«Деятельностная парадигма в образовании»




Скачать 61,94 Kb.
Название«Деятельностная парадигма в образовании»
Дата публикации01.11.2013
Размер61,94 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
Описание опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ г. Кургана «СОШ № 53» по теме «Деятельностная парадигма в образовании»
Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По А.Н. Леонтьеву, человеческая жизнь – это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей»

Деятельностный подход к обучению предполагает:

  • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

  • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

  • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

  • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

  • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие - о воспитании, третьи - о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании способности к саморазвитию... Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.

Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. «Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни... ». Об этом писали П.Ф. Каптерев, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом.

Сущность реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

На своих уроках литературы я использую такие приемы деятельности обучающихся:

  • словесное рисование.

  • продолжи произведение.

  • составление сценария.

  • сказкотерапия.

  • придумывание клипов на стихи.

  • иллюстрирование произведений.

  • высказывание своей точки зрения.

  • Урок и – диспуты, суды, выборы, конференции, кафе, бинарные, интервью, КВНы, презентации…(эвриканские уроки)

Словесное рисование – это способность человека выражать мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.

Методическая разработка проблемы обогащения и активизации словаря, развития воображения и речи учащихся встречается в работах Л. С. Выготского, З. И. Романовской, Н. Н. Светловской, В. А. Левина.

Предлагаются такие задания:

  • представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту, подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака, зелень, землю и т.д.;

  • вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к этому стихотворению;

  • какие звуки повторяются в этой строке и что они «рисуют»?

  • подберите словесную иллюстрацию ко всему стихотворению или к выбранному вами отрывку;

  • какие строки стихотворения подходят к вашей иллюстрации?

При работе над стихотворением Сергея Александровича Есенина «Задремали звезды золотые…» можно предложить задания:

  • прочитайте самые красивые словосочетания с эпитетами (звезды золотые, сонные березки, шелковые косы, серебряные росы, ярким перламутром).

Еще одно задание:

  • какие строки запомнились? Прочитайте без книги. Дети воспроизводят строки:

… Задремали звезды золотые.

Задрожало зеркало затона….

…улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы…

… И, качаясь, шепчут шаловливо:

«С добрым утром!»

Задание второго уровня:

  • найдите олицетворение (задремали звезды, задрожало зеркало, улыбнулись березки, растрепали косы, крапива шепчет).

Задание третьего уровня:

  • представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту.Подумайте, какие краски вы используете? (Розовую, зеленую, белую, голубую, желтую).

Результаты работы по словесному рисованию:

  • значительно увеличилась группа детей, обладающих образной речью;

  • активизировался словарный запас школьников;

  • дети научились находить в тексте образные средства языка: сравнение, эпитеты, олицетворение, метафоры;

  • большая часть детей умеют создавать словесное описание предмета, умеют чувствовать настроение героя и удивляться прочитанному, у них появился интерес к собственной устной речи.

^ Продолжи произведение: В кинематографе да и в литературе известны случаи продолжения произведений. Почему бы не взять учителю в свою методическую копилку эту находку. Например, дать задание продолжить произведение Н.В.Гоголя «Ревизор» или «Барышню – крестьянку» А.С.Пушкина.

Подобная работа развивает воображение, речь, ставит ребенка в комфортные условия творчества.

^ Составление сценария: Данный прием уже нашел применение при изучении комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Детям нравится изображать учителей (вспомните «Ералаш»), а ещё больше - нерадивых учеников и при этом получать не взыскания, а аплодисменты. Таким образом можно изучать сказки, небольшие по объёму произведения.

Сказкотерапия: Очень интересная находка в методике. Один из самых авторитетных в этой области психологов Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева (2000) определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека. Изучаем какую – нибудь сказку… Давайте как бы нечаянно исправим или заменим героев, их поступки, даже «перепутаем» имена. Дети очень живо реагируют на такие провокации. А вот другой вариант: разрешим злому герою стать добрым. В результате таких метаморфоз дети невольно начнут говорить, сочинять, развивать речь.

^ Создание клипов: Современное песенное искусство параллельно развивается с созданием клипов. Это можно учитывать при изучении стихов. Рассказать о клипе (от англ. clip) - непродолжительная по времени художественно составленная последовательность кадров), показать на уроке и дать задание: придумать клип по конкретному стихотворению. Предварительно обсудив материал, которым будут оперировать дети. Например, клип по стихотворению К.Бальмонта «Аннабель – ли»

^ Иллюстрирование произведений: Этим занимаются выдающиеся художники. Но дети очень любят рисовать. Можно дать задание проиллюстрировать понравившийся эпизод, нарисовать героя. В результате развивается воображение, работают ассоциации. И как следствие – речь развивается.

Немаловажное значение имеет умение высказывать свое мнение. Дети порой стесняются делиться своей точкой зрения. Задача учителя в том, чтобы дети хотели говорить с учителем, доверяли ему. Для решения этой задачи педагоги должны использовать всевозможные приёмы и методы воздействия на души и сердца детей.

Применение т.н. «эвриканских» типов уроков (кафе, диспуты, бинарные…) способствуют активизации мотивации на более качественное изучение произведений. Доказательство этому – повышенный интерес к таким урокам и, как следствие, лучше отметки.

На уроках русского языка использую рисование конспектов. Вместо задания выучить параграф предлагаю нарисовать правило. По таким конспектам – подсказкам лучше усваивается материал. Практикую приглашение на урок «грамматических героев» В класс свободно входят знаки препинания, части речи. Если предстоит сочинение по картине, разыгрываем сценки - ситуации, которые могли произойти с героями.
Литература:

1.Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – № 4. – 2005. – С. 19-27.

2.Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2

3.Власова А. Утром – практика, вечером – теория // Российская газета. – 2006. – №286. – С

4.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс. 1996

5.Дьюи Дж. Школа будущего. – М.: Госиздат. 1926

6.Зайцев В.Н. Практическая дидактика. Москва, 2000 год

7.Краснова Т.И. Инновации в системе оценивания учебной деятельности студентов // Образование для устойчивого развития. Минск: Издательский центр БГУ, 2005. – С. 438.

8.Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. – 2005.

9.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-ое изд. – М. 1977

10.Муравьева Е.Г. Проектирование технологий обучения. Иваново, 2001 год

11.Новиков А.М. «Что знает Иван, чего не знает Джон? Что умеет Джон, чего не умеет Иван?» // Народное образование, № 1. – 2001. – С. 8-9.

12.Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2006 год

13.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998

Похожие:

«Деятельностная парадигма в образовании» icon«Деятельностная парадигма в обучении истории, обществознания»
Белослудцевой Е. А., зам директора по увр, учителя истории и обществознания высшей категории
«Деятельностная парадигма в образовании» icon1. История лингвистики как смена научной парадигмы
Парадигма (в грам-ке п. – система форм; п склонения, спряжения). История любой науки свидетельствует, что в процессе ее развития...
«Деятельностная парадигма в образовании» icon«Блог учителя информатики» как средство создания образовательной...
«новая парадигма образования». Если сущность старой парадигмы образования выражалась в лозунге «Образование – на всю жизнь», то новая...
«Деятельностная парадигма в образовании» iconТипы уроков деятельностной направленности по целеполаганию
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия
«Деятельностная парадигма в образовании» iconМирошник И. М. Координационная парадигма развития и высокие гуманитарные...
Мирошник И. М. Координационная парадигма развития и высокие гуманитарные технологии
«Деятельностная парадигма в образовании» iconУрок обучения грамоте Тема: Строчная буква «е». Упражнение в чтении и письме
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с
«Деятельностная парадигма в образовании» iconИ. М. Мирошник координационная парадигма развития как методологический...
Координационная парадигма развития как методологический базис рекреативной психологической помощи на курортном этапе медицинской...
«Деятельностная парадигма в образовании» iconМежличностное общение в молодежной среде
Ролевая парадигма и драматургический подход к объяснению межличностного общения
«Деятельностная парадигма в образовании» iconПарадигма цивилизации Homo sapiens
Статья предназначена для широкой общественности, ученых и политиков
«Деятельностная парадигма в образовании» iconСубъектно-объектная парадигма западной науки
Гносеология. Проблема метода познания. Эмпиризм Ф. Бэкона, рационализм Р. Декарта, сенсуализм Дж. Локка
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница