Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Употребление фразеологизмов в речи»




Скачать 163,62 Kb.
НазваниеРазработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Употребление фразеологизмов в речи»
Дата публикации17.10.2013
Размер163,62 Kb.
ТипРазработка урока
pochit.ru > Литература > Разработка урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 4»

города Камень – на – Оби Алтайского края

Разработка урока русского языка

в 5 классе по теме:

«Употребление фразеологизмов в речи»

(урок - путешествие)

Учитель русского языка и литературы

Скворцова Татьяна Владимировна

2013

Аннотация
Заключительный урок русского языка в 5 классе по теме «Употребление фразеологизмов в речи» в нетрадиционной форме игры-путешествия ориентирован на реализацию принципов сотрудничества, взаимоуважения и соучастия, обеспечивающих атмосферу успеха.

Применение групповых технологий соответствует целям данного урока: обобщение и углубление знаний по данной теме; создание условий для развития навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативности, умений работать в команде; воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию через самообучение.

^ 1. Методическая база занятия
Данный урок представлен по гуманитарному направлению (для 5 класса с углублённым изучением русского языка).

Тема: Употребление фразеологизмов в речи. (Урок - путешествие).

Заключительный урок по теме «Фразеология»

Урок составлен в соответствии с программой по русскому языку к учебному комплексу для 5 класса (авторы программы В.В. Бабайцева. А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др. ) В разработке урока включён материал из трёх книг для учащихся: «Русский язык. Практика. 5 класс», «Русская речь. 5 класс», «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы» с подачей его по линейному принципу из расчёта шести часов в неделю (204 часа в год).

^ Цели урока:

  • Учить опознавать фразеологизмы, понимать их смысл, уместно употреблять в речи.

  • Развитие речи, обогащение словарного запаса, развитие логического мышления, активизация познавательной деятельности; развитие навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативности, умений работать в команде;

  • Воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию через самообучение.


Тип данного урока можно определить, как урок развивающего обучения, который состоит из следующих основных этапов:

  • Актуализация прежних знаний и способов действий. (Дети вспоминают изученный материал, вспоминают значение терминов)

  • Формирование новых знаний и способов действий. (На данном уроке большая роль отводится на самостоятельное изучение данной темы). Этому способствует большая домашняя подготовка с помощью книг, словарей, интернет – ресурсов.

  • Применение знаний и формирование умений и навыков. (Дети должны понять, что применить свои знания они могут не только на уроке, но и в реальной жизни)


На мой взгляд, эффективно проводить урок по данной теме в нетрадиционной форме, так как он способен создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения. Такие уроки активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Я считаю, что мыслительные процессы протекают особенно интенсивно, если ученик знает, на какие вопросы он должен ответить в конце деятельности.

^ Интерактивный метод наиболее соответствует целям данного урока, так как позволяет педагогу создавать условия для инициативы учащихся. Данная методика наиболее соответствует личностно-ориентированному подходу, так как она предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве). Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

^ Групповая форма работы на уроке позволяет наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике. Групповая работа способствует повышению коммуникативной компетентности и делает возможным самореализацию каждого ученика.

Подготовка к данному уроку требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика, но чем больше ребёнок готовится к уроку, тем ему интереснее.

Весь процесс учения на уроке ориентирован на реализацию принципов сотрудничества, взаимоуважения и соучастия, обеспечивающих атмосферу успеха. Функция контроля и учета знаний учащихся немного изменена: от текущего опроса и контрольной оценки к диагностической оценке знаний, от количественной формы учета знаний к качественной форме.

^ Предполагаемая результативность урока

Практически со всеми заданиями учащиеся должны справляться самостоятельно. Очень высокий темп урока не позволит детям отвлекаться. Соревновательные моменты на уроке заставляют детей быть собранными, активными. Желательно, чтобы дети пришли к выводу, что тема «Фразеология» неисчерпаема и решили бы продолжить изучать её самостоятельно.

Оборудование: компьютер, операционная среда Windows XP,Microsoft Office PowerPoint, медиапроектор, экран. Выставка иллюстраций, сообщений учащихся. Раздаточный материал.

  1. ^ Сценарий занятия (структура и содержание)


Тема: Употребление фразеологизмов в речи. (Урок - путешествие)

Цели урока:

  1. Учить опознавать фразеологизмы, понимать их смысл, уместно употреблять в речи.

  2. Развитие речи, обогащение словарного запаса, развитие логического мышления, активизация познавательной деятельности; развитие навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативности, умений работать в команде.

  3. Воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию через самообучение.



^ Опережающее домашнее задание: для всех найти, как можно больше фразеологизмов со словами вода, язык, нос, ветер; поработать с фразеологическими словарями, книгами, интернет-ресурсами, выписать понравившиеся фразеологизмы, дать их толкование ; для сильных учеников и всех желающих найти фразеологизмы, которые пришли из древнегреческой мифологии, дать им толкование; для желающих поработать в группе или индивидуально и с помощью мимики, пантомимы изобразить любой фразеологизм , нарисовать иллюстрации фразеологизмов, индивидуально выучить или подготовить выразительное чтение стихотворений, выучить слова сценки.
^ Межпредметные связи: русский язык, литература, культура речи, история, география, живопись

Ход урока

Развитие неречевых процессов



Этапы урока


Содержание урока


Развитие эстетического вкуса

I.Оргмо-мент


Эпиграфом к нашему уроку звучат слова И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественникам … Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! »

(читает заранее подготовленный ученик)





^ II.Сооб-щение темы и целей урока


Вступительное слово учителя

На предыдущих уроках мы знакомились с темой «Фразеология». Некоторые из вас иллюстрировали фразеологизмы, готовили сообщения. Эти работы на нашей выставке, и каждый желающий может подойти на перемене и ещё раз посмотреть их. Сегодня же на уроке мы проверим свои знания в употреблении фразеологизмов и совершим путешествие в страну Фразеология. Выберите для себя вопросы, на которые вы бы хотели найти ответ к концу урока.

(слайд №1 – вопросы, на которые ребёнок может ответить в конце урока) на 6 стр.


Активи-зация мысли-тельной деятель-ности


III.^ Основная часть
Актуали-зация опорных знаний

Давайте вспомним, что называется фразеологизмами?

В этом нам помогут некоторые ученики.

(Заранее подготовленные дети показывают сценку вместе с учителем)

Ученик.

Любой первоклассник скажет, что наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Не зная значений отдельных слов, нельзя понять, о чём говорится в предложении.

Учитель

Всё это правильно. Но, оказывается, есть такие предложения. которые содержат не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания. Ребята, подскажите, как называются такие словосочетания? (фразеологизмы)

В таких случаях, чтобы понять, о чём идёт речь, надо знать также и значение фразеологизмов. Возьмите к примеру предложение ^ Тогда отец намылил сыну голову(Слайд №2).

Ученик.

Ну, тут всё понятно. Отец помогал сыну вымыть голову и намылил её.

Ученица.

Тебе всегда всё понятно. Это предложение можно понимать и совсем по-другому! Тогда отец сына отругал. Ведь намылить голову может быть и фразеологизмом.

^ Ученик.(ворчливо) И почему ты такая умная!

Ученица.

Я, в отличие от тебя, на уроках делом занимаюсь, а не кораблики рисую.

Учитель.

Утихомирьтесь вы, горячие головы!

^ Ученик.

Да что вы, Татьяна Владимировна, у меня, например, голова совсем не горячая!

Учитель

Я вовсе не имела в виду температуру твоей головы! Я просто хотела сказать, что вы оба – «горячие головы», то есть вспыльчивые люди.

Ученица

Ну. Я-то человек с головой!

^ Ученик.

Совсем заучилась! (Крутит пальцем у виска.) А я-то , по-твоему, что, без головы?

Ученица

Голова-то у тебя на нужном месте, а в ней ветер гуляет.

^ Ученик.

Т.В.! Помогите! Я её что-то совсем понимать перестал; говорит, что у меня сквозняк в голове.

Учитель

Тихо! Видно, придётся внести в наш спор ясность. Ведь смысл тех выражений, которые употребила Соня, передают не отдельные слова, а фразеологические обороты в целом.

^ Ученик.

Мы вроде бы это проходили…

Ученица

Вроде бы! А меня не понял!

Ученик.

Я понял , но …не совсем. Ребята, помогите мне разобраться!

Учитель

Помогут тебе и ребята, а главное, сама госпожа Фразеология, которая пришла к нам в гости.

Фразеология

Здравствуйте, ребята! Над чем голову ломаете?

^ Ученик.

Да Вы что? Мы тут мирно живём , голов никому не ломаем!

Фразеология

Видно, я явилась по адресу. Здесь есть ученики, которые не понимают смысл сказанного на уроках русского языка. Ничего, я помогу! Какие у вас трудности?

Учитель

Вот Дима никак не понимает некоторые выражения. Давайте поможем ему.

Фразеология

Мои помощники помогут объяснить фразеологизмы.(^ Дети в классе по желанию объясняют смысл фразеологизмов)

Человек с головой

В голове ветер гуляет

Ломать голову

(Слайды №3,4,5 )

Ученик

Ну, я наголову разбит!

Ученица

Что ты сейчас сказал?

Ученик

Я сказал, что вы мне нанесли полное поражение!

Ученица

Удивительно, но ты сам в своей речи используешь фразеологизмы1

Ученик

Значит, я не совсем пропащий человек. Я теперь внимательно буду слушать объяснения учителя. И буду знать даже больше, чем Соня!

Ученица

Ну, это мы ещё посмотрим!

Фразеология

Опять Соня и Дима копья ломают.

^ Ученик

Что? Я ничего не понял!

(кто-то из учеников объясняет)

Фразеология

Ребята, я принесла с собой много конкурсов. Поиграем?



Развитие логиче-ского мышле-ния

Активи-зация мысли-тельной деятель-ности


Игровые задания

(работа в группах)

Формирование новых знаний и способов действий

^ Дети делятся на 2 команды «Умников» и «Знатоков по 4-6 человек. Группы заранее сформированы из сильных и желающих учеников.

Остальные учащиеся становятся болельщиками.
^ Конкурс № 1 « Что это значит? » (слайд №6)

Объясните значение фразеологизмов, их происхождение.

(Команды берут у г.Фразеологии по 2 билета, на которых следующие фразеологизмы:

  • Авгиевы конюшни

  • Кануть в Лету

  • Ахиллесова пята

  • Яблоко раздора

1.Авгиевы конюшни – очень загрязнённое место, крайний беспорядок. (Из мифа о Геркулесе. По мифу, конюшни Авгия, царя Элиды, которые не убирались 30 лет, Геркулес очистил в один день, направив через них воды бурной реки Алфей).

^ 2. Кануть а Лету – бесследно исчезнуть, навсегда оказаться забытым. (Из античной мифологии Лета – река забвения в подземном царстве).

3.Ахиллесова пята – уязвимое место, слабая сторона.(Из греческого мифо об Ахиллесе, единственно уязвимым местом которого была пятка, не коснувшаяся чудодейственной воды реки Стикс).

^ 4. Яблоко раздора - причина ссоры.(Из древнегр. мифа о ссоре Геры, Афины, и Афродиты по поводу того, кому должно принадлежать яблоко с надписью « Прекраснейшей»).

А пока ребята думают, вопросы для болельщиков

^ Шуточные вопросы

В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?

Как дважды два (знать).

Может ли вопрос заболеть?

Да, во фразеологизме «больной вопрос».

Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?

^ Да, во фразеологизме «И след простыл».

Может ли горе быть в жидком состоянии?

Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».

Есть ли глаза у правды?

^ Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».

Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?

Каша.

Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?

«^ Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).

Может ли правда иметь неприятный вкус?

Да, «горькая правда».

Какого цвета бывает тоска?

^ Зеленого; «тоска зеленая».
«На загадку дай отгадку».

  1. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши.)

  2. Его вешают, приходя в унынье, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (Нос.)

  3. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)

  4. Его проглатывают, упорно не желая говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко, за него тянут или дергают, заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего (Язык).


^ Конкурс № 2 « Кто больше? » (Слайд №7)

Команды должны назвать как можно больше фразеологизмов

с одним из слов: ВОДА, ЯЗЫК, ВЕТЕР, НОС (какое вытянут)

Для болельщиков. Аукцион . Лот №1

Приз достаётся тому, кто последний назовёт фразеологический оборот, в состав которого входит имя числительное(Один на один; в один голос; от горшка два вершка; в двух словах; на все четыре стороны; ноль без палочки; знать как свои пять пяльцев; семеро одного не ждут; 'лить слёзы в три ручья; как телеге пятое колесо; сидеть в четырёх стенах; меж: двух огней; опять двадцать пять; давать сто очков вперёд; семь пятниц на неделе; согнуться в три погибели; ни два ни полтора; заблудиться в трёх соснах и т. д.)




Минутка для отдыха

^ Подготовленный ученик читает стихотворение (выполняет движения руками, а дети копируют эти движения)

Бывает частенько, что слово одно,

Но служит по-разному людям оно.

Примеры тут можно найти без труда

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство ушло,

С тех пор уже много воды утекло.

Случалось, что в школе я правил не знал,

Молчал при опросе: воды в рот набрал.

Зато болтуну мы заметить не прочь:

– Не хватит ли воду-то в ступе толочь!

Не прочь и другому сказать невзначай:

– Довольно лить воду! Ты дело давай!

О смелом мы вправе сказать наперед:

– Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!

И утки и гуси – сухие всегда.

Заметили люди: как с гуся вода!

Лентяй отдыхает, а время идет, –

Под камень лежачий вода не течет.

Лгунишка наврет, не поймешь для чего, –

На чистую воду выводят его.

Работать впустую? Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом.

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!»

Развитие наблюда-тельно-сти, вообра-жения, творче-ских способ-ностей




^ Конкурс № 3 « Театральный » (слайд №8)

Передайте лексическое значение фразеологизмов с помощью жестов, мимики. Оцениваются артистические способности.

() (^ Одну пантомиму команды готовили дома, а другую готовят экспромтом).

  • Заблудиться в трёх соснах

  • Как кошка с собакой

А пока команды готовятся

Для болельщиков.

С данными топонимами вспомните фразеологизмы, дайте им толкование.

^ Москва, Ивановская площадь, Европа, Киев, Америка, Китай
Закончи фразеологизм.

Дрожит ...(как осиновый лист); катается... (как сыр в масле); выводить... (на чистую воду); держать ...(в ежовых рукавицах); поразить... (как гром среди ясного неба);

^ Вариться... (в собственному соку); сидеть... (сложа руки); знать... ( как свои пять пальцев).

Подведение итогов 3-х конкурсов, награждение команд грамотами, выявление лучшего болельщика.

Коррек-ция аналити-ко-синтети-ческой деятель-ности на основе упражне-ния в сравне-нии, развитие само-контроля

Примене-ние знаний и формиро-вание умений и навыков

^ Задание для всех

Иногда для характеристики человека используют фразеологические обороты, отражающие какие- либо качества, черты характера в сравнении с животными.

^ Например, говорят, труслив как заяц.

Самостоятельная работа. Закончите предложение. (слайды №9 - 15)

Болтлив как … сорока

Надут как … индюк

Изворотлив как … уж

Здоров как … бык

Упрям как … осел

Нем как … рыба

Работает как … лошадь

Вывод: Фразеологизмы можно использовать для характеристики человека, чтобы подчеркнуть его те или иные качества.

Развитие внима-ния, само-контроля




^ Найти в рассказе 10 фразеологизмов. Объяснить их значение. Сделать вывод о значении фразеологизмов в русском языке.

(на каждом столе лежит раздаточный материал)
^ Кашу маслом не испортишь

— Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, — сказала мама. А Саша стучит.

— Прекрати стук! — сказал папа.

А Саша стучит...

^ Как об стенку горох, — говорит бабушка. — Ему хоть кол на голове теши, а он все свое... Отберу молоток!..

Стучит...

Сказано — сделано! — Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

— Отдай!

— Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал.

— Я машину чиню... А бабушка:

^ Всему свое время.

— Зачем молоток унесла?

Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

— Не все: мы не спим.

— Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

— Какая живая у нашей бабушки речь — вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

^ Кашу маслом не испортишь.
Вывод: Согласны ли вы с мнением папы из рассказа «Кашу маслом не испортишь», что у бабушки живая речь? А как вы это понимаете? (Все фразеологизмы употреблены к месту и отражают суть происходящего в рассказе, что делает рассказ более выразительным, красочным)





IV. Итог урока

Вернутся к слайду №1 . дети выбирают вопросы, на которые могут дать ответы.

  • Используются ли фразеологизмы для того, чтобы дать характеристику каких-либо качеств человека?

  • Какой делает нашу речь употребление фразеологизмов?

  • Можно ли заменить фразеологизмы близкими по значению словами?

  • Узнал ли я сегодня что-то новое?

  • Какие фразеологизмы запомнились больше всего?

  • Заинтересовала ли данная тема, появилось ли желание изучать тему «Фразеология» самостоятельно?

На какой вопрос не смогли найти ответа?




V.Рефле-ксия

Деятель-ности на уроке

На эти вопросы ответьте про себя.

  • Умею ли я опознавать фразеологизмы?

  • Понимаю ли я смысл фразеологизмов?

  • Умею ли я употреблять в речи фразеологизмы?

  • Испытывал ли трудности на уроке?

Желающие могут ответить

«Пантомима»

Давайте попробуем оценить каждый свою работу. Если считаете, что вы на уроке хорошо работали, внимательно слушали и узнали много нового и интересного, то поднимите руки вверх – вы собой довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. Кто желает прокомментировать свою работу или может отметить работу одноклассника, команды?




VI. Аргумен-тирован-наяоцен-ка за урок







VII. Дом.

задание

Творческое задание: составить сказку с использованием фразеологизмов.

Похожие:

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Употребление фразеологизмов в речи» iconМетодическая разработка лекционного занятия по русскому языку на...
Тема: «Фразеология. Типы фразеологизмов. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи»
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Употребление фразеологизмов в речи» iconКонспект урока в 7 классе по теме «Служебные части речи»
Конспект урока в 7 классе по теме «Служебные части речи». Подготовила учитель русского языка и литературы моу сош №40 г. Твери Королева...
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Употребление фразеологизмов в речи» iconУрок русского языка в 9 классе Тема урока : Употребление в речи предложений...
Тема урока: Употребление в речи предложений с разными способами чужого высказывания
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Употребление фразеологизмов в речи» iconУрок русского языка в 6 классе по теме «Имя числительное как часть речи»
Цель урока: знакомство с морфологическими и синтаксическими особенностями имени числительного
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Употребление фразеологизмов в речи» iconСценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование...
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Употребление фразеологизмов в речи» iconРазработка урока русского языка в 5 классе с использованием групповой...
Мбоу «Песчанская общеобразовательная средняя школа» Ивнянского района Белгородской области
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Употребление фразеологизмов в речи» iconРефератов учащихся по выбранным ими темам
Выбор фразеологизмов в речи. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи. Авторское изменение фразеологизмов
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Употребление фразеологизмов в речи» iconМетодическая разработка урока по русскому языку в 6 классе «Употребление числительных в речи»
Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер (презентация к уроку), карточки (индивидуальные задания для обучающихся),...
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Употребление фразеологизмов в речи» iconКонспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Употребление фразеологизмов в речи» iconУрок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи»
«Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница