Слабослышащим школьникам




Скачать 112.62 Kb.
НазваниеСлабослышащим школьникам
Дата публикации01.11.2013
Размер112.62 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

СЛАБОСЛЫШАЩИМ ШКОЛЬНИКАМ

Рябчинская Галина Сергеевна
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 38 II вида»

города Новокузнецка
Изменения последних лет в общественной и культурной жизни страны, международные интеграционные процессы, распространение компьютерных технологий сделали знание английского языка требованием времени. Оно также становится необходимым для ориентации в современной повседневной жизни.

Обучающимся с недостатками слуха, изучающим английский язык, была предложена анкета: «Зачем изучать иностранный язык?»


Формулировка цели

Количество учащихся (%) присвоивших цели оценку

очень важно

важно

неважно

Следовать требованиям времени

44

37

20

Быть наравне со слышащими

42

37

13

Для поездок за границами

64

24.4

13.3

Для пользования компьютером

51

37.7

11

Для успешной работы по профессии

53

40

6,6

Для пользования Интернетом

48

40

12

Результаты вышеприведённой анкеты позволяют делать заключение, что и для школьников с нарушенным слухом изучение иностранного языка является важным делом в жизни.

Иностранный язык, хотя и относится в педагогической литературе к числу общеобразовательных дисциплин, очень сильно отличается от других предметов. Специфичность преподавания этого предмета - в его речевой направленности. Учитывая тот факт, что слабослышащие дети имеют недоразвитие речи различной степени, специфика преподавания иностранного языка в такой школе проявляется в способах проведения самих занятий, в их построении, в методах подачи учебного материала, в приёмах, обеспечивающих его усвоение.

Обучение слабослышащих школьников английскому языку строится на основе синтеза подходов и методов, используемых для обучения родному языку при нарушенном слухе и обучения иностранному языку при сохранном слухе.

В теории сурдопедагогики давно проявлялся интерес к взаимосвязям, существующим между овладением родным языком при слуховой недостаточности и овладением иностранным языком при нормальном слухе. Известно, что сходство между этими двумя процессами порождено тем, что и тот, и другой процесс протекают в условиях целенаправленного, специально организованного обучения языку.

Это следует из работ P.M. Боскис, Л.С. Выготского, Ж.И. Шиф и других исследователей. В методическом плане особое внимание в своих работах на это сходство обращал К.Г.Коровин, и это означало следующее: с одной стороны методы и приемы, используемые при специальном обучении глухих и слабослышащих родной речи, могут быть эффективно перенесены на обучение учащихся с нарушенным слухом иностранному языку. Так, при изучении английского языка эффективно может использоваться дактиль родного языка, что помогает лучше запомнить произношение иностранного слова. Наряду с русскоязычным дактилем я использую и английский язык символов, когда детям предлагается сказать слово по-английски, используя англоязычный дактиль. С другой стороны, как говорил К.Г.Коровин, приступая к изучению иностранного языка, слабослышащие учащиеся уже обладают опытом целенаправленно осваивать язык при нарушенной слуховой функции. Эти навыки они переносят на изучение нового языка, В нашей школе учащиеся начинают изучать английский язык в возрасте 13-14-15 лет, то есть с 8 класса, когда имеют уже достаточную учебную базу. Поэтому одной из важных задач методики и организации процесса обучения иностранному языку становится создание условий, в которых этот перенос осуществляется в возможно более полном виде. Тем самым в значительной степени могут быть компенсированы трудности овладения языком, повышена эффективность.

Основными факторами, определяющими содержание обучения английскому языку, являются: реальный объем учебного времени, темп изучения языка, доступный для учащихся с нарушенным слухом, а также данные, определяющие предпочтительные для таких учащихся области дальнейшего использования полученных языковых знаний.

Следуя требованиям времени и выполняя заказ Института социальной реабилитации при Новосибирском государственном техническом университете (ИСР НГТУ), где продолжают обучение наши выпускники, в нашей школе преподавание начального курса английского языка ведется с 1999 года на систематической основе.

По очевидным причинам обучение иностранному языку при слуховых нарушениях не может вестись путем прямого использования существующих методик, применяемых при обучении лиц, обладающих нормальным слухом. То же справедливо и в отношении программ. Программа для учащихся со слуховой недостаточностью не может соответствовать требованиям «Программно-методические материалов» из-за значительно низкого в сравнении со слышащими темпа изучения языка. Темп изучения английского языка в целом и темп работы на уроках в частности снижен ввиду того, что каждую лексическую единицу, вводимую на уроке, необходимо оречевить каждому ученику (причем неоднократно за урок) для формирования у ученика устойчивых речевых кинестезий. Оречевляются как предметы, так и действия.

Разработанная мной рабочая программа обучения (за основу взяты программно-методические материалы «Иностранные языки (Начальная школа) для общеобразовательных учебных заведений» под редакцией Н.Д.Гальсковой, Э.И.Соловцовой и др.) исходит из объема учебного времени (34 ч. в 8-10 кл.), которое отводится учебным планом школы. В пределах этого объема определена лексико-грамматическая база. Ввиду того, что школьники с нарушением слуха отличаются недостаточным объемом памяти, замедленным процессом формирования понятий, снижением способности к приему, переработке, хранению и использованию информации, сокращен объем лексического и грамматического материала для рецептивного и продуктивного материала.

Кроме того, у наших учащихся есть значительные трудности в звукопроизношении иностранных слов.

Для формирования произношения на уроках на первых порах обучения использую фонетические зарядки, методика которых заимствована из методики обучения чтению детей начальной школы (см. приложение №1). Подобные фонетические зарядки направлены на развитие речевого аппарата. На более поздних порах обучения использую фонетические зарядки на лексическом и грамматическом материале.

Большое значение для компенсации нарушения слуха имеет развитие зрительного восприятия, поэтому на каждом уроке используется наглядность, зрительные опоры, памятки, наборы схем, таблицы. Для продвинутых учеников при аудировании зрительные опоры убираются, и работа проходит на слуховой основе. Для более слабых учеников и для учеников с высокой степенью тугоухости работа проводится на слухо-зрительной основе.

Особую роль для мотивации учебного процесса, для развития лингвистических навыков, для достижения многих образовательных целей играют дидактические игры и игровые упражнения. Наиболее любимые нашими детьми игры - это головоломки (puzzles). Достаточно продуктивно проходят и другие дидактические игры (см. приложение №2)

Для снятия напряжения и усталости, а также для согласования двигательной и языковой активности провожу физминутки; к примеру, пошаговый счет (называем числительные на каждый шаг).

Для развития диалогической речи, для активизации лексического материала я использую элемент методики КСО, в частности методику «Взаимный тренаж», когда два ученика работают в режиме « учитель-ученик». После того, как «учитель» даст оценку «ученику», происходит обмен позициями (см. приложение №3).

Для формирования успешной работы по переводу практикую параллельные тексты на английском и русском языках с тем, чтобы, с одной стороны, показать особенности построения английского предложения и, с другой стороны, обогатить и уточнить лексический запас.

Таким образом, можно привести ряд положений, которые, по сути, являются отправными для обучения слабослышащих обучающихся иностранному языку.

    1. С учетом особой роли зрительного восприятия при нарушенном слухе в учебном процессе, возможно, более широко опираться на наглядность. С этой целью следует использовать всевозможный изобразительный материал, учебные тексты и т. п.

    2. Особое значение необходимо придавать письму. Активное использование письма является важнейшим средством обучения и контроля степени усвоения при овладении языком.

    3. Решающее методическое значение в лексико-грамматической работе имеет опора на речевой англоязычный образец, одновременное освоение лексического и грамматического значения слова, раскрытие этих значений в словосочетаниях, предложениях, контекстах.

    4. Учитывая особое значение репродуктивного овладения слабослышащими устной речью для овладения ими рецептивным её видом (в форме слухо-зрительного восприятия), а также языком, как целостной системой, необходимо уделять внимание произносительной стороне изучаемого языка.

    5. В пределах, допускаемых учебным временем, должна проводиться работа по развитию слухо-зрительного и слухового восприятия речи на английском языке на основе использования методов и приёмов, применяемых для этой цели в практике обучения слабослышащих родному языку.

    6. Учитывая тот факт, что слабослышащие ученики получают на уроках значительно большую психофизическую нагрузку, чем нормально слышащие, целесообразно активное использование игровых упражнений, упражнений занимательного характера.


Приложение

№ 1 Фонетическая зарядка на начальной стадии обучения для формирования навыков роизношения и развития речевого аппарата:

Называются гласные звуки, согласные звуки, затем образуются слоги.
[α:] [O] [i:] [Ә:]

[k] [kα:] [kO] [ki:] [kӘ:]

[h]

[n]
№ 2. «Hidden Sentence» («Спрятанное предложение»).

Составив цепочку букв, разбить ее на слова, чтобы получилось задуманное предложение



о


P


s



i



p


M


m



e


о


y


a


n



v


s


u


r



«Segmented Sentence» («Сломанное предложение»)

to

I

eat

like

ice-cream

«Cracking the code» («Взламываем шифр»)

Придав каждой букве алфавита своё число, можно узнать слово.
5-14-7-12-19-8-ENGLISH

«^ Matching numbers»
N,E,T - 1

E,N,O- 2

R,O,U,F- 3

G,E,T,I,N,H- 4

W,O,T- 5

E,V,I,F- 6

I,E,N,N- 7

E,T,H,E,R- 8

N,E,V,E,S- 9

I,X,S- 10 – ten


№ 3 «Взаимный тренаж» (КСО)

What’s the Russian for?:

1. dog

2. door

3.dress

4.duck

1. собака

2. дверь

3. платье

4. утка


лицевая сторона обратная сторона

У «учителя» и «ученика» свои карточки (они разные). «Учитель» держит свою карточку лицевой стороной к «ученику», видя тем самым перевод слов, и имея возможность исправить ошибку партнера. Получив ответ, дает оценку «ученику», затем меняются позициями.

Литература
1. «Дефектология», № 6 2005 г.
2. Методика обучения иностранному языку в средней школе. Гез Н.И., Ляховицкий М.В.,

Миролюбов А.А.
3. «Современные методы обучения иностранному языку». Конышева А.В., Минск

«Терра-Системс» 2004 г.
4. «Английский язык. Давай дружить!». Пинегин А.А., Загумёнова И.В., Москва

АНОО «Ступени знаний», 2000 г.
5. «Игры на уроках английского языка». Пучкова Ю.Я., Москва, «Астрель», 2004 г.
6. Учебник «Happy English 2» 7-9 кл, Клементьева Т., Шеннон Д

(английский язык символов стр.249)
7. «110 игр на уроках английского языка» Джерри Стайнберг. «Астрель»

Похожие:

Слабослышащим школьникам iconПривитие школьникам любви к малой Родине и сопричастности к истории Краснодарского края
Цель: привитие школьникам любви к малой Родине и сопричастности к истории Краснодарского края
Слабослышащим школьникам iconКурса дополнительного образования
Предоставить школьникам общение с учеными, успешно работающими в разных областях науки
Слабослышащим школьникам icon«100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации,...

Слабослышащим школьникам icon«100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации,...

Слабослышащим школьникам iconУрок. Тема: Источники информации
Цель: показать младшим школьникам возможности библиотечно-информационного центра
Слабослышащим школьникам iconПеречень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской...

Слабослышащим школьникам iconПеречень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской...

Слабослышащим школьникам iconПамятка школьникам от психолога
Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируй цель предстоящей деятельности
Слабослышащим школьникам iconРегулятивные универсальные учебные действия
Применительно к младшим школьникам исследовались главным образом его роль в становлении познавательной активности и условия формирования...
Слабослышащим школьникам iconПолезные сайты по физике
Миф. Журнал по математике, информатике и физике для школьников. Адресован школьникам, студентам и их преподавателям
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница