Урок литературы в 11-м классе. Тема




Скачать 79,76 Kb.
НазваниеУрок литературы в 11-м классе. Тема
Дата публикации22.04.2013
Размер79,76 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Татьяна Викторовна Жежель,

учитель русского языка, литературы и словесности

МОУ гимназия № 4 города Канска Красноярского края,

победитель краевого конкурса лучших учителей Красноярского края.

Субботний вернисаж.

Урок литературы в 11-м классе.

Тема. Неожанры современной русской поэзии. (Авторская песня и рок-поэзия).

Задачи: систематизировать знания учащихся по данной теме;

- развивать творческое воображение учащихся через восприятие и анализ стихотворных текстов;

- воспитывать чувство патриотизма и прививать любовь к русской литературе и культуре.

Оборудование:

  • портреты, фотографии;

  • аудиозаписи с песнями бардов;

  • CD-диск «Легенды русского рока»;

  • магнитофон;

  • звуковой журнал «Кругозор», виниловые диски (пластинки);

  • плакаты, афиши;

  • на стенах листы со стихотворными цитатами и высказываниями, например:

Россия – боль моей души.

Социальные песни - крик моей души.

^ Бой за добро – суть моей жизни.

Победа над злом – цель моей жизни.

И.Тальков

О златоустом блатаре

Рыдай, Россия!

Какое время на дворе –

Таков мессия.

А.Вознесенский

Эпиграфы:

Поэт больше, нежели кто-нибудь,

должен быть сыном своего времени.

В.Г.Белинский

Поэзия мысли доступна каждому.

Нигде не запечатлевается дух времени,

все оттенки чувств и дум

современности, как в лирике.

Н.В.Гоголь

I. Вступление.

- Сегодня мы с вами отправляемся на вернисаж. Словарь С.И.Ожегова нам «говорит», что «вернисаж – это торжественное открытие художественной выставки. Итак, в путь.

Выставка наша необычная – поэтическая. И прежде, чем мы нашу экскурсию, мне хотелось бы кое-что выяснить.

Любите ли вы поэзию? Зачем нужна поэзия человеку? В какие моменты истории поэзия выходит на первый план, затмевая прозу и драматургию? (Трудные, переходные моменты).

Именно в такое время сейчас живём: на рубеже веков. Пережитый нами XX век – век глобальных потрясений. И как по-разному говорит об этом поэзия.

Сейчас вы услышите голоса двух женщин-поэтов. Они жили в разные эпохи (в начале и конце XX века), но боль у них одна. Какая?

^ Зинаида Гиппиус

Она не погибнет, - знайте!

Она не погибнет, Россия.

Они всколосятся, - верьте!

Поля её золотые.
И мы не погибнем, - верьте!

Но что нам наше спасенье:

Россия спасётся, - знайте!

И близко её воскресенье.

Юлия Друнина

Судный час

Покрывается сердце инеем –

Очень холодно в судный час

А у вас глаза, как у инока –

Я таких не встречала глаз.

Ухожу, нету сил.

Лишь издали

(Всё ж крещёная!)

Помолюсь

За таких вот как вы

За избранных

Удержать над обрывом Русь.

Но боюсь, что и вы бессильны.

Потому выбираю смерть.

Как летит под откос Россия,

Не могу, не хочу смотреть.

Да, боль эта – Россия, наша Родина – центральная тема русской поэзии.

До сих пор в периодике звучат тревожные речи: «Куда же девалась русская поэзия, где же Поэт с большой буквы, который в России «больше, чем поэт?» Ответ прост: поэзия никуда не девалась, но перестала быть бессознательной и всеобщей. Она стала личной и весьма умной, она стала обращаться к равному себе собеседнику.

Трагические события 90-х годов XX века не прошли бесследно для поэзии. Достаточно сказать, что в эти годы покончили с собой Юлия Друнина, Юрий Карабчиевский, убит Игорь Тальков.

Однако русская лирика жива и представляет собой довольно богатое, хотя и пёстрое зрелище.

II. Основная часть.

- Итак, отправляемся на вернисаж.

Помимо экспонатов, представленных на выставке, нас ждёт сюрприз от наших художников – ваших одноклассников, окончивших художественную школу. По окончании экскурсии мы увидим на нашем вернисаже их работы, навеянные поэтическими впечатлениями и нашим уроком.

1. ^ Первый зал посвящён жанру, ставшему чрезвычайно популярным в 60-70-е годы XX века, - авторской (или бардовской) песне. (Справка: бард – поэт-певец у древних кельтских племён. Сейчас – автор, исполняющий собственные песни).

Посмотрите на экспонаты. Особенно интересны те, которые вашему поколению мало известны: звуковой журнал «Кругозор», виниловые диски (пластинки).

( Далее учащиеся рассказывают о Б.Окуджаве, В.Высоцком, Ю.Визборе, А.Галиче, Ю.Киме; затем исполняют понравившиеся стихи).

-Назовите основные темы авторской песни (тема войны, тема любви, спортивная (туристская, альпинистская), романтическая, бытовая, сатирическая).

И всё-таки, когда говорят: «Авторская песня», какие ассоциации это у вас вызывает? (Костёр, палатка, гитара).

Давайте, ребята, исполним все вместе песню Юрия Визбора «Солнышко лесное».

2. ^ Второй зал нашей выставки посвящён рок-поэзии – поэзии социального протеста.

Здесь нас встречает экскурсовод Татьяна. В течение года она работает над темой «Неожанры современной русской поэзии» и готовится выступить на городской научно-практической конференции школьников. ( Рассказ иллюстрируется примерами – записями песен:

  • В.Цой. «Группа крови».

  • Б.Гребенщиков. «Брод».

  • А.Башлачёв. «На жизнь поэтов».

  • Ю.Шевчук. «Пацаны»).

( Учащиеся читают полюбившиеся строки и делятся впечатлениями о рок-поэзии, говорят о тематике: социальная, экологическая темы, тема творчества в современном обществе).

Посмотрим, что же приготовили наши художники (в стиле граффити они изобразили «стену рока» по аналогии со стеной В.Цоя на Арбате).

III. Заключение.

Последний зал…Позаимствуем название для него у А.Твардовского – «По праву памяти».

Безвременно ушедшим поэтам посвящается…

Вспомним по-христиански тех, кого уже нет с нами.

(Учащиеся произносят текст и ставят зажжённую свечу).

^ 1. Булат Шалвович Окуджава.

Наш первый бард.

Москва. Первые годы «оттепели». Вечер в Политехническом музее…На сцену выходит человек с маленькими чёрненькими усиками. В руках у него гитара. Он садится на стул и начинает петь…

У него за спиной арест и гибель отца, 17-летняя разлука с матерью и фронт со всеми его тяготами. А впереди – жизнь…

Как Петербург в нашем сознании связан с Блоком, рязанские раздолья – с Есениным, так московская улица Арбат – с Окуджавой.

^ Ты течёшь, как река. Странное

название!

И прозрачен асфальт,

как в реке вода.

Ах, Арбат, мой Арбат, ты –

моё призвание.

Ты и радость моя,

и моя беда.

Скончался в 1997 году в возрасте 72-х лет.

^ 2. Владимир Семёнович Высоцкий.

Самый любимый народом бард.

Театр на Таганке в 1974 г. был на гастролях в городе Набережные Челны. Из концертного зала в гостиницу надо было идти пешком по длинной улице, вдоль которой стояли общежития. Когда Высоцкий возвращался со спектакля, рабочие, распахнув окна, выставляли включенные магнитофоны на подоконники. И из каждого – гремела его песня.

Умер в возрасте 42-х лет…

Последнее стихотворение посвятил любимой женщине.

^ Марине Влади

И снизу лёд, и сверху – маюсь между.

Пробить ли верх иль пробуравить низ?

Конечно, всплыть и не терять надежлу,

А там - за дело, в ожиданье виз.
Лёд надо мною, - надломись и тресни!

Я весь в поту, как пахарь от сохи.

Вернусь к тебе, как корабли из песни,

Всё помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека – сорок с лишним.

Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним.

Мне есть, что спеть, представ перед всевышним,

Мне есть, чем оправдаться перед Ним.

^ 3. Юрий Иосифович Визбор.

Родоначальник туристской песни.

Журналист, прозаик, актёр (особенно запомнился его Борман из телефильма «Семнадцать мгновений весны»).

Умер в 1984 году от тяжёлой болезни…

^ Мы были так богаты чужой и общей болью,

Наивною моралью, желаньем петь да петь.

Всё это оплатили любовью мы и кровью.

Не дай нам бог, ребята, в дальнейшем обеднеть.

^ 4. Игорь Тальков.

В 1991 году трагически погиб в возрасте 34-х лет.

Однажды он сказал друзьям: «Не бойтесь летать со мной! Меня убьют при большом стечении народа, и убийцу не найдут».

В Игоря Талькова стреляли во время концерта в Ленинграде. Скончался в больнице.

В книге «Монолог» он писал: « Я – бард. Я пишу и пою песни о том, что меня волнует…

Мой метод борьбы с несправедливостью и со злом, за правду и добро – мои песни. Мой долг – максимально донести до ума и сердца слушателя то, о чём болит и кричит моя душа…

Если я кому-то и служу, то только Господу Богу, и отчитываюсь за содеянное в этой жизни только перед Всевышним».

( Далее можно в том же ракурсе рассказать о В.Цое, А.Башлачёве, М. Науменко и др.)

Звучит песня Игоря Талькова « Памяти Виктора Цоя». (Все встают).

^ Поэты не рождаются случайно,

Они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.
Глаза таких божественных посланцев

Всегда печальны и верны мечте,

И в хаосе проблем их души вечно светят всем

Мирам, что заблудились в темноте.
Они уходят, выполнив заданье,

Их отзывают Высшие миры,

Неведомые нашему сознанью,

По правилам космической игры.
Они уходят, не допев куплета,

Когда в их честь оркестр играет туш:

Актёры, музыканты и поэты –

Целители уставших наших душ.
В лесах их песни птицы допевают,

В полях для них венки цветы совьют,

Они уходят вдаль, но никогда не умирают

И в песнях и в стихах своих живут.
А может быть, сегодня или завтра

Уйду и я таинственным гонцом

Туда, куда ушёл, ушёл от нас внезапно

Поэт и композитор Виктор Цой.
Приложения.



Булат Окуджава



Владимир Высоцкий







Юлий Ким


Гуру русского рока Борис Гребенщиков

Виктор Цой



Майк Науменко






Похожие:

Урок литературы в 11-м классе. Тема iconУрок литературы в 9-м классе по рассказу «Темные аллеи»
...
Урок литературы в 11-м классе. Тема iconТатьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы...
Урок литературы в 11 классе (проблемно-информационный: учитель сам формулирует проблему)
Урок литературы в 11-м классе. Тема iconУрок литературы в 11 классе тема
Тема: Главная идея рассказа «Легкое дыхание» И. А. Бунина (конкретно-текстуальный анализ художественного произведения)
Урок литературы в 11-м классе. Тема iconУрок литературы в 9 классе Тема: «Всё во мне, и я во всём!»
Урок предназначен для 9 класса, общий уровень развития класса высокий
Урок литературы в 11-м классе. Тема iconУрок литературы в 9-ом классе. Тема урока: тема одиночества в лирике...
Научить учащихся группировать поэтические произведения по темам, умению видеть единство содержания и формы, связь темы и идеи произведения...
Урок литературы в 11-м классе. Тема iconУрок литературы в 6-м классе. Тема: "Анализ рассказа А. П. Чехова "Толстый и тонкий"

Урок литературы в 11-м классе. Тема iconУрок литературы в 10 классе. Тема: «Ум и деятельность»
Тема: «Ум и деятельность» – нравственная основа Андрея Болконского. (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Урок литературы в 11-м классе. Тема iconУрок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин. Повесть «Выстрел»
Преподавание литературы в 6 классе осуществляется по умк г. И. Беленького, по программам под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого...
Урок литературы в 11-м классе. Тема iconУрок литературы в 10 классе Учитель
Тема урока: Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»
Урок литературы в 11-м классе. Тема iconУрок литературы в 7 классе Метапредметный урок на тему : «Чему быть суждено, то и сбудется?»
Танкова Наталья Степановна, учитель русского языка и литературы мбоу сош села Мамонтова Мамонтовского района Алтайского края
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница