Программа построена так, что в ней на новом познавательном уровне изучаются уже известные школьникам этапы развития литературы: «Устное народное творчество»




Скачать 351,41 Kb.
НазваниеПрограмма построена так, что в ней на новом познавательном уровне изучаются уже известные школьникам этапы развития литературы: «Устное народное творчество»
страница1/3
Дата публикации01.11.2013
Размер351,41 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Литература > Программа
  1   2   3

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО
Балашова Н.Н./___

Протокол №__1__ от

« 26 » августа__2011__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи»

Крайнова А.Г./

« 30 » августа_2011__г.


«Утверждено»

Директор школы МОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи»

Маляр Н.И./__________

Приказ №__248__ от

« 30 » августа_2011__г.


Рабочая программа педагога

Балашовой Натальи Николаевны, учителя русского языка и литературы высшей категории,
по литературе в 7 классе

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № __1____от

«30» августа 2011 г.

^ 2009 — 2010 учебный год

Раздел I. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2008-2009 года и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель Т.Ф.Курдюмова). Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Весь курс литературы построен по концентрическому принципу на хронологической основе с выходом на линейное рассмотрение литературного материала в 10,11 классах.

Программа построена так, что в ней на новом познавательном уровне изучаются уже известные школьникам этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Произведения русских писателей 18 века», «Произведения русских писателей 19 века», «Произведения русских писателей 20 века», «Произведения зарубежных писателей 20 века». Содержание соответствующих разделов 5, 6 и 7 классов не дублируют друг друга, но позволяют системно расширить и углубить уже имеющиеся знания, основываясь на чтении и изучении художественных произведений, с биографическими сведениями о писателях и историко-культурными сведениями, необходимыми для адекватного понимания текста.

5-9 классы — это первый концентр современного литературного образования в школе. Внутри него выделяют три возрастные группы: 5-6 классы, 7-8 классы и 9 класс. Соответственно изучение литературы с семиклассниками — это начало работы во второй возрастной группе. Ученики этой группы отличаются существенными возрастными особенностями: снижается познавательная активность учащихся, на первый план выходит потребность в межличностном общении. Актуальными становятся внутренние задачи: с одной стороны, идентифицировать себя в определенной группе сверстников; с другой стороны, выявить собственные индивидуальные черты. В этом возрасте возможность эмоционального восприятия сохраняется, но одновременно с ней актуализируется абстрактно-логическое мышление. Мир взрослых подвергается критическому обсуждению, подросток стремится к свободе, но вместе с тем еще не способен в полной мере нести ответственность за свои поступки. Одной из наиболее характерных черт подростков является максимализм в оценках.

Изучение литературы в 13-14 лет играет важнейшую роль, так как именно в этот период происходит интенсивное формирование ценностной ориентации школьников. В этой ситуации повышается роль учителя, становятся особенно важными нравственные проблемы, поднимаемые литературой. На первый план выходят способы мотивации учебной деятельности: различные виды самостоятельной работы, продуктивные виды деятельности, методы эмоционального стимулирования, нестандартные виды работы, исследовательская деятельность, использование современных средств получения информации, включая Интернет и пр.

Изучение литературы в 5-6 классах уже подготовило учащихся к восприятию и истолкованию художественных произведений в 7 классе. Семиклассники продолжают активное чтение вслух, заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворных и прозаических произведений, учатся выявлять проблематику произведений, учатся вдумчивому чтению литературного текста, позволяющему увидеть подтекст произведения, вступить в диалог с писателем, работают с особенностями художественной формы. Большое внимание уделяется углублению восприятия и истолкования прочитанного. Важно пробуждать и поддерживать интерес к чтению художественной литературы, развивать и укреплять стремление к знакомству с литературным наследием как во время работы с хрестоматийными произведениями, так и на уроках внеклассного чтения.

Содержание программы учитывает читательские интересы и возрастные особенности семиклассников, но в то же время включает в себя предельно сложные для учеников произведения, например, «Мцыри» Лермонтова, «Повести Белкина» Пушкина», «Они сражались за Родину» Шолохова. При работе с подобными произведениями повышается важность выбора адекватных методов работы с текстом.

Программа предполагает систематическую работу по усвоению новых и повторению уже изученных литературоведческих понятий: роды и виды литературы, жанры литературных произведений (сатира, баллада, сонет, роман, басня, повесть, рассказ, эссе), герой литературного произведения, тема и идея, проблематика произведения, тропы и фигуры речи (метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, гипербола, антитеза, аллегория), композиция произведения. Ведущую проблему программы можно сформулировать так: «Особенности труда писателя, его позиция. Изображение человека — важнейшая проблема литературы».

Программа учитывает все стадии знакомства с произведениями: первичное восприятие и понимание, анализ, углубленное понимание, оценка; готовность ученика к самостоятельному восприятию текста. Ученик движется от понимания слова в произведении к умению сформулировать собственную мысль, выразить свое впечатление от прочитанного, поэтому программа предполагает работу по развитию речи, расширению словарного запаса учащихся, умению сформулировать собственные мысли и впечатления.

Приобщение к искусству слова не может успешно осуществляться только лишь в процессе репродуктивной деятельности, поэтому особое внимание обращается на творческие виды работ учащихся: сочинения, презентации, элементарные проекты, современное звучание произведений классической литературы. Знакомство с произведениями живописи и иллюстрациями позволит связать вербальный образ с визуальным, обращение к киноискусству расширит возможности восприятия для сравнения собственной интерпретации произведения и интерпретации режиссера и актеров.

Таким образом, задачи изучения литературы представлены 2 категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развития личности.

В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умения видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоения предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений: умения составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку эпизод и рассказать об их роли в тексте, умения видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение литературы в 7 классе 68 часов (2 часа в неделю).

^ Раздел II. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся










уроки

Контрольные работы, тестирование

Семинары, диспуты




1

Вводный урок. Роды и виды литературы

1

1










2

Фольклор и его жанры

2

2










3

Литература эпохи Возрождения

2

2










4

Классическая литература 19 века

1

1










5

В.А.Жуковский

2

2










6

А.С. Пушкин

10

8

2







7

М.Ю.Лермонтов

5

4

1







8

Н.В.Гоголь

6

5




1




9

И.С.Тургенев

2

2










10

Н.А.Некрасов

2

2










11

Н.С.Лесков

2

2










12

М.Е.Салтыков-Щедрин

2

2










13

М.Твен

1

1










14

А.П.Чехов

2

2










15

Литература 20 века

3

2




1




16

А.М.Горький

2

2










17

В.В.Маяковский

1

1










18

М.А.Булгаков

1

1










19

К.Г.Паустовский

1

1










20

М.А.Шолохов

2

2










21

А.Т.Твардовский

1

1










22

В.Г.Распутин

3

3










23

Ф.Абрамов

2

2










24

А.Вампилов

2

2










25

Р.Шекли

2

2










26

А.К.Дойл

2

2










27

Итоговое повторение

6

4

2










Всего

68

61

5

2





^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС

2 часа в неделю, 68 часов в год.
Контрольных работ – 5 (2 – классных сочинения; 2 – домашних сочинения; 2 – тест).


№п/п

Тема урока

Содержание работы

Дата

Дата

ИКТ

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Изображение человека как нравственная проблема литературы. Уметь пересказывать статью учебника.







ИКТ

2

Устное народное творчество. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение нравственных критериев русского народа. Микула – носитель лучших человеческих качеств.

Знать тексты произведений; жанровые особенности; основные признаки понятий. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; знать отличие пословиц от поговорок.









3

Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Основные черты характера Ильи Муромца.










4

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины.







ЦОР

5

^ Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок.










6

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.

Знать тексты произведений; жанровые особенности; характерные особенности эпохи. Обосновывать свое мнение.










7

«Повесть временных лет». Формирование традиций уважительного отношения.










8

Русская литература ХVIII век. ^ Михаил Васильевич Ломоносов.

Знать тексты произведения; жанровые особенности. Уметь выразительно читать; выявлять основные проблемы; обосновывать свое мнение.







ИКТ

9

Ода «К статуе Петра Великого».












10

^ Гавриил Романович Державин. Размышление о смысле жизни, о судьбе.










11

Русская литература Х1Х века. ^ Василий Андреевич Жуковский. «Лесной царь» - перевод баллады И.В.Гете.

Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях В.Г.Белинского; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; создавать конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.










12

Баллады Жуковского.

Урок выразительного чтения.










13

^ Александр Сергеевич Пушкин. «Полтава».










14

Мастерство в изображении Полтавской битвы.










15

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца.










16

«Станционный смотритель».







ЦОР

17

Изображение «маленького человека».










18

^ Михаил Юрьевич Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».







ИКТ

19

Особенности сюжета. Картины быта ХVI века.










20

Стихотворения М.Ю.Лермонтова. «Когда волнуется желтеющая нива…».










21

«Молитва», «Ангел».










22

^ Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба».







ЦОР

23

Особенности жанра повести, изображение героев.










24

Законы и обычаи Запорожской Сечи, особенности сознания запорожцев, их единство.







ЦОР

25

Судьба двух братьев.










26

Трагедия Тараса Бульбы.










27-28

Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»










29

^ Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Бирюк». Художественные особенности рассказа.







ИКТ

30

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям.







ИКТ

31

Стихотворения в прозе. Особенности жанра.










32

^ Николай Алексеевич Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин.







ИКТ

33

«Размышление у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.










34

«Вчерашний день часу в шестом…». Некрасовская муза.










35

^ Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».







ЦОР

36

Нравственные пороки общества. Осуждение покорности мужика.










37

«Дикий помещик». Обличение социальных пороков.









ИКТ

38

^ Лев Николаевич Толстой. «Детство». Самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни.










39

Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя.










40

^ Иван Алексеевич Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.







ИКТ

41

«Лапти». Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребенку.










42

^ Антон Павлович Чехов. «Хамелеон».










43

Картина нравов. Смысл названия.










44

«Злоумышленник». Авторская позиция. Юмор в рассказе.







ИКТ

45

«Край ты мой, родимый край». ^ Стихотворения о родной природе В.А.Жуковского и А.К.Толстого.

Чтение и анализ стихотворений










46

^ Стихотворения о родной природе И.А.Бунина.

Выразительное чтение стихотворений. Чтение наизусть по выбору учащихся.










42

Русская литература ХХ века

^ Максим Горький. «Детство». Первые детские впечатления. Путешествие на пароходе.

Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.

Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.












43

Дед Каширин и его сыновья. Зависть и злоба – основы вражды.







ЦОР

44

Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в народ.










45

РР Сочинение-характеристика литературного героя.










46

^ Владимир Владимирович Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека.







ИКТ

47

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.










48

^ Леонид Николаевич Андреев. «Кусака».










49

Авторское отношение к событиям.










50

^ Андрей Платонович Платонов. «Юшка».










51

Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.










52

^ На дорогах войны… Стихотворения поэтов – участников войны.







ИКТ

53

Стихотворения К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова.










54

^ Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади».










55

Нравственные проблемы рассказа.










56

^ Евгений Иванович Носов. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.










57

^ Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности.










58

«Тихая моя Родина». Стихотворения о родине, природе С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого.










59

^ Александр Трифонович Твардовский. Пейзажная лирика. Чтение и анализ стихотворений «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «Братья».










60

^ Дмитрий Сергеевич Лихачев. Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.







ИКТ

61

Зарубежная литература.

^ Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.

Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.

Уметь определять принадлежность к одному из литературных родов; определять роль элементов сюжета, композиции, системы образов







ИКТ

62

^ Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы за свободу родины.







ИКТ

63

^ Японские хокку. Особенности жанра.







ИКТ

64

Джеймс Олдридж. «Отец и сын». Взаимоотношения родителей и детей.







ИКТ

65

^ О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности.







ИКТ

66

^ Луиджи Пиранделло. «Черепаха». Чувство любви и преданности.







ИКТ

67

Итоговый тест по прочитанным произведениям.

Знать жанровые особенности; биографические сведения о писателях.










68

Анализ итогового теста. Задание на лето.










ИКТ




Итого:




68







  1   2   3

Похожие:

Программа построена так, что в ней на новом познавательном уровне изучаются уже известные школьникам этапы развития литературы: «Устное народное творчество» iconПланирование уроков литературы в 6 классе на (по учебнику В. Я, Коровиной и др.)
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор (начальное понятие). Календарно- обрядовые песни
Программа построена так, что в ней на новом познавательном уровне изучаются уже известные школьникам этапы развития литературы: «Устное народное творчество» iconУрок по кубановедению Учитель моу сош №3 Локоть Т. В. Тема «Устное...
Учитель моу сош №3 Локоть Т. В. Тема устное народное творчество кубанские загадки, пословицы
Программа построена так, что в ней на новом познавательном уровне изучаются уже известные школьникам этапы развития литературы: «Устное народное творчество» iconУрок посиделки. Интегрированный урок по теме «устное народное творчество. Обрядовый фольклор.»
Интегрированный урок по теме «устное народное творчество. Обрядовый фольклор.» в 6 классе
Программа построена так, что в ней на новом познавательном уровне изучаются уже известные школьникам этапы развития литературы: «Устное народное творчество» icon«Россыпи народной мудрости»
Малые жанры входят в ёмкое понятие «фольклор». А это – устное народное творчество, народная мудрость, уходящая в глубину веков. Необходимо...
Программа построена так, что в ней на новом познавательном уровне изучаются уже известные школьникам этапы развития литературы: «Устное народное творчество» iconУстное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка
Дудакова Наталия Викторовна– воспитатель группы кратковременного пребывания предшкольного образования моу «оош с. Кувыка»
Программа построена так, что в ней на новом познавательном уровне изучаются уже известные школьникам этапы развития литературы: «Устное народное творчество» icon«Устное народное творчество»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сарсинская средняя общеобразовательная школа
Программа построена так, что в ней на новом познавательном уровне изучаются уже известные школьникам этапы развития литературы: «Устное народное творчество» iconФольклор, как средство воспитания дошкольников
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода....
Программа построена так, что в ней на новом познавательном уровне изучаются уже известные школьникам этапы развития литературы: «Устное народное творчество» iconИстория россии билет №1
Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество)
Программа построена так, что в ней на новом познавательном уровне изучаются уже известные школьникам этапы развития литературы: «Устное народное творчество» iconЭкзаменационные билеты по истории
Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество)
Программа построена так, что в ней на новом познавательном уровне изучаются уже известные школьникам этапы развития литературы: «Устное народное творчество» iconИстория россии   Билет №1
Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница