Уважаемые студенты, Зачёт по литературе Германии будет проходить 29.12. ( ср.) в 11. 40, ауд 329
В форме презентации рецензий по одной из книг современной немецкой литературы.
Следующие студенты дополнительно должны будут ответить на два теоретических вопроса (см. список вопросов к зачёту). Вы можете подготовить один вопрос заранее, второй вытягиваете на зачёте:
Е. Зенкин
Е. Дмитрик
М. Иванова
*Напоминаю, что для успешной сдачи зачета по дисциплине «История литературы СиЯ» (Германии») Вам необходимо выполнить следующие задания:
Подготовка доклада с презентацией + Составление библиографического списка по теме доклада (не менее 7 источников).
Чтение художественной литературы
Написание рецензии на одну из литературных «новинок» (В дополнение к докладу Вам нужно будет написать рецензию на одну из современных немецкоязычных книг. (соответственно, предварительно эту самую книгу придётся прочитать;))
Если у Вас нет своих вариантов, можете взять для анализа:
^
Т. Бруссиг. Солнечная аллея
Юдит Герман «Летний домик, позже»
Юлия Франк «На реках вавилонских»
Вольфганг Хильбиг «Временное пристанище»
Бернхард Шлинк «Чтец»
Даниэль Кельман «Время Малера»
В.Г. Зебальд «Аустерлиц»
Свен Регенер «Берлинский блюз» и т.д.
Инго Шульце Simple Storys
или
материал из журнала Иностранная литература 2009 № 10 и др. Прежде чем писать рецензию познакомьтесь с уже существующими рецензиями профессиональных критиков на другие книги, фильмы, спектакли. Выявите основные структурные составляющие рецензии. Постарайтесь учитывать их при написании собственного отзыва. Всего хорошего и до встречи
Ваша М.С. ^
по литературе страны изучаемого языка (немецкая литература) Пересдача: Экзаменационный билет включает два вопроса + беседа по текстам
Художественные особенности древнегерманского эпоса. Охарактеризуйте известные Вам произведения. Германский героический эпос. “Песнь о Нибелунгах”.
Идейно-художественные особенности рыцарского романа (В. фон Эшенбах «Парцифаль», Г. Страсбургский «Тристан и Изольда») и рыцарской поэзии и в Германии. Лирика Миннезенгеров (В.фон дер Фогельвайде)
Бюргерская литература эпохи Возрождения: Лирика мейстерзингеров. Народные книги. («Тиль Эйленшпигель», «народные книги» о Докторе Фаусте); шванки Й.Паули; Ганс Сакс, Э. Роттердамский).
Барокко в немецкой литературе. Немецкой поэзии эпохи барокко (М. Опиц, А. Грифиус, С.Дах, Й. К.Гюнтер). Особенности художественного языка в романе Гриммельсгаузена «Симплициссимус» (+ система аллегорий и характер утопии).
Специфика балладного жанра: этимология, тематика, формальные признаки, генезис. Народная баллада. Становление жанра литературной баллады (баллады-романсы Л. Глейма; Теория баллады Г.А. Бюргера, «Ленора»)
Немецкое Просвещение: Особенности и этапы развития немецкой просветительской литературы. (И.-К. Готшед, Ф.-Г.Клопшток. Х.М. Виланд) Лессинг и немецкая просветительская драматургия. Творчество Лессинга.
Немецкая эстетика и литература движения «Бури и натиска» (Гердер, Клингер). Особенности эстетики штюрмеров в предромантический период. Руссоизм и Гердер. “Гёттингенская роща”. Иоганн Генрих Фосс. Готфрид Август Бюргер. Гёлти, Клаудиус.
Художественное своеобразие романа «Страдания юного Вертера» И.Гёте (концепция художественного метода в романе, идеал и действительность в романе, типология сентиментального характера).
Характерные черты драматургии И.В. Гёте («Эгмонт», “Ифигения”, “Торквато Тассо”); «Фауст» И.В. Гёте (своеобразие жанра, философская проблематика трагедии, образы, язык и стиль, художественная система символов и мифологем в трагедии)
Балладное творчество И.В. Гёте.
Творчество Ф.Шиллера. Характер художественного конфликта в драме «Коварство и любовь»; «Вильгельм Телль» как тираноборческая драма. Жанровое своеобразие драмы.
Стилевая структура баллад Ф. Шиллера
Предромантизм. Характерные особенности романа Ф. Гёльдерлина «Гиперион». Специфика эпистолярного жанра.
Художественное своеобразие новелл и драм. Г. фон Клейста.
Ранний романтизм в Германии (Ф. Шлегель, Л. Тик, Новалис «Генрих фон Офтердинген»). Теория романтической иронии йенских романтиков.
Деятельность гейдельбергского кружка немецких романтиков. (Филологическая деятельность братьев Гримм, Ахима фон Арнима и К. Брентано. Структура поэтического сборника “Волшебный рог мальчика”. “Семейные и волшебные сказки” братьев Гримм. Переосмысление романтического и новое понимание романтики в новелле Й. фон Эйхендорфа “Из жизни бездельника” и т.д.).
Концепция искусства и человека искусства, романтическое двоемирие и романтическая ирония в творчестве Э.Т.А. Гофмана
Бидермайер в немецкой культуре. (Творчество А.Штифтера, Анетте фон Дросте-Хюльсхофф; Литературная группировка “Молодая Германия”. Демократическая поэзия Г.Гервега и Ф.Фрейлиграта.. Творчество Г. Бюхнера и К. Грабе).
Реализм в немецкой литературе: Характерные особенности немецкой драматургии XIX века: Ф.Геббель, О. Людвиг; романы и малая проза (Т.Фонтане, Г. Фрейтаг, В. Раабе, Г. Келлер, К.Ф. Мейер, Т. Шторм и т.д.)
Г.Гейне: Структура и циклы “Книги песен”. Переосмысление романтической концепции мира и пародия на нее в “Книге песен”, “Путешествии по Гарцу”. Облик Германии в сатирической поэме “Германия. Зимняя сказка”.
Балладный жанр в конце XIX начале XX вв. (романтизм, реализм, новоромантическая эпоха)
Идейно-эстетические основы натурализма. Основные представители этого направления. Драма начала 20 в. века: Фр. Ведекинд и А. Шнитцлер.
Новые литературные течения: неоромантизм, импрессионизм, символизм, югендштиль, декаданс, неоклассицизм.
Экспрессионизм, Дада и начало сюрреализма
Творчество Т. Манна: «Будденброки». Жанр «семейной хроники» и «романа воспитания». Проблема искусства в новеллах «Смерть в Венеции», «Тонио Крегер», «Марио и волшебник»
«Интеллектуальный роман» как жанр философской прозы ХХ века в творчестве Т. Манна и Г. Гессе особенности художественной формы: ( Т.Манн «Доктор Фаустус», Г. Гессе «Степной волк», «Нарцисс и Гольдмунд»)
Литература немецкой эмиграции в период 1933-1945 (Exilliteratur)- Внутренняя эмиграция (Innere Emigration)
Литература в Германии после 1945 года. Специфика развития литературы ГДР. Трансформация смехового мира в литературе ХХ века - “Глазами клоуна” Г. Бёлля
Литература в Германии после 1945 года. Литература ФРГ. Программа “Группы 47”. Творчество Г. Грасса.
Эпический театр Б. Брехта. Брехтовский эффект «очуждения»
Трансформация балладного жанра в XX веке.
Модернизм в немецкой литературе. Художественное своеобразие творчества Ф.Кафки.
Постмодернизм: основные категории, место в истории литературы ХХ века. Роман П. Зюскинда «Парфюмер»: признаки постмодернистской эстетики в произведении, образ главного героя, смысл финала.
Литературные дебаты современности. Литература после объединения в Германии
Хрестоматии и учебники:
Западноевропейская литература XVII века: Хрестоматия/Сост. Б.И. Пуришев.- М.: Высш.шк. 2002
Хрестоматия по литературе средневековья / сост. Г.В. Стадников ; худ. В. Пожидаев. -СПб. : Азбука-классика. -2003
Зарубежная литература XX века. Хрестоматия: в 3 ч./Под ред. проф. Михальской Н.П. и Пуришева Б.И. – М.:Просвещение, 1981–1986.
Zebrastreifen.Neuere deutsche Literatur. 2004
История западно-европейской литературы. Средние века и Возрождение. Сост. Алексеев М.П. и др. М.: 2000
История зарубежной литературы XVII в. под ред. Жирмунской Н.А. и др. М.: Высш.шк. 2001
Зарубежная литература XX века. Под ред. Л.Г. Андреева. М. 2000.
История всемирной литературы: В 8 т.- М.: Наука, 1983-1994.
История немецкой литературы: в 3-х т. – М., 1985.
История немецкой литературы: в 5 т. – М., 1963.
Потёмина М.С. Балладный жанр: генезис и поэтика: Калининград: Изд-во КГУ, 2004 ( с текстами)
Deutsche Literaturgeschichte. Von Anfängen bis zur Gegenwart. Hrsg. Fritz Martini. Alfred Kröner Verlag Stuttgartt. 1991.
Geschichte der deutschen Literatur. Hsg. Paul Fechter C. Bertelsmann Verlag. 1952.
Jahrhundertchronik. Deutsche Erzählungen im 20 Jahrhundert. Hsg. von W. Hinck. Stuttgart. 2000
|