задачники, пособия по математике;

- материалы викторин, школьных олимпиад, тестов.

Литература


  1. Алексеев И.Г. Подготовка к ЕГЭ: Учебно-методическое пособие. – Саратов: Лицей, 2007.

  2. Алгебра: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений Ш.А.Алимов и др. – 10-е изд. – М.: Просвещение,2004.

  3. Булынин В. Применение графических методов при решении текстовых задач./ Математика. №14,2005.

  4. Галицкий и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: Учебное пособие для учащихся шк. и классов с углубленным изучением математики / 2-е изд.- М.: Просвещение, 1994.

  5. Иванов М.А. Математика без репетитора. 800 задач с ответами и решениями для абитуриентов. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2002

  6. Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Алгебра: сборник заданий для подготовки к ГИА в 9кл. / М.: Просвещение, 2009.

  7. Минаева С.С., Колесникова Т.В. Математика. ГИА в новой форме, типовые тестовые задания. 9 класс / Издательство «Экзамен» Москва, 2009.

  8. Нырко В.А., В.А.Табуев. задачи с параметром. Текстовые задачи. Пособие для поступающих в ВУЗы. – Екатеринбург: Издательство УМЦ – УПИ, 2001.

  9. Р.И. Довбыш, Л.Л.Потемкина и др. Математические олимпиады: 906 самых интересных задач и примеров с решениями / Ростов н/Д : Феникс; Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2008.

  10. Учебный справочник школьника. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.

Похожие:

Пояснительная записка Одним из вопросов методики преподавания математики является вопрос формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач icon«Повышение вычислительной культуры учащихся» учителя математики Кобелковой...
...
Пояснительная записка Одним из вопросов методики преподавания математики является вопрос формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач iconРешение задач занимает в математическом образовании огромное место....
Основной задачей школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых задач
Пояснительная записка Одним из вопросов методики преподавания математики является вопрос формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач iconРазвитие навыков и умений монологического высказывания (говорения) учащихся 10-11 классов
Целью данной работы является решение проблемы формирования навыков и умений монологического высказывания учащихся старших классов...
Пояснительная записка Одним из вопросов методики преподавания математики является вопрос формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач iconПояснительная записка. 2
«Система упражнений для формирования речевых навыков и умений у детей с особыми образовательными возможностями на уроках иностранного...
Пояснительная записка Одним из вопросов методики преподавания математики является вопрос формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач iconПояснительная записка Современная физика часть общечеловеческой культуры,...
Систематическое решение задач способствует развитию мышления обучающихся, их подготовке к участию в рационализаторстве и творческих...
Пояснительная записка Одним из вопросов методики преподавания математики является вопрос формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач iconПод названием “транспортная задача” объединяется широкий круг задач...
Линейное программирование является одним из разделов математического программирования – области математики, разрабатывающей теорию...
Пояснительная записка Одним из вопросов методики преподавания математики является вопрос формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач iconРазработка (план – конспек) урока
Цели урока – Вооружение учащихся системой знаний о основных понятиях и определениях темы; развитие умений и навыков применения полученных...
Пояснительная записка Одним из вопросов методики преподавания математики является вопрос формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач iconПояснительная записка Элективный курс физики «Методы решения физических задач»
Элективный курс физики «Методы решения физических задач» это курс повышенного уровня, способствующий профильной подготовке, развитию...
Пояснительная записка Одним из вопросов методики преподавания математики является вопрос формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач iconВ настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для...
Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития,...
Пояснительная записка Одним из вопросов методики преподавания математики является вопрос формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач iconПояснительная записка За последние десятилетия в обществе произошел...
Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у обучающихся общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница