Скачать 351,41 Kb.
|
Рабочая программа педагога Балашовой Натальи Николаевны, учителя русского языка и литературы высшей категории, по литературе в 7 классе Принято на заседании педагогического совета Протокол № __1____от «30» августа 2011 г. ^ Раздел I. Пояснительная записка. Данная рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2008-2009 года и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель Т.Ф.Курдюмова). Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Весь курс литературы построен по концентрическому принципу на хронологической основе с выходом на линейное рассмотрение литературного материала в 10,11 классах. Программа построена так, что в ней на новом познавательном уровне изучаются уже известные школьникам этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Произведения русских писателей 18 века», «Произведения русских писателей 19 века», «Произведения русских писателей 20 века», «Произведения зарубежных писателей 20 века». Содержание соответствующих разделов 5, 6 и 7 классов не дублируют друг друга, но позволяют системно расширить и углубить уже имеющиеся знания, основываясь на чтении и изучении художественных произведений, с биографическими сведениями о писателях и историко-культурными сведениями, необходимыми для адекватного понимания текста. 5-9 классы — это первый концентр современного литературного образования в школе. Внутри него выделяют три возрастные группы: 5-6 классы, 7-8 классы и 9 класс. Соответственно изучение литературы с семиклассниками — это начало работы во второй возрастной группе. Ученики этой группы отличаются существенными возрастными особенностями: снижается познавательная активность учащихся, на первый план выходит потребность в межличностном общении. Актуальными становятся внутренние задачи: с одной стороны, идентифицировать себя в определенной группе сверстников; с другой стороны, выявить собственные индивидуальные черты. В этом возрасте возможность эмоционального восприятия сохраняется, но одновременно с ней актуализируется абстрактно-логическое мышление. Мир взрослых подвергается критическому обсуждению, подросток стремится к свободе, но вместе с тем еще не способен в полной мере нести ответственность за свои поступки. Одной из наиболее характерных черт подростков является максимализм в оценках. Изучение литературы в 13-14 лет играет важнейшую роль, так как именно в этот период происходит интенсивное формирование ценностной ориентации школьников. В этой ситуации повышается роль учителя, становятся особенно важными нравственные проблемы, поднимаемые литературой. На первый план выходят способы мотивации учебной деятельности: различные виды самостоятельной работы, продуктивные виды деятельности, методы эмоционального стимулирования, нестандартные виды работы, исследовательская деятельность, использование современных средств получения информации, включая Интернет и пр. Изучение литературы в 5-6 классах уже подготовило учащихся к восприятию и истолкованию художественных произведений в 7 классе. Семиклассники продолжают активное чтение вслух, заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворных и прозаических произведений, учатся выявлять проблематику произведений, учатся вдумчивому чтению литературного текста, позволяющему увидеть подтекст произведения, вступить в диалог с писателем, работают с особенностями художественной формы. Большое внимание уделяется углублению восприятия и истолкования прочитанного. Важно пробуждать и поддерживать интерес к чтению художественной литературы, развивать и укреплять стремление к знакомству с литературным наследием как во время работы с хрестоматийными произведениями, так и на уроках внеклассного чтения. Содержание программы учитывает читательские интересы и возрастные особенности семиклассников, но в то же время включает в себя предельно сложные для учеников произведения, например, «Мцыри» Лермонтова, «Повести Белкина» Пушкина», «Они сражались за Родину» Шолохова. При работе с подобными произведениями повышается важность выбора адекватных методов работы с текстом. Программа предполагает систематическую работу по усвоению новых и повторению уже изученных литературоведческих понятий: роды и виды литературы, жанры литературных произведений (сатира, баллада, сонет, роман, басня, повесть, рассказ, эссе), герой литературного произведения, тема и идея, проблематика произведения, тропы и фигуры речи (метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, гипербола, антитеза, аллегория), композиция произведения. Ведущую проблему программы можно сформулировать так: «Особенности труда писателя, его позиция. Изображение человека — важнейшая проблема литературы». Программа учитывает все стадии знакомства с произведениями: первичное восприятие и понимание, анализ, углубленное понимание, оценка; готовность ученика к самостоятельному восприятию текста. Ученик движется от понимания слова в произведении к умению сформулировать собственную мысль, выразить свое впечатление от прочитанного, поэтому программа предполагает работу по развитию речи, расширению словарного запаса учащихся, умению сформулировать собственные мысли и впечатления. Приобщение к искусству слова не может успешно осуществляться только лишь в процессе репродуктивной деятельности, поэтому особое внимание обращается на творческие виды работ учащихся: сочинения, презентации, элементарные проекты, современное звучание произведений классической литературы. Знакомство с произведениями живописи и иллюстрациями позволит связать вербальный образ с визуальным, обращение к киноискусству расширит возможности восприятия для сравнения собственной интерпретации произведения и интерпретации режиссера и актеров. Таким образом, задачи изучения литературы представлены 2 категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развития личности. В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умения видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоения предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений: умения составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку эпизод и рассказать об их роли в тексте, умения видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение литературы в 7 классе 68 часов (2 часа в неделю). ^
^ 2 часа в неделю, 68 часов в год. Контрольных работ – 5 (2 – классных сочинения; 2 – домашних сочинения; 2 – тест).
|
![]() | Планирование уроков литературы в 6 классе на (по учебнику В. Я, Коровиной и др.) Устное народное творчество. Обрядовый фольклор (начальное понятие). Календарно- обрядовые песни | ![]() | Урок по кубановедению Учитель моу сош №3 Локоть Т. В. Тема «Устное... Учитель моу сош №3 Локоть Т. В. Тема устное народное творчество кубанские загадки, пословицы |
![]() | Урок посиделки. Интегрированный урок по теме «устное народное творчество. Обрядовый фольклор.» Интегрированный урок по теме «устное народное творчество. Обрядовый фольклор.» в 6 классе | ![]() | «Россыпи народной мудрости» Малые жанры входят в ёмкое понятие «фольклор». А это – устное народное творчество, народная мудрость, уходящая в глубину веков. Необходимо... |
![]() | Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка Дудакова Наталия Викторовна– воспитатель группы кратковременного пребывания предшкольного образования моу «оош с. Кувыка» | ![]() | «Устное народное творчество» Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сарсинская средняя общеобразовательная школа |
![]() | Фольклор, как средство воспитания дошкольников Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода.... | ![]() | История россии билет №1 Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество) |
![]() | Экзаменационные билеты по истории Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество) | ![]() | История россии Билет №1 Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество) |