Конспект составила учитель русского языка и литературы, моу «Гимназия №58»




Скачать 46,03 Kb.
НазваниеКонспект составила учитель русского языка и литературы, моу «Гимназия №58»
Дата публикации02.10.2013
Размер46,03 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Конспект составила учитель русского языка и литературы,

МОУ «Гимназия №58»,

г. Саратова

Курчакова Ирина Александровна.

Тема урока: Искусство портрета в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и в русской живописи 18 века» (8 класс)

Цель и задачи урока: уточнить и обобщить знания обучающихся о портрете в литературе и живописи 18 века;

научить обучающихся умению распознавать характеры людей по деталям портрета на примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и передавать их в рисунке. Уточнить знания о крупнейших мастерах портрета 18 века: Ф.С.Рокотове, Д.Г.Левицком, В.Л.Боровиковском;

развивать выразительную речь, мышление, эстетический вкус. Воспитывать внимание, интерес к литературным и художественным произведениям.

Наглядность: портрет А.С.Пушкина, свеча, лира, репродукции картин Рокотова, Левицкого, Боровиковского (можно использовать презентацию)

^ Словарная работа: портретные детали, психологический портрет, художественный вымысел. Парадный портрет, салонный портрет, камерный, интимный.

План урока.

  1. Значение слова «портрет».

  2. Портретная характеристика героев повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

  3. Портрет в живописи 18 века.

  4. Творческая работа обучающихся.



Ход урока.

Любите живопись, поэты,

Ведь ей единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Н.Заболоцкий

1. Организация обучающихся.

Вступительное слово.

Как вы уже поняли, ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы попытаемся найти связующую нить между литературой и живописью при помощи портрета.

-Как даёт толкование слова «портрет» словарь Ожегова?

-Ученик: Портрет-изображение какого-нибудь человека на картине или фотографии. ^ Поясной портрет. Групповой портрет (несколько лиц). Литературный портрет.

-Как вы понимаете выражение «литературный портрет»?

-Ученик: Это прежде всего описание внешности героя. Но это не только описание лица, рук, цвета глаз, волос, прически, одежды, это и походка, жесты, манеры, особенности голоса, смеха. Очень важно сказать о выражении глаз, взгляде, улыбке.

-Обязательно ли описывать все черты лица?

-Ученик: Нет, достаточно уловить и передать самое яркое, самое запоминающееся, самое характерное для данного человека.

-Таким образом, «внутренний» портрет-это характер человека, его внутренний мир: интересы, привычки, образ мыслей, отношение к делу, к людям, к самому себе, обычные для него настроения, поведение в разных ситуациях, его убеждения и взгляды, чувства и переживания.

-Существует ли связь между внешним и «внутренним» портретом человека? Если существует, то какая?

Ученик: Между внешним и «внутренним» портретом всегда существует связь, но её надо уметь заметить и выразить. Чтобы заметить и понять эту связь, человека надо увидеть в различных ситуациях, не один раз встретиться с ним, понаблюдать со стороны.

-А если ты не можешь увидеть? Или создаёшь исторический образ из давно минувших событий?

Ученик: Необходимо придумать самому или обратиться к документальным материалам, что и делает А.С.Пушкин, создавая повесть «Капитанская дочка».

^ 2. Портретная характеристика героев в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

-Когда мы читали и анализировали главы повести, мы обращали внимание на точность и краткость изложенных событий. Пушкин считал это главным достоинством прозы. А сейчас мы более подробно поговорим о том, как он талантливо изобразил портреты героев, как немногими словами передал их психологическое состояние в различных жизненных ситуациях, ярко рисуя их в нашем воображении. Каждая деталь в портрете у него особенно емка, насыщенна смыслом. Давайте ещё раз представим себе героев произведения.

- Какие исторические образы воссоздает автор?

Ученик: Пугачева, Хлопуши, Белобородова, Екатерины II.

-Что делает автор, чтобы у нас сложилось более полное представление об этих героях?

Ученик: Автор изображает их в разных ситуациях, в окружении вымышленных лиц.

-Как называется этот приём?

Ученик: Этот приём называется «художественный вымысел»

-Некоторые из вымышленных Пушкиным героев являются главными героями повести. Кто это?

Ученик: Пётр Гринёв, Швабрин, Маша Миронова.

-Если бы вы были художниками и вам нужно было бы изобразить портреты героев, то с чего бы вы начали свою работу?

Ученик: Прежде всего обратились бы к историческим материалам, узнали бы побольше о героях. Прочитали бы художественные произведения. Обратились бы к творчеству великих мастеров живописи.

-Найдите и прочитайте портретные характеристики главных героев произведения «Капитанская дочка» и отметьте, какие черты характера вы можете назвать по портретной характеристике?

(Чтение отрывков обучающимися, ответы на вопросы)

Таким образом, в рисунке при помощи деталей можно передать «внутренний» портрет героев литературного произведения.

^ 3.Портрет в живописи 18 века.

-Как даётся значение слова «портрет» в «Энциклопедическом словаре искусств?»

Ученик зачитывает информацию.

-Уже в 18 столетии портретный жанр является основным жанром живописи. В этот период у власти в России была Екатерина II.

- Как называлась эта эпоха? Что характерно для этой эпохи?

Ученик: Эпоха Просвещения. Пробуждение в людях высокого сознания ответственности перед Отечеством, стремление быть полезным обществу.

-Но поскольку мы говорим о портретном искусстве того периода, то давайте назовём крупнейших мастеров портрета того времени.

Ученик: Рокотов, Левицкий, Боровиковский.

-На экскурсии в музее им. Радищева мы познакомились с творчеством этих великих художников, обратили внимание на характерные особенности их работ. Изучили историю создания портрета, как жанра.

-Какие виды портретов 18 века вы знаете?

Ученик: парадный, салонный, камерный, интимный.

-Отметьте особенности парадного портрета, найдите парадный портрет среди репродукций (на слайдах демонстрация репродукций).

Далее обучающиеся отмечают особенности других видов портрета, находят их среди репродукций картин Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В. Л. Боровиковского.

4.Творческая работа обучающихся.

Далее обучающиеся выполняют творческую работу- рисуют портреты литературных героев по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка», передавая внешний портрет и «внутренний» мир героев.

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Похожие:

Конспект составила учитель русского языка и литературы, моу «Гимназия №58» iconОпыта
Клименко Светлана Владимировна, моу гимназия №8 города Тихорецка мо тихорецкий район, педагогический стаж 25 лет, учитель русского...
Конспект составила учитель русского языка и литературы, моу «Гимназия №58» iconПапка достижений учителя русского языка и литературы Ефимовой Екатерины Васильевны
Должность: учитель русского языка и литературы моу «Эльгетская средняя общеобразовательная школа» им. А. Р. Слепцова
Конспект составила учитель русского языка и литературы, моу «Гимназия №58» iconПлан конспект урока по литературе 7 класс
Смирнова Е. Ю., учитель русского языка и литературы моу сош с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла №23,...
Конспект составила учитель русского языка и литературы, моу «Гимназия №58» iconНа уроках и во внеурочной работе по русскому языку
Тихонова Елена Борисовна учитель русского языка и литературы, культуры общения и риторики, зав кафедрой риторики и риторизации моу...
Конспект составила учитель русского языка и литературы, моу «Гимназия №58» iconАгеенко Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы моу...
Агеенко Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы моу «сош №120» г. Омска
Конспект составила учитель русского языка и литературы, моу «Гимназия №58» iconПояснительная записка Факультатив «Тексты малой формы»
Составила: Попова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Конспект составила учитель русского языка и литературы, моу «Гимназия №58» iconСвинина Елена Сергеевна учитель русского языка и литературы высшей...
Сценарий 150-летия школы. Автор составитель: Свинина Елена Сергеевна учитель русского языка и литературы высшей категории моу «Комсомольская...
Конспект составила учитель русского языка и литературы, моу «Гимназия №58» icon«оценка информации для исключения манипулиров ания сознанием»: цикл...
Сурикова м. Г., учитель русского языка и литературы, моу «Гимназия №1» г. Саянска
Конспект составила учитель русского языка и литературы, моу «Гимназия №58» icon«Красногвардейская гимназия»
Ильясова Гульмира Ахмаровна, учитель русского языка и литературы, член оргкомитета по проведению методической недели
Конспект составила учитель русского языка и литературы, моу «Гимназия №58» iconУрок русского языка по теме: «Глагол. Повторение изученного в 5 классе»
Мельникова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы 1 кв категории моу казачинская сош, с. Казачинское, Казачинско-Ленского...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница