1 традиции русской философской лирики




Скачать 108,18 Kb.
Название1 традиции русской философской лирики
Дата публикации11.10.2013
Размер108,18 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
Татаринова Л.Н.1
ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКИ XIX ВЕКА В ДУХОВНОЙ ПОЭЗИИ ИЕРОМОНАХА РОМАНА (МАТЮШИНА)
Александр Матюшин (больше известный как иеромонах Роман) родился в 1954 году в Брянской области в семье школьной учительницы, которая впоследствии стала монахиней Зосимой. В 1983 году принял монашеский постриг. В 1985 году был рукоположен в иеромонахи и жил в Псковско-Печорском монастыре, а затем (в 1993) стал единственным насельником скита в Ветрово.

Отец Роман исполняет свои стихи как песни под гитару, и они чем-то напоминают и церковное пение, и одновременно бардовские мотивы советского периода. Их поют и другие исполнители (Жанна Бичевская, Олег Погудин). Записи дисков размножены миллионами экземпляров (некоторые даже считают, что это не совсем совместимо с монашеским смирением).

Поэтические жанры о.Романа довольно разнообразны, хотя в то же время строго ограничены духовной проблематикой: среди них есть стихи, напоминающие проповедь, молитву, комментарии к Евангельским сюжетам, притчу, исповедь; а есть обличающие публицистические строки о России (ее прошлом и настоящем). Для них характерна церковно-славянская архаичная лексика, они сродни древним псалмам (об этом, в частности, пишет И.Б.Ничипоров в статье «Евангельские мотивы в песенной поэзии и.Романа (Матюшина)») [3], они заставляют вспомнить о традициях ранневизантийской литературы (а случайно ли то, что Александр Матюшин получил в монашестве имя Романа: ведь ярким поэтом этой эпохи, ее знаменем был Роман Сладкопевец?).

Популярность песен о.Романа огромна, вместе с тем думается, что совершенно права Людмила Ильюнина, которая пишет: «К сожалению творчество о.Романа большинством его почитателей воспринимается только как «внутрицерковное явление» или только как «певческое искусство». О том же, что его творчество – настоящая поэзия почти не говорят» [1].

Данная статья как раз и является попыткой восполнить этот пробел: мы будем говорить об о.Романе исключительно как о русском поэте рубежа 20 - 21 века; причем, ограничим круг объектов стихотворениями философской медитативной лирики. Это произведения с большим уровнем обобщения - о смысле жизни, месте человека в мире, познании истины и т.п. В европейской культуре эту тенденцию называют «метафизической школой» и связывают ее начало с английскими поэтами 17 века (Джон Донн), а в русской литературе она, очевидно, начинается со знаменитых стихов Михаила Ломоносова:

^ Открылась бездна звезд полна

Звездам числа нет - бездне дна.

Расцвет этой поэзии в России приходится на первую половину 19 века, и связан он прежде всего с именами Тютчева и Фета.

Вот в таком контексте мы и предлагаем прочитать некоторые произведения о.Романа, и только те, которые являются его размышлениями над самими законами бытия, сущности человека и природы. А, как правило, именно они наименее известны и в меньшей степени прокомментированы. Одним из них является следующее -

^ Не разрывайте Истину на мненья.

Вы скажете: отчасти правы все?

Но это полнолуние осеннее

Не отразить мерцающей росе.
Ах, это отражение отчасти,

Мерцанье, не колеблющее тьму.

Отчасти кем-то познанное счастье

Не даст блаженства в Вечности ему.
Святая Вечность - Богооткровенье…

Безвременность, Бескрайность, Полнота.

Мы и тебя меняем на мгновенье,

На жизнь, ни миг летящего листа.
Как жаждет изнывающий от солнца

Водою освежиться за труды!

Но брызгам долгожданного колодца

Не заменить колодезной воды.
Нет ничего на свете окаянней

Неполной правды - в ней всегда обман,

А капля оживает в океане

И гибнет, оставляя океан.
О, неделимость Истины Превечной,

Премудрость и Препростость бытия,

Почто дробит тебя дух человечий

Безумством человеческого «я»?
Любое отраженье - искаженье,

Любое осуждение - не суд…

Не разрывайте Истину на мненья,

Взгляните на дрожащую росу.

15 марта 1991г.

Философское ядро этого стихотворения - мысль о соотношении части и целого. Она реализуется в противопоставлении двух понятий: целое (Божественная Истина) и часть (человеческие мнения). Сразу становится понятно, что от чего зависит, что является явлением высшего порядка, а что производным. Стихотворение полемично по отношению к субъективистам и плюралистам (тем, кто считает, что у каждого своя истина). А иллюстрирует автор свои убеждения чисто поэтическими средствами: метафорически - роса не может отразить все полнолуние, как и брызги воды всего колодца в целом. Так и претензии человека на полное знание обречены; препятствием к познанию является гордыня.

Образы воды как духа и истины нередко встречаются как в богословской, так и в художественной литературе. В «Божественной Комедии» Данте есть такие строки -

^ И разум, данный каждому из вас,

В смысл вечной справедливости вникая,

Есть как бы в море устремленный глаз:
Он видит дно, с прибрежия взирая,

А над пучиной тщетно мечет взгляд,

Меж тем дно есть, но застит глубь морская.

(«Рай», Песнь 19).

Перед величием этого огромного мира, созданного столь мудро и целесообразно, но таящего в себе великие тайны, что может испытывать человек, кроме благоговения и смирения? Этот мотив мы встречаем и в русской философской поэзии 19 века. Так у Тютчева читаем -

^ Увы, что нашего незнанья

И беспомощней и грустней?

Кто смеет молвить: до свиданья,

Чрез бездну двух или трех дней?

Непостижимость и таинственность Истины у Тютчева также предстает в образе океана -

^ Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой

И, конечно, его знаменитое:

^ Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется…

И в русской философской лирике, и в поэзии о.Романа природа предстает как книга, написанная Богом (Ломоносов считал природу второй Библией). Именно природа преподает человеку уроки истинного знания. Эту же мысль мы встречаем и у Фета -

^ Я потрясен, когда кругом

Гудят леса, грохочет гром

И в блеск огней гляжу я снизу,

Когда, испугом обуян,

На скалы мечет океан

Твою серебряную ризу.

А теперь снова обратимся к иеромонаху Роману. Вот его строки -

^ Бог судит не по знанью - по смиренью.

Что наше знанье? - тягостный обман…

Господь взыскует нашего горенья,

А не потуг холодного ума.

Роль сердца в познании всегда отмечали именно русские мыслители. Достоевский говорил, что «великая мысль - это всегда великое чувство», об этом же пишут в своих работах и Н.Бердяев, И.Ильин, Б.Вышеславцев; и не только пишут - они нам дают образцы такого горения.

Познание истины - это в том числе и умение видеть во всем окружающем смысл -

^ Все на земле для нас живущих

Творцом сотворено не зря

- так начинается одно из стихотворений о.Романа. Те, кто сознает это, пребывает на дереве (с Богом); те же, кто отрывается, напоминает осенние листья, несомые ветром.

^ Природа-мать, прими меня к себе,

Готов тебе я послужить с любовью.

Но не звездой, глядящею с небес,

Глотком воды для путника любого

Параллелизмы и оппозиции характерны для философской лирики вообще, и они очень часто встречаются в поэзии о.Романа. «Смирение» и «гордость» предстают в природных образах «глотка воды» и «глядящей с неба звезды».

Бог являет себя также и в красоте окружающего мира; прославлять ее - задача поэта. И, если Василий Великий называет Бога «Художником», то у о.Романа мы находим близкий ему, но в то же время глубоко личный образ Бога как «Первого Поэта» -

^ Луна и снег. И шорохи вдали.

Искрят покойно липы вековые.

Окошки от мороза поросли

Невиданною, сказочной ковылью.

Обилие и полногласность звезд

Мерцание, созвучное хваленье.

И необъятен и безмерно прост

Подлунный мир в полночном просветленье.

Во всем - отображенье Красоты,

Свечение Немеркнущего Света.

И сердце тает, тает в эту стынь

Благодареньем Первому Поэту (1994)

«Природа помнит звание свое, К небесному подъемля человека, - пишет о.Роман, - она напоминает каждому о его предназначении, о его настоящем доме. «Молчание зовущее ее Восходит к тайне Будущего Века». Мотив молчания характерен и для Тютчева («мысль изреченная есть ложь»).

^ Страх Господень - авва воздержания,

Воздержанье дарит исцеленье.

Лучшая поэзия - молчание,

Лучшее молчание - моление.

Молчащая поэзия - это оксюморон, ведь поэзия невозможна без слов, но мы понимаем, что имеет в виду автор: он не признает многословия и празднословия, напыщенности и нарочитой изобретательности; в простоте стиха - смирение перед Богом.

^ Смири себя. И Бог тебя простит.

И узришь естество в ином звучанье,

И Звездный мир и дол сорастворит

В непостижимом таинстве молчанья.

Молчание, зовущее горе…

Великим ладом полнится творенье.

И в свете звезд, и в чуткости дерев-

Во всем я узнаю Богоявленье.

Как близок Бог! Умом не разуметь.

Глаголом не коснуться дивной сути.

И только сердце не престанет петь,

Что Благ Господь! И Милостив! И Чуден! (1997)

(«Умом не разуметь» - узнаваемое тютчевское).

Мотив познания великого через малоехарактерен и для русской поэзии 19 века. В стихах Фета есть мысль о том, что главное чудо – это сам человек при всей его малости и хрупкости как земного существа -

^ Не тем, Господь, могуч, непостижим

Ты пред моим мятущимся сознаньем,

Что в звездный день Твой светлый серафим

Громадный шар зажег над мирозданьем.
И мертвецу с пылающим лицом

Он повелел блюсти Твои законы,

Все пробуждать живительным лучом,

Храня свой пыл столетий миллионы.
Нет, Ты могуч и мне непостижим

Тем, что я сам, бессильный и мгновенный,

Ношу в груди, как оный серафим,

Огонь сильней и ярче всей вселенной.
Меж тем как я - добыча суеты,

Игралище ее непостоянства, -

Во мне он вечен, вездесущ, как Ты,

Ни времени не знает, ни пространства(1879).

Отец Роман видит Бога и в человеческом сердце, и в окружающем мире (в самой малой его малости); они соединены единым Духом, соединяющем и животворящем.

^ Блажен, кто, наполняясь тишиной,

И внемля ей благоговейным слухом,

В обыденном постигнет мир иной –

Дыханье созидающего Духа.

В любой букашке и любом листе,

В мерцанье звезд и на земле унылой,

Куда ни глянь - повсюду и везде

Таится обновляющая Сила.

Царю Небесный, Душе Всеблагий!

Тобой живится всякое творенье!

Пошли, да не похвалятся враги,

Лицу России Воду Обновленья.

Интересно, что здесь «вода» снова появляется как символ Духа и Истины. Из чувства, осознания единства мира возникает мотив сочувствия и сострадания к малому, незаметному. В этом отличие христианского типа трагизма от трагизма античности или романтического трагизма, для которых характерно героическое начало. В поэзии же о.Романа с этим связана мысль о бренности человеческой жизни на фоне Вечности -

^ О, стужа вьюги! – вот и не мила,

И все же не приказывай природе,

Не говори: скорей бы уж прошла, -

Зима пройдет, но с ней и жизнь проходит

А в стихах 1990 года по мотивам Экклезиаста есть такие слова:

^ О, хрупкость человеческого я,

Все с рождества стремится к умиранью,

Познал я ныне бренность бытия

И изнемог от этого познанья

В поэзии Тютчева встречается сходный мотив вечности природы и быстротечности человеческой жизни -

^ В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное…

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубровам,

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века -

Так же будут, в вечном строе,

Течь и искриться река

И поля дышать на зное (1868)

Здесь ничего не сказано о человеке, только зарисовка, пейзаж, но грусть, пронизывающая стихи, достигается именно умолчанием: человека нет в этой картине, потому что он смертен, его жизнь - мгновение. С ними перекликаются следующие поэтические строки о.Романа -

^ Поблекла красота смеющейся природы…

Все увядает, тайну затая…

Ты, Боже, учишь нас, чтоб мы не забывали,

В кругу сует святую даль небес;

Что все здесь временно, вот нам напоминают:

Поля, луга и обнаженный лес!

Отметим, что у о.Романа к философским размышлениям добавляется дидактизм и элементы проповеди, этим его произведения отличаются от поэзии Тютчева и Фета, которой присущ более отстраненный, созерцательный характер.

С другой стороны, у Тютчева одним из ключевых моментов является тема сложности, раздвоенности человеческой души, которая отсутствует (во всяком случае, в таком звучании) у о.Романа: он производит впечатление большей цельности и полной уверенности в незыблемых истинах (несмотря на постоянный мотив греха и покаяния в его творчестве).

^ О, вещая душа моя,

О, сердце полное тревоги,

О как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!..

Так, ты жилица двух миров,

Твой день - болезненный и страстный,

Твой сон - пророчески-неясный,

Как откровение духов…

Пускай страдальческую грудь

Волнуют страсти роковые,

Душа готова, как Мария,

К ногам Христа навек прильнуть.(1855 -1857)

Невозможность веры и стремление к ней живут одновременно в душе одного человека (и, возможно, самого автора) - у Тютчева (но не у отца Романа).

^ Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует;

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимее он днесь выносит…

И сознает погибель он,

И жаждет веры - но о ней не просит

Не скажет век, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит пред замкнутою дверью:

«Впусти меня! Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью…» (1851)

Жанр философской лирики имеет свои черты; некоторые из них - константы (иначе без них не будет самого жанра), другие - инварианты. Рассмотрение поэзии о.Романа в контексте творчества Тютчева и Фета позволяет проследить жизнь жанровой структуры во времени, а также в ее связи с мировосприятием автора. В.Козлов в статье, посвященной жанровому анализу лирического произведения, пишет о «жанровой памяти» (термин М.Бахтина) в процессе поэтического творчества. Создавая лирическое стихотворение, автор бессознательно встраивается в некую систему, подчиняясь определенным законам. «В лирике ценностное напряжение между автором и героем, организующее мир эпического произведения, как правило, ослаблено. Позиция автора и героя слиты воедино…» [2, 220].

Все это вполне приложимо и к Тютчеву, и к о.Роману, но это лишь самое общее обозначение лирического жанра, а внутри - огромное количество поджанров: элегия, исповедь, пейзажная зарисовка, любовный сюжет, эпитафия и т.д. В.Козлов очень интересно размышляет о том, что эти разновидности могут сочетаться в рамках одного произведения и даже противостоять друг другу. В.Козлов выделяет первичные (те, которые на поверхности) и вторичные (более скрытые) жанры - «…первичный жанр в литературе состоятелен лишь в той мере, в какой он способен превращаться во вторичный» [2, 229]. На примере анализа одного стихотворения (Олеси Николаевой) автор статьи убедительно показывает, что в духовной поэзии первичным жанром является, как правило, проповедь, но, чтобы стать художественным произведением, она должна перейти во вторичный жанр. У Олеси Николаевой это элегия, в нашем исследовании мы проследили на примере творчества о.Романа, как проповедь переходит в философскую лирику и становится искусством. В то же время философские стихи о.Романа, в отличие от произведений Тютчева и Фета, всегда остаются стихами монаха. В них сквозит не только особое мировоззрение, но и образ бытия - особенность всей личности в целом (установка на молитву, затворничество, уход от мира).

Итак, мы видим, как изменяется жизнь жанра медитативной лирики в наше время, как сохраняя сущностные черты (размышление о жизни вообще) она приобретает новые, связанные с особенностями православной культуры.

Литература


  1. Ильюнина Л. Одною долею с народом жить //http://www.rusvera.mrezha.ru

  2. Козлов В. Использовать при прочтении// Вопросы литературы январь-февраль 2011

  3. Ничипоров Н.Б. Евангельские мотивы в песенной поэзии и. Романа (Матюшина) //http://proza – pravoslavie.narod.ru/ieromonax.Roman

  4. О.Роман. Стихотворения// там же

  5. Тютчев Ф. Стихотворения //tutchev.lit – info.ru

  6. ФетА. Стихотворения //fet.lit – info.ru




1 Татаринова Людмила Николаевна – доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной литературы КубГУ

Похожие:

1 традиции русской философской лирики iconЧеловек представляет собой один из наиболее желанных предметов для...
В историко-философской традиции выделяют четыре основные стратегии в исследовании человека: натурализаторская, экзистенциально-персоналистская,...
1 традиции русской философской лирики iconРелигиозно-философские мотивы русской лирики рубежа XIX xx столетий
Гречаник И. В. Религиозно-философские мотивы русской лирики рубежа XIX – XX столетий: Монография. М., 2003. – 170 С
1 традиции русской философской лирики iconСтилистические особенности «лёгкой поэзии» начала XIX века на примере лирики К. Н. Батюшкова
Целью работы является выявление и исследование стилистических особенностей классической «лёгкой поэзии» в русской литературе на примере...
1 традиции русской философской лирики icon1. Первый период- «докритический» -в центре вопросы философии природы и особенно космологии
Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Выступает и как итог всей предшествующей философской традиции, высшее, завершающее звено в...
1 традиции русской философской лирики iconН. К. Гаврюшин пути русской православной религиозной мысли *
Церкви и богословов. Не столь зримо-наглядна, но не менее значительна для нас судьба русской религиозно-философской мысли, решавшей...
1 традиции русской философской лирики iconУрока по мхк тема урока: Символика цвета в русской иконе, влияние...
Урок по теме «Символика цвета в русской иконе, влияние иконописной традиции на литературу». (1 час), проводится в 10 классе по программе...
1 традиции русской философской лирики iconТип: исследовательская работа Этнокультурные традиции русской (сибирской) и кетской семьи
Введение Этнокультурные традиции семьи
1 традиции русской философской лирики iconКонтрольная работа. Тема: «Характер древнегреческой цивилизации и...
Античная философия – философия Древней Греции и Рима, которая охватывает период с VI в до н э по VI в н э
1 традиции русской философской лирики iconСвятоотеческие корни русской консервативной мысли
Среди всего разнообразия русской религиозных мыслителей к консервативным мы относим только тех, которые находятся в русле святоотеческой...
1 традиции русской философской лирики iconТема: биография Ф. И. Тютчева
Тютчева, его характере и образе мыслей; знакомство с особенностями лирики поэта; освоение навыков анализа пейзажной лирики; воспитание...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница