Элективный курс «Введение в егэ (русский язык)»




Скачать 305,86 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Введение в егэ (русский язык)»
страница1/2
Дата публикации04.10.2013
Размер305,86 Kb.
ТипЭлективный курс
pochit.ru > Литература > Элективный курс
  1   2
Муниципальное образование Павловский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

П Р О Г Р А М М А

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

(АВТОРСКАЯ)

ВВЕДЕНИЕ В ЕГЭ

(русский язык).

10-11 кл
Класс 10 – 11

Количество часов 68

Количество практических занятий 66

практикумы -17 ч.,

тестирование– 6 ч.,

исследовательская работа – 8 ч.,

тренинги – 7 ч.,

сочинения – 5 ч.,

тренировочно - диагностические

работы -6 ч.,

зачетная работа – 2 ч.


Учитель Жуков Василий Дмитриевич

Категория высшая

Разряд 14


Муниципальное образование Павловский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9
«Согласовано»

Зам. директора по УР

__________________

«____» _________2009 г.

___________________

(ФИО)


ОВАНИЕ ________________Н.А.Ермакова"КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

^ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ВВЕДЕНИЕ В ЕГЭ (русский язык).

10-11 классы»


класс 10 - 11

количество часов 68

количество практических занятий 66: практикумы -17 ч., работа с

тестами – 6 ч., исследовательская работа – 8 ч., тренинги – 7 ч.,

сочинения – 5 ч., самостоятельные работы -6 ч., зачетная работа – 2 ч.

форма итоговой работы – зачетная работа по тестам (10 класс),

пробный ЕГЭ (11 класс)
Учитель Жуков Василий Дмитриевич

категория высшая

стаж 35 лет

^ АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Введение в ЕГЭ (русский язык). 10-11 классы» - 68 час.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Введение в ЕГЭ (русский язык)» может быть использован

в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
^ ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 10-11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.

Задачи курса:

- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, ДОН, ККИДППО по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.

Программа элективного курса рассчитана на два года: 10-й класс – 34 часа в неделю, 11 класс – 34 часа в неделю; всего 68 часов (решением педсовета школы

учебный год для 10-11 классов составляет 34 недели).
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.

Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения,

обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ и др.

^ Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.
^ Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности. Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.



^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
^ Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

^ Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
^ Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

^ Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

^ Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
^ Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

^ Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

^ Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
^ Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.

Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.

^ Этическая норма.

Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.

Обобщающее повторение.

^ УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

изучения элективного курса «Введение в ЕГЭ (русский язык)».




п/п

Тематика курса

кол-во часов

теорети

ческая часть

практи

ческая

часть

формы итоговой работы




10 класс













1

Введение в курс. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ

2

1

1




2

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.

1

0,5

0,5




3

Орфоэпические нормы русского языка

1




1




4

Словообразовательные нормы

2




2




5

Лексические нормы

3




3

ТДР

6

Морфологические нормы и орфография

10




10

ТДР

7

Синтаксические нормы и пунктуация

15




15

ТДР




^ Всего в 10 кл.

34

1,5

1,5

Зачетная работа




11 класс













1

Повторение трудных тем орфографии и пунктуации

3




3




2

Микротекст. Изобразительно-выразительные средства языка

10




10

ТДР

3

Исходный текст (проблемы, авторская позиция)

5




5




4

Коммуникативная компетенция выпускника. Предупреждение ошибок при написании сочинения.

10

0,5

9,5




5

Итоговая проверочная работа (репетиционный ЕГЭ)

4




4

Пробный ЕГЭ

6

Анализ и редактирование письменных экзаменационных работ.

Обобщающее повторение

2




2

Мини-сочинение




Всего в 11 кл

34

0,5

33,5







И т о г о

68

2

66



  1   2

Похожие:

Элективный курс «Введение в егэ (русский язык)» iconНаправление, специальности
История* (егэ), обществознание (егэ), иностранный язык (егэ), русский язык (егэ)
Элективный курс «Введение в егэ (русский язык)» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Вступительные испытания: русский язык (егэ), обществознание (егэ), математика (егэ)
Элективный курс «Введение в егэ (русский язык)» iconЭлективный курс по английскому языку «Английская литература»
«Элективный курс. Английский язык. Английская литература», Волгоград: Учитель, 2009
Элективный курс «Введение в егэ (русский язык)» iconОбязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования...
Общие сведения о русском языке. Русский язык государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Проблемы...
Элективный курс «Введение в егэ (русский язык)» iconЭлективный курс по русскому языку «Деловой русский язык»
Компетенция специалиста в определенной области характеризуется не только профессиональными знаниями, навыками, умениями, но также...
Элективный курс «Введение в егэ (русский язык)» iconЭлективный курс «глобальные проблемы человечества»
Элективный курс рассчитан на 8 уроков. Данный курс имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение. Он призван...
Элективный курс «Введение в егэ (русский язык)» iconУчебного назначения на cd-rom № Предмет Наименование cd-rom 1 Русский...
Готовимся к егэ (интерактивные тренажеры с комментариями действия ученика, в режиме зачета задания выполняются на время)
Элективный курс «Введение в егэ (русский язык)» iconЭлективный курс «Занимательные опыты по химии» Пояснительная записка...
Элективный курс «Занимательные опыты», предназначен для учащихся 8-9 rлассов. Он задуман, как путь повышения интереса к химии через...
Элективный курс «Введение в егэ (русский язык)» iconТема урока Кол-во
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального...
Элективный курс «Введение в егэ (русский язык)» iconСтихотворение в прозе И. Тургенева «Русский язык»
Изучая грамматические категории, орфографические правила, выполняя домашние упражнения, часто ли задумываетесь вы, что для вас значит...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница