Воспитатель Нефедова Елена Ивановна мдоу д/с «Улыбка». Выступление на педагогическом совете




НазваниеВоспитатель Нефедова Елена Ивановна мдоу д/с «Улыбка». Выступление на педагогическом совете
Дата публикации13.10.2013
Размер79,5 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Литература > Программа
Воспитатель Нефедова Елена Ивановна

МДОУ д/с «Улыбка».

Выступление на педагогическом совете:

«Нравственное воспитание дошкольников через обращение к русской культуре».

Тема: «Место народного искусства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения».

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только подачей знаний» (Лихачёв).

Именно поэтому родная культура как мать и отец должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Сейчас, в сложный период, коллективы многих дошкольных учреждений продолжают искать возможности для плодотворной деятельности, обращаясь именно к традиционному народному наследию. В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования появляются современные программы и технологии, базирующиеся на личностно – ориентированном подходе к ребёнку.

Существует несколько программ по ознакомлению детей дошкольного возраста с истоками народной культуры, ее духовными ценностями.

Программа «Русский дом» разработана и апробирована в городе Барнауле. Руководитель программы Н.А.Яковлева. Работа с детьми по программе должна вестись по нескольким направлениям: развитие речи и ознакомление с окружающим, «Отечество моё», изобразительная деятельность, музыка, основы народных ремёсел, физическое совершенствование и оздоровительная работа. Взаимосвязь всех этих направлений подчинена достижению главной задачи – воспитание интеллектуально развитых детей, формирование в маленьком человеке устойчивых нравственных категорий, любви к Отечеству и окружающим его людям, а также способствует подготовке детей к дальнейшему обучению в школе.

Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения.Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка, именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему.

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведение декоративно – прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Познавая образцы, произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважения к человеку, бережное отношение к природе.

Что же помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус – это праздник. Основная направленность праздников - формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе взрослых с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни — и исторической жизни народа; представление о государстве и народе, и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы.

Праздник в детском саду - особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития. Дети дошкольного возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость и острота восприятия, стремление к самовыражению.

А ведь вся наша культура всегда рождалась в недрах религии и тысячелетиями была с ней связана. Рождество, Масленица, Вербное Воскресенье, Пасха, Троица, Покров... Сколько существует прекрасных русских праздников! На Руси всегда умели хорошо работать и отмечать праздники от всей души. Уже сейчас можно утверждать, что в традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье ни когда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека.

“Наконец, праздник - это проявление всех форм и видов культуры данного коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и использованием традиционных песен” (А.Н. Зимина).

Все эти задачи, как эстетического, так и нравственного воспитания нашли свое отражение в одном из компонентов народной культуры - народном празднике. Однако чтобы праздник не утратил своей новизны, яркости необходимо учитывать подготовительный период к празднику. В “Методических рекомендациях” раскрыты основные положения по подготовке и проведению народных праздников в детском саду. (Приложение)

Весь процесс воспитания нравственного поведения посредством народных праздников осуществлялся в три этапа: подготовка к празднику, мероприятие (проведение), понимание (обсуждение после праздника).

^ На этапе подготовки педагогическим коллективом был восстановлен смысл празднования, в связи, с чем возник замысел и составлен сценарий праздника, учитывающий задачу приобщения детей к тематике празднования. Основная тема праздника пронизывала все занятия, в которые ребенок включен.

Немаловажную роль в праздниках сыграла предварительная подготовка, в которой участвовали дети, воспитатели, родители.

Проведение – это этап действенной реализации того замысла, где каждый участник включается исходя из своего понимания происходящего. Очень важно делать “незаорганизованным” само празднование, чтобы не лишить детей непосредственного восприятия того красочного действа, в которое они были активно включены.

Понимание – это заключительный этап, который является наиболее важным с точки зрения трех составляющих. Понимание праздника происходит через обсуждение всеми участниками того, что и как праздновалось.

Основная идея народного праздника проходит единой нитью, предусматривая работу по воспитанию нравственного поведения.

Вся работа, осуществляемая на трех этапах взаимосвязана. Каждый этап несет в себе определенные функции и задачи.

ВЫВОД: Русские народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом. “Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм этих отношений” (Д.Фрезер, М.Мид).

Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития.

Приложение

Методические рекомендации.

Большое и разностороннее влияние народных праздников на личность ребенка позволяет использовать их как сильное педагогическое средство. Сам ребенок при этом испытывает удовольствие, радость. Тематика и содержание русских народных праздников имеют нравственную направленность.

Участие детей в русском народном празднике позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

Исходя из этого, прежде всего, необходимо:

  • подготовку к празднику следует осуществлять постепенно, на занятиях по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, физкультурных, музыкальных и др.;

  • - содержание каждого праздника должно способствовать воспитанию нравственного поведения;

  • необходимо тщательно продумывать сочетание на празднике различных видов искусств;

  • подготовка к празднику не должна быть длительной и напряженной, утомляющей детей;

  • недопустимы случаи нарушения режима жизни дошкольников;

  • необходимо уделять внимание максимальной активности участия всех детей в народном празднике;

  • нельзя выбирать для выступления на празднике только способных и талантливых детей; в программу праздника надо включать подвижные игры, хороводы, танцы, разученные с небольшими подгруппами, выступления взрослых героев;

  • праздники можно проводить в первой или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут и не более 1 часа в зависимости от возраста детей и содержания самого праздника;

  • по длительности и содержанию праздники не должны быть > томительны для детей и перенасыщены;

  • в день праздника проводить занятия не следует;

  • после праздника в последующие дни по желанию детей можно повторить песни, хороводы, игры, которые им понравились. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления;

  • все организационные вопросы по подготовке к проведению праздника обсуждаются заранее;

  • для подготовки и проведения праздников необходимо четкое перспективное планирование, ежемесячное включение народных праздников в педагогический процесс, что способствует развитию нравственных норм;

  • большое внимание нужно уделять содержательности сценариев народных праздников, способствующих воспитанию нравственного поведения, дружеских взаимоотношений детей в группе;

  • тематика и музыкальный репертуар народного праздника должны усложняться в связи с возрастными особенностями детей;

  • дети должны принимать посильное участие в подготовке народных

праздников и развлечений. Оно в свою очередь является важным условием

воспитания нравственного поведения;

  • праздник можно проводить в двух близких по возрасту группах;

  • все народные праздники и развлечения должны доставлять детям радость, создавать веселое настроение; развивать инициативу и самостоятельность;

воспитывать такие положительные черты, как дружелюбие и заботливое отношение к людям;

  • праздники должны обогащать жизнь детей радостными переживаниями;

в ходе народного праздника и развлечений необходимо развивать творческую активность детей, их познавательные процессы.

Похожие:

Воспитатель Нефедова Елена Ивановна мдоу д/с «Улыбка». Выступление на педагогическом совете iconВыступление на муниципальных педагогических чтениях Маслова Лилия...
Формирование позитивной «Я концепции» как фактор развития познавательной активности старших дошкольников
Воспитатель Нефедова Елена Ивановна мдоу д/с «Улыбка». Выступление на педагогическом совете iconВыступление на педагогическом совете школы. Учитель: Звонова Т. А.,...
«Дифференцированный подход в обучении математике на современном этапе развития общеобразовательной школы»
Воспитатель Нефедова Елена Ивановна мдоу д/с «Улыбка». Выступление на педагогическом совете iconДоклад «Слагаемые профессионального имиджа воспитателя мдоу» Воспитатель:...
Воспитатель это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить...
Воспитатель Нефедова Елена Ивановна мдоу д/с «Улыбка». Выступление на педагогическом совете icon«Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки…»
Кулагина Т. В., воспитатель мдоу №10, руководитель Художественно-эстетической кафедры мдоу №10
Воспитатель Нефедова Елена Ивановна мдоу д/с «Улыбка». Выступление на педагогическом совете iconПринято Согласовано Утверждаю на педагогическом совете на совете школы Директор мбоу сош №77
Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования
Воспитатель Нефедова Елена Ивановна мдоу д/с «Улыбка». Выступление на педагогическом совете icon1 класса и старшей группой детского сада «Улыбка». Учитель начальных...
Праздник, проведённый совместно с учащимися 1 класса и старшей группой детского сада «Улыбка»
Воспитатель Нефедова Елена Ивановна мдоу д/с «Улыбка». Выступление на педагогическом совете iconСамостоятельная работа Вашему вниманию приставляются некоторые приёмы...
Выступление учителя английского языка Е. В. Собченко на педагогическом совете по теме «Формирование и развитие универсальных учебных...
Воспитатель Нефедова Елена Ивановна мдоу д/с «Улыбка». Выступление на педагогическом совете iconПсихолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях углубленного изучения предметов
Выступление педагога-психолога Найдановой А. А. на педагогическом совете на тему"Психолого-педагогическое сопровождение учащихся...
Воспитатель Нефедова Елена Ивановна мдоу д/с «Улыбка». Выступление на педагогическом совете iconСписок тем дипломных работ для бакалавриата и специалитета по кафедре...
Профессор Коткин Петр Николаевич (8-909-011-14-62), доценты: Бахтеева Елена Ивановна (д т. 214-16-80), Ваулина Татьяна Ивановна (д...
Воспитатель Нефедова Елена Ивановна мдоу д/с «Улыбка». Выступление на педагогическом совете icon-
Принята на педагогическом совете моу – Сукроменская сош протокол №1 от 30. 08. 2012г
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница