Конспект открытого урока по литературе в 8 р классе Тема урока: «Последний день в Белогорской крепости. Великодушие Пугачева» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)




Скачать 45,36 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока по литературе в 8 р классе Тема урока: «Последний день в Белогорской крепости. Великодушие Пугачева» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Дата публикации02.10.2013
Размер45,36 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Конспект открытого урока по литературе в 8 Р классе

Тема урока: «Последний день в Белогорской крепости. Великодушие Пугачева»

(по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Вид: урок закрепления изучаемого материала.

Тип: урок-дискуссия

Цели урока: 1. Обучение анализу идейного содержания художественного произведения через сопоставление эпизодов; расширение знаний о портрете героя.

2. Развитие мыслительной деятельности учащихся.

3. Формирование умения отстаивать свою позицию, видеть честь и бесчестие.
^ Подготовка к уроку: учащиеся должные знать содержание «Капитанской дочки» Пушкина.
Ход урока:

Выходи, красная девица, дарую тебе волю, я государь.

^ А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
I. Оргмомент
II. Слово учителя. Представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка, позвякивая бубенцами. В кибитке главный герой повести – Емельян Пугачев и Петр Андреевич Гринев.

- Расскажите, что чувствовал рассказчик, садясь в кибитку с Пугачевым? Чего он боялся? (^ Гринев страшился за жизнь Маши, так как она – дочь капитана Миронова. А если Швабрин или кто-то еще скажет об этом?)

Обращение к эпиграфу

В. Шкловский отмечает, «песня, похожая на приведенную в эпиграфе, поется тогда, когда невеста – сирота и ее выдают замуж посаженный отец и посаженная мать. В данном случае посаженным отцом как бы является Пугачев, что увеличивает трагичность главы, так как Пугачев казнил родителей Мироновой» (В.Шкловский «Заметки о прозе русских классиков». М.: Советский писатель, 1955)

^ III. Работа с текстом

- Чтение отрывка из 3 главы повести: «А Мария Ивановна? – спросил я, - так же ли смела, как вы?

- Смела ли Маша? – отвечала ее мать. – Нет, Маша трусиха…»
- Права ли было Василиса Егоровна в оценке своей дочери?

- Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина? (Учащиеся отмечают силу характера Маши. Она скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, которого не уважает и не любит, несмотря на весь трагизм положения. А может быть, тем более ненавистен ей Швабрин, что он примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители)

- Какова была причина обморока Марьи Ивановны после милостивых слов Пугачева, вынесенных в эпиграф урока? (^ Она поняла, что ее освобождает убийца ее родителей)

- Как ведет себя Пугачев в сцене убийства Василисы Егоровны и в сцене освобождения Марьи Ивановны?

Сопоставление эпизодов гл. 7 и гл. 9.

«Очевидно, есть какая-то сила, стоящая над человеком, которая заставляет его идти против своей натуры и совершать то, что противно природе человеческой»

В центре этих событий – Пугачев. Но кажется, что это совершенно разные люди: в одном случае он жестоко расправляется с непокорными офицерами, а в другом – как герой волшебной сказки, «освобождает» «красну девицу» из заточения.

Основой натуры Пугачева, как изображает его Пушкин в повести, является не кровожадность, а нечто другое. Что же?

- Больше всего страшила Гринева мысль, что Пугачев не пощадит Машу, если узнает, кто она. И вот самое страшное свершилось: то, чего боялся Гринев, - произошло. Швабрин, озлобленный и униженный, выдал Машу.

- Как ведет себя Пугачев, узнав, что Гринев не был с ним до конца откровенным?
^ Обратить внимание учащихся на изображение деталей портрета героя.

Когда Швабрин выдал Машу, лицо Пугачева «омрачилось», он «устремил» на Гринева «Огненные глаза». Это минута наивысшего напряжения. Сейчас все должно решиться. Либо Гринев с Машей погибнут, либо…

- Что же спасло влюбленных? (Твердость и честность Гринева: «Швабрин сказал тебе правду, - ответил я с твердостью… - Можно ли было при твоих людях объявить, что дочь Миронова жива? Да они бы ее загрызли…

- И то правда, - сказал, смеясь, Пугачев. – Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку…»)
Как видим, настроение Пугачева изменилось. Не гнев и досада, а добрая улыбка появилась на его лице.

Гринев опять говорит о чести, совести и молитве. А в ответ слышит сказочную формулу: «Казнить – так казнить, жаловать – так жаловать: таков мой обычай. Возьми свою красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам Бог совет да любовь!»

После такого поистине царского жеста Пугачев «оборотился к Швабриу». Вспомним о нем и мы.

- Почему Гринев отвернулся от Швабрина, не радовался победе над уничтоженным врагом? (^ Гринев не злопамятен, он предпочитает вообще не думать о свом враге – «гнусном Швабрине».)

- А что испытывает Швабрин? (Унижение, ревность, а главное – зависть)

- Дайте толкование слова «зависть» по словарю Даля. (Зависть – досада по поводу чужого добра или блага, нежелание добра другому, а одному лишь себе… «Где счастье, там и зависть. Завистью ничего не возьмешь. Злой плачет от зависти, добрый – от радости».
^ IV. Подведение итогов урока

Слово учителя. Зависть рождает ненависть и желание причинить зло. Завистью продиктованы самые мерзкие, подлые поступки.

- С какими подлыми поступками Швабрина мы уже сталкивались на протяжении повести? (Он сознательно оклеветал Машу Миронову. На дуэли ранил Гринева, воспользовавшись тем, что Петруша отвернулся. Написал донос отцу Петруши. Перешел на сторону мятежников только потому, «что была велика их сила», он нарушил присягу, предал честь офицера, вынуждал Марью Ивановну стать его женой.)

К сожалению, Гриневу ещё придется встретиться со Швабриным. Не последней оказалась и его встреча с Пугачевым. Испытания Гринева продолжатся. Но это тема разговора на следующем уроке. В заключение ответьте на вопросы викторины.
Викторина

  1. В какое время года приехал Гринев в Белогорскую крепость? Почему? (Зимой)

  2. Сколько душ крестьян было у отца Гринева? (300)

  3. Что предложил Швабрин Гриневу дарить Машу вместо нежных стишков? (Серьги)

  4. Кто пришел на дуэль вместо секунданта со стороны Гринева? (Иван Игнатьевич, 5 инвалидов)

  5. Кто преподал Гриневу несколько уроков фехтования? (Француз Бопре)

  6. Кто вошел в комнату, когда Савельич стоял со свечкой у раненого Гринева? (Маша)

  7. Сколько было в семье Гриневых детей? Где остальные? (9, умерли во младенчестве)

  8. С какого возраста Савельич воспитывает Петрушу? (с 5 лет)

  9. Какое расстояние было от крепости до Оренбурга? (40 верст)

  10. Сколько лет прожили в крепости комендант и комендантша? (20)

  11. Кто лечил Гринева после ранения на дуэли? (Полковой цирюльник)

  12. Савельич пишет письмо старшему Гриневу очень подробно и, защиая Петрушу, приводит пословицу. Назовите ее. (Конь о четырех ногах, да спотыкается»)


V. Домашнее задание

Ответьте на вопросы:

- Каким вы представляете себе Гринева? В каких своих поступках он раскаивается, а какими мог гордиться?

Задание для сильных учащихся: напишите письменное задание по темам: «Пугачев в оценке рассказчика», «Маша Миронова в оценке рассказчика».

Похожие:

Конспект открытого урока по литературе в 8 р классе Тема урока: «Последний день в Белогорской крепости. Великодушие Пугачева» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») iconЭкзаменационные билеты по литературе, 11-е классы, 2006 год
Правда Пугачева и правда капитана Миронова в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"
Конспект открытого урока по литературе в 8 р классе Тема урока: «Последний день в Белогорской крепости. Великодушие Пугачева» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») iconЕго «Пугачев» историческая личность и Пугачев – литературный герой...
Путем сопоставительного анализа исторических материалов и художественного текста определить отношение к Пугачеву как к исторической...
Конспект открытого урока по литературе в 8 р классе Тема урока: «Последний день в Белогорской крепости. Великодушие Пугачева» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») iconУрок по повести А. С. Пушкин "Капитанская дочка"
Тема: «Читая, размышляй». Обобщающий урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Конспект открытого урока по литературе в 8 р классе Тема урока: «Последний день в Белогорской крепости. Великодушие Пугачева» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») iconУрока: Обучающие
...
Конспект открытого урока по литературе в 8 р классе Тема урока: «Последний день в Белогорской крепости. Великодушие Пугачева» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») iconТема урока : А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера...
Тема урока: А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. Утверждение нравственных идеалов и высокой требовательности...
Конспект открытого урока по литературе в 8 р классе Тема урока: «Последний день в Белогорской крепости. Великодушие Пугачева» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») iconКонспект составила учитель русского языка и литературы, моу «Гимназия №58»
Тема урока: Искусство портрета в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и в русской живописи 18 века» (8 класс)
Конспект открытого урока по литературе в 8 р классе Тема урока: «Последний день в Белогорской крепости. Великодушие Пугачева» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») iconПроверочная работа по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Определите...
Назовите художественные приемы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачева
Конспект открытого урока по литературе в 8 р классе Тема урока: «Последний день в Белогорской крепости. Великодушие Пугачева» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») iconУрок литературы в 8 классе Урок викторина по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Цели
Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: Вако, 2007
Конспект открытого урока по литературе в 8 р классе Тема урока: «Последний день в Белогорской крепости. Великодушие Пугачева» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») iconКонспект открытого урока по литературе в 11 классе Тема: До конца, до тихого креста
Идейно-художественное своеобразие рассказа А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Конспект открытого урока по литературе в 8 р классе Тема урока: «Последний день в Белогорской крепости. Великодушие Пугачева» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») iconПлан урока развития речи в 8-м классе «Смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
На протяжении пяти уроков мы переживали все события Пугачёвского бунта вместе с главными героями: Петром Гринёвым и Емельяном Пугачевым....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница