Справочный материал по Орфоэпии. Орфоэпия




Скачать 350.34 Kb.
НазваниеСправочный материал по Орфоэпии. Орфоэпия
страница1/3
Дата публикации01.11.2013
Размер350.34 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
  1   2   3
Олимпиадные задания по орфоэпии.

Проанализировав олимпиадные задания по орфоэпии, мы пришли к выводу, что в основном встречаются следующие задания по данному разделу:

  1. Расставьте ударение в словах.

  2. Найдите в словах основное и дополнительное ударение.

  3. Найдите слова с вариативным ударением.

  4. Изменяется ли лексическое значение слова при перестановке ударения.

  5. Определите грамматические признаки слов, изменяя ударение.


Справочный материал по Орфоэпии.

ОРФОЭПИЯ (от греч. orthos – 'правильный' и epos – 'речь'), правильное произношение (ср. oрфография – правильное написание). Слово орфоэпия употребляется в двух значениях: 1) система единых норм произношения в литературном языке; и 2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут культурные люди. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические – нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится.

Нормы произношения определяются фонетической системой языка. В каждом языке действуют свои фонетические законы, по которым произносятся слова. Например, в русском языке ударный звук [о] в безударном положении меняется на [а] (в[о]ду – в[а]да, т[о]чит – т[а]чить); после мягких согласных ударные гласные [о, а, э] меняются на безударный звук [и] (м[я]со – м[и]сной, в[ё]л – в[и]ла, л[е]з – вл[и]зать); в конце слов звонкие согласные меняются на глухие (ду[б]ы – ду[п], моро[з]ы – моро[с]). Такая же мена звонких на глухие происходит перед глухими согласными (ру[б]ить – ру[п]ка, скользить – сколь[с]ко), а глухие согласные перед звонкими меняются на звонкие (ко[с]ить – козьба, моло[т]ить – моло[д]ьба). Изучением этих законов занимается фонетика. Орфоэпические нормы определяют выбор произносительных вариантов – если фонетическая система в данном случае допускает несколько возможностей. Так, в словах иноязычного происхождения в принципе согласный перед буквой е может произноситься как твердо, так и мягко, при этом орфоэпическая норма иногда требует твердого произношения (например, [дэ]када, [тэ]мп), иногда – мягкого (например [д'е]кларация, [т'е]мпераментму[з'е]й). Фонетическая система русского языка допускает как сочетание [шн], так и сочетание [ч'н], ср. було[ч'н]ая и було[шн]ая, но орфоэпическая норма предписывает говорить коне[шн]о, а не коне[ч'н]о. Орфоэпия включает также нормы ударения: правильно произносить докумЕнт, а недокУментначалА, а не нАчалазвонИт, а не звОниталфавИт, а не алфАвит).

В основе русского литературного языка, а значит и литературного произношения, лежит московское наречие. Так сложилось исторически: именно Москва стала объединителем русских земель, центром русского государства. Поэтому фонетические черты московского наречия легли в основу орфоэпических норм. Если бы столицей русского государства стала не Москва, а, допустим, Новгород или Владимир, то литературной нормой было бы «оканье» (т.е. мы бы сейчас произносили в[о]да, а не в[а]да), а если бы столицей стала Рязань – «яканье» (т.е. мы говорили бы в [л'а]су, а не в [л'и]су).

Орфоэпические правила предупреждают ошибку в произношении, отсекают недопустимые варианты. Варианты произношения, признаваемые неправильными, нелитературными, могут появляться под влиянием фонетики других языковых систем – территориальных диалектов, городского просторечия или близкородственных языков, преимущественно украинского. Мы знаем, что не все говорящие по-русски люди имеют одинаковое произношение. На севере России «окают» и «екают»: произносят в[о]даг[о]в[о]ритн[е]су), на юге – «акают» и «якают» (говорят в[а]да, н[я]су), есть и другие фонетические различия.

У человека, не владеющего литературным языком с детства, а сознательно осваивающего литературное произношение, в речи могут встретиться произносительные черты, свойственные местному говору, который он усвоил в детстве. Например, выходцы с юга России часто сохраняют особое произношение звука [г] – они произносят на его месте звонкое [х] (звук, в транскрипции обозначаемый знаком [g]). В русском литературном языке такой звук нужно произносить только в словах Бо[g] и бу[g]алтер. Важно понимать, что такого рода произносительные черты являются нарушением норм только в системе литературного языка, а в системе территориальных диалектов они нормальны и правильны и соответствуют фонетическим законам этих диалектов.

Есть и другие источники нелитературного произношения. Если человек впервые встретил слово в письменном языке, в художественной или другой литературе, а до этого он никогда не слышал, как оно произносится, он может неправильно его прочитать, озвучить: на произношение может повлиять буквенный облик слова. Именно под влиянием написания появилось, например, произношение слова чу[ф]ство вместо правильного чу[с]тво, [ч]то вместо [ш]топомо[щ]ник вместо помо[ш]ник.

Орфоэпическая норма не всегда утверждает как единственно правильный лишь один из произносительных вариантов, отвергая другой как ошибочный. В некоторых случаях она допускает варианты произношения. Литературным, правильным считается как произношение е[ж'ж']у, ви[ж'ж']ать с мягким долгим звуком [ж'], так и е[жж]у, ви[жж]ать – с твердым долгим; правильно и до[ж'ж']и, и до[жд]и, и ра[ш'ш']истить и ра[ш'ч']истить, и [д]верь и [д']верь, и п[о]эзия и п[а]эзия. Таким образом, в отличие от орфографических норм, предлагающих один вариант и запрещающих другие, орфоэпические нормы допускают варианты, которые либо оцениваются как равноправные, либо один вариант считается желательным, а другой допустимым. Например, Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р.И. Аванесова (М., 1997) слово бассейн разрешает произносить и с мягким и с твердым [с], т.е. и ба[с'е]йни ба[сэ]йн; в этом словаре предлагается произносить манёвры, планёр, но допускается и произношение манЕвры, плАнер.

Появление многих орфоэпических вариантов связано с развитием литературного языка. Произношение постепенно меняется. В начале 20 в. говорили а[н']гелце[р']ковь, ве[р'х], пе[р']вый. Да и сейчас в речи пожилых людей нередко можно встретить такое произношение. Очень быстро уходит из литературного языка твердое произношение согласного [с] в частице -ся (сь) (смеял[с]а, встетили[с]). В начале 20 в. это было нормой литературного языка, так же как как и твердые звуки [г, к, х] в прилагательных на -кий, -гий, -хий и в глаголах на -кивать, -гивать, -хивать. Слова высокий, строгий, ветхий, вскакивать, подпрыгивать, стряхивать произносили так, как если бы было написано строгой, ветхой, вскаковать, подпрыговать. Потом норма стала допускать оба варианта – старый и новый: и смеял[с]а и смеял[с']я, и стро[г]ий и стро[г']ий. В результате изменений в литературном произношении появляются варианты, одни из которых характеризуют речь старшего поколения, другие – младшего.

Орфоэпические нормы устанавливаются учеными – специалистами в области фонетики. На основании чего лингвисты решают, какой вариант следует отвергнуть, а какой одобрить? Кодификаторы (те ученые, которые определяют нормы) орфоэпии взвешивают все «за» и «против» каждого из встречающихся вариантов, при этом принимая во внимание разные факторы: распространенность произносительного варианта, его соответствие объективным законам развития языка (т.е. смотрят, какой вариант обречен, а у какого есть будущее). Они устанавливают относительную силу каждого довода за произносительный вариант. Например, распространенность варианта важна, но это не самый сильный довод в его пользу: бывают и распространенные ошибки. Кроме того, специалисты по орфоэпии не спешат утвердить новый вариант, придерживаясь разумного консерватизма: литературное произношение не должно меняться слишком быстро, оно должно быть устойчиво, ведь литературный язык связывает поколения, объединяет людей не только в пространстве, но и во времени. Поэтому рекомендовать надо традиционную, но живую норму, хотя бы она и не была наиболее распространенной.

«Формирование и развитие орфоэпических норм»

«Нормы образцового произношения складывались на Руси в процессе становления и развития национального языка. В XVIII в. единой произносительной нормы еще не было. По этому поводу М.В. Ломоносов отмечал: «Сие произношение больше всего употребительно в обыкновенных разговорах, а в чтении книг и в предложении речей изустных к точному выговору букв склоняется».

В послепушкинскую эпоху с утверждением норм русского литературного языка возросла и роль единообразного, нормативного произношения. Московские произносительные нормы были признаны не только общерусскими, но и образцовыми.

Этому во многом способствовали Малый театр и деятели Московского университета. В театре от поколения к поколению передавались навыки классической русской речи. Огромное значение имели также пользовавшиеся неизменным успехом публичные лекции профессоров Московского университета Грановского, Ключевского, Сеченова, Тимирязева и др.

После Октябрьской революции произошло изменение произносительных норм. Причина – изменение состава жителей столицы, появление новых условий жизни.

С ростом культуры в стране остро встал вопрос о выработке единых произносительных норм. Выросла роль печати, выходит много работ и статей, касающихся орфоэпии и ее задач, о нормах произношения. Это работы Д.Н. Ушакова, Л.В. Щербы, Р.И. Аванесова «Русское литературное произношение», «Словарь ударений для работников радио и телевидения» под редакцией К.И. Былинского, а позднее Д.Э. Розенталя «В помощь диктору»».[4, с. 1]

В настоящее время слишком сложные орфоэпические правила упрощаются, можно отметить демократизацию произношения, в результате которой словарь И.Л. Резниченко отражает большее количество допустимых вариантов, которые в недавнем прошлом были невозможны.
Интересно, что место ударения в русских словах может быть постоянным: кнИга, кнИги, кнИге, кнИг, кнИгами; вернУсь, вернЁшься, вернУтся, - но может и меняться: лИст, листА, листУ, лИстья; плясАть, пляшУ, плЯшем, плЯшете. То есть русское ударение - подвижное.

"Большинство слов русского языка имеет одно ударение - основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное)" [4, с.11] Сравните: зелЁный, победИть, вЕсело ижелЕзнодорОжный, вОдогрЯзелечЕбница. Не имеют собственного ударения слова, относящиеся к служебным частям речи, - предлоги, частицы, союзы: под горОй, цветЫ и лИстья, скажИ-ка.

Разноместность и подвижность русского ударения создают трудности при его усвоении. Чтобы уменьшить количество ошибок в нашей речи, воспользуемся некоторыми правилами орфоэпии. Они отражают орфоэпические нормы.

^ Ударение в именах прилагательных

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании, оно сохраняется при склонении: прилЕжный, прилЕжная, прилЕжной, прилЕжным,прилЕжных; сравним: большАя, большОй, большОму, большИх.

Вариативность произношения кружкОвый и кружковОй, мЕньший и меньшОй, автозавОдский и автозаводскОй, мИнусовый и минусовОй вызвана стремлением разграничить малоупотребительные или книжные прилагательные и прилагательные, употребляющиеся часто, стилистически нейтральные или даже сниженные. Малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные - на окончании. Сегодня правильными считаются оба варианта: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй.

Выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Существует последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый красИв -красИва красИво красИвы; немЫслимый - немЫслим немЫслима немЫслимо немЫслимы и т.п.

Однако в русском языке есть и прилагательные с подвижным ударением. Их количество невелико, но они часто используются в речи. У таких прилагательных в формах мужского, среднего рода и множественного числа ударение падает на основу, а в форме женского рода происходит перенос ударения на окончание: прАвый прав прАво прАвы правА; сЕрый - сер -сЕро сЕры серА; стрОйный стрОен стрОйно стрОйны стройнА. Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы, в составе которых нет суффиксов или имеются простейшие суффиксы (-к-, -н-).

Но при этом нужно знать, что ряд слов "выбивается" из указанной нормы, например, можно говорить длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ, глубОки и глубокИ, глУпы и глупЫ и др.,значит, возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю.

"Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее: сильнА сильнЕе, больнА больнЕе, грустнА - грустнЕе, живА живЕе, стройнАстройнЕе, правА - правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва красИвее, успЕшна - успЕшнее, печАльна печАльнее, протИвна протИвнее. То же касается и формы превосходной степени". [6, с. 26] Сравните: сильнЕйший, живЕйший, глупЕйший, нежнЕйший и красИвейший, удОбнейший, справедлИвейший.

Ударение в глаголах

Трудность в постановке ударения в употребительных глаголах возникает, когда мы имеем дело с формами прошедшего времени.

Обычно ударение в прошедшем времени падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть -сидЕла, мечтАть - мечтАла,, прЯтать прЯтала, смотрЕть - смотрЕла.

Однако довольно большая группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: в форме женского рода ударение переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. "Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить жил жИло - жИли жилА; ждатьждал ждАлождАли - ждалА; лить - лил лИло лИлилилА. Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и т. п.).

Исключение составляют слова с приставкой вы-, которая принимает ударение на себя: вЫжить -вЫжила, вЫлить - вЫлила, вЫзвать вЫзвала".[6, с.26]

У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: крАла, слАла, послАла, стлАла.

И ещё одна закономерность. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться-началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь; принЯться - принялсЯ, принялАсьпринялОсь, принялИсь; поднЯться- поднялсЯ, поднялОсь, поднялАсь, поднялИсь.

Особое внимание обратим на произношение глагола звонить в спрягаемой форме. "Орфоэпические словари последнего времени совершенно обоснованно продолжают рекомендовать ударение на окончании: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт. Эта традиция опирается на классическую литературу (прежде всего поэзию), речевую практику авторитетных носителей языка". [Там же.] Никогда не делать ошибок в этом глаголе вам могут помочь ваши давние знакомые - Хрюша и Мишутка из передачи "Спокойной ночи, малыши". Они разучили очень полезный стишок: "Я всё верно говорЮ, я не звОню, а звонЮ. Ты всё верно говорИшь, ты не звОнишь, а звонИшь. Мы всё верно говорИм:"

Ударение в некоторых причастиях и деепричастиях

Чаще всего трудности возникают при постановке ударения в кратких страдательных причастиях.

Если в полной форме ударение находится на суффиксе -ённ-, то оно остаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание: проведЁнныйпроведЁн, проведенА, проведенО, проведенЫ; завезЁнный завезЁн, завезенА, завезенО, завезенЫ, закреплЁнный -закреплЁн, закрепленА, закрепленО, закрепленЫ. Однако носителям языка иногда трудно правильно выбрать место ударения и в полной форме. Говорят: "зав[Езенный" вместо завезённый,"перевЕденный" вместо переведённый и т. д. В таких случаях стоит чаще обращаться к словарю, постепенно отрабатывая правильное произношение.

Несколько замечаний о произношении полных причастий с суффиксом -т-. Если суффиксы неопределённой формы -о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдёт на один слог вперед: полОть пОлотый, колОть кОлотый, согнУть сОгнутый, завернУть завЁрнутый.

Страдательные причастия от глаголов, производных от лить и пить, (с суффиксом -) отличаются нестабильным ударением. Можно говорить: прОлитый и пролИтый, прОлит и пролИт, пролитА(только!), прОлито и пролИто, прОлиты и пролИты; дОпитый и допИтый, дОпит и допИт, допитА идопИта, дОпито и допИто, дОпиты и допИты.

Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола: вложИв, задАв, залИв, занЯв, запИв, исчЕрпав (НЕЛЬЗЯ: исчерпАв), начАв, поднЯв, пожИв, полИв, положИв, понЯв, предАв, предпринЯв, прибЫв, принЯв, продАв, проклЯв, пролИв, пронЯв, пропИв, создАв.

Ударение в наречиях и именах существительных в основном следует изучать путём запоминания и обращения к орфоэпическому словарю.

^ Задания по Орфоэпии

Орфоэпическая разминка: методика проведения и материалы

Орфоэпическая разминка предназначена для того, чтобы помочь детям овладеть нормами произношения и ударения, составлена по орфоэпическому словнику ФИПИ.

Для работы предлагаются два листа: «Ключ» и «Проверьте себя». Порядок действий:

прочитать про себя один из текстов с листа «Ключ», подготовиться к безошибочному чтению, ударные гласные обозначены прописными буквами;

чтение подготовленного текста вслух вместе с учителем;

отдельным ученикам (обычно 3) предлагается прочитать текст вслух для закрепления правильного произношения слов и словосочетаний в слуховой памяти;

чтение подготовленного текста по листу «Проверьте себя» отдельными учениками (обычно 2-3) с соблюдением орфоэпических норм; остальные ребята следят за правильностью, ищут ошибки;

исправление ошибок.

Чтобы учитель точно знал, из какого раздела «Орфоэпической разминки» читается текст, в листах «Ключ» и «Проверьте себя» есть незначительные различия.

С каждым занятием количество текстов для индивидуального прочтения постепенно увеличивается.

Систематическое включение в занятия «Орфоэпических разминок» развивает орфоэпический слух учеников, расширяет словарный запас, заставляет более внимательно и требовательно относиться и к своей речи, и к речи окружающих. Зная звуковую сторону слов, их лексическое значение (а оно при возникновении непонимания всегда объясняется), дети чувствуют себя увереннее не только при выполнении тренировочных и контрольных заданий, но и вне учебной аудитории.

[Дополнительные материалы к проведению «Орфоэпической разминки» и более подробное описание работы см. 2, 9, 10, 11]
^ Проверьте себя

1. Поднимаясь по лестнице, держитесь за поручни. Вы прошли таможенный досмотр? Таможня уже начала свою работу. Груз, поделенный на двоих, вдвое легче. Подняв чемодан, положите его на транспортер. Эксперт, понявший свою задачу, начал действовать. Железнодорожный состав прибыл на станцию вовремя. Прибыв к месту следования, не забудьте получить багаж.
2. Шофер высадил пассажира через квартал. Машина проехала лишь километр. Новый дом пока еще не заселен. Дверь в подъезд заперта. Прежде, чем войти, позвоните. Мы всегда звоним. Ты включишь свет на лестничной площадке? Включенный светильник освещает дорогу. Когда же он включен? Вот и дождались гостей. А то я уже заждалась. Прибыло пополнение.
3. Приложение обособляется дефисом. Для чтения новых курсов приглашены лекторы. Интересных лекторов слушать приятнее. Аудитория собралась. Так повелось исстари. Математиков интересуют не только иксы и игреки. Взяла за правило регулярно выполнять домашнее задание. Данному слову верна. Путь наверх всегда тернист.
4. Наша цель – углубить знания. Призыв о помощи был услышан. Процент успешно сдавших экзамен высок. Оценки высоки. На покупку квартиры нужны средства. Может, кто-нибудь одолжит? Вчера сняла деньги со счёта. Фирма успешно занимается оптовыми поставками. Груз следует опломбировать.
5. Контейнер следует наполнить доверху. В переговорах достигнута договоренность. Документы положите в портфель. Нужная сумма снята со счёта. Вы располагаете необходимыми средствами? Да, средства у нас имеются. Не понимаю того, кто сорит деньгами. Вам помогут составить ходатайство.
6. Хотелось бы узнать новости. Давно не слышал новостей. Алфавитный порядок облегчит поиск. Общественность отозвалась на события. Аудитория правильно поняла лектора. Помощь прибыла тотчас. Страна отозвала своего представителя. Таможня продолжает работать в обычном режиме. Аэропорты закрыты ввиду сильных снегопадов.
7. Это мой давнишний знакомый. Он занял директорское кресло и стал занятым человеком. Телефон раскалился докрасна. Видимо, это надолго. Нагрузку следует дозировать. Главное, вовремя заключить договоры. Хорошо бы вернуться домой засветло. Семья окружит вниманием и заботой. От нежности щемит сердце.
8. Занялась поисками работы. Круг обязанностей определен. Желаемая должность, к сожалению, уже занята. Фирма брала на работу бухгалтеров. Стало немного завидно. Мы включим вас в список претендентов. Ознакомьтесь с нашим новым каталогом. Ваше намерение не изменится? Наш диспетчер вам перезвонит.
9. Молодая яблоня начала плодоносить. Убрала под ней прошлогодние листья. Всё лето лила к корням воду. Воду можно черпать из колодца. Кажется, полное ведро на цепочке весит нее менее центнера. Наросты на стволе хорошо бы удалить. Взялась за дело – доведи до конца.
10. Друзья при встрече обнялись. Как вам жилось? Вспомнили детские забавы, дни отрочества. Как много вместе прожито! Сколько пережито! Неужели жизнь прожита? В детстве хотелось убыстрить время. Эстафету приняли наши дети. Поняв это, друзья загрустили. Добрая память облегчит расставание. Разлука не ослабит - укрепит связи.
11. Начавшись вовремя, собрание завершилось поздно вечером. Как хорошо вернуться домой засветло! Обострённое чувство справедливости заставляет признать, что… Принятое обязательство необходимо выполнить. Конечно, можно принудить к его выполнению. Партнёр понял свою ошибку и принял предложение. Создана новая компания.
12. Кажется, весна кралась потихоньку, гнала зиму, но ворвалась неожиданно. Наш город принарядился, стал ещё красивее, хотя и раньше казался красивейшим из городов. Балуясь, резвятся младшие школьники. Старшеклассники начали думать о последнем звонке. Подготовка уже начата. Ненадолго забыли об экзаменах. Все понимают значимость момента.
13. Зал сверху донизу украшен гирляндами. Мозаичные окна ярко сверкают. Торты заказаны. Щелкают фотоаппараты. Начали съезжаться гости. Первоклассники пришли поздравить и ободрить выпускников. Для выступления нужны белые банты. Кто одолжит галстук? Газеты с фотографиями начали клеить три дня назад. Дело, начатое одиннадцать лет назад, завершено. Скоро директор вручит аттестаты.

Ключ

1. Поднимаясь по лестнице, держитесь за пОручни. Пройдите тамОженный досмотр. ТамОжня уже началА свою работу. Груз, поделЁнный на двоих, вдвое легче. ПоднЯв чемодан, положИте его на транспортер. ЭкспЕрт, понЯвший свою задачу, нАчал действовать. Железнодорожный состав прИбыл на станцию вовремя. ПрибЫв к месту следования, получИте багаж.
2. ШофЁр высадил пассажира через квартАл. Машина проехала лишь киломЕтр. Новый дом еще не заселЁн. Дверь в подъезд запертА. Прежде, чем войти, позвонИте. Мы всегда звонИм. Ты включИшь свет на лестничной площадке? ВключЁнный светильник освещает дорогу. Когда же он включЁн? Вот и дождалИсь гостей. А то я уже заждалАсь. ПрИбыло пополнение.
3. Приложение обособляется дефИсом [дэ]. Для чтения новых курсов приглашенЫ лЕкторы. Интересных лЕкторов слушать приятнее. Аудитория собралАсь. Так повелось Исстари. Математиков интересуют не только Иксы и игреки. ВзялА за правило выполнять домашнее задание. Данному слову вернА. Путь навЕрх всегда труден.
4. Наша цель – углубИть знания. ПризЫв о помощи был услышан. ПроцЕнт успешно сдавших экзамен высок. Оценки высокИ. На покупку квартиры нужны срЕдства. Может, кто-нибудь одолжИт? Вчера снялА деньги со счёта. Фирма занимается оптОвыми поставками. Груз следует опломбировАть.
5. Контейнер следует наполнить дОверху. В переговорах достигнута договорЁнность. ДокумЕнты положите в портфЕль [ф´э]. Нужная сумма снятА со счёта. Вы располагаете необходимыми срЕдствами? Да, срЕдства у нас имеются. Не понимаю того, кто сорИт деньгАми. Вам помогут составить ходАтайство.
6. Хотелось бы узнать нОвости. Давно не слышал новостЕй. АлфавИтный порядок облегчИт поиск. РасположИте по алфавИту. Общественность отозвалАсь на события. Аудитория правильно понялА лектора. Помощь прибылА тотчас. Страна отозвалА своего представителя. ТамОжня работает в обычном режиме. АэропОрты закрыты ввиду сильных снегопадов.
7. Это мой давнИшний знакомый. Он зАнял директорское кресло и стал занятЫм человеком. Телефон раскалился докраснА. Видимо, это надОлго. Нагрузку следует дозИровать. Главное, вОвремя заключить договОры. Хорошо бы вернуться домой зАсветло. Семья окружИт вниманием и заботой. От нежности щемИт сердце.
8. ЗанялАсь поисками работы. Круг обязанностей определЁн. Желаемая должность, к сожалению, уже занятА. Фирма бралА на работу бухгАлтеров. Стало немного завИдно. Не огорчайтесь, мы включИм вас в список претендентов. Ознакомьтесь с нашим каталОгом. Ваше намЕрение не изменится? Наш диспетчер вам перезвонИт.
9. Молодая яблоня началА плодоносИть. УбралА под ней прошлогодние листья. Всё лето лилА к корням воду. Воду можно чЕрпать из колодца. Кажется, полное ведро на цепОчке весит не менее цЕнтнера. НарОсты на стволе хорошо бы удалить. ВзялАсь за дело – доведи до конца.
10. Друзья при встрече обнялИсь. Как вам жилОсь? Вспомнили детские забавы, дни Отрочества. Как много вместе прОжито! Сколько пережИто! Неужели жизнь прожитА? В детстве хотелось убыстрИть время. Эстафету прИняли наши дети. ПонЯв это, друзья загрустили. Добрая память облегчИт расставание. Разлука не ослабит - укрепИт связи.
11. НачАвшись вОвремя, собрание завершилось поздно вечером. Хорошо бы вернуться домой зАсветло. ОбострЁнное чувство справедливости заставляет признать, что… ПрИнятое обязательство необходимо выполнить. Конечно, можно принУдить к его выполнению. Партнёр пОнял свою ошибку и прИнял предложение. СозданА новая компания.
12. Кажется, весна крАлась потихоньку, гналА зиму, но ворвалАсь неожиданно. Наш город принарядился, стал ещё красИвее, хотя и раньше казался красИвейшим из городов. БалУясь, резвятся младшие школьники. Старшеклассники нАчали думать о последнем звонке. Подготовка уже начатА. НенадОлго забыли об экзаменах. Все понимают знАчимость момента.
13. Зал сверху дОнизу украшен гирляндами. МозаИчные окна ярко сверкают. ТОрты заказаны. ЩЁлкают фотоаппараты. НАчали съезжаться гости. Первоклассники пришли поздравить и ободрИть выпускников. Для выступления нужны белые бАнты. Кто одолжИт галстук? Газеты с фотографиями начали клЕить три дня назад. Дело, нАчатое одиннадцать лет назад, завершенО. Скоро директор вручИт аттестаты.

  1   2   3

Похожие:

Справочный материал по Орфоэпии. Орфоэпия iconСправочный материал по орфоэпии и акцентологии
Аэропорт, аэропорта, в местн знач. П. п в аэропорту, мн ч аэропорты, аэропортов
Справочный материал по Орфоэпии. Орфоэпия iconУрок № Тема урока: Россия наша Родина
Компьютер, интерактивная доска, учебник, справочный материал, презентация, музыка
Справочный материал по Орфоэпии. Орфоэпия iconУрок в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия" Ефимова Ирина...
Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”
Справочный материал по Орфоэпии. Орфоэпия iconКонспект открытого урока русского языка в 10 классе Тема урока: «Фразеология»
...
Справочный материал по Орфоэпии. Орфоэпия icon2. Фонетическое членение речи. Характеристика фонетических единиц
Особый раздел фонетики – орфоэпия описывает совокупность норм литературного произношения. Орфоэпия занимает особое место среди лингвистических...
Справочный материал по Орфоэпии. Орфоэпия iconТрудовые ресурсы важнейший фактор долгосрочной стратегии развития России
В вестнике даны качественные и количественные характеристики трудовых ресурсов России на фоне общей демографической ситуации. Представлен...
Справочный материал по Орфоэпии. Орфоэпия iconПояснительная записка Тема урока: Структура книги. Справочный аппарат книги
Средства обучения: книги с небольшими и интересными предисловиями и послесловиями, компьютер, видеопроектор, ромашка на лепестках...
Справочный материал по Орфоэпии. Орфоэпия iconИ ликвидации последствий стихийных бедствий
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей 2 курса фзо. Оно содержит правила выполнения и оформления контрольных работ,...
Справочный материал по Орфоэпии. Орфоэпия iconКимы по русскому языку для 5 класса (программа под ред. С. И. Львовой)...
Подведение итогов пропедевтического изучения разделов «Фонетика» и «Орфоэпия» (самостоятельная работа)
Справочный материал по Орфоэпии. Орфоэпия iconАвтор фи полностью
Любой материал (Картон, пенопласт, природный материал, ватман, древесина, бросовый материал и т д.)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница