План урока развития речи в 8-м классе «Смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»




Скачать 35,19 Kb.
НазваниеПлан урока развития речи в 8-м классе «Смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Дата публикации07.10.2013
Размер35,19 Kb.
ТипПлан урока
pochit.ru > Литература > План урока
Разработала:

Учитель русского языка и

Литературы

МБОУ ООШ г. Спасска

Воробьёва О.В.
Развернутый план урока развития речи в 8-м классе

«Смысл названия романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Цели:

1. продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения;

2. продолжать развивать навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение;

4. обучение написания сочинения-рассуждения.

3. подготовка к ЕГЭ.
Форма работы: беседа с элементами конспектирования.
Оборудование:

  1. Портрет Пушкина.

  2. Текс романа «Капитанская дочка».

  3. Иллюстрации к тексту романа, изображающие Машу Миронову.


Ход урока

1. Организационный момент

2. Работа над темой урока

1) Вступительное слово учителя

- Ребята, мы закончили изучение романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». На протяжении пяти уроков мы переживали все события Пугачёвского бунта вместе с главными героями: Петром Гринёвым и Емельяном Пугачевым. Почему же тогда роман называется «Капитанская дочка»? Ведь мы не можем назвать Машу Миронову главной героиней. На этот вопрос нам и предстоит сегодня ответить.
- Итак, задача сегодняшнего урока – дать письменный развёрнутый ответ не проблемный вопрос, т.е. такой вопрос, который обнажает различного рода противоречия, нашедшие своё отражение в проблематике произведения.
(На доске и в тетрадях записывается вопрос: «Почему роман А.С.Пушкина, главным событием которого стало Пугачёвское восстание, озаглавлен «Капитанская дочка»?»)
2) Работа над ответом (сочинением-рассуждением)

- Какой тип речи мы будем использовать для написания ответа?
(Рассуждение).
- Вспомним, из каких частей состоит текст-рассуждение?

(Тезиса, аргументов, вывода или заключения)
- Покажем это схематически.
(На вспомогательной доске открывается схема)


Вывод

- Выделите из вопроса ключевые слова, вокруг которых будет строиться наше рассуждение.

(Почему «Капитанская дочка»?)
- Определим основной тезис сочинения. В данном случае это будут вопросительные предложения. Сформулируйте их.
(По ходу работы учащиеся делают записи в тетради)
(Почему Пушкин назвал свой роман «Капитанская дочка»? Какие черты характера героини так привлекают автора?)
- Тезисы сочинения соотносятся с главной героиней, Машей Мироновой, поэтому для подбора аргументов вспомним эпизоды и художественные приёмы, которые использовал Пушкин.
- Какие художественные приёмы (средства поэтизации) использует автор для создания образа героини?
(В качестве эпиграфов он использует прекрасные народные песни, пословицы, по содержанию своему отвечающие той или иной ситуации, в которой оказывается Маша.)
- Что достигает этим?
(Автор подчёркивает высокие духовные качества Маши).
- В каких эпизодах раскрывается твёрдость её характера, мужество?
(В пятой главе, в эпизоде, где она отказывается выйти замуж за Гринёва без благословения его родителей).
- Какие качества характера героини раскрываются в этом эпизоде?
(Способность к большому чувству, сила любви, стойкость. Она покоряется «воле божьей»).
- В какой ещё ситуации проявляется твёрдость её характера?
(В заключении у Швабрина. Она готова умереть, но не стать женой нелюбимого человека).
- Как ведёт себя Маша с императрицей? Как в этой сцене раскрывается её характер?
(Простая русская девушка, трусиха по натуре, находит в себе в необходимый момент достаточно силы, твёрдости духа и непреклонной решительности, чтобы отстаивать честь и свободу своего жениха).
- Переходим к заключению. Опираясь на всё сказанное, перечислите основные черты характера Маши Мироновой – капитанской дочки.
(Сила любви, глубина натуры, способность к большому и глубокому чувству, ответственность за любимого человека, простота, нравственная чистота, самоотверженность, сила воли, решительность, мужество и твёрдость характера, она решила судьбу Гринёва).
- Всё это придаёт образу Маши Мироновой героический ореол и делает её нравственным идеалом Пушкина.

- Возможно, для Пушкина черты характера, присущие Маши, были самыми дорогими, ведь ими обладал сам поэт. Так как эти качества проявляются именно в Маше Мироновой, капитанской дочке, её образ вынесен в заглавие.
3. Написание сочинения-рассуждения
4. Итог урока
5. Домашнее задание: подготовиться к контрольному тесту по роману.

Похожие:

План урока развития речи в 8-м классе «Смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» icon«Русский бунт» в изображении А. С. Пушкина. (По роману «Капитанская дочка»)
«Дубровский», «Капитанская дочка». В 30-е годы 19 века Пушкин отошёл от своих крайне радикальных юношеских взглядов. Он не признавал...
План урока развития речи в 8-м классе «Смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconКонспект открытого урока по литературе в 8 р классе Тема урока: «Последний...
Цели урока: Обучение анализу идейного содержания художественного произведения через сопоставление эпизодов; расширение знаний о портрете...
План урока развития речи в 8-м классе «Смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрока: Обучающие
...
План урока развития речи в 8-м классе «Смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрок по повести А. С. Пушкин "Капитанская дочка"
Тема: «Читая, размышляй». Обобщающий урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
План урока развития речи в 8-м классе «Смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconПоложение о Всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка»
Всероссийская литературная Пушкинская премия «Капитанская дочка» (далее – премия) учреждена Правительством Оренбургской области и...
План урока развития речи в 8-м классе «Смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconЕго «Пугачев» историческая личность и Пугачев – литературный герой...
Путем сопоставительного анализа исторических материалов и художественного текста определить отношение к Пугачеву как к исторической...
План урока развития речи в 8-м классе «Смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрок литературы в 8 классе Урок викторина по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Цели
Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: Вако, 2007
План урока развития речи в 8-м классе «Смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconКонспект составила учитель русского языка и литературы, моу «Гимназия №58»
Тема урока: Искусство портрета в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и в русской живописи 18 века» (8 класс)
План урока развития речи в 8-м классе «Смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconС кем из героев романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» икак именно...
Согласны ли вы с позицией исследователя: «Пушкин в «Капитанской дочке» больше творческого внимания уделяет характерам, меньше —...
План урока развития речи в 8-м классе «Смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconТема урока : А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера...
Тема урока: А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. Утверждение нравственных идеалов и высокой требовательности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница