Тексты к уроку




НазваниеТексты к уроку
страница1/5
Дата публикации23.04.2013
Размер0,59 Mb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5
Уроки 55 - 59

Урок 55. Поэзия А.К.Толстого.


Тексты к уроку.

А.К.Толстой.

1851. «Средь шумного бала, случайно…»

1854. «Коль любить, так без рассудку…».

<1856>. «Край ты мой, родимый край…».

<1856>. «Ходит Спесь, надуваючись…»;

<1858>. «Кабы знала я, кабы ведала…»

1859. А.К.Толстой «И.С.Аксакову». Судя меня довольно строго…»)

1871. «То было раннею весной…,

1868. «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева».

Козьма Прутков



«Гляжу с любовию на землю,

Но выше просится душа;

И что ее всегда чаруя,

Зовет и манит вдалеке –

О том поведать не могу я

На ежедневном языке….»

А. К. Толстой
^ АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ

(1817 – 1875)

Алексей Константинович Толстой – блестящий придворный, приближенный царя Александра II и разносторонний литератор. Его перу принадлежат баллады, лирические стихотворения, историческая повесть «Князь Серебряный» и драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис».

Многие стихотворения поэта были положены на музыку, например, «Средь шумного бала, случайно…» (П.И.Чайковский), «То было раннею весной…» (П. И. Чайковский и Н. А. Римский-Корсаков).
Общими усилиями вспоминают стихотворения А.Фета, которые читали раньше.
А.К.Толстой

Курган («В степи, на равнине открытой, / Курган одинокий стоит…»). 40-е годы).

(6 кл.);

«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». (1858). (1 кл.);

«Вот уж снег последний в поле тает…».1856 (2 кл.);

Илья Муромец («Под броней с простым набором, / Хлеба кус жуя, / В жаркий

полдень едет бором/ Дедушка Илья…»). 1871. (6 кл.).
^ У. Обратимся теперь к творчеству Алексея Константиновича Толстого.

1859. А.К.Толстой «И.С.Аксакову».

У. Разговор о творчестве поэта и его особом месте в русской литературе начнем с поэтического ответа Алексея Константиновича Толстого на критику Ивана Сергеевича Аксакова.

О какой творческой позиции свидетельствует стихотворение «И.С.Аксакову»?

Стихотворение написано в ответ на критические замечания Ивана Сергеевича Аксакова (1823–1886) по поводу двух поэм Толстого.

Ученики читают и обсуждают стихотворение.
^ И. С. АКСАКОВУ

Судя меня довольно строго,

В моих стихах находишь ты,

Что в них торжественности много

И слишком мало простоты.

Так. В беспредельное влекома,

Душа незримый чует мир,

И я не раз под голос грома,

Быть может, строил мой псалтырь.

Но я не чужд и здешней жизни;

Служа таинственной отчизне,

Я и в пылу душевных сил

О том, что близко не забыл.

Поверь, и мне мила природа,

И быт родного нам народа –

Его стремленья я делю,

И все земное я люблю,

Все ежедневные картины:

Поля, и села, и равнины,

И шум колеблемых лесов,

И звон косы в лугу росистом,

И пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков1;

В степи чумацкие ночлеги,

И рек безбережный разлив,

И скрып кочующей телеги,

И вид волнующихся нив;

Люблю я тройку удалую

И свист саней на всем бегу,

На славу кованную сбрую

И золоченую дугу;

Люблю тот край, где зимы долги,

Но где весна так молода,

Где вниз по матушке по Волге

Идут бурлацкие суда;

И все мне дороге явленья,

Тобой описанные, друг,

Твои гражданские стремленья

И честной речи трезвый звук.

Но все, что чисто и достойно,

Что на земле сложилось стройно,

Для человека, то ужель,

В тревоге вечной мирозданья,

Есть грань высокого призванья

И окончательная цель?

Нет, в каждом шорохе растенья

И в каждом трепете листа

Иное слышится значенье,

Видна иная красота!

Я в них иному гласу внемлю

И, жизнью смертною дыша,

Гляжу с любовию на землю,

Но выше просится душа;

И что ее, всегда чаруя,

Зовет и манит вдалеке –

О том поведать не могу я

На ежедневном языке.

<1859>
^ Итоги обсуждения. Поэт не согласен с критиком, который требует от него «простоты», «правды жизни». Его душа «просится выше», она «в беспредельное влекома», она «незримый чует мир». Цель своего творчества он видит в том, чтобы уловить и передать ту «неземную красоту», которая «чарует, зовет и манит» его, которая сквозит через всё земное и позволяет это земное любить. Но об этой высшей красоте нельзя «поведать» на «ежедневном языке».

^ У. Последователем какого литературного направления объявляет себя поэт? С требованиями какого направления не может согласиться?

Д. Он верен романтизму. Ему трудно принять новые требования реализма.

У. В ситуации смены литературных направлений, их борьбы А.К.Толстой занимает особое место. Он, подобно другим представителям так называемого «чистого искусства», считал художественное творчество путем к «вечным свойствам души человеческой», а не «способом гражданской деятельности».

Прочитайте стихотворения поэта, помещенные в учебнике, и подумайте, к каким лирическим жанрам они относятся? Какими чертами обладает лирический герой А.К.Толстого?

Ученики читают и обсуждают следующие стихотворения.

1851. «Средь шумного бала, случайно…»

Стихотворение обращено к С. А. Миллер, будущей жене поэта, с которой он познакомился на маскараде.
* * *

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь –

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю

И в грезах неведомых сплю…

Люблю ли тебя – я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

<1851>
1854. «Коль любить, так без рассудку…».
* * *

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

<1854>
<1856>. «Край ты мой, родимый край…».
* * *

Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

<1856>
<1856>. «Ходит Спесь, надуваючись…»
* * *

Ходит Спесь, надуваючись,

С боку на бок переваливаясь.

Ростом-то Спесь аршин с четвертью,

Шапка-то на нем во целу сажень,

Пузо-то его все в жемчуге,

Сзади-то у него раззолочено.

А и зашел бы Спесь к отцу, к матери,

Да ворота некрашены!

А и помолился б Спесь во церкви Божией,

Да пол не метён!

Идет Спесь, видит: на небе радуга;

Повернул Спесь во другую сторону:

Не пригоже-де мне нагибатися!

<1856>
<1858>. «Кабы знала я, кабы ведала…»
* * *

Кабы знала я, кабы ведала,

Не смотрела бы из окошечка

Я на молодца разудалого,

Как он ехал по нашей улице,

Набекрень заломивши мурмолку,

Как лихого коня буланого

Звонконого, долгогривого,

Супротив окон на дыбы вздымал!
Кабы знала я, кабы ведала,

Для него бы я не рядилася,

С золотой каймой ленту алую

В косу длинную не вплетала бы,

Рано до свету не вставала бы,

За околицу не спешила бы,

В росе ноженьки не мочила бы,

На проселок тот не глядела бы,

Не проедет ли тем проселком он,

На руке держа пестра сокола!
Кабы знала я, кабы ведала,

Не сидела бы поздно вечером,

Пригорюнившись, на завалине,

На завалине, близ колодезя,

Поджидаючи да гадаючи,

Не придет ли он, ненаглядный мой,

Напоить коня студеной водой!

<1858>
^ У. Какому из фольклорных жанров близко это стихотворение? Почему?

Чем обусловлено его деление на три неравные строфы?

Д.

1871. «То было раннею весной…,
* * *

То было раннею весной,

Трава едва всходила,

Ручьи текли, не парил зной,

И зелень рощ сквозила;
Труба пастушья по утру

Еще не пела звонко,

И в завитках еще в бору

Был папоротник тонкий.
То было раннею весной,

В тени берез то было,

Когда с улыбкой предо мной

Ты очи опустила.
То на любовь мою в ответ

Ты опустила вежды –

О жизнь! О лес! О солнца свет!

О юность! О надежды!
И плакал я перед тобой,

На лик твой глядя милый, -

То было раннею весной,

В тени берез то было!
То было в утро наших лет –

О счастие! О слезы!

О лес! О жизнь! О солнца свет!

О свежий дух березы!

<1871>
^ У. Как соотносятся в этом стихотворении картина природы и эмоциональное состояние ЛГ? Почему ЛГ плакал?

Д.

Вывод. Лирика поэта разнообразна и по жанрам, и по эмоциям.

^ 1871. «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева».

У. Алексей Константинович Толстой не чужд был и сатиры. Наибольшую известность ему принесла «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», написанная в 1871 году.

Гостомысл - легендарный новгородский посадник, или князь, по совету которого новгородцы пригласили варягов княжить на русской земле.

^ А Тимашев (1818 – 1893) – во время написания сатиры был министром внутренних дел.

В качестве эпиграфа Толстой взял слова из летописи: «Вся земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет».

Послушайте фрагменты этой «истории» (читает).


1

Послушайте, ребята,

Что вам расскажет дед.

Земля наша богата,

Порядка в ней лишь нет.

2

А эту правду, детки,

За тысячу уж лет

Смекнули наши предки:

Порядке-де, вишь, нет.

3

И стали все под стягом,

И молвят: «Как нам быть?

Давай пошлем к варягам:

Пускай придут княжить. <…>

8

И вот пришли три брата,

Варяги средних лет,

Глядят – земля богата,

Порядка ж вовсе нет.

12

И стал княжить он1 сильно,

Княжил семнадцать лет,

Земля была обильна,

Порядка ж нет как нет! <…>

29

Настал Иван Четвертый,

Он Третьему был внук;

Калач на царстве тертый

И многих жен супруг.

30

Иван Васильич Грозный

Ему был имярек

За то, что был серьезный,

Солидный человек.

31

Приемами не сладок,

Но разумом не хром;

Такой завел порядок,

Хоть покати шаром! <…>

33

За ним царить стал Федор,

Отцу живой контраст;

Был разумом не бодр,

Трезвонить лишь горазд.

34

Борис же, царский шурин,

Не в шутку был умен,

Брюнет, лицом недурен,

И сел на царский торн.

35

При нем пошло все гладко,

Не стало прежних зол,

Чуть-чуть было порядка

В земле он не завел.

36

К несчастью, самозванец,

Откуда ни возьмись,

Тако задал нам танец,

Что умер царь Борис.

37

И, на Бориса место

Взобравшись сей нахал

От радости с невестой

Ногами заболтал.

38

Хоть был он парень бравый

И даже не дурак,

Но под его державой

Стал бунтовать поляк.

39

А то нам не по сердцу;

И вот однажды в ночь

Мы задали им перцу

И всех прогнали прочь.

40

Взошел на трон Василий,

Но вскоре всей землей

Его мы попросили,

Чтоб он сошел долой.

41

Вернулися поляки,

Казаков привели;

Пошел сумбур и драки:

Поляки и казаки,

42

Казаки и поляки

Нас паки бьют и паки;

Мы ж без царя, как раки,

Горюем на мепи.

43

Прямые были страсти –

Порядка ж ни на грош.

Известно, что без власти

Далёко не уйдешь.

44

Чтоб трон поправить царский

И вновь царя избрать,

Тот Минин и Пожарский

Скорей собрали рать.

45

И выгнала их сила

Поляков снова вон,

Земля же Михаила

Взвел на русский трон. <…>


49

Царь Петр любил порядок,

Почти как царь Иван,

И так же был не сладок,

Порой бывал и пьян.

50

Он молвил: «Мне вас жалко,

Вы сгинете вконец;

Но у меня есть палка,

И я вам всем отец!..

51

Не далее как к святкам

Я вам порядок дам!»

И тотчас за порядком

Уехал в Амстердам.

52

Вернувшися оттуда,

Он гладко нас обрил,

А к святкам, так что чудо,

В голландцев нарядил.

53

Но это, впрочем, в шутку,

Петра я не виню:

Больному дать желудку

Полезно ревеню.

54

Хотя силён уж очень

Был, может быть, прием;

А все ж довольно прочен

Порядок стал при нем.

55

Но сон объял могильный

Петра во цвете лет,

Глядишь, земля обильна,

Порядка ж снова нет.

56

Тут кротко или строго

Царило много лиц,

Царей не слишком много,

А более цариц.

57

Бирон царил при Анне;

Он сущий был жандарм.

Сидели мы как в ванне

При нем, dab Gott erbarm2!

58

Веселая царица

Была Елисавет:

Поет и веселится,

Порядка только нет.

59

Какая ж тут причина

И где же корень зла,

Сама Екатерина

Постигнуть не могла.

60

«Madame, при вас на диво

Порядок расцветет, -

Писали ей учтиво

Вольтер и Дидерот, -

61

Лишь надобно народу,

Которому вы мать,

Скорее дать свободу,

Скорей свободу дать».

62

«Messsierurs, - им возразила

Она, - vous me comblez3», -

И тотчас прикрепила

Украинцев к земле.

63

За ней царить стал Павел,

Мальтийский кавалер,

Но не совеем он правил

На рыцарский манер.

64

Царь Александр Первый

Настал ему взамен.

В нем слабы были нервы,

Но был он джентельмен.

65

Когда на нас в азарте

Стотысячную рать

Надвинул Бонапарте,

Он начал отступать.

66

Казалося, ну, ниже

Нельзя сидеть в дыре,

Ан глядь: уж мы в Париже,

C Louis le Desire1

67

В то время очень сильно

Расцвел России цвет,

Земля была обильна,

Порядка ж нет как нет.

68

Последнее сказанье

Я б написал мое,

Но чаю наказанье,

Боюсь monsieur Veillot2.

69

Ходить бывает склизко

По камешкам иным.

Итак, о том, что близко,

Мы лучше умолчим.

70

Оставим лучше троны,

К министрам перейдем…



Примечание. Если будет время, желательно послушать романсы, написанные на стихотворения А.К.Толстого.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Тексты к уроку iconТексты к уроку
У. Вы уже познакомились с некоторыми жанрами устного народного творчества. Помните ли, с какими именно? Послушайте три произведения...
Тексты к уроку icon"Я знаю пять профессий "
Оборудование: презентация к уроку, презентации учеников “ Спецназ”, “Моя мама – бухгалтер” (приложение 1), тексты для чтения о профессиях...
Тексты к уроку iconЕсенина поют…
Но самое главное, мы сами учимся создавать собственные тексты. Сегодня мы будем анализировать тексты и собирать материал для создания...
Тексты к уроку iconУрок 11. Сонеты Шекспира. Акцентное вычитывание лирических текстов...
Прочитать в учебнике фрагменты трагедии «Ромео и Джульетта» (желательно прочитать пьесу целиком) и написать отзыв о трагедии
Тексты к уроку iconТексты к уроку
«жить» сказочные герои. В одном герои волшебных сказок, в другом герои сказок про животных, в третьем герои бытовых сказок. Домики...
Тексты к уроку iconУрок по литературе в 7 классе
Оборудование к уроку: портрет В. Распутина, тексты повести В. Распутина “Уроки французского”, рисунки детей по повести, а также по...
Тексты к уроку iconУроку. Тема урока: Подросток в группе
Слайдовая презентация к уроку отражает не ход урока, а развитие коллектива. Она составлена на основе фотографий из архива классного...
Тексты к уроку iconУроки литературы в 11 классе
С. А. Есенина. Тексты сообщений предлагаются только слабым учащимся, поэтому в сценарии урока представлены примерные тексты сообщений....
Тексты к уроку iconПрезентация к уроку Ход урока
Оборудование: портрет А. А. Фета, записи на доске, распечатки стихотворений Фета для анализа (раздаточный материал), презентация...
Тексты к уроку iconТребования к современному уроку
Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница