Скачать 54,21 Kb.
|
МОУ «Львовская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района белгородской области» Урок литературы в 6 классе по теме: «А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел» Учитель: Курлыкин А.И. 2008 г. Пояснительная записка. Преподавание литературы в 6 классе осуществляется по УМК Г.И.Беленького, по программам под редакцией Г.И.Беленького, Ю.И.Лыссого и Примерной программе по литературе МО РФ. Повесть А.С.Пушкина «Выстрел» рекомендована к изучению Примерной программой по литературе МО РФ. Изучается она вслед за романом А.С.Пушкина «Дубровский». На её изучение отводится 1 час. Оба произведения близки по идейно-нравственному содержанию. Их главные герои охвачены жаждой мести. Но в конце произведений благородство, милосердие одерживают верх над эгоизмом, стремлением отомстить своим обидчикам. Урок по повести «Выстрел» является завершающим в системе уроков по изучению творчества А.С.Пушкина. Предварительная подготовка к уроку следующая. Учащиеся получают задание: прочитать повесть. им также предлагаются ряд вопросов, над которыми надо поразмышлять и подготовить ответ. Вопросы и задания подобраны мной самостоятельно, они направлены на выявление знания и понимания учащимися теста повести «Выстрел». Часть вопросов носит проблемный характер, что побуждает школьников думать. размышлять, способствует активизации их познавательной деятельности на уроке и усвоению идейно-нравственного содержания повести А.С.Пушкина. По типу урок – проверка знаний и умений учащихся. Оборудование урока: тексты повести А.С.Пушкина «Выстрел», портрет А.С.Пушкина. Форма организации учебного труда школьников – работа в группах. Она способствует созданию на уроке атмосферы коллективного труда. При этом формируется ответственность за успехи товарища в обучении, осуществляется помощь лучших учеников более слабым. Группы учащихся я организую с таким расчетом, чтобы в каждой группе были учащиеся разного уровня успеваемости и тем самым осущесвлялось полезное взаимодействие в процессе обучения. Вопросы и задания, предлагаемые учащимся, вначале обсуждаются в группах. а затем школьники отвечают на них перед всем классом. ^ Цели: Создать условия: для усвоения учащимися идейно-нравственного содержания повести, своеобразия главного героя повести , его благородства и самолюбия; для формирования умений выявлять и формулировать идею произведения, давать характеристику литературному герою; выражать свое отношение к прочитанному; для воспитания милосердия, благородства, толерантности. Оборудование: тексты повести «Выстрел», портрет А.С.Пушкина. ^ - Почему А.С.Пушкин использует такой прием, когда повествование ведется от лица рассказчика? (С помощью этого литературного приема повествованию автора придается большая достоверность.) ^ 1. Самостоятельная работа учащихся в группах. Обсуждение полученных заданий.1-я группа. 1) Каким предстает перед нами Сильвио в начале повести? ( Ему было около 35 лет. Его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и нрав и злой язык имели сильное влияние на молодежь, на молодых офицеров. Какая-то таинственность окружала его судьбу. Некогда он служил в гусарах, никто не знал причины, побудивший его выйти в отставку и поселится в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал открытый стол для всех офицеров полка, стоявшего в том местечке. Главное упражнение его состояло в стрельбе из пистолета.) 2) Часто между молодыми офицерами шли разговоры о дуэлях. Как реагировал на них Сильвио? ( Он никогда в них не вмешивался. На вопрос, случалось ли ему драться, отвечал он сухо, что случалось ли ему драться, отвечал он сухо, что случалось. но в подробности не входил. и видно было, что таковые вопросы были ему неприятны.) 3) Что за ссора произошла между Сильвио и молодым офицером? 4) Почему поступок Сильвио изумил офицеров? (Сильвио не вызвал офицера, который с ним поссорился на дуэль. Это бы чрезвычайно повредило ему во мнении молодежи. Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми, которые в храбрости видят обыкновенно верх человеческих достоинств и извинение всевозможных пороков.) 5) Какие же человеческие качества ценились выше всего среди молодежи? (Больше всего ценились смелость, храбрость, умение постоять за себя.) ^ . 1) Какую историю поведал Сильвио автору-рассказчику7 (рассказ учащихся о службе Сильвио в гусарском полку, о его первенстве среди офицеров и столкновении с молодым аристократом-графом.) 2)Чтение эпизода дуэли. 3) Почему же Сильвио не выстрелил? (Противник Сильвио стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки. Его равнодушие взбесило Сильвио. Он решил, что сделает свой выстрел тогда, когда графу-аристократу будет страшно умирать.) 3) А как вы оцениваете поведение противника Сильвио? (Учащиеся отмечают, что он был храбр, обладал отменной выдержкой, умел скрыть свое волнение и страх под маской равнодушия.) 4) Вспомним эпизод, когда во время карточной игры с Сильвио поссорился молодой офицер. Почему Сильвио не дрался с ним на дуэли? (Он сам признается: «Я бы мог приписать умеренность мою одному великодушию, но не хочу лгать. если б я мог наказать Р., не подвергая вовсе моей жизни, то я бы ни за что не простил его.» ^ 1) Сильвио получил письмо и стремился ехать в Москву. Зачем? какие чувства он испытывал при этом? (Пришло письмо, в котором сообщалось, что известная особа скоро должна вступить в законный брак с молодой и прекрасной девушкой. Сильвио взволнован. Жажда мести захватывает его целиком. Автор пишет, что он «стал ходить взад и вперед по комнате, как тигр по своей клетке».) 2) Больше рассказчик не виделся с Сильвио. А как он узнал о разрешении конфликта между Сильвио и его обидчиком? 3) Сравните поведение графа во время 1-й дуэли и 2-й. В чем разница? (Во время 1-й дуэли граф показал полное равнодушие к смерти. Во время 2-й дуэли он волнуется, боится, что его жена увидит, как он убит, испытает серьезное потрясение.) ^ - Почему Сильвио не стал стрелять в графа? Как он сам объясняет свой поступок? («Я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. будешь меня помнить.») - А как считаете вы? Может быть были еще причины. по которым он не стрелял? может быть, есть причины. в которых он сам боится себе признаться? (Сильвио проявил благородство и милосердие. Он пожалел жену графа, не стал разрушать их счастье.) - С каким литературным героем можно сравнить Сильвио? (С Владимиром Дубровским. Он отказался мстить Троекурову, потому что полюбил Машу Троекурову и не смог причинить горе Маше и ее отцу.) - Почему повесть называется «Выстрел»? (Чувство мести целиком захватило Сильвио. Он живет ради этого. Ежедневно упражняется в стрельбе из пистолета. И вот момент настал. Но наказать обидчика он не смог, потому, что в душе был человеком благородным, не злым. Милосердие, благородство взяли верх над чувством мести. 4. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.5. Домашнее задание.С.181-184 учебника (биография М.Ю.Лермонтова). |
![]() | Сочинение по роману «Дубровский». Повесть «Выстрел» Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов... | ![]() | Татьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы... Урок литературы в 11 классе (проблемно-информационный: учитель сам формулирует проблему) |
![]() | Урока: Образовательные Интегрированный урок английского языка и литературы в 6-м классе по теме "Марк Твен и его герои" | ![]() | Урок литературы «Губернский Олимп» Урок литературы с элементами антикорупционной направленности по теме: "Басня "Волк и ягненок" |
![]() | Урок в 9 классе по теме «Силикатная промышленность» Урок в 9 классе по теме «Силикатная промышленность». Разработан учителем моу «Мачешанская сош» Межовой Ириной Елисеевной | ![]() | Урок литературы в 10 классе по теме: «Природа» Цель урока: закрепление изученного материала по роману, проверка степени его усвоения |
![]() | Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» ( 2-3 на выбор). Н.... А. С. Пушкин. А. С. Пушкин. «Повести Белкина, поэмы «Полтава», «Медный всадник», повесть «Арап Петра Великого» | ![]() | Урок литературы в 9-м классе по рассказу «Темные аллеи» ... |
![]() | Урок по теме Цели урока Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" | ![]() | Урок литературы и музыки в 6 классе по теме «Родная природа в литературе и музыке» Познакомить учащихся со стихотворениями А. А. Блока, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой о родной природе |