Урок русского языка в 10-м классе по теме "Фразеологизмы-самородки русского языка"




Скачать 30,04 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 10-м классе по теме "Фразеологизмы-самородки русского языка"
Дата публикации17.10.2013
Размер30,04 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок

Урок русского языка в 10-м классе по теме "Фразеологизмы-самородки русского языка"


Цель: систематизировать знания по теме “Фразеология”, закрепить навыки правописания.

Техническое оборудование: мультимедийная система.

Ход урока

I. Словарный диктант.


Ни шатко, ни валко, не чуя ног под собой, час от часу не легче, во что бы то ни стало, не тут-то было, как бы то ни было, ничего не попишешь, нежданно-негаданно, невзирая на лица, ни кола ни двора.

Самопроверка.

- В какую лексическую группу можно объединить записанные словосочетания?

Ответ: это фразеологизмы.
^

II. Сообщается тема и цель урока.


Ученики заранее готовили сообщения.

План сообщений появляется на экране.

  1. Фразеология как раздел науки о языке.

  2. фразеологизм и его признаки.

  3. Происхождение фразеологизмов русского языка.

  4. Источники русских фразеологизмов.

III. Тренировочные упражнения.

Задания:

1)Закончить фразеологизмы:

1.Два сапога… 2.Буря в… 3.Топтаться на… 4.Кусать… 5.Зарубить себе на… 6.Волчий… 7.Как две капли… 8.Черепашьим… 9.Крокодиловы… 10.От корки… 11.Ждать у моря… 12.Не в бровь… 13.Обвести вокруг…14.Сулить золотые…

2 ) Определите, на сколько групп по значению можно разделить данные фразеологизмы. Перепишите их по группам.

1. Бить баклуши. 2. Брать быка за рога. 3. Валять дурака. 4. Горит в руках. 5. Длинный язык. 6. Засучив рукава. 7. Палец о палец ударить. 8. Переливать из пустого в порожнее. 9. Перемывать косточки. 10.Своротить гору. 11. Сидеть сложа руки. 12. Считать ворон. 13. Точить лясы. 14. Чесать язык.

3) Запишите фразеологизмы по группам: а)выражающие радость, счастье; б) выражающие недоумение.

1. Вон оно что! 2. Воспрянуть духом. 3. Вот так штука! 4. Глазам своим не верить. 5. Как баран на новые ворота. 6. Наверху блаженства. 7. Не укладывается в голове. 8. Подумать только! 9.Развести руками. 10. Почувствовать себя на седьмом небе. 11. Родился в сорочке. 12. Ума не приложу. 13.Хорошенькое дело! 14. Скажи на милость. 15. Вот так номер!

4)Работа с учебником.

Упр.81
^

V.Работа с текстом.


Прочитать выразительно текст, найти фразеологизмы, определить их роль в тексте.

Ипполит Матвеевич зашагал медленнее и вдруг споткнулся о тело гробовых дел мастера Безенчука. Мастер спал, лежа в тулупе поперек садовой дорожки. От толчка он проснулся, чихнул и живо стал. (…)

- Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил заказчик.

- Ну, царство небесное, - согласился Безенчук. –Преставилась значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются… Или Богу душу отдают, - это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, Богу душу отдает…

- То есть как это считается? У кого это считается?

- У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роса, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, то, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие всегда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: “А наш-то, слышали, дуба дал”.

Потрясенный этой страшной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

- Ну, когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?

- Я – человек маленький. Скажут: “гигнулся Брезенчук”.

А больше ничего не скажут, - и строго добавил: -Мне дуба дать или в ящик сыграть – невозможно: у меня комплектация мелкая…

VI.Итог урока.

1.Дайте определение фразеологизмов.

2.Перечислите признаки фразеологизмов.

3.Назовите группы фразеологизмов по их происхождению.(материал можно найти на стр.47-49 учебников и в тетради)

Домашнее задание (на выбор): написать сочинение - миниатюру на одну из тем: “Моя хата с краю”, “У сильного всегда бессильный виноват…”





Похожие:

Урок русского языка в 10-м классе по теме \"Фразеологизмы-самородки русского языка\" iconСценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование...
Урок русского языка в 10-м классе по теме \"Фразеологизмы-самородки русского языка\" iconРазработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Употребление фразеологизмов в речи»
Заключительный урок русского языка в 5 классе по теме «Употребление фразеологизмов в речи» в нетрадиционной форме игры-путешествия...
Урок русского языка в 10-м классе по теме \"Фразеологизмы-самородки русского языка\" iconУрок русского языка по теме: «Глагол. Повторение изученного в 5 классе»
Мельникова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы 1 кв категории моу казачинская сош, с. Казачинское, Казачинско-Ленского...
Урок русского языка в 10-м классе по теме \"Фразеологизмы-самородки русского языка\" iconУрок русского языка в 11 классе
Разработала учитель русского языка 2 квалификационной категории Султеева Гульнара Ильдусовна
Урок русского языка в 10-м классе по теме \"Фразеологизмы-самородки русского языка\" iconУроке русского языка в 5 классе по теме: «Повторение: фонетика, орфоэпия, графика»
Учитель русского языка и литературы высшей категории мбу сош№10 Дерябина И. Г
Урок русского языка в 10-м классе по теме \"Фразеологизмы-самородки русского языка\" iconУрок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие
Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни
Урок русского языка в 10-м классе по теме \"Фразеологизмы-самородки русского языка\" iconУрок русского языка в 3 классе по теме «Соединительные гласныеОиЕв сложных словах»
Урок русского языка в 3 классе по теме «Соединительные гласные о и е в сложных словах»
Урок русского языка в 10-м классе по теме \"Фразеологизмы-самородки русского языка\" iconРайонная научно-практическая конференция учителей русского языка...
Комментарий: мастерская проводится на уроке русского языка в 9 классе. Учащиеся объединяются в 2-3 группы и рассаживаются вокруг...
Урок русского языка в 10-м классе по теме \"Фразеологизмы-самородки русского языка\" icon4 самостоятельная работа с проверкой в классе
Выступление на заседании кафедры «Филология и обществознание» по теме самообразования «Деятельностный подход на уроках русского языка...
Урок русского языка в 10-м классе по теме \"Фразеологизмы-самородки русского языка\" iconУрок русского языка в 10 классе
Задачи: воспитывать любовь к родному языку; дать общее представление о нормах русского литературного языка; повторить сведения о...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница