«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать»




Скачать 277.23 Kb.
Название«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать»
страница1/2
Дата публикации04.05.2013
Размер277.23 Kb.
ТипАнализ
pochit.ru > Математика > Анализ
  1   2
СПРАВКА

о состоянии и эффективности управленческой деятельности

в образовательных учреждениях района

«Два человеческих изобретения

можно считать самыми трудными:

искусство управлять и искусство воспитывать»

Иммануил  Кант великий немецкий философ
В соответствии с планом работы управления образования, приказами № 1009 от 23 ноября 2012 года, № 1110 от 19 декабря 2012 года «Об инспекционной проверке деятельности образовательных учреждений района», изучалось состояние и эффективность управленческой деятельности в следующих школах района:

- МБОУ «СОШ с. Андреевка»,

- МБОУ «СОШ с. Лозное»,

- МБОУ «СОШ с. Кочегуры»,

- МБОУ «ООШ с.Новоречье»,

- МБОУ «СОШ с.Ездочное».

^ Цель проверки: анализ деятельности администрации школы по вопросам управления образовательным процессом в учреждении. В связи с этим изучались организационно-распорядительные и планирующих документы образовательного учреждения по данному вопросу, анализировалась организация контроля состояния преподавания учебных дисциплин, работа с педагогическими кадрами в ОУ.

Анализ результатов проверки свидетельствует о том, что в проверенных образовательных учреждениях сложилась определенная структура органов управления. Это управляющие советы, педагогические советы, родительские комитеты, органы ученического самоуправления. Проверка показала, что все органы управления действуют на основе Уставов школ, а так же имеются разработанные и утвержденные локальные акты, регламентирующие их функции и полномочия. Это позволяет при наличии достаточно разветвленной структуры управленческих органов в школе добиться организации их правильного взаимодействия, координации их работы и эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций.

Управленческая деятельность в проверенных школах района основывается на следующих принципах руководящей деятельности:

а) координация, согласованность и деловое сотрудничество всех управленческих органов в школе в планировании предстоящей работы, определении ее ведущих задач и их эффективном решении;

б) демократизм и гласность в осуществлении всеми должностными лицами школы своих руководящих функций; опора на общественное мнение педагогического и ученического коллективов, а также родителей; выборность руководящих органов;

в) персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня за успешное выполнение своих должностных функций;

г) умение выделять главные проблемы в работе школы и концентрировать усилия педагогического и ученического коллективов на их решении;

д) поддержание доброжелательного психологического микроклимата в педагогическом и ученическом коллективах, основанного на высокой ответственности, творческой инициативе, принципиальности и сознательном отношении каждого его члена к работе;

е) тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и принятых коллективом школы решений по совершенствованию учебно-воспитательной работы;

ж) поощрение педагогического творчества и поиска в повышении качества учебно-воспитательного процесса, стимулирование учителей к овладению передовым педагогическим опытом.

Система управления школ обеспечивает перспективное развитие и оперативное регулирование рабочего процесса, организует образовательную деятельность, управляет материальными, кадровыми, финансовыми ресурсами.

^ Управляющий Совет является коллегиальным органом управления школы, реализующим принцип демократического государственно-общественного характера управления образованием. Основные вопросы, которые в настоящее время рассматриваются на заседаниях управляющих советов, это утверждение образовательных программ, согласование учебно-методических комплектов, распределение стимулирующих выплат, организация питания обучающихся, рассмотрение и утверждение Уставов, утверждение локальных актов. Следует отметить, что на момент проверки школ комиссией управления образования, протоколы управляющих советов были оформлены должным образом в МБОУ «СОШ с. Андреевка», МБОУ «СОШ с. Лозное», МБОУ «СОШ с. Кочегуры», МБОУ «СОШ с. Ездочное». Все необходимые вопросы, отнесенные к компетенции управляющих советов, были рассмотрены. Исключение составляет МБОУ «ООШ с. Новоречье» (на момент проверки протоколы находились у председателя Управляющего совета и комиссии предоставлены не были).

Во всех проверенных ОУ разработаны локальные акты, регламентирующие учебно-воспитательный процесс в школе и взаимодействие между участниками образовательного процесса. Однако, слабо прослеживается работа администраций школ по систематизации локальных актов, по приведению их содержания в соответствие с требованиями действующего законодательства. Все проверенные школы получили рекомендации по этому вопросу. Всем проверенным школам рекомендовано разработать положение об основной образовательной программе школы, положение о порядке создания части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, положение об учебном занятии (поурочном плане), о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС. Помимо этого МБОУ «ООШ с. Новоречье» рекомендовано пересмотреть многие локальные акты. В МБОУ «СОШ с.Андреевка» требует переработки Положение о педагогическом совете, оно противоречит действующему Уставу учреждения и требованиям законодательства; не в полной мере отражает полномочия и функции педсовета.

Механизм самоуправления учреждения реализуется через педагогический совет и родительский комитет, деятельность которых регламентирована локальными актами и отражается в протоколах, которые ведутся в соответствии с требованиями.

Во всех проверенных школах на первом заседании педсовета в текущем учебном году был рассмотрен вопрос выбора председателя и секретаря, утверждены рабочие программы по всем образовательным областям. Практически общим замечанием является то, что в протоколах педсоветов не указан перечень рассматриваемых рабочих программ по дополнительному образованию. Следует ответить, возросший уровень подготовленности и целенаправленности педагогических советов в МБОУ «СОШ с. Андреевка», МБОУ «СОШ с. Лозное», МБОУ «СОШ с.Ездочное». В этих школах произведён достаточно полный анализ выполнения образовательных программ за первую четверть текущего года, освещён контроль со стороны администрации за реализацией программ, методикой и качеством преподавания предметов.

Проверка школьной документации свидетельствует о том, что тематика педагогических советов в МБОУ «СОШ с. Лозное» выстраивается в соответствии с планом работы школы, ориентирована на этапную реализацию воспитательной системы и программы развития образовательного учреждения. В ней нашли отражение актуальные проблемы, над которыми работает педагогический коллектив:

  • анализ результатов ЕГЭ и поступления учащихся в вузы, ссузы. Коррекция и утверждение плана работы по подготовке к ЕГЭ;

  • организация рационального питания школьников;

  • системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС.

  • развитие личностного потенциала обучающихся посредством формирования их исследовательской компетентности.

Заслуживает внимания тот факт, что в МБОУ «СОШ с. Лозное» сложилась определенная система подготовки и проведения педагогических советов. Создаются временные творческие группы, которые занимаются исследованием выносимой на обсуждение проблемы, изучают соответствующую психолого-педагогическую литературу, материалы сети Интернет, собирают аналитическую информацию об условиях функционирования образовательного процесса в школе. При проведении педагогических советов используются интерактивные формы работы: работа в дискуссионной группе, практика через действия, обучение других, тестирование. Нетрадиционные формы проведения педагогических советов позволили повысить активность педагогов в подготовке и проведении заседаний. Такой подход способствует тому, что каждый учитель поставлен в активную позицию, что обеспечивает его личный профессиональный рост и причастность к качественным изменениям, происходящим в школе. Вместе с тем администрация этой школы отмечает, что в работе педагогического совета имеются и недостатки: невысокий уровень умений педагогов комплексно анализировать рассматриваемые проблемы и ситуации, эффективно корректировать образовательный процесс в режиме личностно-ориентированного развития учащихся.

Протоколы педагогических советов МБОУ «СОШ с.Кочегуры», свидетельствует о том, что данный орган управления выполняет свои полномочия: на заседаниях педсовета рассмотрены вопросы по допуску обучающихся к итоговой аттестации, о переводе и выпуске обучающихся, о награждении обучающихся похвальными грамотами за успехи в изучении отдельных предметов и похвальными листами. Однако, перевод и выпуск обучающихся по итогам 2011-2012 учебного года произведен без анализа выполнения учебных программ. Результаты итогов учебного года практически не проанализированы. В протоколе педсовета на начало 2012-2013 учебного года не рассматривался вопрос о рабочих программах по дополнительному образованию. Также в 2012-2013 учебном году на педсоветах не рассматривались вопросы, касающиеся процесса воспитания в школе. В плане педагогических советов на 2012-2013 учебный год лишь в марте планируется рассмотрение вопроса, связанного с ФГОС («ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»).

Одна из основных задач, стоящих перед коллективами школ – это совершенствование управления качеством образования. Это значит обоснование, выбор и реализация мер, позволяющих получить высокие результаты при минимальных затратах времени и усилий со стороны всех участников образовательного процесса. Существенную роль в решении этой задачи решает педагогический мониторинг. Внедрение мониторинга осуществляется в каждом общеобразовательном учреждении. Однако, следует отметить, что в проверенных школах ещё не создана полноценная система диагностик по изучению эффективности учебно-воспитательного процесса. А ведь при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации, о развитии личности ребенка, о формировании детского коллектива, состоянии и результатах учебно-воспитательного процесса, ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей, достаточно сложной и трудоемкой деятельности по моделированию, построению и реализации учебно-воспитательной системы учреждения.

Исключением здесь является МБОУ «СОШ с. Ездочное», где этой работе уделяется достаточно много внимания. Наряду с педагогическими методиками в этой школе используются социологические и психологические методики, что способствует более объективному и обстоятельному изучению учебно-воспитательной системы. Полученные результаты анализируются на педсоветах, совещаниях при директоре. В школе создана система накопления и хранения диагностико-аналитической информации, что позволяет сопоставлять результаты функционирования учебно-воспитательной системы в течение нескольких лет и на этой основе точно определять стадию и тенденции ее развития. В этом учебном году коллектив МБОУ «СОШ с. Ездочное» внедряет в свою деятельность ещё одну педагогическую диагностику учебно-воспитательного процесса по изучению эффективности системы управления и исследованию удовлетворенности педагогов, учащихся и родителей организацией воспитательной работы и жизнедеятельности образовательного учреждения. Важность этого трудно переоценить, ведь неоспорим тот факт, что одна из главных функций внутришкольного управления – мотивирующая, одно из главных условий высокого качества образовательного процесса  - постоянно растущая удовлетворенность педагогов работой в своей школе. Для подавляющего большинства педагогов профессиональная деятельность становится основным способом самовыражения, самореализации, мерилом социальной ценности и жизненной успешности. Поэтому с помощью различных диагностик нужно изучать не только уровень эффективности воспитательной деятельности, но и удовлетворенность педагогов и родителей жизнедеятельностью в учебном заведении.

На заседаниях органов управления всех проверяемых учреждений рассматривался вопрос утверждения рабочих программ по всем образовательным областям. Следует отметить, что во всех образовательных учреждениях разработан локальный акт «Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения», которое предусматривает наличие в рабочей программе следующих разделов:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

4. Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план).

5. Содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

6. Формы и средства контроля.

7. Перечень учебно-методических средств обучения.

Причём, титульный лист Рабочей программы должен содержать следующий гриф утверждения:


«Согласовано»

Руководитель МежМО

___________Никуленко Т. Н..

Протокол № ___ от

«____»____________2012 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ № 3 п Чернянка

___________ Андреева Н.В.

«____»____________2012 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 3 п. Чернянка

__________Чуб М. В.

Приказ № ___ от «___»____2012 г.


Утверждено на заседании педагогического совета.

Протокол № ___ от ___ августа 2012 года

Директор МБОУ СОШ № 3 ___________________ Чуб М.В
Позволю себе напомнить сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ:

Первый этап – 1 - 30 июня – Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол) и согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе;

Второй этап – 1 - 30 августа – Рабочая программа рассматривается на педагогическом совете и утверждается руководителем образовательного учреждения.

На момент проверки требования, устанавливаемые положением к рабочим программам, были выполнены не в полном объеме. В ряде рабочих программ на титульных листах отсутствовали отметки о рассмотрении на педагогическом совете. В календарно-тематическом планировании не везде был оформлен раздел «Повторение». Даты прописаны не до конца учебного года и карандашом. Раздел «Перечень учебно-методических средств» часто представлен только используемой литературой.

Необходимо отметить, что элективные курсы являются неотъемлемыми компонентами вариативной системы образовательного процесса на ступенях основного и среднего (полного) общего образования, обеспечивающими успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов.

Использование программ элективных учебных курсов в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения предполагает обязательное проведение следующих процедур:

  • обсуждение и согласование на школьных методических объединениях;

  • внутреннее рецензирование;

  • рассмотрение (согласование) на методическом или педагогическом совете школы;

  • утверждение директором школы;

  • внешнее рецензирование, если программа авторская.

Практика показывает, что наиболее эффективными для элективных курсов являются современные педагогические технологии, ориентированные на активную деятельность обучающегося и субъект-субъектное взаимодействие (игровые, тренинговые и др.), а также технология учебных проектов, технология учебного исследования. Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы их учебно-методического обеспечения, широко освещаются в предметных журналах, в изданиях «Просвещения», «Дрофа», «Мнемозина», «Илекса» и др. издательствах перечисленных в приказах Министерства образования от 14.12.2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» и № 16 от 16.01.2012 г.

Необходимо отметить, что в ОУ района со стороны администрации уделяется недостаточное внимание контролю программно-методического обеспечения учебного плана. По итогам проверки готовности школ к началу 2012-2013 учебного года все ОУ получили замечания по приведению преподавания элективных курсов в соответствие с нормативными требованиями. В декабре текущего года этот вопрос был изучен вновь, и оказалось, всего по школам не прошли внешнюю экспертизу 72 программы элективных курсов, в том числе:

- МБОУ СОШ с. Лозное - 1 курс,

- МБОУ СОШ с. Кочегуры - 1 курс,

- МБОУ ООШ с.Новоречье - 4 курса,

- МБОУ СОШ с. Андреевка - 5 курсов,

- МБОУ СОШ с.Ездочное - 9 курсов.

Одной из функций управления целостным педагогическим процессом является педагогический анализ. Квалифицированный педагогический анализ итогов года дает возможность глубоко изучить достигнутый уровень преподавания и качество знаний обучающихся, оценить эффективность педагогической работы, осуществляемой в течение года, определить факторы, положительно и отрицательно влиявшие на формирование основных итоговых показателей работы учебного центра, вскрыть причины появления недостатков. Ликвидация вскрытых педагогическим анализом причин недостатков в работе в прошедшем учебном году и дальнейшее развитие положительных сторон деятельности педагогического коллектива должны лечь в основу совершенно конкретных, четких задач нового плана.

Результаты проверок образовательных учреждений свидетельствуют о том, что, анализируя итоги прошлого учебного года, руководители образовательных учреждений в большинстве своем пытаются изучить состояние и тенденции развития педагогического процесса, объективно оценить его результаты. Анализ имеет определенную структуру, логичность, последовательность. Однако, трудно дается анализ причинно-следственных связей, определение степени достижения целей, формулировка окончательных выводов, целей и основных задач на новый период.

В ходе проверки выявлено, что администрация школы с. Кочегуры владеет методикой педагогического анализа, о чем свидетельствует достаточно глубокий анализ итогов прошедшего учебного года: проанализирован достигнутый уровень преподавания и качество знаний обучающихся, дана оценка эффективности педагогической работы, вскрыты недостатки в работе в прошедшем учебном году. Отмечено снижение качества знаний у обучающихся 3 класса в сравнении с результатом входного контроля по русскому языку и математике (учитель Лобова Т.Г.), низкое качество знаний у обучающихся 7 класса по русскому языку и математике. Анализируя результаты прошедшего учебного года администрация школы отмечает, что итоговая аттестация обучающихся 9 класса показала несоответствие с результатами, полученными в течение учебного года (математика и биология), результаты ЕГЭ - ниже среднерайонного показателя. Однако, вскрытые недостатки не нашли отражения в принимаемых управленческих решениях. Внутришкольный контроль на текущий учебный год спланирован без учета вскрывшихся в ходе анализа проблем. Проверка состояния преподавания предметов в 4 классе запланирована только на апрель 2013 года, классно-обобщающий контроль в 8 классе, имеющем в прошедшем учебном году всего лишь 36 % качества знаний, не запланирован вообще. Фронтальный контроль за состоянием предметов практически отсутствует.

Мы видим, что произведённый анализ, позволил изучить состояние дел в школе, администрация смогла дать объективную оценку результата образовательного процесса, но не смогла выработать план действий по переходу на более высокое качественное состояние.

Следует отметить удачную работу администрации МОУ СОШ с. Андреевка в плане проведения аналитической деятельности: дан анализ всех направлений работы, определены цели и поставлены задачи с учетом обозначенных проблем. Содержательную основу итогового анализа работы МБОУ СОШ с. Андреевка за прошедший учебный год составляют итоги по таким ведущим направлениям как:· качество преподавания - соответствие профессиональной подготовки учителей требованиям развивающейся школы; выполнение образовательных программ и государственных стандартов; использование активных форм и методов обучения; реализация воспитательного потенциала урока; развитие индивидуальных задатков и способностей личности; соблюдение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся; качество знаний, умений, навыков учащихся - объем, глубина, системность, прочность, осознанность; качество знаний учащихся на разных ступенях общего образования - начального, основного, полного среднего; типичные пробелы в знаниях учащихся и их причины· уровень воспитанности школьников; состояние и качество методической работы в школе; эффективность работы с родителями и общественностью; состояние здоровья учащихся, их санитарно-гигиеническая культура; результативность деятельности педагогического совета и другие направления.
  1   2

Похожие:

«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать» iconГоу спо «Омский государственный промышленно-экономический колледж» Стратегия развития колледжа
Кант писал: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать». Если рассматривать...
«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать» iconИскусство секса и искусство любви Оправдания для секса
...
«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать» iconПрограмма по эстетике «Искусство России и Франции 18 века» Для учащихся 9- Х классов
«Искусство Древнего мира» (5 Кл.), «Искусство Средневековья» (6 Кл.), «Искусство Эпохи Возрождения» (7 Кл.), «Искусство Западной...
«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать» iconКнига может представлять интерес для тех, кто хочет «разобраться»
«Искусство и коммуникация»; «Двуликий Янус», 2 издания и др.), многих статей (Сб. «Художник и творчество», «Теоретические проблемы...
«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать» iconУчебники авт. Б. М. Неменский. Н. А. Горяева, О. В. Островской «Изобразительное...
«Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского -м. «Просвещение» 2007 г
«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать» iconПрограмма учебного предмета искусство 8 9 классы составитель: полякова...
Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения в VIII и IX классах
«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать» iconАрхитектура и искусство Пскова XII-XV вв
Оценивая вклад Новгорода и Пскова в русское искусство, В. Н. Лазарев писал: «Новгородское и псковское искусство знаменует собой одну...
«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать» icon24. Архитектура и изобразительное искусство раннего христианства...
Раннехристианское искусство стало своего рода колыбелью византийского и западноевропейского искусства. В раннехристианском искусстве...
«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать» iconПояснительная записка рабочая программа по предмету «Искусство (изо)»...
Изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» (под...
«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать» iconРабочая учебная программа «Искусство»
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница