Сочинение состоит из трех композиционных частей: вступления, основной части, заключения. Ниже будут рассмотрены особенности каждой из них. В качестве примеров в разделах «Вступление»




Скачать 213.31 Kb.
НазваниеСочинение состоит из трех композиционных частей: вступления, основной части, заключения. Ниже будут рассмотрены особенности каждой из них. В качестве примеров в разделах «Вступление»
Дата публикации23.04.2013
Размер213.31 Kb.
ТипСочинение
pochit.ru > Литература > Сочинение
КОМПОЗИЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

Сочинение, которое пишется в рамках ЕГЭ, представляет собой публицистическое (или художественно-публицистическое) рассуждение на основе исходного текста. Таким образом, единственно обязательная жанровая характеристика создаваемого произведения заключается в том, что это именно сочинение-рассуждение.

Сочинение состоит из трех композиционных частей: вступления, основной части, заключения. Ниже будут рассмотрены особенности каждой из них.

В качестве примеров в разделах «Вступление», «Основная часть» и «Заключение» использованы фрагменты сочинений, написанных школьниками по двум текстам. Вначале приведем сами эти тексты:

Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.

Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобио- логический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто-то - не помню кто - сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.

Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»... А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду!

Русская литература - это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.

Полная жизнь русской классики в школе - это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там «народ»! Нас и так уже иначе как «населением» не называют. Так должны же мы как-то отстаивать себя...(В.Непомнящий)

Человек - существо общественное. Нет ничего хуже одиночества... Нормальный человек смолоду стремится войти в компанию добрых приятелей, чьи мнения, вкусы, привычки, занятия, радости ему особенно близки и дороги. Он стремится среди приятелей найти двух- трех, а еще лучше одного, кто разделил бы с ним все горести жизни. Это большой труд и большая удача, не всякому дающаяся, - найти друга и не потерять его.

Дружба бывает разная. Кто-то стремится подчинить себе другого, а кто-то находит радость посвятить всю жизнь свою кому-то. Но самая великая, настоящая дружба - это когда два самоотверженных человека живут жизнью друг друга, находят радость в помощи друг другу, в сочувствии друг другу, в единомыслии друг с другом, пусть даже рождающемся в бесконечных спорах. Не бывает и быть не может истинной дружбы только тогда, когда «друг» норовит использовать это счастье людское для своекорыстных интересов, когда, по поговорке, каждый тянет одеяло на себя. Тогда дружба, даже если родится, быстро чахнет и умирает.

Иногда раздаются жалобы, как трудно найти настоящего друга, обрести дружбу. Но дружба, как и любовь, - проблема не социальная, а сугубо личная, персональная. Если еще в вопросах содействия формированию и укреплению семьи, к которым мы обратимся ниже, государство, общество способны внести определенный конструктивный вклад - да и то в очень ограниченных пределах, - то в вопросах дружбы и любви ничем не может помочь ни самое могущественное государство мира, ни даже все человечество в целом. Здесь приходится полагаться только на самого себя. Но тем и дороги человеку обе эти высшие разновидности общения, что в них он, и только он, - кузнец своего собственного счастья.

(И.В.Бестужев-Лада)

Вступление

В первом абзаце сочинения уместно сформулировать тему исходного текста - написать, о чем говорится в тексте.

Кроме того, во вступлении может быть высказано мнение об актуальности поднятой темы (поскольку она неслучайно привлекла внимание и автора текста, и составителей теста ЕГЭ).

Следует назвать автора исходного текста (сначала пишутся инициалы, затем фамилия).

Приведем несколько примеров вступления из сочинений по двум указанным текстам:

  1. В.Непомнящий затрагивает в тексте важную для любого общества тему. Он пишет о культуре как системе ценностей и гуманитарном образовании, которое приобщает людей к культуре.

  2. Век информационных технологий. Кто-то точно охарактеризовал время, в которое мы живем. Пушкин, Достоевский, Шостакович уступили место телевидению, компьютерам, бесконечному потоку информации. И потому сейчас очень актуальны размышления В.Непомнящего о культуре, образовании и традициях.

  3. Тема, поднятая В.Непомнящим, актуальна во все времена, а особенно сегодня, когда материальные ценности зачастую ставятся выше духовных, когда для многих русская классическая литература - это лишь школьный предмет, а не великое наследие, оставленное нам предыдущими поколениями.

  4. Все чаще в наше время люди начинают задумываться о нравственном возрождении российского народа. Все актуальнее становятся для нас проблемы культуры, гуманизма, духовного развития личности. Почему? Может быть, потому что современное общество стоит на краю пропасти, захвачено процессами нравственной деградации. И текст В.Непомнящего является своеобразным напоминанием о вечных нравственных ценностях. Его размышления заставляют каждого из нас еще раз задуматься о роли культуры и литературы в жизни людей.

  5. В.Непомнящий затронул, пожалуй, самую актуальную для русского народа тему - он говорит о нашей культуре. Особенно актуальной эта тема становится сейчас, когда главный проводник культуры - школа - находится в недопустимом упадке, когда у большой части молодежи пропало уважение к старшим, когда наши политики строят свою речь с ошибками.

6. Когда повсеместно распространяются дурные нравы и демонстративное небрежение к традициям, встает вопрос о роли культуры в жизни человека и общества в целом, о значении литературы в воспитании людей, формировании их вкусов, нравственных предпочтений. Поэтому тема, поднятая В. Непомнящим, становится особо актуальной.

    1. В тексте В.Непомнящего говорится о том, что настоящая литература воспитывает людей, формируя их нравственные качества и противодействуя пошлости, а также о том, что преподавание литературы в школе является необходимым, потому что именно в юности формируется система нравственных качеств человека.

      1. Тема дружбы, затронутая И.В.Бестужевым-Ладой, всегда имела для людей важное значение. Нет на Земле человека, который бы не задумывался над тем, что такое дружба, в чем ее притягательная сила, ее непреходящая ценность и почему, если нет друга, так его не хватает.

      2. Намой взгляд, тема, поднятая И.В.Бестужевым-Ладой, особенна важна в наше время, поскольку сейчас поистине вечные ценности: любовь, дружба, вера, верность - почему-то отходят на второй план и порой воспринимаются как проявление наивности и даже слабости человека. А на первый план выходят ценности материальные, и даже среди молодежи бытует мнение, что нет ничего важнее денег, а там, где деньги, нет места дружбе.

      3. Можно ли назвать дружбой отношения, основанные на корыстных интересах или на подчинении одного человека другим? Что может сделать государство, общество, чтобы помочь одиноким людям? И нужно ли в наше время вообще иметь друзей? Такие вопросы возникают после чтения текста И.В.Бестужева-Лады.

    2. Рассуждение И.В.Бестужева-Лады касается темы дружбы. Автор раскрывает большое значение дружбы, описывает ее разновидности, говорит о том, как ее обрести.

12. И.В.Бестужев-Лада поднимает в тексте интересную и важную тему. Он пишет о дружбе, ее роли в жизни человека.

Несколько советов, касающихся языкового оформления вступления:

  1. Не следует начинать сочинение со слов «В этом тексте», «В данном тексте» («В этом тексте говорится...», «В данном тексте автор пишет о...»). Тем более неудачным является следующее распространенное начало: «В своем тексте автор говорит...» (разве автор может что-то сказать в чужом тексте?)

  2. При первом упоминании в сочинении об авторе текста его фамилию нужно дать вместе с инициалами, одним или двумя - так, как это указано в конце исходного текста. В дальнейшем фамилию можно употреблять либо с инициалами, либо без них (нужно выбрать тот или иной вариант, сохраняя единообразие).

  3. В тех случаях, когда экзаменуемому неизвестен пол автора и это невозможно определить по фамилии, не следует употреблять грамматические формы, указывающие на мужской или женский род, например: «Соловейчик сказал», «Соловейчик сказала», «по мнению Соловейчика», «по словам Соловейчик». Избежать ошибок помогут формы глагола настоящего времени («Соловейчик считает») или замена фамилии нарицательным существительным («по мнению автора»).

  4. В тестовом задании (С1) не назван жанр исходного текста, а также не сказано, является ли данный текст целостным произведением или только его фрагментом. С этим связано большое число фактических ошибок в сочинениях. Так, в отношении одного и того же исходного текста разные учащиеся используют различные термины: рассказ, статья, очерк, отрывок и др. Рекомендуется употреблять нейтральный термин «текст».

  5. Не старайтесь включать во вступление цитаты из исходного текста. Цитаты необходимы в основной части сочинения, где будут отражены и прокомментированы мысли автора. Вводная часть - это только подступы к основному разговору по теме. И эта часть не должна быть непропорционально большой.

  6. Не забудьте выделить вступление в отдельный абзац. Помните, что критерий К5 не допускает (на высший балл) ни одного нарушения абзацного членения текста сочинения

Основная часть

Основная часть сочинения должна показать и степень понимания экзаменуемым исходного текста, и наличие собственного мнения, и умение приводить убедительные аргументы.

От экзаменуемого требуется 1) сформулировать одну из проблем, поставленных в исходном тексте, 2) прокомментировать ее, 3) изложить позицию автора исходного текста по данной проблеме, 4) выразить собственное мнение по проблеме, приведя аргументы, подтверждающие или опровергающие точку зрения автора.

Итак, основную часть (второй абзац сочинения) логично начать с формулировки проблемы.

Проблемы - это сложные вопросы, требующие исследования и решения. Неверными являются формулировки типа «проблема любви к родной природе», «проблема милосердия». В формулировке следует обозначить отрицательное явление (например: «проблема загрязнения окружающей среды», «проблема наркомании») или с помощью отглагольного существительного показать сложный процессуальный характер необходимых действий («проблема сохранения памятников культуры», «проблема возрождения милосердия»). Можно использовать также нейтральное, безоценочное слово «отношение» и подобные слова: «проблема отношения молодежи к классической музыке», «проблема взаимоотношений человека и животных», «проблема влияния природы на человека».

Можно выразить проблему в форме не только словосочетания, но и предложения, например: «Проблема, поднятая автором, касается того, что в обществе снижается уровень отзывчивости».

После краткой и четкой формулировки проблемы должен следовать комментарий - разъяснение, в чем конкретно заключается проблема. Комментарий дается на основе исходного текста, поэтому здесь уместны небольшие цитаты.

После того как проблема сформулирована и прокомментирована, в этом же абзаце излагается позиция автора исходного текста по данной проблеме.

Способ отражения позиции автора зависит от того, насколько определенно она заявлена в тексте. В исходном тексте может быть фраза, ясно передающая точку зрения автора. В этом случае в сочинении можно использовать прямую речь, введя ее следующим образом: «Автор четко выражает свою позицию: ...», «Позиция автора передана в тексте достаточно определенно. Он пишет: ...» и т. п.

Если позиция автора не выражена в тексте прямо, ее следует сформулировать исходя из общего содержания текста.

Применительно к текстам описательного характера, посвященным, например, изображению природы, позиция автора может быть сформу- нирована примерно так: «Позиция автора не выражена явно, однако по гому, с какой любовью описывает он природу родного края, мы можем понять, что автор относится к ней трепетно и призывает нас ее беречь».

В художественном тексте позиция автора может быть передана че- эез слова одного из персонажей произведения. В этом случае она может 5ыть представлена в сочинении следующим образом: «Автор прямо не зыражает свою позицию, но она становится понятной из слов...» Далее указывается, из слов какого именно персонажа, и приводится его выска- (ывание, которое при необходимости может быть отредактировано.

Следующую часть сочинения желательно оформить отдельным аб- )ацем. В предыдущем абзаце раскрывалось содержание исходного тек- :та (проблема, комментарий и позиция автора), сейчас же требуется пе- зейти к изложению собственного мнения. Экзаменуемый пи- нет о том, согласен или не согласен он с мнением автора. Затем необходимо объяснить, почему согласен или не согласен. К формулировке этой иысли нужно отнестись очень серьезно, поскольку именно она будет дальше подтверждаться аргументами, т. е. послужит тезисом в избраний экзаменуемым системе доказательства.

Примеры перехода к аргументации:

    1. Мне кажется, что автор прав, потому что особенностью рус- :кой литературы является не только эстетическая ценность, но и постановка множества нравственных проблем. Можно показать это т примерах.

    2. Я согласен с автором. Действительно, уровень культуры в на- ием обществе невысок. Приведу свои аргументы.

В сочинениях приводятся аргументы разных типов (см. об >том с. 192-193). В качестве фактологических аргументов могут быть 1С пользованы примеры из литературных, исторических, публицистических произведений, телевизионных передач и т. д.

Продумывая возможные аргументы, помните о том, что приветст- »уется нетривиальная аргументация. Оригинальные аргументы, неожи- щнные и убедительные ассоциации повысят ценность работы.

Приведем пример основной части сочинения (в трех последних абзацах содержатся соответственно 3 аргумента экзаменуемого; напомним, что согласно критерию К4 достаточно привести 2 аргумента):

Одна из проблем, поставленных В. Непомнящим, — «жизнь» русской классики в школе. Иногда преподавание литературы сводится только к «информации», в то время как оно должно выполнять и воспитательную задачу. Позиция автора выражена в тексте вполне определенно. Он считает эту проблему настолько важной, что связывает ее даже с «вопросом национальной безопасности». Русская литература учит молодежь нравственности, приобщает к культуре.

Я разделяю позицию автора, потому что роль литературы как школьной учебной дисциплины огромна.

В классических произведениях русской литературы речь идет прежде всего о человеке: его поступках, чувствах, мыслях, отношениях с другими людьми. Читая эти произведения, мы учимся поступать по совести, так, как наши любимые герои.

Русская классика помогает нам увидеть красоту и очарование нашей природы. А.С.Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет - настоящие певцы родной природы, их стихотворения не могут оставить читателей равнодушными.

В литературе мы встречаем изображение не только красивых явлений, но и отрицательных сторон жизни. Литература помогает нам различать добро и зло, учиться противостоять тому, что мешает жить.

В основной части сочинения экзаменуемые нередко допускают фактические ошибки.

Фактические ошибки учитываются экзаменаторами при выставлении баллов по нескольким критериям. За 1-й критерий оценка снижается, если ошибочно сформулирована проблема исходного текста. За 2-й - если ошибка содержится в комментариях. За 3-й - если искажена позиция автора по проблеме. Во всех этих случаях фактические ошибки связаны с пониманием содержания исходного текста.

В соответствии с 12-м критерием учитываются фактические ошибки, допущенные в аргументации (ошибки на фоновые знания). Приведем примеры фактических ошибок в фоновом материале:

      1. Произведения сегодняшних литературных деятелей нельзя сравнить с творениями Пушкина, Лермонтова. Современные авторы nuz шут лишь детективы и романы, которые далеки от романов XIX века.

      2. Не выпускают сейчас патриотических фильмов.

Отдельный критерий (К11) предусматривает специальный балл за соблюдение этических норм.

Нарушение этических норм отмечается прежде всего в тех сочинениях, где в некорректной форме выражается несогласие с мнением автора, приводятся непродуманные контраргументы.

Использование контраргументов не является обязательным, но допускается.

Один из способов введения контраргументации - представить себе возможные мнения критиков (воображаемых оппонентов автора) и возразить этим критикам. Приведем примеры корректного использования такого рода контраргументов:

        1. Не все, наверное, согласятся с утверждениями Непомнящего.

Возможно, многие скажут, что литература не так нужна в наш

век, век технического прогресса, что она должна уйти на второй план Но, не придавая значения литературе и культуре, мы остановимся в духовном развитии, перестанем свободно мысчитъ.

Кто-то скажет, что в школьном возрасте невозможно понимание таких шедевров русской литературы, как «Война и мир» Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского, а говорить о высокой культуре в 16 лет «просто глупо». Да, возможно, в этом есть доля правды. Однако пусть сейчас, в школе, Толстой не совсем понятен, но он необходим для развития представлений об общечеловеческих ценностях.

        1. Возможно, найдутся люди, которые скажут, что сейчас, живя в безумном ритме XXI века, не стоит тратить время на изучение поэзии и прозы, что литература (особенно классическая) не поможет в наше время стать тем, кем ты хочешь. По-моему, это неправильно. Литература, несомненно, во многом влияет на развитие и становление личности, на пробуждение дремлющих в каждом из нас нравственных качеств, которые пригодятся в любом случае.

        2. Конечно, некоторые могут заявить, что в русской культуре нет ничего необычного. Но почему тогда произведения русских мастеров искусства остаются актуальными в течение многих десятков лет?!

        3. Наверное, кто-то может возразить: «Зачем нужен друг? Ведь есть семья, она и поддержит, и поможет». Но я думаю, что дружба помогает самоуважению, она одновременно школа и самораскрытия, и понимания другого человека.

Если контраргументы опровергают мнение не воображаемых оппонентов, а самого автора исходного текста, они должны быть особенно тщательно продуманы и корректно преподнесены. Можно придать таким аргументам форму уточнения, развития авторской мысли. Приведем примеры:

          1. Хотя я в основном согласен с автором, но хотелось бы уточнить, что моим современникам должна быть интересна не только классика. Меняются времена, люди, жизнь становится более динамичной, появляются авторы, которые пишут о том, о чем интересно читать и знать человеку XXI века! Я думаю, что нужно обращать больше внимания на молодые таланты, давая им возможность раскрыться. Конечно, нельзя забывать о великих и прославленных мастерах, но и нельзя «зацикливаться» на них, забывая о том, что наша культура развивается, появляются новые авторы, которые пишут ново и по-своему интересно.

          2. Моя позиция не совпадает с авторской в отношении «стилистических красот» произведения. Думаю, что именно «удовольствие от стилистических красот» и является своеобразным мостиком, приобщающим нас к культуре, к высоким чувствам.

          3. Я вполне могу согласиться с точкой зрения автора. Но поясню некоторые моменты. Во-первых, фраза «Нет ничего хуже одиночества» вызывает у меня некоторое смущение. Дело в том, что у любого человека, независимо от того, сколько у него друзей, возникает желание уединиться, скрыться от окружающей его суматохи. Сюда же я отношу иногда и излишнее общение. Во-вторых, мне кажется, что заниматься поиском друзей вовсе не стоит. Как правило, друзья сами тебя находят. В-третьих, по поводу разнообразия дружбы могу сказать, что я вообще не считаю дружбой отношения, когда один пытается подчинить себе другого.

          4. Но я не совсем согласна с Бестужевым-Ладой. Он говорит только о горестях жизни, которые разделяют друзья, о сочувствии друг другу, но ведь дружба - это еще и огромное счастье уже оттого, что они вместе. Друзья делятся друг с другом не только печалями, но и радостями. И это очень важно!

Сравните примеры этически некорректной и безосновательной критики:

            1. В.Непомнящий говорит только о русской литературе, совсем забыв о мировой.

            2. Я не согласен с тем, что без литературы у нас не было бы ракет. При чем здесь литература и ракеты? Автор это никак не аргументирует.

Таким образом, в основной части сочинения экзаменуемый демонстрирует способность адекватно и полно понимать смысл прочитанного текста, зрело судить о затронутых в нем проблемах, этически корректно отстаивать свою точку зрения.

Заключение

Заключение должно стать логическим и эмоциональным итогом рассуждения. Оно обязательно выделяется в отдельный абзац и является одной из самых кратких частей сочинения. В отличие от основной части, заключение, как правило, не содержит цитат. Часто завершается восклицательным предложением. Примеры:

              1. Хочется отметить, что В. Непомнящий в небольшом тексте смог поставить много проблем, над которыми стоит задуматься каждому. С давних времен о России говорят как об уникальной стране. И мы обязательно должны сохранить необычную и прекрасную русскую культуру!

              2. Хорошо выстроенное, аргументированное рассуждение Непомнящего заставляет задуматься о проблемах современного образования. Если эти проблемы будут решаться, мы действительно сможем говорить о том, что наша система образования - одна из лучших в мире!

              3. Мне очень хочется верить в то, что каждый человек осознает, насколько важна культура. И мы вновь будем не просто «населением», а русским народом!

              4. Споры о важности искусства и образования будут всегда. Но мне точно известно, что огромное, бесценное культурное наследие России не даст нам превратиться в обывателей и забыть звучание бессмертной седьмой симфонии Шостаковича.

              5. В заключение хочется еще раз сказать, что проблема, поставленная В. Непомнящим, является очень актуальной. Если чаще задумываться над такими проблемами, обсуждать их в средствах массовой информации, то мы сможем выстроить новое общество, основанное на подлинных культурных ценностях.

              6. Подводя итог, скажу, что автору, действительно, удалось четко обозначить свою позицию и раскрыть столь актуальную в наши дни тему дружбы. Да, человек одинокий, не имеющий настоящего друга, никогда не будет счастлив.

              7. В заключение хочу сказать, что рассуждение И.В.Бестужева- Лады заставило меня задуматься о вопросах любви и дружбы, о роли вечных ценностей в современном мире.

              8. Дружба, любовь, счастье — сколько великих умов на протяжении тысячелетий создавали труды на эти темы, но поставить в своих работах для человечества жирную точку не удается никому. Да возможно, и не удастся. Не удастся никогда!

Текст целого сочинения

В заключение раздела «Композиция и содержание сочинения- рассуждения» приведем пример целого сочинения, удовлетворяющего основным требованиям теста ЕГЭ. Сочинение написано по тексту Л.И.Скворцова. Вначале приведем данный текст:

(1) Экология - это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. (2) Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. (3) Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т. д.

(4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело - ценности культурные и нравственные. (8) Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи...

(9) Историк-археолог В.Л. Янин так образно раскрыл содержание понятия «экология культуры». (10) Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое. (11) Но если мы разрушаем старину, памятники культуры, стираем с карты исторические названия, тем самым, по мнению учёного, мы уничтожаем генетический код нашей исторической памяти. (12) Поэтому наша любовь к духовному наследию своего народа должна быть действенной.

(13) Многое зависит от отношения к языку. (14) Иначе и быть не может! (15) В самом деле. (16) Если культура - это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. (17)Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества.

(18) Любовь к языку, как и любовь к природе, - составная часть патриотизма, любви к Родине. (19) Экология языка имеет поэтому и нравственную сторону. (20) Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нем выражена, не проходят бесследно для человека как личности. (21) Ведь язык - это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

(22) В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. (23) Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.

(По Л.И.Скворцову)

Сочинение-рассуждение

В тексте Л.И.Скворцова говорится об экологии - науке, которая в наше время занимается вопросами охраны не только природы, но и культуры. Сохранение достижений культуры является актуальной задачей, поскольку утрата культурных ценностей ведет к духовной деградации общества.

Автор поднимает в тексте важные проблемы. Особо хочу выделить одну из них. Скворцов пишет: «Многое зависит от отношения к языку». Необходимо оберегать родной язык, ведь он является частью национальной культуры. Эта проблема имеет и нравственную сторону. Как отмечает автор, «небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нем выражена, не проходят бесследно для человека как личности». Скворцов солидарен с мнением современных писателей и публицистов, которые видят серьезные основания для тревоги: в наше время наблюдаются явные признаки «духовного обнищания» людей, связанные с «языковыми потерями».

Я разделяю позицию автора, потому что действительно мы видим многочисленные примеры небрежного обращения с языком, и это сказывается на уровне культуры общества. В подтверждение приведу свои аргументы.

Многие люди не следят за своей речью. Употребляют «сорняки» (например, «как бы», «короче»). Произносят слова с неправильным ударением («звонит», «красивее» и другие), даже если знают, что надо говорить иначе. Таким людям безразлично, в каком виде предстает русский язык, а, как говорил Паустовский, человек, равнодушный к своему языку, - дикарь.

Часто стали употребляться грубые, бранные слова, растет число жаргонизмов. Недавно я слышал по телевизору выступление профессора, который с болью говорил о жаргонизации и вульгаризации русского языка. Если ученые бьют тревогу, это значит, что проблема, о которой пишет Скворцов, действительно остро стоит в наше время.

В заключение хочется сказать, что для решения проблем экологии языка необходимы усилия не только ученых, но и каждого из нас.

Проанализируем данное сочинение.

В 1-м абзаце обозначена тема, поднятая автором исходного текста, и раскрыта ее общественная значимость.

Во 2-м абзаце сформулирована и прокомментирована одна из проблем, поставленных Л.И.Скворцовым, - проблема отношения к родному языку. Это сделано с необходимой опорой на исходный текст. В конце абзаца излагается позиция Скворцова, совпадающая с позицией других общественных деятелей.

В 3-м абзаце автор сочинения выражает собственную позицию - согласие с автором исходного текста - и кратко объясняет, почему он разделяет мнение Скворцова. В этом же абзаце используется фраза, вводящая аргументацию (эта фраза не обязательна, но вполне уместна).

4-й и 5-й абзацы содержат каждый по одному аргументу в подтверждение справедливости авторской позиции. Еще раз напомним, что минимальное число аргументов, предусмотренное критерием К4 (см. с. 196), - два. Поскольку критериями и инструкцией к заданию С1 специально оговаривается данное количество аргументов, нет смысла приводить большее их число.

Последний абзац - 6-й - представляет собой заключение. Его небольшой объем вполне соответствует жанру мини-сочинения.

Похожие:

Сочинение состоит из трех композиционных частей: вступления, основной части, заключения. Ниже будут рассмотрены особенности каждой из них. В качестве примеров в разделах «Вступление» iconМетодические рекомендации по написанию сочинения Композиция сочинения
Композиция состоит из трех обязательных элементов: вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов...
Сочинение состоит из трех композиционных частей: вступления, основной части, заключения. Ниже будут рассмотрены особенности каждой из них. В качестве примеров в разделах «Вступление» iconУрок в стихах Тема «Электрические явления»
Цели: выяснить, из каких частей состоит электрическая цепь, объяснить учащимся назначение каждой части электрической цепи; научить...
Сочинение состоит из трех композиционных частей: вступления, основной части, заключения. Ниже будут рассмотрены особенности каждой из них. В качестве примеров в разделах «Вступление» iconО чём эта статья?
Статью предваряет вступление, затем теоретический и практический рассказ о каждой из частей единого комплекса продвижения на местах...
Сочинение состоит из трех композиционных частей: вступления, основной части, заключения. Ниже будут рассмотрены особенности каждой из них. В качестве примеров в разделах «Вступление» iconВсе документы, регулирующие проведение итоговой аттестации по русскому...
Усскому языку состоит из трёх частей. Часть I – сжатое изложение. Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся,...
Сочинение состоит из трех композиционных частей: вступления, основной части, заключения. Ниже будут рассмотрены особенности каждой из них. В качестве примеров в разделах «Вступление» iconДанное пособие состоит из двух частей, соответствует программе по...
Весь курс предусматривает 36 занятий, из них 23 занятия помещены в первой части пособия и 13 – во второй
Сочинение состоит из трех композиционных частей: вступления, основной части, заключения. Ниже будут рассмотрены особенности каждой из них. В качестве примеров в разделах «Вступление» iconЗаконодательный орган
Тихом океане составляет одну треть земного шара; она проходит через восемь часовых поясов, состоит из трех несмежных частей: основной,...
Сочинение состоит из трех композиционных частей: вступления, основной части, заключения. Ниже будут рассмотрены особенности каждой из них. В качестве примеров в разделах «Вступление» iconВыведение и баланс химических элементов в организме
Ю. В., 1982, с. 16). Объем левой почки больше правой на 10-25 мл. Вещество почки состоит из корковой и мозговой частей. Соотношение...
Сочинение состоит из трех композиционных частей: вступления, основной части, заключения. Ниже будут рассмотрены особенности каждой из них. В качестве примеров в разделах «Вступление» iconЛитература
«сивушных масел». В заключении будут рассмотре­ны некоторые социальные и экономические аспекты употребления пива
Сочинение состоит из трех композиционных частей: вступления, основной части, заключения. Ниже будут рассмотрены особенности каждой из них. В качестве примеров в разделах «Вступление» iconРеферат в разные периоды развития градостроительной деятельности...
Именно этому посвящена книга Ю. В. Алексеева и Г. Ю. Сомова «Градостроительное планирование поселений т. 1 Эволюция планирования»....
Сочинение состоит из трех композиционных частей: вступления, основной части, заключения. Ниже будут рассмотрены особенности каждой из них. В качестве примеров в разделах «Вступление» iconПод архитектурой поднимается состав и принципы взаимодействия всех...
Под архитектурой поднимается состав и принципы взаимодействия всех частей ЭВМ. Составные части, из которых состоит пк называются...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница