Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 4»
города Камень – на – Оби Алтайского края
Разработка урока русского языка
в 5 классе по теме:
«Употребление фразеологизмов в речи»
(урок - путешествие)
Учитель русского языка и литературы
Скворцова Татьяна Владимировна
2013
Аннотация Заключительный урок русского языка в 5 классе по теме «Употребление фразеологизмов в речи» в нетрадиционной форме игры-путешествия ориентирован на реализацию принципов сотрудничества, взаимоуважения и соучастия, обеспечивающих атмосферу успеха.
Применение групповых технологий соответствует целям данного урока: обобщение и углубление знаний по данной теме; создание условий для развития навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативности, умений работать в команде; воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию через самообучение.
^ Данный урок представлен по гуманитарному направлению (для 5 класса с углублённым изучением русского языка).
Тема: Употребление фразеологизмов в речи. (Урок - путешествие).
Заключительный урок по теме «Фразеология»
Урок составлен в соответствии с программой по русскому языку к учебному комплексу для 5 класса (авторы программы В.В. Бабайцева. А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др. ) В разработке урока включён материал из трёх книг для учащихся: «Русский язык. Практика. 5 класс», «Русская речь. 5 класс», «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы» с подачей его по линейному принципу из расчёта шести часов в неделю (204 часа в год).
^
Учить опознавать фразеологизмы, понимать их смысл, уместно употреблять в речи.
Развитие речи, обогащение словарного запаса, развитие логического мышления, активизация познавательной деятельности; развитие навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативности, умений работать в команде;
Воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию через самообучение.
Тип данного урока можно определить, как урок развивающего обучения, который состоит из следующих основных этапов:
Актуализация прежних знаний и способов действий. (Дети вспоминают изученный материал, вспоминают значение терминов)
Формирование новых знаний и способов действий. (На данном уроке большая роль отводится на самостоятельное изучение данной темы). Этому способствует большая домашняя подготовка с помощью книг, словарей, интернет – ресурсов.
Применение знаний и формирование умений и навыков. (Дети должны понять, что применить свои знания они могут не только на уроке, но и в реальной жизни)
На мой взгляд, эффективно проводить урок по данной теме в нетрадиционной форме, так как он способен создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения. Такие уроки активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Я считаю, что мыслительные процессы протекают особенно интенсивно, если ученик знает, на какие вопросы он должен ответить в конце деятельности.
^ наиболее соответствует целям данного урока, так как позволяет педагогу создавать условия для инициативы учащихся. Данная методика наиболее соответствует личностно-ориентированному подходу, так как она предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве). Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.
^ позволяет наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике. Групповая работа способствует повышению коммуникативной компетентности и делает возможным самореализацию каждого ученика.
Подготовка к данному уроку требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика, но чем больше ребёнок готовится к уроку, тем ему интереснее.
Весь процесс учения на уроке ориентирован на реализацию принципов сотрудничества, взаимоуважения и соучастия, обеспечивающих атмосферу успеха. Функция контроля и учета знаний учащихся немного изменена: от текущего опроса и контрольной оценки к диагностической оценке знаний, от количественной формы учета знаний к качественной форме.
^
Практически со всеми заданиями учащиеся должны справляться самостоятельно. Очень высокий темп урока не позволит детям отвлекаться. Соревновательные моменты на уроке заставляют детей быть собранными, активными. Желательно, чтобы дети пришли к выводу, что тема «Фразеология» неисчерпаема и решили бы продолжить изучать её самостоятельно.
Оборудование: компьютер, операционная среда Windows XP,Microsoft Office PowerPoint, медиапроектор, экран. Выставка иллюстраций, сообщений учащихся. Раздаточный материал.
^
Тема: Употребление фразеологизмов в речи. (Урок - путешествие)
Цели урока:
Учить опознавать фразеологизмы, понимать их смысл, уместно употреблять в речи.
Развитие речи, обогащение словарного запаса, развитие логического мышления, активизация познавательной деятельности; развитие навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативности, умений работать в команде.
Воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию через самообучение.
^ : для всех найти, как можно больше фразеологизмов со словами вода, язык, нос, ветер; поработать с фразеологическими словарями, книгами, интернет-ресурсами, выписать понравившиеся фразеологизмы, дать их толкование ; для сильных учеников и всех желающих найти фразеологизмы, которые пришли из древнегреческой мифологии, дать им толкование; для желающих поработать в группе или индивидуально и с помощью мимики, пантомимы изобразить любой фразеологизм , нарисовать иллюстрации фразеологизмов, индивидуально выучить или подготовить выразительное чтение стихотворений, выучить слова сценки. ^ русский язык, литература, культура речи, история, география, живопись
Ход урока
Развитие неречевых процессов
|
Этапы урока
|
Содержание урока
| Развитие эстетического вкуса
| I.Оргмо-мент
| Эпиграфом к нашему уроку звучат слова И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественникам … Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! »
(читает заранее подготовленный ученик)
|
|
^
| Вступительное слово учителя
На предыдущих уроках мы знакомились с темой «Фразеология». Некоторые из вас иллюстрировали фразеологизмы, готовили сообщения. Эти работы на нашей выставке, и каждый желающий может подойти на перемене и ещё раз посмотреть их. Сегодня же на уроке мы проверим свои знания в употреблении фразеологизмов и совершим путешествие в страну Фразеология. Выберите для себя вопросы, на которые вы бы хотели найти ответ к концу урока.
(слайд №1 – вопросы, на которые ребёнок может ответить в конце урока) на 6 стр.
|
Активи-зация мысли-тельной деятель-ности
| III.^ Актуали-зация опорных знаний
| Давайте вспомним, что называется фразеологизмами?
В этом нам помогут некоторые ученики.
(Заранее подготовленные дети показывают сценку вместе с учителем)
Ученик.
Любой первоклассник скажет, что наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Не зная значений отдельных слов, нельзя понять, о чём говорится в предложении.
Учитель
Всё это правильно. Но, оказывается, есть такие предложения. которые содержат не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания. Ребята, подскажите, как называются такие словосочетания? (фразеологизмы)
В таких случаях, чтобы понять, о чём идёт речь, надо знать также и значение фразеологизмов. Возьмите к примеру предложение ^
Ученик.
Ну, тут всё понятно. Отец помогал сыну вымыть голову и намылил её.
Ученица.
Тебе всегда всё понятно. Это предложение можно понимать и совсем по-другому! Тогда отец сына отругал. Ведь намылить голову может быть и фразеологизмом.
^ (ворчливо) И почему ты такая умная!
Ученица.
Я, в отличие от тебя, на уроках делом занимаюсь, а не кораблики рисую.
Учитель.
Утихомирьтесь вы, горячие головы!
^
Да что вы, Татьяна Владимировна, у меня, например, голова совсем не горячая!
Учитель
Я вовсе не имела в виду температуру твоей головы! Я просто хотела сказать, что вы оба – «горячие головы», то есть вспыльчивые люди.
Ученица
Ну. Я-то человек с головой!
^
Совсем заучилась! (Крутит пальцем у виска.) А я-то , по-твоему, что, без головы?
Ученица
Голова-то у тебя на нужном месте, а в ней ветер гуляет.
^
Т.В.! Помогите! Я её что-то совсем понимать перестал; говорит, что у меня сквозняк в голове.
Учитель
Тихо! Видно, придётся внести в наш спор ясность. Ведь смысл тех выражений, которые употребила Соня, передают не отдельные слова, а фразеологические обороты в целом.
^
Мы вроде бы это проходили…
Ученица
Вроде бы! А меня не понял!
Ученик.
Я понял , но …не совсем. Ребята, помогите мне разобраться!
Учитель
Помогут тебе и ребята, а главное, сама госпожа Фразеология, которая пришла к нам в гости.
Фразеология
Здравствуйте, ребята! Над чем голову ломаете?
^
Да Вы что? Мы тут мирно живём , голов никому не ломаем!
Фразеология
Видно, я явилась по адресу. Здесь есть ученики, которые не понимают смысл сказанного на уроках русского языка. Ничего, я помогу! Какие у вас трудности?
Учитель
Вот Дима никак не понимает некоторые выражения. Давайте поможем ему.
Фразеология
Мои помощники помогут объяснить фразеологизмы.(^
Человек с головой
В голове ветер гуляет
Ломать голову
(Слайды №3,4,5 )
Ученик
Ну, я наголову разбит!
Ученица
Что ты сейчас сказал?
Ученик
Я сказал, что вы мне нанесли полное поражение!
Ученица
Удивительно, но ты сам в своей речи используешь фразеологизмы1
Ученик
Значит, я не совсем пропащий человек. Я теперь внимательно буду слушать объяснения учителя. И буду знать даже больше, чем Соня!
Ученица
Ну, это мы ещё посмотрим!
Фразеология
Опять Соня и Дима копья ломают.
^
Что? Я ничего не понял!
(кто-то из учеников объясняет)
Фразеология
Ребята, я принесла с собой много конкурсов. Поиграем?
|
Развитие логиче-ского мышле-ния
Активи-зация мысли-тельной деятель-ности
| Игровые задания
(работа в группах)
Формирование новых знаний и способов действий
| ^
Остальные учащиеся становятся болельщиками. ^ слайд №6)
Объясните значение фразеологизмов, их происхождение.
(Команды берут у г.Фразеологии по 2 билета, на которых следующие фразеологизмы:
Авгиевы конюшни
Кануть в Лету
Ахиллесова пята
Яблоко раздора
1.Авгиевы конюшни – очень загрязнённое место, крайний беспорядок. (Из мифа о Геркулесе. По мифу, конюшни Авгия, царя Элиды, которые не убирались 30 лет, Геркулес очистил в один день, направив через них воды бурной реки Алфей).
^
3.Ахиллесова пята – уязвимое место, слабая сторона.(Из греческого мифо об Ахиллесе, единственно уязвимым местом которого была пятка, не коснувшаяся чудодейственной воды реки Стикс).
^ »).
А пока ребята думают, вопросы для болельщиков
^
В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
Как дважды два (знать).
Может ли вопрос заболеть?
Да, во фразеологизме «больной вопрос».
Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?
^
Может ли горе быть в жидком состоянии?
Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».
Есть ли глаза у правды?
^
Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
Каша.
Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?
«^
Может ли правда иметь неприятный вкус?
Да, «горькая правда».
Какого цвета бывает тоска?
^ «На загадку дай отгадку».
Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши.)
Его вешают, приходя в унынье, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (Нос.)
Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
Его проглатывают, упорно не желая говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко, за него тянут или дергают, заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего (Язык).
^ Слайд №7)
Команды должны назвать как можно больше фразеологизмов
с одним из слов: ВОДА, ЯЗЫК, ВЕТЕР, НОС (какое вытянут)
Для болельщиков. Аукцион . Лот №1
Приз достаётся тому, кто последний назовёт фразеологический оборот, в состав которого входит имя числительное(Один на один; в один голос; от горшка два вершка; в двух словах; на все четыре стороны; ноль без палочки; знать как свои пять пяльцев; семеро одного не ждут; 'лить слёзы в три ручья; как телеге пятое колесо; сидеть в четырёх стенах; меж: двух огней; опять двадцать пять; давать сто очков вперёд; семь пятниц на неделе; согнуться в три погибели; ни два ни полтора; заблудиться в трёх соснах и т. д.)
|
| Минутка для отдыха
| ^
Бывает частенько, что слово одно,
Но служит по-разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло,
С тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Зато болтуну мы заметить не прочь:
– Не хватит ли воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
– Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы вправе сказать наперед:
– Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!
И утки и гуси – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идет, –
Под камень лежачий вода не течет.
Лгунишка наврет, не поймешь для чего, –
На чистую воду выводят его.
Работать впустую? Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!»
| Развитие наблюда-тельно-сти, вообра-жения, творче-ских способ-ностей
|
| ^ (слайд №8)
Передайте лексическое значение фразеологизмов с помощью жестов, мимики. Оцениваются артистические способности.
() (^
Заблудиться в трёх соснах
Как кошка с собакой
А пока команды готовятся
Для болельщиков.
С данными топонимами вспомните фразеологизмы, дайте им толкование.
^ Закончи фразеологизм.
Дрожит ...(как осиновый лист); катается... (как сыр в масле); выводить... (на чистую воду); держать ...(в ежовых рукавицах); поразить... (как гром среди ясного неба);
^
Подведение итогов 3-х конкурсов, награждение команд грамотами, выявление лучшего болельщика.
| Коррек-ция аналити-ко-синтети-ческой деятель-ности на основе упражне-ния в сравне-нии, развитие само-контроля
| Примене-ние знаний и формиро-вание умений и навыков
| ^
Иногда для характеристики человека используют фразеологические обороты, отражающие какие- либо качества, черты характера в сравнении с животными.
^
Самостоятельная работа. Закончите предложение. (слайды №9 - 15)
Болтлив как … сорока
Надут как … индюк
Изворотлив как … уж
Здоров как … бык
Упрям как … осел
Нем как … рыба
Работает как … лошадь
Вывод: Фразеологизмы можно использовать для характеристики человека, чтобы подчеркнуть его те или иные качества.
| Развитие внима-ния, само-контроля
|
| ^
(на каждом столе лежит раздаточный материал) ^
— Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, — сказала мама. А Саша стучит.
— Прекрати стук! — сказал папа.
А Саша стучит...
— ^ , — говорит бабушка. — Ему хоть кол на голове теши, а он все свое... Отберу молоток!..
Стучит...
— Сказано — сделано! — Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
— Отдай!
— Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал.
— Я машину чиню... А бабушка:
— ^ .
— Зачем молоток унесла?
— Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
— Не все: мы не спим.
— Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
— Какая живая у нашей бабушки речь — вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
— ^ Вывод: Согласны ли вы с мнением папы из рассказа «Кашу маслом не испортишь», что у бабушки живая речь? А как вы это понимаете? (Все фразеологизмы употреблены к месту и отражают суть происходящего в рассказе, что делает рассказ более выразительным, красочным)
|
| IV. Итог урока
| Вернутся к слайду №1 . дети выбирают вопросы, на которые могут дать ответы.
Используются ли фразеологизмы для того, чтобы дать характеристику каких-либо качеств человека?
Какой делает нашу речь употребление фразеологизмов?
Можно ли заменить фразеологизмы близкими по значению словами?
Узнал ли я сегодня что-то новое?
Какие фразеологизмы запомнились больше всего?
Заинтересовала ли данная тема, появилось ли желание изучать тему «Фразеология» самостоятельно?
На какой вопрос не смогли найти ответа?
|
| V.Рефле-ксия
Деятель-ности на уроке
| На эти вопросы ответьте про себя.
Умею ли я опознавать фразеологизмы?
Понимаю ли я смысл фразеологизмов?
Умею ли я употреблять в речи фразеологизмы?
Испытывал ли трудности на уроке?
Желающие могут ответить
«Пантомима»
Давайте попробуем оценить каждый свою работу. Если считаете, что вы на уроке хорошо работали, внимательно слушали и узнали много нового и интересного, то поднимите руки вверх – вы собой довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. Кто желает прокомментировать свою работу или может отметить работу одноклассника, команды?
|
| VI. Аргумен-тирован-наяоцен-ка за урок
|
|
| VII. Дом.
задание
| Творческое задание: составить сказку с использованием фразеологизмов.
| |