Скачать 70,54 Kb.
|
Урок по теме «Квадратные уравнения с параметрами» в 10 классе. Учитель МОУ Гимназия №10 г.Луховицы Швалова Л.В. Цель и учебная задача: формирование умений формулировать и обосновывать теоремы о корнях квадратного уравнения и применять их при решении квадратных уравнений с параметрами. Развивающие задачи: развивать творческую сторону мышления; учить осуществлять исследовательскую деятельность. Воспитательная задача: формировать навыки умственного труда – поиск рациональных путей решения. План урока. 1. Информационный ввод. 2. Актуализация ЗУН. 3. Исследовательская работа. 4. Решение задач с параметрами. 5. Итог занятия. I. Информационный ввод. - В этом учебном году мы научились решать уравнения высших степеней, обобщили материал о функциях и их свойствах. - Особое место в теме «Функция» занимает квадратичная функция и применение её свойств к решению квадратных уравнений с параметрами (Уравнения, где числовые коэффициенты заменены буквами). - Уравнения с параметрами включены в ЕГЭ, и их решение оценивается большим количеством баллов, чем другие. Сообщить и записать тему урока. ^ - Сначала повторим необходимые для нас сведения о квадратном трёхчлене и о квадратных уравнениях. На экране запись f(x) = Ax2 + Bx + C (A ![]()
Добиться ответов: 1) А ![]() А ![]() 2) хв = - ![]() 3) f(x) = C 4) Д ![]() Д = 0 , парабола касается ОХ Д ![]() (По ходу ответов учащихся на экране появляется соответствующая запись) ^ ( в группах) - Особую роль среди уравнений с параметрами играют задачи, связанные с расположением корней квадратного уравнения. Для решения таких задач можно сформулировать теоремы, но количество таких теорем практически необозримо. Нам остаётся только одно – научиться придумывать теорему каждый раз, в каждой конкретной задаче. Для придумывания таких теорем нужно не только знание свойств квадратного трёхчлена, но и умение мыслить одновременно на двух языках – алгебраическом и геометрическом. На доске заранее сформулированы задачи в общем виде:
Работают 3-и группы ( по рядам). Задание каждой группе: составьте теорему для вашей задачи. Каждая группа готовит свою презентацию на кальке, составляет свою теорему. Представители каждой группы выходят к доске, через кодопроектор воспроизводят на экран результат исследовательской работы, записывают в таблицу систему неравенств и формулируют теорему. Вопрос каждому представителю групп: - Обоснуйте свой ответ. Объясните почему нельзя удалить ни одно из неравенств вашей системы. Перед началом работы предложить план презентации (высвечен на экране) f(x) = Ax2 + Bx + C Возможны два случая: А ![]() ![]() Для каждого случая: а) подумайте, что можно сказать о Д; б) подумайте, что можно сказать о f(М); в) для (2) и (3) сравните М и абсциссу вершины параболы г) запишите систему неравенств. Итак, вы получили представление о том, как формулировать теоремы о корнях квадратного уравнения и обосновывать эти теоремы. А теперь практика. ^ Пример (разбирает учитель) При каких значениях а корни уравнения 4х2 – (3а + 1)х – а – 2 = 0 заключены на интервале (-1; 2) ? Р ![]() Р ![]() ![]() ![]() Теорема: Д ![]() ![]() ![]() f(2) ![]() Д = 9а2 + 6а +1 + 16а + 32 = 9а2 + 22а + 32 f(-1) = 4 + 3а + 1 – а – 2 = 2а + 3 f(2) = 16 – 6а – 2 – а – 2 = -7а + 12 9 ![]() ![]() ![]() 2 ![]() ![]() - ![]() ![]() Ответ: при -1,5 ![]() ![]() ![]() ^ Найдите все значения а, для которых при каждом значении х из промежутка ![]() Р ![]() х4 – 7х2 – 3 ![]() х ![]() ![]() ![]() ![]() t ![]() ![]() ![]() t2 – (7 +а)t – 3 ![]() ![]() рассмотрим f(t) = t2 – (7 +а)t – 3 Д = (7 + а)2 + 12 ![]() ![]() f ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() f(9) ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() tв ![]() ![]() ![]() ![]() Ответ: (- ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Предлагаю вам ряд задач с параметрами (карточки на каждого в 2-х вариантах) ^ I вариант. Решите следующие задания с параметрами. 1. При каких значениях параметра а корни квадратного уравнения х2 + (а+1)х + 3 =0 лежат по разные стороны от числа 2? 2. Найдите все значения параметра а, при которых оба корня квадратного уравнения х2 + 4ах + (1 – 2а + 4а2) = 0 меньше -1. 3. При каких значениях параметра а оба корня квадратного уравнения (2 – а)х2 – 3ах + + 2а = 0 больше ![]() 4. (С-3 ЕГЭ) Найдите все значения параметра а, для которых при каждом х из промежутка (- 5; ![]() II вариант. 1. Найдите все значения параметра а, при которых число 3 лежит между корнями квадратного уравнения х2 + ах – 3 = 0. 2. Найдите все значения параметра а, при которых оба корня квадратного уравнения х2 – 6ах + (2 – 2а + 9а2) = 0 больше 3? 3. При каких значениях параметра а оба корня квадратного уравнения (1 + а)х2 – 3ах + + 4а = 0 меньше 1? 4. (С-3 ЕГЭ) Найдите все значения параметра а, для которых при каждом х из промежутка ![]() ![]() ![]() Через 3 мин для контроля выводится на экран решение 1-ого задания (см. приложение 1) Ещё через 5 мин для самопроверки предъявляется решение 2-ого задания (см. приложение 1) 3-ье и 4-ое задание с карточки – на дом. ^ Это не последняя встреча с квадратными уравнениями с параметрами. Научившись решать квадратные уравнения с параметрами (а затем и квадратные неравенства), вы сможете решать и трансцендентные (тригонометрические, логарифмические, показательные) уравнения, т.к. каждое из них путём введения новой переменной приводится к квадратному. На экране: 5 ![]() ![]() 5(2 ![]() ![]() 10 ![]() ![]() t = ![]() ![]() 10t2 – t – 5 – b = 0, b - ? нет корней на ![]() Далее по рассмотренному алгоритму. Приложение 1. I ![]() № ![]() f(2) ![]() f ![]() 2a + 9 ![]() а ![]() Ответ : (- ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() f(-1) = 1 – 4а + 1 – 2а + 4а2 = 4а2 – 6а + 2 хв = - 2а ![]() Ответ: (1; + ![]() № ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Д = 9а2 – 8а(2 – а) = 17а2 – 16а f( ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() хв = ![]() ![]() Ответ: Ø I ![]() № ![]() f(3) ![]() f ![]() 3а + 6 ![]() а ![]() Ответ: (- ![]() №2. f(x) = х2 – 6ах + (2 – 2а + 9а2) ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() f(3) = 9 – 18а + 2 – 2а + 9а2 = 9а2 – 20а + 11 хв = 3а ![]() Ответ: ( ![]() ![]() № ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Д ![]() ![]() f(1) =1 + а – 3а + 4а = 2а + 1 хв = ![]() ![]() Ответ: (- ![]() |
![]() | Урок алгебры в 8 классе на тему «Квадратные уравнения» Обобщающий урок по теме «Квадратные уравнения. Различные способы решения квадратных уравнений» | ![]() | Урок по теме: «Неполные квадратные уравнения» Вопрос: “Какие из предложенных уравнений вы сможете решить на данный момент?” (учащиеся выбирают уравнения) |
![]() | Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения и их решения Ввести понятия квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения. Сформировать умения различать квадратные уравнения, определять... | ![]() | План урока тема урока: Квадратные уравнения (обобщающий урок) Цель урока: Обобщить знания учащихся по данной теме, сформировать алгоритм учебного действия с изученными понятиями, обратить внимание... |
![]() | Тема: Линейные уравнения с параметрами Задачи с параметрами – это высший пилотаж, ибо человек, умеющий решать задачи с параметрами, в совершенстве знает теорию и умеет... | ![]() | Методические рекомендации при изучении темы «Квадратные уравнения»... Теоретические основы личностно ориентированного обучения. 6 §2Квадратные уравнения в науке и школьных учебниках математики. 9 |
![]() | Урок математики с информатикой по теме «Иррациональные уравнения и неравенства» Физико-математический класс, обобщающий урок, учебник А. Г. Мордкович Алгебра и начала анализа 10-11 | ![]() | Квадратичная функция и квадратные уравнения Цели мероприятия: образовательные: проверить вычислительных навыков учащихся, их умения применять свои знания при решении задач |
![]() | Урок толерантности: «Город единство непохожих» Тема: «Квадратные уравнения» Древней Греции, Древней Индии, Древнего Китая, Средневекового Востока, Европы. Представим, что мы – дети разных времен и народов... | ![]() | Урок по теме: Уравнения. Ход урока Разгадайте анаграмму и определите, какое слово лишнее. Что связывает оставшиеся слова между собой? |