Дом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Премьер лига




Скачать 240,8 Kb.
НазваниеДом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Премьер лига
Дата публикации04.10.2013
Размер240,8 Kb.
ТипЛитература
pochit.ru > Литература > Литература
Дом Учителя Уральского федерального округа

VIII Международная Олимпиада по основам наук

Второй этап. Премьер лига

Научный руководитель проекта по литературе: Енина Лидия Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и стилистики русского языка

Института гуманитарных наук и искусств Центра классического образования

Уральского федерального университета

имени первого президента России Б.Н. Ельцина, г.Екатеринбург.

Автор-составитель заданий: Ноздрина Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы I категории МБОУ Лицей № 109, г.Екатеринбург.

^ Рецензент проекта по литературе: Лузянина Ольга Григорьевна, учитель русского языка и литературы I категории МБОУ СОШ № 170 с углублённым изучением отдельных предметов, г.Екатеринбург.
^ Литература 7 класс

Проводится в честь Вячесла́ва Все́володовича Ива́нова —академика РАН

Время выполнения работы 1 час 15 минут

Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.

Часть 1 состоит из 5 заданий (1 – 5), оцениваемых в 1 балл.

Часть 2 состоит из 5 заданий (6 – 10), оцениваемых в 3 балла.

Часть 3 состоит из 10 заданий (11-20), оцениваемых в 5 баллов, из которых: 5 заданий (11-15) - на установление соответствия и 5 заданий (16-20) - на установление правильной последовательности.

Часть 4 состоит из 5 наиболее сложных заданий (21 – 25), оцениваемых в 6 баллов.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов.

Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Ответы занесите в специальную таблицу ответов.



Фамилия

Имя

Отчество

Населенный пункт

Область/ край

^ Образовательное учреждение №

Код ученика

Задание

1

2

3

4

5

































































































Задание

6




















































Задание

7




















































Задание

8




















































Задание

9




















































Задание

10




















































Задание

11

1




2




3




4




5

























Задание

12

1




2




3




4




5

























Задание

13

1




2




3




4




5

























Задание

14

1




2




3




4




5

























Задание

15

1




2




3




4




5

























Задание

16




















































Задание

17




















































Задание

18




















































Задание

19




















































Задание

20




















































Задание

21




















































Задание

22




















































Задание

23




















































Задание

24




















































Задание

25





















































^ Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.

В заданиях 1-5 выберите один правильный ответ из четырех-пяти предложенных и укажите его номер в таблице ответов.
1. Укажите название лиро-эпического жанра, в котором есть сюжет, события (что характерно для эпических произведений) и открытое выражение автором своих чувств (как в лирике).

^ 1) Баллада

2) Поэма

3) Ода

4) Элегия

5) Былина
2. Каким термином в литературоведении называется построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов?

^ 1) Композиция

2) Сюжет

3) Фабула

4) Форма

5) Структура
3. Изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении.

1) Образ

2) Описание

3) Характеристика

4) Портрет
4. Художественное определение, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.

^ 1) Метафора

2) Эпитет

3) Сравнение

4) Олицетворение

5) Антитеза
5. В 1951 году В.В.Иванов окончил Московский государственный университет. Выпускником какого факультета он является?

^ 1) Философского

2) Лингвистического

3) Филологического

4) Исторического
Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.

В заданиях 6-10 выберите три правильных ответа из пяти - шести предложенных и укажите их номера в таблице ответов.
6. Какие из перечисленных литературных героев являются героями сказов?

1) Левша

2) Данила-мастер

^ 3) дикий помещик

4) великий Полоз

5) премудрый пескарь
7. Какие пары литературных героев составлены неверно?

1) Степан Калашников – Алёна Дмитриевна

2) Владимир Дубровский – Мария Кирилловна

^ 3) Тарас Бульба - Ганна

4) кузнец Вакула - Оксана

5) Мазепа – Марина Мнишек

6) Остап – прекрасная полячка
8. Найдите среди перечисленных произведений поэмы.

1)А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

2) М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…»

^ 3) А.К.Толстой «Василий Шибанов»

4) А.С.Пушкин «Полтава»

5) А.С.Пушкин «Медный всадник»

6) А.К.Толстой «Князь Серебряный»
9. Укажите названия трёхсложных стихотворных размеров.

1) Хорей

2) Анапест

3) Пиррихий

4) Ямб

5) Амфибрахий

6) Дактиль

10. Найдите определения, в которых допущены ошибки.

^ 1) Олицетворение – это изображение одного предмета с помощью сопоставления его с другим.

2) Антитеза – это противопоставление образов, картин, слов, понятий.

^ 3) Поговорка – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль: «Век живи – век учись»

4) Пословица – меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без вывода, без заключения: «лёгок на помине».

^ 5) Инверсия – необычный порядок слов, придающий фразе особую выразительность.

6) Описание – словесное изображение картины.


^ Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.

В заданиях 11-15 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру из первого столбца.
11. Соотнесите литературоведческие термины, имеющие отношение к творчеству М.Е.Салтыкова - Щедрина, и их определения.

Определение

Термин

^ 1) Резкое осмеяние отрицательных явлений, общественных пороков, недостатков.

А) Гипербола

2) Средство художественного изображения, основанное на преувеличении каких-либо особенностей изображаемого явления.

Б) Ирония

^ 3) Чрезмерное преувеличение, придающее герою или явлению фантастический, уродливо-комичный характер.

В) Гротеск

^ 4) Скрытая насмешка, при которой высказывание противоречит тому, что подразумевается.

Г) Юмор.

5) Осмеяние частных, несущественных недостатков.

Д) Сатира




^ Е) Комедия


12. Укажите годы жизни русских писателей 19 века, с произведениями которых вы познакомились в 7 классе.

Писатель

Годы жизни

^ 1) М.Ю.Лермонтов

А) 1831 - 1895

2) Н.В.Гоголь.

Б) 1799 - 1837

3) А.К.Толстой.

В) 1809 - 1852

^ 4) А.С.Пушкин

Г) 1814 - 1841

5) Н.С.Лесков

Д) 1817 - 1875




Е) 1870 - 1953


13. Вспомните, какие слова необходимо вставить в отрывки из произведений вместо знака <…>.

Отрывки из произведений

Пропущенные слова

^ 1) Князь Курбский от <…> гнева бежал,

С ним Васька Шибанов, стремянный.

А.К.Толстой

А) смутная

2) Но рабскую верность Шибанов храня,

Свого отдаёт воеводе коня:

«Скачи, князь, до <…> стану,

Авось я пешой не отстану».

А.К.Толстой

Б) царского

3) Была та <…> пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

А.С.Пушкин

В) вражьего

4) День меркнет, приходит ночная пора,

Скрыпят у застенка ворота,

<…> входят опять мастера,

Опять зачалася работа.

А.К.Толстой

Г) любезные

5) Я скажу вам, братцы <…>,

Что лиха беда со мной приключилася:

^ Опозорил семью нашу честную

Злой опричник царский Кирибеевич…

М.Ю.Лермонтов

Д) грустная




^ Е) заплечные


14. Соотнесите характеристики героев «Полтавы» и их имена.

Характеристика героя

Имя героя

^ 1) Его луга необозримы;

Там табуны его коней

Пасутся во́льны, нехранимы…

И много у него добра,

Мехов, атла́са, серебра…

А) Мазепа

2) Она свежа, как вешний цвет,

Взлелеянный в тени дубравной.

^ Как тополь киевских высот,

Она стройна.

Б) Карл XII

3) Страдая раной, <он> явился.

Вожди героя шли за ним.

Он в думу тихо погрузился.

Смущённый взор изобразил

Необычайное волненье.

В) Пётр I

4) …Выходит <он>. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь как Божия гроза.

Г) Кочубей

5) И день настал. Встаёт с одра…

Сей труп живой, ещё вчера

^ Стонавший слабо над могилой.

Теперь он мощный враг Петра.

Д) Искра




Е) Мария


15. Определите вид изобразительно-выразительного средства.

Отрывки из произведений

Вид изобразительно-выразительного средства

^ 1) На холмах пушки, присмирев,

Прервали свой голодный рев.

А) олицетворение

2) Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Б) метафора

3) Горит восток зарёю новой.

В) гипербола

4) Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звёзды блещут.

Г) сравнение

5) Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звёзды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

Но мрачны странные мечты

В душе Мазепы…

Д) эпитет




^ Е) антитеза


В заданиях 16-20 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов (без пробелов и других символов).
16. В какой последовательности происходили события в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»?

^ А) Смерть Андрия.

Б) Возвращение сыновей Тараса из бурсы.

В) Казнь Остапа.

Г) Смерть Тараса.

Д) Встреча Андрия с полячкой в осаждённом городе.

17. Восстановите правильную последовательность строк стихотворения А.С.Пушкина «Цветок» (рифма перекрёстная).

^ А) И вот уже мечтою странной…

Б) Забытый в книге вижу я…

В) Цветок засохший, безуханный…

Г) Где цвёл? когда? какой весною?..

Д) Душа наполнилась моя…
18. Восстановите последовательность событий «Песни про царя Ивана Васильевича…».

^ А) От вечерни домой шла я нонече

Вдоль по улице одинёшенька…

Б) Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

^ В) И приходит он в свой высокий дом,

И дивится Степан Парамонович:

Не встречает его молодая жена…

Г) И казнили Степана Калашникова

Смертью лютою, позорною…

^ Д) И выходит удалой Кирибеевич,

Царю в пояс молча кланяется…


19. Восстановите порядок событий в произведении А.К.Толстого «Василий Шибанов».

^ А) Князь Курбский от царского гнева бежал…

Б) Но кто ж дерзновенные князя слова отвезть Иоанну возьмётся?..

^ В) Вдруг едет гонец, раздвигает народ…

Г) Так умер Шибанов, стремянный…

Д) Царь, в смирной одежде, трезвонит…


20. Расположите названия фольклорных и литературных жанров в порядке возрастания объёма соответствующих этим жанрам произведений.

^ А) Анекдот

Б) Роман

В) Рассказ

Г) Пословица

Д) Повесть
Четвёртая часть. Задания, оцениваемые в 6 баллов.

В заданиях 21-25 ответ записывается в таблицу ответов, начиная с первой клеточки. Каждую букву пишите в отдельной клеточке, буквы должны быть печатными. Слова при перечислении отделяйте запятыми. При записи ответов пробелы не используются. Фамилии указываются без инициалов в именительном падеже. Пропущенное(ые) слово(а) записываются в именительном падеже, единственном числе.
^ 21. Переведите на современный русский язык архаизмы из письма Андрея Курбского царю Ивану Грозному: «И аз, иже кровь в непрестанных боях/ За ти, аки воду, лиях и лиях…»

Ответ запишите последовательно, отделяя слова запятыми.
22. В своей заметке о «Полтаве» А.С.Пушкин пишет: «Прочитав в первый раз в <…> стихи:

^ Жену страдальца Кочубея

И обольщённую им дочь, -

я изумился, как мог поэт пройти мимо столь страшного обстоятельства». Как называется поэма К.Ф.Рылеева, которую цитирует Пушкин?
23. А.С.Пушкина привлекали в истории не только драматические и переломные события, но и сильные характеры: вещий Олег, Борис Годунов, Пётр Великий, Емельян Пугачёв, Наполеон и многие другие. Кто из перечисленных исторических лиц попал на страницы пушкинской «Полтавы» как «муж ро́ка»?
24. Отзывы читателей об этом рассказе Н.С.Лескова противоречивы: «Странный рассказ! И что примечательного увидел Лесков в этом событии, чтобы о нём писать? Ничего удивительного, необыкновенного, захватывающего или страшного не произошло»; «Тяжело читать этот рассказ. Очень жалко Постникова. Мне кажется, случай взят примечательный…Чем выше должность, тем больше ответственность за своё решение». О каком рассказе идёт речь?

Ответ запишите без пробелов.
25. Вс.Рождественский, рассуждая об особенностях этого тро́па и его влиянии на человека, пишет: « <…> - могучее средство воздействия на воображение, заставляющее читателя пережить те чувства, которые вкладывает автор в своё произведение. Проникая разумом и чувствами в смысл <…>, ты неизбежно ощутишь силу воздействия поэтического искусства. <…> - своеобразный рычаг, приводящий в движение ум и душу читателя». Какое изобразительно-выразительное средство имеет в виду литературовед?

Похожие:

Дом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Премьер лига iconДом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада...
Научный руководитель проекта по литературе: Енина Лидия Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и стилистики...
Дом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Премьер лига iconДом Учителя Уральского федерального округа VIII международная олимпиада...
Енина Лидия Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и стилистики русского языка Института гуманитарных...
Дом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Премьер лига iconДом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада...
Автор-составитель заданий: Сардак Любовь Владимировна, доцент кафедры новых информационных технологий в образовании Уральского государственного...
Дом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Премьер лига iconДом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада...
Научный руководитель проекта по предмету: Мосин Алексей Геннадьевич, профессор кафедры истории России исторического факультета Уральского...
Дом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Премьер лига iconДом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада...
Научный руководитель проекта по предмету: Боталов Алексей Михайлович, кандидат политических наук, доцент кафедры социальной работы...
Дом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Премьер лига iconО проведении IX международной Олимпиады по основам наук
Учредителем образовательного проекта «Международная Олимпиада по основам наук» (далее Олимпиада) является Автономная некоммерческая...
Дом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Премьер лига iconО проведении первого этапа IX международной Олимпиады по основам наук в Российской Федерации
Учредителем образовательного проекта «Международная Олимпиада по основам наук» (далее Олимпиада) является Автономная некоммерческая...
Дом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Премьер лига iconViii международная Олимпиада по основам наук Третий этап. Премьер...
В заданиях 1 – 5 выберите три правильных ответа из шести предложенных и укажите их номера в таблице ответов
Дом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Премьер лига iconДом Учителя Уральского федерального округа Министерство образования и науки Челябинской области
А палеозойской складчатости; б мезозойской складчатости; в кайнозойской складчатости
Дом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Премьер лига iconV I олимпиада по основам наук. Третий этап
Какую погоду можно предсказать по наблюдению, описанному Новеллой Матвеевой? (3 балла)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница