Урок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий) Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жагрова В. В. Рузаевка, 2009 Цели: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века»




Скачать 262,34 Kb.
НазваниеУрок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий) Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жагрова В. В. Рузаевка, 2009 Цели: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века»
страница1/3
Дата публикации22.04.2013
Размер262,34 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
  1   2   3



Средняя общеобразовательная школа № 17

с углублённым изучением отдельных предметов



Урок литературы в 11 классе
(с применением проектных технологий)

Подготовила и провела

учитель русского языка и

литературы Жагрова В.В.

Рузаевка, 2009

Цели:

  • повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века»: рассмотреть особенности крупнейших литературных направлений, составлявших поэзию русского модернизма - символизма, акмеизма, футуризма и имажинизма; определить их общие художественные принципы;

  • развивать творческие способности и вкус учащихся, их исследовательские навыки, умение работать в группе;

  • способствовать повышению общей эрудиции детей.


Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Серебряный век… Само это словосочетание ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. Поэзия этого периода по своей сути является как бы мелодией слов, своеобразным звукопорядком.

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя…

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне в сомненье тяжело,

Я у Нее одной ищу ответа,

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света.

Иннокентий Анненский… Обратите внимание, насколько глубоко, образно, философично!

Однако Серебряный век, в отличие от пушкинской эпохи, названной в русской литературе «золотым веком», не может быть назван чьим-то одним – пусть даже великим – именем; его поэтику решительно невозможно свести к творчеству одного, двух или даже нескольких выдающихся мастеров слова. В том-то и особенность данного периода, что в нем жили и творили поэты, представляющие многие литературные течения, исповедующие разные поэтические принципы. Каждый из них отличался необычайной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний лирического героя, устремленностью в будущее.
Сегодня на уроке речь пойдет о таком явлении в русской литературе, как модернизм. Мы говорили о нем много и подробно и сегодня как бы подводим итог. Результатом наших исследований стала книга о русском модернизме конца 19 - начала 20 века, составленная нами с опорой на материалы литературоведения, наши знания, вкусы, пристрастия.

Сегодня мы пригласили вас в наш Литературный салон для презентации этой книги. Хозяйка салона - Валиева Елена. Ей слово.
Ведущая:

  • Задача, которую мы перед собой ставили, создавая эту книгу, - рассмотреть особенности крупнейших литературных направлений, составлявших поэзию русского модернизма – символизма, акмеизма, футуризма и имажинизма; определить их общие художественные принципы; постараться воссоздать общую картину поэтической эпохи, названной Серебряным веком, без которой достаточно сложно разобраться в отдельных ее проявлениях.

  • Книга создавалась совместными усилиями. Работали группы «символистов», «акмеистов», «футуристов» и «имажинистов», которые, изучив литературоведческие источники, постарались составить краткую справку о выбранном литературном направлении, назвать имена наиболее значимых, на их взгляд, представителей данного течения, сделать подборку стихов этих поэтов, отражающих их поэтическую манеру. Параллельно работала группа искусствоведов, подбиравших для оформления произведения художников и композиторов Серебряного века.

  • Открывает книгу общая характеристика понятия «модернизм»

Страница 1

Модернизм.

Термин «модернизм» в переводе с французского означает новейший, современный и в широком смысле представляет собой общее обозначение явлений искусства и литературы 20 века, отошедших от традиций внешнего подобия.

Термин «модернизм» достаточно точно передавал заложенную в литературе Серебряного века идею создания новой литературы и воплотился «в систему относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим восприятием, преобладанием мотива утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций. Сущностью модернизма было то, что модернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками».

Символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм – основные течения модернизма.

Страница 2

Символизм

  • Следующая страница книги посвящена наиболее крупному литературному направлению конца 19 - начала 20 века - символизму. Символизм (от греч. Symbolon – знак, символ) – направление в европейском искусстве 1870-1910 годов; одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже 19-20 веков. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.

Само слово «символ» в традиционной поэтике означает «многозначное иносказание», то есть поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления; в поэзии символизма он передает индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта.

Для поэтики символизма характерны:

  • передача тончайших движений души;

  • максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии;

  • изысканная образность, музыкальность и легкость слога;

  • поэтика намека и иносказания;

  • знаковое наполнение обыденных слов;

  • отношение к слову как к шифру некой духовной тайнописи;

  • недосказанность, утаенность смысла;

  • стремление создать картину идеального мира;

  • эстетизация смерти как бытийного начала;

  • элитарность, ориентация, на читателя-соавтора, творца

Символизм был явлением неоднородным, пестрым и достаточно противоречивым. Он объединил в своих рядах поэтов, придерживавшихся порой самых разных взглядов. В литературоведении принято различать «старших» и «младших» символистов.




«Старшие символисты»

«Младосимволисты»

^ Петербургская группа

Московская группа

Представители

Д. Мережковский

З. Гиппиус

Ф. Сологуб

И. Анненский

В. Брюсов

К. Бальмонт

А. Блок

А. Белый

В.Иванов

Эллис

Теоретики

Д. Мережковский

В. Брюсов

В.Соловьев

Статьи

Д.Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»

В. Брюсов «Ключи тайн»;

К. Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии»

А. Белый « О религиозных переживаниях»

Журналы

«Северный вестник»

«Весы» «Аполлон»





Размежевание на «старших» и «младших» символистов происходило не столько в силу возраста, сколько из-за разницы мироощущения и направленности творчества.

«Старшие символисты» не ставили целью создание системы символов; они в большей степени эпатажные декаденты, импрессионисты, которые стремились передать тончайшие оттенки настроений, движения души. Постепенно слово как носитель смысла для символистов утратило цену. Оно приобрело ценность только как звук, музыкальная нота, как звено в общем мелодическом построении стихотворения.

«Младосимволисты» опирались на учение философа- идеалиста и поэта Вл. Соловьева, углубившего идею Платона о «двоемирии». Соловьев пророчил конец мира, когда погрязшее в грехах человечество будет спасено и возрождено к новой жизни неким божественным началом – «Мировой Душой»( она же «Вечная Женственность»), что приведет к созданию «Царства Божьего на земле».

  • Одним из зачинателей русского символизма был Дмитрий Сергеевич Мережковский

Д.С.Мережковский был одним из зачинателей русского символизма. Вышедший в 1892 году в Петербурге его поэтический сборник «Символы» дал имя нарождающемуся направлению русской поэзии. Но, развивая основные для символистов мотивы безысходного одиночества человека в мире, роковой раздвоенности личности и проповедуя красоту, «спасающую мир», Мережковский не сумел преодолеть в стихах рассудочности и декларативности. Революции он не принял, с 1920 года жил в эмиграции.

Наиболее ярким стихотворением, отражающим мироощущение поэта, считаю стихотворение «Да не будет».

  • Одним из представителей московской группы старших символистов был Константин Дмитриевич Бальмонт

В конце XIX – начале XX веков К.Д. Бальмонт был едва ли не самым известным среди русских поэтов. В его ранних стихах слышны мотивы гражданской скорби и самоотречения, возникшие под влиянием народной поэзии. Вслед за этим он выступил как один из ранних представителей символизма. Кроме того Бальмонт известен как видный переводчик и страстный путешественник: он побывал на всех континентах.

В 1920 году, преследуемый голодом и болезнями, поэт уехал во Францию. Всеми забытый и полубезумный, он умер в предместье Парижа.

«Колокольный звон»

  • И, конечно же, разговор о символизме был бы неполным без Александра Александровича Блока.

Александр Александрович Блок – единственный из символистов признанный ещё при жизни поэтом общенационального значения. В русской поэзии он занял своё место как яркий представитель символизма ,но в дальнейшем значительно перешагнул рамки и каноны этого литературного направления , значительно расширяя его ,однако при этом не разрушая.

Романтизм зрелого Блока не имеет уже ничего общего с субъективизмом его юношеской лирики, ярко обозначенном как в «Стихах о Прекрасной Даме» ,так и в более позднем демоническом образе Незнакомки .

Вклад Блока в русскую поэзию необычайно велик. В его творчестве завершились все важнейшие течения русской лирики дооктябрьского периода.

«Предчувствую тебя…»

Страница 3

Акмеизм

  • Далее в нашей книге следует статья о направлении, сформировавшемся как реакция на крайности символизма, - акмеизме. Акмеизм (от греч. Acme – высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, острие) – одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Основные принципы акмеизма:

**освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

**отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

**стремление придать слову определенное, точное значение;

предметность и четкость образов, отточенность деталей;

**обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

  • Одним из основателей акмеизма был Николай Степанович Гумилев

Н.С. Гумилев – поэт, прозаик, драматург, критик, один из основателей акмеизма, руководитель «Цеха поэтов». Для его поэзии характерна тяга к экзотике, поэтизация истории, пристрастие к ярким краскам, стремление к композиционной четкости.

В юности Гумилев много путешествовал. Муж Анны Ахматовой, в 1914 году добровольцем ушел на фронт; награжден двумя Георгиевскими крестами. В 1921 году арестован по ложному обвинению и расстрелян как участник контрреволюционного заговора. «В пути»

  • Наравне с мужчинами в поэзии русского модернизма зазвучал женский голос. Анна Андреевна Ахматова, начинавшая свой творческий путь в рамках акмеизма, стала по-настоящему большим национальным поэтом.

Лирика А.А.Ахматовой вошла в русскую поэзию свежей струей искреннего чувства. Четкость языка, уравновешенность поэтического тона, простые, но чрезвычайно выразительные образы, наполняют ее лирические стихи большим психологическим содержанием. Стиль поэтессы как бы сплавил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии, а ощущение эпохи, сопереживание ее событий, поиски своего места в них сделали Ахматову по-настоящему большим национальным поэтом.

«Сжала руки под темной вуалью»

«Мне голос был» (В записи)

  • Следующая страничка нашей книги посвящена Осипу Эмильевичу Мандельштаму.

О.Э.Мандельштам – поэт, прозаик, эссеист; примыкал к акмеизму с первых шагов этого литературного течения. Для его поэзии характерны философская глубина. обостренный интерес к истории. Мандельштам – блестящий мастер поэтического слова. Его стихи предельно кратки, насыщены историко-литературными ассоциациями, музыкально выразительны и ритмически разнообразны.

После революции поэт постепенно вытеснялся из печати. В 1934 году был арестован и отправлен в ссылку. В 1938 году арестован вторично и погиб в лагере под Владивостоком.

«За гремучую доблесть грядущих веков»

  • Любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако крайне экстремистской направленностью в этом плане отличался футуризм.


Страница 4

Футуризм.

Футуризм (от лат. Futurum – будущее) – общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х годов 20 века прежде всего в Италии и России.

Основные признаки футуризма:

  • бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

  • отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;

  • бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

  • поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;

  • культ техники, индустриальных городов;

  • пафос эпатажа.




Кубофутуризм

«Гилея»

Эгофутуризм

«Мезонин поэзии»

«Центрифуга»

Представители

Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Владимир Маяковский

Игорь Северянин, Василиск Гнедов, Иван Игнатьев

Рюрик Ивнев, Сергей Третьяков, Константин Большаков

Николай Асеев, Борис Пастернак, Семен Кирсанов

Статьи

«Пощечина общественному вкусу»

«Скрижали эгопоэзии»




С. Бобров

« Русский пуризм»

Журналы

Поэтический сборник «Садок судей»




Альманахи «Вернисаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия»

Сборник «Рукогон»

  • «Гилея» - первая футуристическая группа. Они называли себя также «кубофутуристы» или «будетляне» (это название предложил Хлебников). Годом ее основания принято считать 1908 , хотя основной состав сложился в 1909- 1910 г.г. Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Владимир Маяковский стали представителями наиболее радикального фланга русского литературного футуризма, который отличался революционным бунтом, оппозиционной настроенностью против буржуазного общества, его морали, эстетических вкусов, всей системы общественных отношений.


Владимир Маяковский

В.В.Маяковский – один из лидеров кубофутуризма и русского авангардного искусства. В русской поэзии 20 века ему принадлежит исключительная роль. Поэт вторгся в традиционную систему стихосложения, сильно преобразив ее. Стих Маяковского опирался не на музыку ритма, а на смысловое ударение, на интонацию. Количество слогов в строке утратило в его стихах решающее значение, возросла и качественно изменилась роль рифмы, резко проявился разговорный характер стиха. Это был принципиально новый шаг в развитии русской поэзии.

Революция во многом изменила взгляды Маяковского на общественную роль искусства. В поздний период творчества он отошел от футуризма. Судьба поэта сложилась трагично: неудачные обстоятельства в борьбе литературных групп и в личной жизни привели его к самоубийству.

«Послушайте»



  • В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина. Он не имел конкретной творческой программы, а лозунгами своего эгофутуризма были:

1. душа – единственная истина;

2. самоутверждение личности;

3. поиски нового без отвергания старого;

4. осмысленные неологизмы;

5. смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы;

6. борьба со стереотипами и заставками.

Как видно, никаких теоретических новшеств данная «программа» не содержит. В ней Северянин фактически провозглашает себя единственной и неповторимой поэтической личностью.

Северянин остался единственным из эгофутуристов, вошедшим в историю русской поэзии. Его стихи отличались напевностью, звучностью и легкостью. Он виртуозно владел словом. Рифмы его были необычайно свежи, смелы, и удивительно гармоничны.

Игорь Северянин

Игорь Северянин – псевдоним Игоря Васильевича Лотарева. Уже первые его книги закрепили за Северяниным славу исключительно салонного поэта. Многие его стихи отличались манерностью; чрезмерное пристрастие к неологизмам и иностранной лексике приводило поэта на грань безвкусицы. В то же время Северянину принадлежит целый ряд произведений, для которых характерны красочность, выразительность и мелодичность поэтической речи, сложная рифмовка, наличие оригинальных стихотворных форм.

Летом 1918 года поэт находился в Эстонии и после создания там буржуазной республики оказался в эмиграции. В поздних его стихах явственно ощущается драма разлуки с родиной. «Когда ночами»



  • В «Мезонине поэтов» не имелось крупных величин, сопоставимых с Маяковским или Хлебниковым, поэтому его участникам было достаточно сложно выработать какую-то самостоятельную теоретическую базу своей группы. Это движение было построено не на общей идеологической платформе, а скорее, на деловых, издательских интересах его участников. Объединение распалось в конце 1913 года.

  • Московская футуристическая группа «Центрифуга» образовалась в январе 1914 года. Основной особенностью в теории и художественной практике участников «Центрифуги» было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединилось футуристическое экспериментаторство и опоры на традиции, стремление связать свою деятельность с художественным творчеством предшествовавших поколений.

  1   2   3

Похожие:

Урок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий) Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жагрова В. В. Рузаевка, 2009 Цели: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века» iconУчебник: Русская лиература 19-20 века Авторы учебника: С. А. Зинин,В....
«Поэзия Серебряного века»: рассмотреть особенности крупнейших литературных направлений, составлявших поэзию русского модернизма символизма,...
Урок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий) Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жагрова В. В. Рузаевка, 2009 Цели: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века» iconУрок в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия" Ефимова Ирина...
Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”
Урок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий) Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жагрова В. В. Рузаевка, 2009 Цели: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века» iconТатьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы...
Урок литературы в 11 классе (проблемно-информационный: учитель сам формулирует проблему)
Урок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий) Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жагрова В. В. Рузаевка, 2009 Цели: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века» iconУрок русского языка в 5 классе. Провела: Максимова Н. Г. Тема: Повторение...
Цель: Повторить и обобщить изученное по теме «Лексика», совершенствование правописных навыков, формирование норм правильной литературной...
Урок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий) Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жагрова В. В. Рузаевка, 2009 Цели: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века» iconУрок-лекция Литература, 11 класс я живу в последний раз… Жизнь и...
А. А. Ахматовой; актуализировать знания по теме «Серебряный век русской поэзии»; углубить знания по теории литературы, связанные...
Урок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий) Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жагрова В. В. Рузаевка, 2009 Цели: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века» iconУчитель русского языка и литературы мкоу гришевской сош подгоренского...
Цели урока: закрепить и систематизировать знания о спп на примерах из произведений А. С. Пушкина
Урок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий) Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жагрова В. В. Рузаевка, 2009 Цели: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века» iconУрок литературы в 9 классе. Провела учитель Русского языка и литературы...
Презентации учащихся, портрет А. С. Пушкина и адресатов любовной лирики: А. Керн, Е. Бакунина, М. Раевская, Е. Воронцова, А. Оленина,...
Урок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий) Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жагрова В. В. Рузаевка, 2009 Цели: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века» iconУрок русского языка по теме: «Глагол. Повторение изученного в 5 классе»
Мельникова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы 1 кв категории моу казачинская сош, с. Казачинское, Казачинско-Ленского...
Урок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий) Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жагрова В. В. Рузаевка, 2009 Цели: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века» iconКурсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы по теме
Цель: Повышение научно-теоретического и методического уровня учителя, ознакомление с новыми концептуальными подходами в преподавании...
Урок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий) Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жагрова В. В. Рузаевка, 2009 Цели: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века» iconУрок литературы и истории 8 классе на тему: «Изображение войны и...
Провели: учитель русского языка и литературы Шипилова Н. В. и учитель истории Михайлова И. А
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница