Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников




НазваниеРекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников
Дата публикации01.11.2013
Размер78,4 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
Рекомендации учителя-логопеда

родителям будущих

первоклассников

Сегодня  логопедическая работа   стала неотъемлемой частью образовательного учреждения, так как с каждым годом увеличивается количество детей с различными видами нарушений. Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием для успешного усвоения программного материала по чтению и русскому языку.


Коротко о диагнозах:

ФФН (фонетико-фонематические нарушения)

Большинство логопедических диагнозов связаны с воспроизведением речи, то есть с тем, КАК и ЧТО мы говорим, но прежде чем сказать, ребенок должен правильно услышать, воспринять.
" У вашего ребенка нарушение фонематического слуха",- говорит специалист.
" Мой ребенок слышит хорошо",- недоумевает мама, но соглашается с тем, что у малыша есть то, что характерно для этого диагноза:

  • замена одних звуков другими (помните, в Денискиных рассказах: фыфка,хыхка, сыска);

  • перестановка звуков и слогов (копа вместо пока);

  • упрощение слоговой структуры слова (чащик вместо часовщик).

Такие дети не различают на слух близкие по звучанию звуки. Без зрительной опоры и без контекста ребенок не сразу понимает о чем речь — о белой косе или о белой козе, о прическе или о животном? Меняется звук и меняется смысл. Какая огромная сила у фонемы — звукосмыслоразличитель.

А если ребенок недопонимает что-то из потока информации, то, как следствие, — вторичные нарушения: ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), дисграфия (нарушение письменной речи).
c:\users\vip\desktop\p6_logoped-slaydyi-6-.jpg

c:\users\vip\desktop\p6_logoped-slaydyi-7-.jpg

^ Общее недоразвитие речи (ОНР)

Ребенок не сразу говорит на хорошем литературном языке, сначала он осваивает родную речь через опыт взрослых, потом проходит свой путь проб и ошибок ( см. Чуковского "От 2 до 5"). Многие дети любят "коверкать" слова - некоторые из шедевров навсегда вписываются в семейную летопись. Тогда в каких случаях ошибки в речи являются симптомом диагноза?

ОНР - это прежде всего СИСТЕМНОЕ нарушение, когда нарушены все компоненты речи: и лексика, и грамматика, и фразовая речь.
При этом остается в норме физический слух и интеллект. Детей с ОНР отличает от детей с нарушением интеллекта достаточный для своего возраста пассивный словарь и достаточный уровень выполнения невербальных заданий.

Выделяют 3 уровня ОНР, хотя практика показывает, что между уровнями нет четких границ. Главное, что в основу деления (по Левиной) положен уровень развития фразовой речи.

Небольшое отступление о важности глагола в речи ребенка. Во фразе заложено действие, а действие обозначается глаголом, без него нет вывода, не обеспечены причинно-следственные связи, страдает мышление.

^ 1 уровень. "Безречевые" дети

- Лепетные слова, звукоподражания. Одно слово может обозначать разные понятия, действия и предметы, для уточнения ребенок широко использует мимику и жесты. "Ма" - за этим обращением к маме и желание приласкаться, и "хочу кушать", и "пойдем гулять", и "включи телевизор" (при этом принесет пульт); и удовольствие от катания на горке.
- Грамматически слова не оформлены.
- Фразы нет.

2 уровень

- Словарный запас больше, но в словах наблюдаются пропуски слогов, перестановка, часто используются неправильные формы. "Гуся. Тонул. " - на картинке ныряющая в воду утка. 
- Грубые грамматические ошибки, нет согласования в словах. "Два ябок" - два яблока.
- Фразовая речь примитивна, хотя в предложении уже присутствуют 2-3 слова.

3 уровень

- Хороший словарь бытовых слов, но плохо усваиваются абстрактные понятия: названия времен года, обобщающие понятия (огурчик, помидор, капуста - ребенок показывает и называет, но назвать одним словом "овощи" не может), характерна замена слов близлежащими: детеныша собаки называет собачонкой.
- В грамматике характерны упрощение предлогов, в уменьшительно-ласкательной форме - неправильное употребление суффиксов, при счете - ошибки в окончаниях слов.
- Разговорная фраза развернутая, но составление рассказа по серии сюжетных картинок, пересказ в силу дефицита речевого планирования вызывает затруднение.
У некоторых детей наблюдается также и нарушение звукового оформления речи, в таких случаях важно при диагностике уточнить сохранность или нарушенность фонематического восприятия. Во втором случае можно говорить об ОНР на фоне фонематической недостаточности, и коррекционную работу начинать именно с первичного нарушения. 
Недоразвитие речи накладывает отпечаток и на развитие познавательных процессов: у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, снижение памяти, слабое словесно-логическое мышление.

Для детей с ОНР прекрасно подойдут упражнения на развитие познавательных функций.

Заикание

Заикание - нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5 года.
Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»). 
Профилактика заикания:

  • речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;

  • нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;

  • не допускайте скандалов и конфликтов при ребенке;

  • избегайте психических и физических травм (особенно головы);

  • не перегружайте ребенка информацией и впечатлениями;

  • не опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда;

  • не запугивайте ребенка страшными сказками и всякими бабками-ёжками;

  • не оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бейте ребенка;



  • Дислексия: родителям о нарушениях письма

дислексия: родителям о нарушениях письмаКак всем нам хорошо известно, обучение грамоте – одна из важнейших задач начальной школы. Успешное усвоение ребенком навыков чтения и письма в начальной школе служит залогом эффективности всего дальнейшего обучения. Но, как показывает статистика, от 7 до 10% младших школьников испытывают трудности в овладении чтением и письмом.

  • Какими же навыками должен обладать первоклассник, чтобы успешно проделать весь этот многоступенчатый путь и аккуратно вывести на узкой линейке классическое: «У Шуры шары»? Первой и главнейшей предпосылкой овладения письмом, формируемой задолго до начала школьного обучения ребенка, является сформированность устной речи, произвольное владение ею, способность к речевому анализу и синтезу. Дефектное произношение ребенком отдельных звуков или их групп, замена в устной речи одних звуков другими, искажение слоговой структуры слова, неправильное использование грамматических форм, бедность словаря должны привлечь внимание родителей никак не позже 4 – 5 лет и послужить поводом для немедленного обращения к логопеду. Если нарушения устной речи не будут вовремя выявлены и исправлены, то это может в дальнейшем не только затруднить общение ребенка с окружающими, но и оказаться серьезным препятствием к овладению грамотой. В этом случае вы рискуете прочитать однажды в тетради любимого чада: «жалзавел зелезный замок» либо «жверь потшитал в сосаде добыцу». Такого рода ошибки принято называть «косноязычием в письме». 

    Но отсутствие нарушений произношения – еще не гарантия того, что у ребенка достаточно хорошо сформирован фонематический слух (способность различать, распознавать звуки речи). Иногда нарушения звукового анализа и синтеза выявляются только в ходе обучения грамоте, когда в тетради ребенка вдруг появляются странные ошибки: пропуски букв, особенно при стечениях согласных либо в многосложных словах (сплеск вды, почустал), перестановки (втроник), замены (продил, соберадся – бродил, забираться), неправильное употребление грамматических форм (аграмматизм). Нарушения фонематического слуха могут быть выявлены только в ходе подробного логопедического обследования. Если вы подозреваете, что звуко-буквенный анализ у ребенка нарушен, то до визита к логопеду (который должен состояться непременно) можно провести домашнее экспресс-обследование состояния фонематического слуха. Попросите ребенка повторить следующие серии слогов: КА-ПА-ТА, БА-БА-ПА, СА-ША-СА, АТЬ-АЧ-АТЬ. Если ребенок правильно повторяет первую серию слогов и затрудняется при попытке повторить остальные, то нарушение фонематического слуха налицо. Предложите назвать по картинкам слова, отличающиеся только одним звуком (почка-бочка, сова-софа, крыса-крыша), исправить на слух ошибки (Правильно я говорю: «У мальчика болит суп»? А «Мама сварила куриный зуб»?). Следует также обязательно проверить состояние физического слуха ребенка у отоларинголога. 

    Кроме описанных выше, можно наблюдать на письме у детей и такие специфические ошибки, как замены букв, сходных по начертанию (б-д, у-и, п-т), корявый, неряшливый почерк, несоблюдение строки. Подготовка системы «глаз-рука» к письму берет свое начало в дошкольном возрасте, когда ребенок учится рисовать, лепить из пластилина, собирать мозаику, нанизывать на нитку бусинки. Если мелкие движения руки к моменту обучения грамоте развиты недостаточно, то ребенок застревает на последнем звене акта письма, полностью переключая внимание на графическое оформление, которое вызывает у него трудность. Таким детям может помочь пальчиковая гимнастика и вышеописанные занятия (рисование, лепка, собирание мозаики). 

    Если ваш ребенок испытывает трудности в овладении письмом, ни в коем случае не ругайте его за множество ошибок, не упрекайте в лени и невнимательности. Это было бы равноценно, например, обвинению ребенка, страдающего церебральным параличом, в неуклюжести и неловкости. Если малыш уже претерпел школьные неудачи – двойки по русскому языку, жесткие требования учителя, насмешки одноклассников и у него сформировался устойчивый страх перед письмом, то преодоление этой проблемы потребует от вас особенно бережного внимания и кропотливого труда. Создайте дома щадящие условия – никакого постоянно работающего телевизора или громко играющего магнитофона. Навязчивый звуковой фон в квартире приучает ребенка отключать слуховое восприятие, не реагировать на звуки, рассеивает слуховое внимание, которое так важно формировать у школьника с нарушениями письма. Просмотр телепередач ребенком следует исключить полностью, лучше заменить их видеокассетами, которые вы можете предварительно просмотреть сами и убедиться, что в их содержании нет ничего невротизирующего, возбуждающего, не соответствующего возрасту. У видеозаписи есть еще одно веское преимущество – ее не прерывает навязчивая реклама, особенно хорошо «застревающая» в детской памяти. Будьте готовы к тому, что всей семье придется встать на борьбу с коварным расстройством письма. Ведь цена поражения в этой войне слишком велика – школьная дезадаптация, стойкий комплекс неудачника и, в итоге, извержение ребенка, порой имеющего высокие интеллектуальные показатели, из общего потока на обочину жизни. 

    «Он еще такой маленький, неокрепший, часто болеет, - могут подумать родители первоклассника, внимая советам многоопытных бабушек и тетушек. – Вот подрастет, сил наберется, и ошибки пройдут сами собой». Не обманывайтесь – на самом деле ошибки не пройдут с течением времени по мере роста ребенка, а многократно возрастут подобно снежному кому. Ведь помимо фонетического принципа письма, где буква обозначает звук, ребенку уже с первого класса придется овладевать и морфологическим – принципом одинакового написания одних и тех же частей слова, который лежит в основе русского правописания. С увеличением объема учебного материала работать над преодолением ошибок становится все труднее. Поэтому начинать коррекционную работу следует как можно раньше. 

    . Логопед – ваш боцман на пути по непредсказуемому дисграфическому морю; полагаясь же только на свои силы и здравый смысл, вы рискуете прочно сесть на мель. Вместе мы обязательно справимся.

Счастливого плавания!


Учитель – логопед:

Сидорова Виктория

Анатольевна

2012 г.

Похожие:

Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников iconРекомендации родителям будущих первоклассников
Наши рекомендации адресованы родителям, бабушкам и дедушкам будущих первоклассников, которые помогут подготовить детей к школе, и...
Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников iconРекомендации родителям будущих первоклассников
Убеждать ребенка соблюдать правила поддерживания здоровья, развивать необходимые для этого навыки
Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников iconРекомендации родителям будущих первоклассников
Убеждать ребенка соблюдать правила поддерживания здоровья, развивать необходимые для этого навыки
Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников iconРекомендации родителям будущих первоклассников
Каждый родитель знает, что основу будущих успехов надо закладывать в раннем детстве. В семь лет наступает время ответственности,...
Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников iconЭто необходимо знать родителям будущих первоклассников
К 6,5 годам ребенок должен иметь следующие показатели развития, которые говорят о его готовности к школе
Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников iconПрограмма психологических занятий «Приключения будущих первоклассников»
Программа «приключения будущих первоклассников» направлена на развитие ведущих психических процессов и обучение навыкам сотрудничества....
Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников iconОб организации работы учителя-логопеда
Настоящее Положение определяет организацию деятельности учителя-логопеда муниципального бюджетного образовательного учреждения «Первоманская...
Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников iconСоветы родителям первоклассников
Быть первоклассником непросто, ведь начало обучения в школе — это новый этап в жизни, причем не самый простой. И задача родителей...
Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников iconСоветы родителям первоклассников
Быть первоклассником непросто, ведь начало обучения в школе — это новый этап в жизни, причем не самый простой. И задача родителей...
Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников iconСоветов родителям первоклассников
Быть первоклассником непросто, ведь начало обучения в школе — это новый этап в жизни, причем не самый простой. И задача родителей...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница