«Задача это необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения некоторой цели»




Название«Задача это необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения некоторой цели»
страница1/8
Дата публикации12.11.2013
Размер0.95 Mb.
ТипЗадача
pochit.ru > Математика > Задача
  1   2   3   4   5   6   7   8


Школа развития одарённых детей «Интеллект»
Логика и аналитическое мышление - развитие

способностей в области интернет олимпиад




Учитель физики Киселёв А.В.

Введение.
«Задача – это необходимость сознательного поиска соответствующего

средства для достижения некоторой цели».

Д. Пойа.
Физическая задача - это проблема, решаемая с помощью логических умозаключений, математических действий на основе законов и методов физики. Решение физических задач относится к практическим методам обучения и, опираясь на активную мыслительную деятельность ученика, выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Физический смысл различных определений, правил, законов становится понятным учащимся лишь после многократного применения их к конкретным частным примерам – задачам. Воспитательная функция физических задач заключается в формировании научного мировоззрения учащихся. Решение задач воспитывает трудолюбие, самостоятельность в суждениях, интерес к учению, упорство в достижении поставленной цели. При решении задач развиваются логическое и творческое мышление.

Общая структура деятельности по решению задачи.




Решение задачи начинается с анализа условия. Ученик должен не только запомнить условие, но и осознать его, увидев физическое явление, о котором говорится в задаче. На этапе поиска решения ученик вспоминает физические законы, определения, описывающие рассматриваемое в задаче физическое явление, строит его математическую модель.

Основным методом поиска решения задачи является аналитико-синтетический способ. Аналитические рассуждения направлены от искомых задачи к её данным. Анализ требует разделения целого на части. При синтезе двигаются в рассуждениях от данных задачи к искомым. Синтез объединяет отдельные элементы в целое.

^ На этапе решения производятся преобразования записанных формул, осуществляется намеченный план решения. Здесь проявляется математическая подготовка учащихся.

Проверка результата заключается в определении достоверности числового значения искомой величины или её размерности при отсутствии числовых данных.

Исследование решения является очень важным этапом, имеющим большие дидактические возможности, позволяющим глубже проанализировать физическое явление. Никакую задачу нельзя исчерпать до конца, поскольку всегда остаётся что-то, над чем можно поразмышлять, найти другое решение задачи.

^ По степени сложности физические задачи делятся на элементарные, стандартные и нестандартные.

Для решения элементарной задачи необходимо и достаточно воспроизвести и применить один соответствующий физический закон. Решение стандартной задачи требует системы обычных знаний и стандартных методов и приёмов. Нестандартная задача требует особых методов решения, поскольку применение обычных законов и методов не приводит к цели, так как система уравнений получается незамкнутой. Как правило, нестандартные задачи встречаются в олимпиадных заданиях. В распространённых сборниках задач по физике приводятся стандартные задачи.

Методике обучения учащихся решению задач посвящено значительное количество работ учёных, методистов, учителей – практиков [1, 2, 3, 4. 5]. Однако затруднения в решении задач по-прежнему остаются наиболее частыми затруднениями, которые испытывают учащиеся школ, особенно при решении задач части С заданий ЕГЭ.

Анализ программ по физике, поурочного планирования учебного материала показывает, что о задачах говорится только в разделе «Требования к знаниям и умениям учащихся». Примерное поурочное планирование учебного материала предлагает примерно 20% учебного времени отводить на уроки по решению задач. Остальное время отводится на формирование у учащихся знаний о физических понятиях, законах, принципах, теориях, экспериментах.Возникает противоречие: большая часть времени уделяется изучению теоретического материала, а на контрольных работах проверяется умение решать задачи, чему практически не учат. Создаётся впечатление, что умение решать задачи является само собой разумеющимся, если знать теорию вопроса. Однако это умение не может возникнуть само собой, оно требует специального обучения.

По мнению авторов главная причина неумения решать задачи состоит в том, что учащихся не учат методам решения, которые для отдельных классов задач выражаются в виде алгоритмов или предписаний алгоритмического типа.Метод - (от греч. methodos - путь исследования), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Целью данного курса является обзор методов решения задач, которыми долженвладеть учитель физики, чтобы помочь учащимся подготовиться к итоговой аттестации в виде заданий ЕГЭ. Условия некоторых задач заимствованы из работ и КИМ-ов ЕГЭ.

«Методы решения физических задач»
Программакурса разрабатывается учителем Киселёвым А.В.. Базовыми требованиями к содержанию программ курсов являются следующие:

1) ориентация на современные образовательные технологии;
2) соответствие учебной нагрузки учащихся нормативам;
3) соответствие принятым правилам оформления программ;
4) наличие пособия, содержащего необходимую информацию;
5) краткосрочность проведения курса.

План на 17 часа.


п/п

Тема занятия

^ Число часов

1

Классификация физических задач. Общая структура деятельности по решению физических задач.

1

2

Координатный метод решения физических задач. Решение кинематических задач координатным методом.

1

3

Координатный метод решения физических задач. Решение задач по динамике координатным методом.

1

4

Координатный метод решения физических задач.Применение координатного метода к статическим задачам.

1

5

Метод решения задач переходом в систему отсчёта,

связанную с одним из движущихся тел

1

6

Метод составления системы уравнений. Система идентичных уравнений

1

7

Метод составления системы уравнений. Система уравнений законов сохранения.

1

8

Метод решения задач, заданных графическим способом.

1

9

Графический метод решения физических задач.

1

10

Метод отрицательных масс.

1

11

Метод индукции.

1

12

Расчёт эквивалентных сопротивлений линейных бесконечных цепей. Шаговый (рекуррентный) метод расчёта эквивалентного сопротивления электрической цепи.

1

13

Метод объединения равнопотенциальных узлов. Метод разделения узлов.

1

14

Метод преобразования и расчёта цепей с помощью перехода «звезда» - «треугольник».

1

15

Векторный метод решения задач.

1

16

Метод решения обратной задачи.

1

17

Итоговое занятие.

1




Всего часов:

17


§1. Координатный метод решения задач.
Этот метод широко используется при решении задач по механике во всех её разделах: кинематике, динамике, статике.

1.1. Решение кинематических задач координатным методом.

Основной задачей кинематики является составление уравнений координат тела (материальной точки) как функции времени. В школьном курсе физики это уравнение вида

Х = Х0 + V t + ах t2/ 2. (1.1)
Здесь Х0 - начальная координата материальной точки, V0x – проекция вектора начальной скорости на ось ОХ, аx– проекция вектора ускорения на ось ОХ.
Проекцией вектора на ось называют скалярную величину, равную произведению модуля вектора на косинус угла, который этот вектор образует с положительным направлением оси. В зависимости от угла α проекция вектора может быть положительной при 0о ≤ α < 90о , равной нулю при α = 90о, отрицательной при 90о < α ≤ 180о. На рис. 1,а показано определение проекции вектора начальной скорости Voх на ось ОХ, на рис. 1,б – проекции вектора ускорения ах.


а) б)

Рис. 1
а) V0x = V0 cos α ; б) ax = а cos (180o – α ) = - a cos α. (1.2)

Проекция вектора скорости положительна, а проекция вектора ускорения – отрицательна. Знак проекции вектора определяется знаком косинуса угла α.

Из уравнения (1.1) можно получить уравнение для проекции на ось Х вектора скорости как функции времени путём дифференцирования (1.1) по времени.

Vх = dx/dt = V + ахt. (1.3)

Умение составлять уравнения (1.1) и (1.3) и является одним из главных умений, необходимых для решения кинематических задач.

Наиболее общей задачей на движение тела в поле силы тяжести (гравитационном поле) является задача о движении тела, брошенного под углом к горизонту.
Задача №1. Девочка бросает мяч с балкона, находящегося на высоте h от поверхности земли, под углом α к горизонту со скоростью V0. Определить время полета мяча до земли, дальность полёта (координату Xmax точки падения), наибольшую высоту полёта мяча над землёй (максимальное значение координаты Уmax мяча) и скорость мяча в момент его падения на землю.
Решение задачи начинается с выбора начала отсчёта, с которым совмещают начало координат ХОУ, рационально направив оси координат. В данном случае удобно начало отсчета и связанное с ним начало координат выбрать на поверхности земли под балконом, направив оси Х и У соответственно горизонтально и вертикально. Отмечаем на оси У начальную координату мяча У0 = h, направляем вектор начальной скорости V0 под углом α к горизонту и изображаем траекторию полёта мяча, которая, как известно, представляет собой параболу. Точка пересечения параболы с осью Х определит координату Xmax , значение которой даст дальность полёта мяча. Наибольшая высота полёта мяча определится значением координаты Уmax вершины параболы. Рисунок к задаче будет иметь вид (рис.2). Для составления уравнений движения Х = Х(t) и У = У(t) вида (1.1) имеет смысл записать составляющие этих уравнений:




Х0 = 0;

V0x = V0 cos α X = ( V0 cos α) t (1.4)

gx = 0;
У0 = h;

V0y = V0 cos (90o – α) =

V0 sinα; У = h +V0 sinα)– gt2/2 (1.5)
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

«Задача это необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения некоторой цели» iconПринятие решений составная часть любой управленческой функции. Необходимость...
Принятие решений составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий,...
«Задача это необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения некоторой цели» iconФонд “Достижения естествознания для решения проблем общества”
Основные традиционные для них отношения и законы остаются, но в виде частных случаев более глубоких отношений, т е их можно просто...
«Задача это необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения некоторой цели» iconДетский коллектив это такая группа детей, которую объединяют общие,...
Детский коллектив это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность,...
«Задача это необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения некоторой цели» iconРазговор в круге Как часто вы пользуетесь службой поиска?
Всегда ли вы находите то, что ищете? В чем заключается основная ваша проблема? Считаете ли вы себя профессионалом в процедуре поиска?...
«Задача это необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения некоторой цели» iconВведение 3
Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий,...
«Задача это необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения некоторой цели» iconОбразовательная область «физическая культура» Работа с родителями
Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах,...
«Задача это необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения некоторой цели» iconИмени Степана Васильева портфолио учителя физической культуры
...
«Задача это необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения некоторой цели» iconВ двадцать первом веке, с развитием информационных технологий, появились...
Интернет – одно из таких средств. Это не просто система поиска информации. Интернет сегодня – это среда для ведения нового бизнеса,...
«Задача это необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения некоторой цели» iconЗанятие №11: Средства, регулирующие функцию почек. Уролитики. Экзаменационный вопрос №26
Мочегонные средства (диуретики) это средства, увеличивающие диурез (мочеотделение), применяемые для выведения из организма избыточных...
«Задача это необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения некоторой цели» iconЦели: Образовательные
«Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница